Методика адаптивной физической культуры для обучающихся имеющих нарушение слуха
учебно-методический материал по физкультуре
Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема поучаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методика адаптивной физической культуры для обучающихся имеющих нарушение слуха
Физиология с нарушением слуха детей
Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема поучаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков.
С нарушением слуха школьникам свойственны разнообразные нарушения в двигательной сфере, к наиболее характерным относятся:
- недостаточно точная координация и неуверенность в движениях, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы у малышей, и проявляется в более старшем возрасте в виде шаркающей походки;
- относительная замедленность овладения двигательными навыками;
- трудность сохранения статистического и динамического равновесия;
- относительно низкий уровень развития ориентировки в пространстве;
- замедленная скорость выполнения отдельных движений, всего темпа деятельности в целом по сравнению со слышащими;
- утрата слуха отражается и на уровне развития физических качеств, в частности, по уровню развития силы (в восьмилетнем возрасте величина отставания с нарушением слуха от слышащих была6-8%, а к семнадцатилетнему возрасту достигла 53,3% ).
Особенности моторики не слышащих детей порождаются целым комплексом причин, одной из которых являются нарушения функций отдельных систем организма.
В многочисленных работах по этому вопросу указывается на значительную роль вестибулярного аппарата в развитии двигательной сферы. Так, Н.Л. Надеина (1989) с помощью специального исследования выявила различные проявления вестибуляторной дисфункции у 62% детей, имеющих нарушения слуха. Даже незначительные нарушения в работе вестибулярного аппарата вызывают существенные изменения моторики глухих. Вместе с тем нельзя не учитывать тот факт, что количество глухих, у которых проявляются своеобразные особенности в двигательной сфере, превышает число лиц, страдающих вестибулярными нарушениями.
Эти положения можно объяснить тем, что патологический процесс в слуховом анализаторе изменяет не только функции вестибулярного аппарата, но и функции кинестезического анализатора, который также определяет особенности двигательной деятельности глухих
С точки зрения физиологии о состоянии двигательной сферы можно судить по некоторым неврологическим показателям. Данные, полученные в исследованиях Н.И. Букуна (1988), свидетельствуют о том, что у 64% глухих имеются резкие изменения характера рефлекторного ответа и у 43% отмечено невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга. (Данный факт очень важен при проведении занятий физкультурой и спортом.)
Таким образом, анализ литературы свидетельствует, что состояние двигательной сферы детей с нарушением слуха зависит от ряда причин. При этом в разных случаях любая из них может играть важную роль. Вместе с тем можно утверждать, что особенности развития двигательной сферы у глухих детей обусловлены тремя основными факторами: отсутствием слуха, изменением некоторых функциональных систем и недостаточным развитием речи.
Результаты проведенных исследований свидетельствуют о следующем:
- показатели физического развития глухих 15-летних юношей уступают показателям физического развития слышащих сверстников по всем основным соматометрическим признакам. Уровень их двигательной подготовленности также ниже уровня физической подготовленности 15-летних слышащих сверстников;
- физическое развитие глухих 17-летних юношей практически идентично уровню физического развития слышащих юношей, но показатели уровня двигательной подготовленности 17-летних глухих гораздо ниже уровня двигательной подготовленности 17-летних слышащих юношей;
- вместе с тем уровень физической подготовленности 15-и 17-летних глухих юношей практически остается неизменным;
Для глухих и слабослышащих школьников характерны следующие разнообразные нарушения в двигательной сфере, которые необходимо учитывать при организации работы:
- недостаточно точная координация и неуверенность в движениях;
- относительная замедленность овладения двигательными навыками;
- трудность сохранения статического и динамического равновесия;
- низкий уровень развития ориентировки в пространстве;
- низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп - сгибателей и разгибателей);
- замедленная скорость обратной реакции;
- невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга.
Результаты исследований показывают, что большая часть (от 60 до 86%) глухих и слабослышащих юношей 15-17 лет имеют те или иные нарушения в осанке (сутулость, сколиоз, плоская грудная клетка), ожирения, плоскостопия I и II степени и др.
И, наконец, традиционное сложившиеся система физического воспитания молодёжи в школе для глухих и слабослышащих, как правило, не обеспечивает совершенствования физических качеств учащихся.
Проанализировав полученные данные пришли к заключению, что в условиях учебного заведения методика физического воспитания с нарушением слуха детей основанная на применении строго дозированных, локальных силовых упражнений включённых в основные разделы программы, будет способствовать не только эффект росту силовых качеств учащихся, но и двигательной подготовленности в целом.
