Нетрадиционные методы коррекции связной речи в работе логопеда.
статья на тему
Нетрадиционные методы работы по развитию связной речи в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эффект применения нетрадиционных методов по развитию связной речи зависит от профессиональной компетенции педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_metody_korrektsii_svyaznoy_rechi_v_rabote_logopeda.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные методы коррекции связной речи в работе логопеда.
Нетрадиционные методы работы по развитию связной речи в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эффект применения нетрадиционных методов по развитию связной речи зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающегося процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приёмы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много ( игро-, сказко-, смехо-, изо-, глина-, воско-, кристаллотерапия и др.), но мне хочется остановится на тех, которые, на мой взгляд, являются наиболее целесообразными и эффективными: арома-, музыко-, хромотерапия, су-джок терапия. Все эти методы направлены на развитие речи, повышающую работоспособность коры головного мозга, стимулирующие развитие мышления ребёнка и улучшение психоэмоционального состояния детей.
АРОМАТЕРАПИЯ – лечение с помощью эфирных масел разных растений. Цели: нормализовать мышечный тонус, повышать работоспособность, настроение, уверенность в себе.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ Цели: создавать положительный эмоциональный фон реабилитации (снятия фактора тревожности, неуверенности), стимулировать двигательные функции, развивать и корректировать сенсорные процессы (ощущения, восприятия, представления) и сенсорные способности, развивать дыхательный и артикуляционный аппарат, растормаживать речевую функцию. На занятиях можно использовать следующие приёмы музыкотерапии:
- прослушивание музыкальных произведений;
- ритмические движения под музыку;
- сочетания музыки с работой по развитию ручного праксиса;
- пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.
Во время музыкальных сеансов следует соблюдать такие принципы:
- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия;
- использовать только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям;
- на занятии лучше использовать одно музыкальное произведение.
Музыкотерапевтическое направление работы способствует:
- улучшению общего эмоционального состояния детей;
- улучшению использования качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);
- коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
- стимуляции речевой функции;
-нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).
ХРОМОТЕРАПИЯ (цветотерапия, светотерапия) Цели: нормализовать мышечный тонус, нейтрализовать негативное состояние. Хромотерапия – наука, изучающая свойства света и цвета. Учёные давно заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие – раздражают, угнетают. Терапевтические возможности цвета были подтверждены результатами научных исследований.
Воздействие цвета на детей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.
Воздействие цвета на организм ребёнка
Цвет | Положительное влияние на организм |
Синий, голубой | Успокаивающее действие, расслабляющий эффект, снижение спазмов, тормозящее действие |
Красный, розовый | Повышение физической работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов |
Зелёный | Успокаивающее действие, создание хорошего настроения |
Жёлтый | Цвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния |
СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ Цели: Нормализовать мышечный тонус, опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга. Исследования учёных показали, что формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедических целях су-джок терапия активизирует развитие речи ребёнка.
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму.
Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Сочетание пальчиковых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Пальчиковые игры стимулируют речевое развитие ребёнка и помогают запомнить любое упражнение.
Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых в медленном темпе. Темп и количество повторений постепенно увеличиваются. К нетрадиционным методам обучения связной речи можно отнести массаж для пальчиков с грецкими орехами. С помощью грецкого ореха массируется запястья, кисти рук ребёнка: ладони, пальцы, тыльные стороны кистей рук, межпальцевые зоны, стимулируя не только речевое развитие ребёнка, но и слаженную работу внутренних органов, организм в целом. Массаж «орешек» дан в сочетании с упражнениями в «сухом бассейне». «Сухой бассейн» используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными. По ходу ребёнок будет массировать орехами и играть с «сухим бассейном». Пользуясь этим массажем, помните, что хороших результатов можно достичь, только если будете терпеливыми и настойчивыми. Занятия должны носить систематический характер, но не более 5-10 минут в день.
Эффективность применения нетрадиционных методов во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребёнок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.
Список использованной литературы:
- Власенко И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология. 1988. № 4.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М.: Владос, 1998.
- Сидельникова Г. Элементы психотерапии в работе логопеда // Дошкольное воспитание 1998. № 3.
- Шевченко И.Н. Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников //Логопед 2011. №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по развитию связной речи посредством составления рифмованных текстов с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Представлены игры и творческие задания для составления рифмованных текстов с дошкольниками с общим недоразвитием речи....
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по развитию связной речи посредством использования игр и творческих заданий для освоения алгоритмов работы с картиной у дошкольников с общим недоразвитием речи
Предлагаются игры и творческие задания для развития связной речи у дошкольньников с общим недоразвитием речи...
доклад для выступления на МО учителей -логопедов города "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей"
Данный доклад раскрывает основные приемы мнемотехники и как они помогают в развитии связной речи детей....
Взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей по развитию связной речи дошкольников с ОНР
Методический материал адресован логопедам, воспитателям ДОУ, родителям дошкольников. В нем рассматривается целесообразность и некоторые формы сотрудничества педагогов с семьями воспитанников по развит...
Занятие по логопедии "Автоматизация звуков "Р" и "л" в предложениях и связной речи"
Занятие по логопедии "Автоматизация звуков "Р" и "л" в предложениях и связной речи" Способствует автоматизации звуков в речи, активизирует познавательные процессы....
Интерактивные игровые приёмы как средство развития связной речи у детей с ОВЗ в деятельности учителя-логопеда (из опыта работы)
из опыта работы...
статья «Формирование связной речи как направление работы учителя-логопеда в инклюзивной школе»/"Formation of coherent speech as a direction of work of a speech therapist in an inclusive school"
Ключевые слова: связная речь, речевая активность, дети с интеллектуальным недоразвитием, мотивация, формирование речи, структура предложения, внимания к речи, умение вслушиваться в обращенную ре...