Нетрадиционные методы коррекции связной речи в работе логопеда.
статья на тему

Каштанова Елена Александровна

Нетрадиционные методы работы по развитию связной речи в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эффект применения нетрадиционных методов по развитию связной речи зависит от профессиональной компетенции педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные методы  коррекции связной речи в работе логопеда.

        Нетрадиционные методы работы по развитию связной речи в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эффект применения нетрадиционных методов по развитию связной речи зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающегося процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приёмы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

        На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много ( игро-, сказко-, смехо-, изо-, глина-, воско-, кристаллотерапия и др.), но мне хочется остановится на тех, которые, на мой взгляд, являются наиболее целесообразными и эффективными: арома-, музыко-, хромотерапия, су-джок терапия. Все эти методы направлены на развитие речи, повышающую работоспособность коры головного мозга, стимулирующие развитие мышления ребёнка и улучшение психоэмоционального состояния детей.

        АРОМАТЕРАПИЯ – лечение с помощью эфирных масел разных растений. Цели: нормализовать мышечный тонус, повышать работоспособность, настроение, уверенность в себе.

        МУЗЫКОТЕРАПИЯ Цели: создавать положительный эмоциональный фон реабилитации (снятия фактора тревожности, неуверенности), стимулировать двигательные функции, развивать и корректировать сенсорные процессы (ощущения, восприятия, представления) и сенсорные способности, развивать дыхательный и артикуляционный аппарат, растормаживать речевую функцию. На занятиях можно использовать следующие приёмы музыкотерапии:

        - прослушивание музыкальных произведений;

        - ритмические  движения под музыку;

        - сочетания музыки с работой по развитию ручного праксиса;

        - пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Во время музыкальных сеансов следует соблюдать такие принципы:

        - продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия;

        - использовать только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям;

        - на занятии лучше использовать одно музыкальное произведение.

        Музыкотерапевтическое направление работы способствует:

        - улучшению общего эмоционального состояния детей;

        - улучшению использования качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);

        - коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;

        - стимуляции речевой функции;

        -нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

        ХРОМОТЕРАПИЯ (цветотерапия, светотерапия) Цели: нормализовать мышечный тонус, нейтрализовать негативное состояние. Хромотерапия – наука, изучающая свойства света и цвета. Учёные давно заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие – раздражают, угнетают. Терапевтические возможности цвета были подтверждены результатами научных исследований.

Воздействие цвета на детей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Воздействие цвета на организм ребёнка

               Цвет

 Положительное влияние на

               организм

 Синий, голубой

Успокаивающее действие, расслабляющий эффект, снижение спазмов, тормозящее действие

 Красный, розовый

Повышение физической работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов

  Зелёный

Успокаивающее действие, создание хорошего настроения

  Жёлтый

Цвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния

        СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ Цели: Нормализовать мышечный тонус, опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга. Исследования учёных показали, что формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедических целях су-джок терапия активизирует развитие речи ребёнка.

        Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму.

        Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

        Сочетание пальчиковых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Пальчиковые игры стимулируют речевое развитие ребёнка и помогают запомнить любое упражнение.

        Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых в медленном темпе. Темп и количество повторений постепенно увеличиваются. К нетрадиционным методам обучения связной речи  можно отнести массаж для пальчиков с грецкими орехами. С помощью грецкого ореха массируется запястья, кисти рук ребёнка: ладони, пальцы, тыльные стороны кистей рук, межпальцевые зоны, стимулируя не только речевое развитие ребёнка, но и слаженную работу внутренних органов, организм в целом.  Массаж  «орешек» дан в сочетании с упражнениями в «сухом бассейне». «Сухой бассейн» используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными. По ходу ребёнок будет массировать орехами и играть с «сухим бассейном». Пользуясь этим массажем, помните, что хороших результатов можно достичь, только если будете терпеливыми и настойчивыми. Занятия должны носить систематический характер, но не более 5-10 минут в день.

        Эффективность применения нетрадиционных методов во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребёнок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.

        

Список использованной литературы:

  1. Власенко И.Т.  Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология. 1988. № 4.
  2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М.: Владос, 1998.
  3. Сидельникова Г. Элементы психотерапии в работе логопеда // Дошкольное воспитание 1998. № 3.
  4. Шевченко И.Н. Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников //Логопед 2011. №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад для выступления на МО учителей -логопедов города "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей"

Данный доклад раскрывает основные приемы мнемотехники и как они помогают в развитии связной речи детей....

Взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей по развитию связной речи дошкольников с ОНР

Методический материал адресован логопедам, воспитателям ДОУ, родителям дошкольников. В нем рассматривается целесообразность и некоторые формы сотрудничества педагогов с семьями воспитанников по развит...

Занятие по логопедии "Автоматизация звуков "Р" и "л" в предложениях и связной речи"

Занятие по логопедии  "Автоматизация звуков "Р" и "л" в предложениях и связной речи" Способствует автоматизации звуков в речи, активизирует познавательные процессы....

статья «Формирование связной речи как направление работы учителя-логопеда в инклюзивной школе»/"Formation of coherent speech as a direction of work of a speech therapist in an inclusive school"

Ключевые слова: связная речь, речевая активность, дети  с интеллектуальным недоразвитием, мотивация, формирование речи, структура предложения, внимания к речи, умение вслушиваться в обращенную ре...