Организация занятий
Опыт моей работы в школе I-II вида показал, что организация физического воспитания в школе включает в себя следующее:
*Проведение занятий, как правило тренирующей направленности, с широким использованием метода круговой тренировки ( в процессе прохождения основных разделов программы), метода повторных и максимальных усилий с использованием умеренно больших сопротивлений, а также метода стандартно-повторяющегося отягощения( в процессе занятий атлетической гимнастикой).
*Преимущественное внимание при развитии силовых качеств уделялось основным, наиболее важным мышечным группам: спины, груди, плечевого пояса, живота и нижних конечностей.
* Уменьшение количества часов из основных разделов программы с целью вынесения этих часов на занятия атлетической гимнастикой(14часов)
*Изменение структуры урока за счет практически полного исключения его вводной части (кроме ознакомительных уроков). Это позволило увеличить основную часть урока в среднем на 5-8 минут. Подобный был использован и в отношении заключительной части урока.
Планирование программного материала в учебном году
План – график урочных занятий по физической культуре на год составлялся на основе программы и сетки учебных часов с учетом сроков проведения каждой четверти.
В зависимости от сезонно-климатических условий школой использовались различные варианты распределения материала занятий в течение года: параллельно-комплексный (когда материал основных разделов программы сочетался со специальными комплексами силовой направленности) и поочередно внимание уделяют одному из разделов. На основе годового плана было составлено 68 планов-конспектов, в которых сформулированы основные задачи, средства и методические приемы их решения.
Приемы и методы обучения физическим упражнениям с нарушением слуха детей
Уроки физической культуры в школе I-II вида имеют свои особенности. Отсутствие слуха, недостаточное развитие речи создают определенные трудности при обучении физическим упражнениям.
Учитывая психофизиологические особенности с нарушением слуха детей , своеобразие развития их двигательной сферы, необходима организованная система обучения силовым упражнениям, которая позволяла бы оказывать комплексное воздействие на развитие индивида.
В связи с этим курс обучения упражнениям силовой направленности необходимо условно делить на три этапа.
Первый этап обучения – создание у учащихся общего представления об изучаемых локомоциях, а также о их связи с ранее изученными упражнениями на уроках физической культуры.
Второй этап педагогического воздействия должен осуществляться за счет комплексного применения различных упражнений. На этом этапе отводится особая роль коррекции техники выполнения упражнений. При этом исключается те способы выполнения, которые закрепляли бы отрицательные навыки, с технической точки зрения.
Третий этап направлен на стабилизацию и совершенствование навыков выполнения упражнений в условиях повышения нагрузки и увеличения интенсивности занятий.
На протяжении всех этапов основной акцент надо делать на развитие силовых качеств. При этом для успешного использования методики необходимо применять следующие педагогические методы: практические ( предписание алгоритмического типа),наглядные ( показ и метод графической записи упражнений), словесные ( объяснение, метод коррекции ошибок). Роль этих методов в процессе выполнения упражнений силовой направленности неодинакова и зависит от задач конкретного урока.
Так, на начальном этапе обучения силовым упражнениям желательно предпочтение отдавать наглядным и словесным методам.
Без предварительного создания у учащихся образного представления об изучаемом упражнении формирование правильных двигательных навыков заторможено уже в самом начале. Поэтому для создания образа и формирования мысленной модели изучаемого упражнения необходимо использовать: его показ, объяснение ( в данном случае использовать все виды речи, жестовую, дактильную, устную и письменную), предварительную), предварительную коррекцию ошибок на основе графической записи упражнения.
В последнее время широко распространение получило положение о том, что обучение движениям может идти успешно только в том случае, если при объяснении физических упражнений будут одновременно использоваться методы слова и показа. Для учащихся, у которых этот процесс затруднен в результате нарушений одного из анализаторов (слуха), при обучении любым упражнениям наиболее целесообразным является поочередное применение методов показа и объяснения.
Однако на начальном этапе обучения глухих юношей упражнениям силовой направленности несколько большее значение, наглядное восприятие учебного задания (показ упражнения и его графической записи).
После показа упражнения и демонстрации его графического изображения (рисунка фото) надо дать название упражнения, его основных элементов (термины). Ученикам предлагается несколько раз повторить их вместе с педагогом (проговаривать вслух). Такого рода обучение позволяет активизировать деятельность сигнальных систем, акцентировать внимание занимающихся на восприятии технической основы упражнения, закрепить ассоциативную его термином.
