Выступление на педсовете "Отклонения в развитии речи детей и их причины»
консультация на тему

Тимонина Наталья Николаевна

Выступление на педагогическом совете для воспитателей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkloneniya_v_razvitii_rechi.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

Тема:  «Отклонения в развитии речи детей и их причины»

                                                                                      Подготовила

учитель-логопед

Тимонина Н.Н.

            Сложное многоуровневое строение речи и речевой деятельности обуславливает разнообразие её нарушений. Расстройства речи как нарушение социальной функции ограничивают прежде всего возможности адаптации человека. Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребёнка, на формировании психической деятельности, они ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления, могут порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения, нарушать межличностные отношения.

Проявления речевых нарушений.

  • Нарушение звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков.
  • Нарушение звуковой структуры слова.
  • Лексические недостатки: бедный словарный запас, нарушение вариативного использования слов, непонимание значения и смысла слов.
  • Неправильное грамматическое оформление высказывания.
  • Нарушение связанного высказывания (развёртывания, планирования, прогнозирования высказывания и др.)
  • Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.
  • Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование звуков, слогов, слов и др.
  • Бедность выразительных средств устной речи.
  • Нарушение общения.

            Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать.

            Расстройства речи могут проявляться изолировано и в различных комбинациях.

            Особую группу составляет дети с нарушениями слуха. Для диагностирования их состояния понадобиться сделать ребёнку аудиограмму, получить консультацию у отоларинголога, сурдопедагога.

Причины речевых нарушений.

            Различные по степени тяжести отклонения от возрастных норм развития речи ребёнка-дошкольника определяются причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу, которые воздействуют на ребёнка непосредственно, начиная с беременности матери, младенчества, раннего, младшего, среднего или старшего дошкольного возраста. Возникая как следствие воздействия широкого спектра причин, речевые нарушения имеют определённый механизм образования.

            Органические нарушения возникают при поражении механизмов в центральной или периферической части речевого аппарата. Они могут быть обусловлены:

  • недостаточной зрелостью коры головного мозга;
  • отклонения в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции.

            Причины (травмы, интоксикации, перегрев, переохлаждение мозга, сосудистые заболевания, бактерии, вызывающие тяжёлые болезни и нарушения деятельности эндокринных желёз) воздействуют на сам биологический субстрат, изменяя ход речевого развития. Временные сроки – период внутриутробного развития, младенческий, ранний, дошкольный возраст. В зависимости от места воздействия повреждающего фактора выделяют нарушения центрального или периферического характера.

            Функциональные нарушения возникают следствии воздействия социальных причин: соматической ослабленности, педагогической запущенности стрессов или психических заболеваний, социальной или эмоциональной депривации (при недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с матерью и близкими людьми).

            Отклонения речевого развития имеют особенности в каждом возрастном периоде. Оценивая недостатки в речевом развитии, важно учитывать: возраст ребёнка в котором проявилось расстройство; причины, непосредственно вызвавшие отклонение; наличие предрасполагающих условий; комплексный анализ лингвистических характеристик неправильной речи (см. «проявления речевых нарушений»).

            Развитие речевой системы характеризуется как последовательное и скачкообразное одновременно. Наиболее интенсивное развитие звеньев речевой системы происходит в определенные возрастные сроки, так называемые критические периоды: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В это время отмечается повышенная неустойчивость нервных механизмов речевой деятельности и возникает риск появления нарушений. Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих факторов, они могут быть самостоятельными и возможно их сочетание с другими неблагоприятными факторами – генетическими заболеваниями, соматической ослабленностью, дисфункцией со стороны нервной системы ребёнка и др. большинство детей с речевыми расстройствами нуждаются в помощи специалистов разного профиля.

            Из выше изложенного видно, что причины нарушений речи не являются изолированными и непреодолимыми. Семья и воспитатель могут многое сделать, чтобы предупредить эти нарушения или преодолеть их.

Литература:

  1. Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко. «Ребёнок плохо говорит? Почему? Что делать?» М., 2005 год.
  2. М.Е. Хватцев. «Предупреждение и устранение недостатков речи», С-П., 2004 год.
  3. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина. «Основы логопедии», М., 1989 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская речь. Важный этап в развитии речи детей раннего дошкольного возраста.

Трудно переоценить  роль хорошо развитой  в жизни ребенка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир, формируется личность ребенка, развивается  его мышление, поведение. Д...

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Занятие по развитию речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Тема: Составление описательного рассказа по портрету, с опорной на                таблицу – алгоритм.Цели: - Закрепить умение дете...

родительское собрание "Развитие речи детей 6-7 лет. Предупреждение нарушений письменной речи"

Материал собрания для родителей первоклассников по развитию речи и предупреждению нарушений....

Выступление на педагогической гостиной "Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей"

Вашему вниманию представлено выступление   для воспитателей о здоровьесберегающих технологиях  в развитии речи детей....

Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов "Методы и приемы работы по развитию речи детей с РАС

описаны этапы работы по развитию речи детей с расстройством аутистического спектра...

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет»

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...