Пересказ рассказа Г. Циферова «Ёжик». в группе для детей с ТНР
план-конспект на тему

Занятие в группе для детей с ТНР с использованием приема моделирования ситуации при формировании пересказа текста со скрытым смыслом у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema1.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дикие животные. Пересказ рассказа Г. Циферова «Ёжик».

Цель: Формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом.

Коррекционно-образовательные задачи.

    Расширение, уточнение и активизация словаря признаков

    Совершенствование грамматического строя речи

    Обучение детей составлению предложений по опорным словам

     Упражнение детей в преобразовании деформированных фраз

Коррекционно-развивающие задачи.

Развитие связной речи.

Развитие слухового внимания.

Развитие внимания, мышления, памяти.

Приобретение навыка использования полученных ранее знаний в конкретной поисковой ситуации.

Коррекционно-воспитательные задачи.

Формирование навыков сотрудничества, приобретение детьми опыта коллективной деятельности.

Оборудование: картинки : ёжик, клюква, жёлтый лист, голубая звезда, лопушок, красное солнышко; Игрушка ёжик, зеркало, плоскостные фигурки -  лопушок, солнышко, клюквинка, листик, звёздочка.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

Сядет тот, кто скажет:  

-Чем питается заяц ( лиса, медведь, волк, лось, белка)?

(Каждый ребёнок рассказывает про одно животное и садится на место).

  1. Основная часть.

      1.  Знакомство с темой.

Сегодня на занятии вы узнаете интересную историю об одном диком животном. А о каком, догадайтесь сами.

                        Сердитый недотрога
                       Живет в глуши лесной,
                       Иголок очень много,
                       А нитки - ни одной.

(Ёжик)

    А как вы догадались? (Выслушать ответы детей).

  1.  Слушание текста. ( По ходу чтения вывешиваются картинки).

Однажды тёмной ночью пошёл серый Ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол её на серую иголочку. Увидел жёлтый листик и тоже наколол. Вдруг он заметил в большой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть – да ничего не получилось. Подумал ёжик, подумал и накрыл её лопушком: пусть полежит до утра. А утром под голубым лопухом вместо голубой звезды нашёл Ёжик большое красное солнышко. Ёж очень смеялся!

     Как вы думаете, почему Ёжик смеялся?

  1. Моделирование ситуации. (Проводим с детьми эксперимент). Предлагаю детям поиграть с Ёжиком. Обращаю внимание на то, что ёжик путешествовал именно ночью, накалываем на иголочки клюквинку, листик. Берём зеркало, договариваясь с детьми, что это у нас лужица, над лужицей держим звёздочку. Предлагаю посмотреть, что мог увидеть ёжик в лужице ночью. Мог ли ёжик наколоть на иголочки звезду? Почему?  Объясняю, что ёжик увидел не саму звезду, а отражение. (Слово отражение - новое для детей. Его отрабатываем в произносительном плане). Далее накрываем звёздочку лопушком. Напоминаем, что ёж пришёл к        лужице утром. Что светит в это время на небе? Поднимаем лопушок и держим над лужицей солнышко. Что видите в лужице? Итоговый вопрос. Что видел ёжик ночью - звёздочку или отражение?  А что увидел утром – солнце или отражение?  Так почему же смеялся ёжик?  (Выслушиваются  ответы детей).

     Вывод: Ёжик перепутал отражение с настоящим предметом и просто

     смеялся над собой.                  

   4.  Беседа по содержанию.

  • Когда Ёжик пошёл гулять по лесу?
  • Что он увидел?
  • Что ёж сделал с клюквинкой?
  • Что ещё наколол Ёжик на иголочки?
  • Что Ёжик увидел в большой луже?
  • Что хотел сделать Ёжик?
  • Смог ли Ёжик наколоть звёздочку на иголки?
  • И что же сделал Ёжик?
  • Когда Ёжик пришёл к луже во второй раз?
  • Что он увидел в луже?

  5.  Физкультминутка.         

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где достать – не знал.

   

6.  Составление предложений по опорным словам.

 (Ёжик перепутал все слова в предложениях. Давайте  поможем ему  составить правильно предложения.)

  • Пошёл, Ёжик, ночью, гулять, лес, в
  • Увидел, красную, клюквинку, Ёжик.
  • Наколол, иголочку, Ёжик, клюквинку,  на.
  • Жёлтый, лист, увидел, наколол тоже.
  • Заметил, луже, голубую, звезду, в.
  • Накрыл, лопушком, Ёжик, звёздочку
  • Утром, красное, солнышко, лопушком, нашёл, под.
  • Смеялся, Ёж, очень.

  7.  Игра «Исправь ошибку».

Ёжик очень старался запомнить предложения, но  опять  допустил ошибки. Давайте исправим ошибки Ёжика.

  • Однажды ранним утром пошёл Ёжик гулять по лесу.
  • Увидел иголочку и наколол её  на красную клюковинку.
  • Увидел жёлтый гриб и тоже наколол.
  • Вдруг увидел на голубой звезде большую лужу.
  • Ёжик подумал и тоже наколол звёздочку на серую иголочку.
  • А утром под лопухом нашёл большую звезду.
  • Ёж очень рассердился.

  1. Пересказ рассказа детьми по цепочке. (Принимают участия все дети).

  1. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема:Пересказ рассказа И.Соколова-Микитова "В берлоге"

Тема: Пересказ рассказа И.Соколова-Микитова "В берлоге".Задачи:1.  Учить пересказывать рассказ по составленному логопедом плану.2.   Развивать внимание, память.3.  Обогащать...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей пересказу в подготовительной к школе логопедической группе Я. Пинясов «Огурчик» Лексическая тема «Овощи»

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи.В дошкольном возрасте происходит овладение дву...

Конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

                Конспект занятия по развитию речи                            ...