Таким образом, в результате применения методов наглядной информации (показ, демонстрация графического изображения упражнения) удается значительно интенсифицировать процесс создания представления и уточнения знаний глухих о методике занятий и технике выполнения силовых упражнений. Использование методов наглядного восприятия в сочетании со словесными способствует более осознанному выполнению комплексов упражнений, повышает интерес к занятиям.
В процессе обучения глухих юношей комплексам упражнений силовой направленности необходимо применять метод алгоритмических предписаний. Под этим понимаются определенные предписания о порядке и характере действий каждого обучаемого. Методика составлений предписаний алгоритмического типа предусматривает разделение комплекса упражнений на части, которые осваиваются в строгой последовательности. Эти предписания должны отвечать следующим требованиям:
- Точно указывать характер воздействия каждого упражнения;
- Все упражнения в комплексе должны быть взаимосвязаны и расположены в определённой последовательности.
Выбор метода алгоритмических предписаний удобен прежде всего тем, что при обучении это дает возможность моделировать педагогический процесс. Этот метод применим как к обучению умственным, так и к физическим операциям. Он обеспечивается наличием наглядной информации, осуществляемой по принципу обратной связи, что позволяет непрерывно корректировать процесс обучения. Кроме того, данный метод позволяет уменьшить «непроизводительную» трату времени и требует от ученика постоянной активной работы на уроке.
Закрепление основных положений на уроках по силовой подготовке осуществляется в следующем порядке:
Название выполняемого упражнения, его выполнение учащимися и проговаривание названия упражнения, последующее выполнение упражнения с соответствующей коррекцией со стороны педагога.
Таким образом, применение метода алгоритмических предписаний с рациональным сочетанием наглядных и словесных методов, а также своевременная коррекция ошибок позволяет резко уменьшить их количество и повысить качество выполнения силовых упражнений.
Обучение комплексам упражнений можно также проводить с использованием звуковой и световой сигнализации. Использование данных приемов позволяет создать тактильные ( вибрация пола при громком звуковом сигнале) и зрительные ориентиры ( световой прибор) для начала и окончания выполнения как отдельного подхода, так и самого упражнения.
Использование данных приемов обучения позволяет задавать глухим юношам нужный темп движений, а также значительно повысить моторную плотность урока.
Показания и противопоказания к занятиям силовым упражнениями
Среди некоторых специалистов в области физической культуры бытует мнение о том, что юношам – инвалидам по слуху не рекомендуется выполнять нагрузки, связанные с тяжестями. Однако в специальной литературе мы не обнаружили конкретных противопоказаний для инвалидов с нарушением слуха к занятиям силовыми упражнениями. Практика показывает, что подобные занятия не только способствуют развитию двигательных качеств, но и повышают интерес самих учащихся к занятиям.
Тем не менее наблюдения показывают, что глухие и слабослышащие, помимо глухоты, имеют сопутствующие заболевания и отклонения в здоровье. Подобное обстоятельство необходимо учитывать при занятиях.
Известно, что некоторые виды спорта и, в частности, атлетическая гимнастика связаны с нагрузками на позвоночник. А наши исследования показали, что 86% юношей 15-17 лет ( из 90 обследованных ) имеют те или иные нарушения в осанке в виде сутулости, различных видов сколиоза, плоской грудной клетки. Тем не менее занятия спортом даже при болезнях позвоночника ( исключение составляют тяжелые заболевания и заболевания в острой форме) вполне допустимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика адаптивной физической культуры для обучающихся имеющих нарушения слуха
Методика адаптивной физической культуры для обучающихся имеющих нарушения слуха...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 5 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа по физической культуре, рассчитана по три часа в неделю. Календарно-тематическое планирование 5 класс....
Методика проведения учебных занятий по физической культуре с детьми, имеющими нарушение интеллекта
методика...
Доклад «Использование альтернативной коммуникации на уроках адаптивной физической культуры у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития»
В настоящее время актуальность альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что всё большее количество детей испытывают трудности в процессе обучения и общения ввиду различных нарушений развит...
Методические рекомендации по организации занятий адаптивной физической культурой для детей с нарушением слуха
Среди глухих и слабослышащих детей чаще встречаются нарушение осанки, сколиоз, сутуловатость, плоскостопие. Наиболее заметны нарушения моторики и комплекс вестибулярных расстройств.Целью занятий...