Статья "ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЛУХА"
статья
ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЛУХА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korobko_o.d._statya.docx | 34.74 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 376.352
ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЛУХА
Коробко О.Д., учитель, Областное казённое общеобразовательное
учреждение «Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья».
E-mail: korobko-od@yandex.ru , г.Курск, Россия
Аннотация.
Применение различных игр на уроках окружающего мира в начальных классах способствуют развитию познавательного интереса детей с нарушениями слуха.
Ключевые слова: дети с нарушениями слуха; познавательный интерес; урок окружающего мира
THE GAME AS A MEANS OF FORMING COGNITIVE INTEREST IN THE LESSONS OF THE SURROUNDING WORLD IN CHILDREN WITH HEARING LOSS
Korobko O.D, teacher, Regional government secondary institution "Kursk boarding school for children with limited possibilities of health"
E-mail: korobko-od@yandex.ru, Kursk, Russia.
Sammary. The use of different games on the lessons of the world in
the elementary school contribute to the development of cognitive
the interest of children with hearing impairments.
Key words: children with hearing impairments; cognitive interest; the lesson of the surrounding world
В федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования определены основные цели, одна из которых ориентирована на развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формированию желания и умения учиться. [1]
Проблема интереса в обучении уходит корнями в историю развития отечественной педагогики и психологии. В многочисленных исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконина подчеркивается, что игровая деятельность способствует развитию личности ребенка, его психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, эмоциональной сферы, самостоятельности и творческой активности. [3]
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, вызывает живой интерес к процессу познания, творческое воображение, образное мышление, снимает утомление. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у обучающихся глубокое удовлетворение, создает рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Игра делает процесс обучения занимательным. [2]
Использование игры способствует формированию у детей, имеющих нарушения слуха, психологических посылок теоретического сознания, изменения мотивов поведения и раскрытию новых источников развития познавательных сил, становление которых происходит в русле новой деятельности - учебной.
Особенности игровой деятельности на уроках окружающего мира заключаются в том, что обучающиеся в ходе игры решают умственные задачи, предложенные в занимательной форме. Ребята воспринимают умственную задачу как практическую, что способствует повышению их интеллектуальной активности, стимулирует речевую деятельность.
Используя игровую деятельность на уроках окружающего мира при работе с детьми, имеющими нарушения речи, я решаю следующие задачи:
1. Расширять знания обучающихся по выбранным темам, дать им представления о функциональном назначении и сфере использования изучаемых объектов
2. Развивать в ходе игры активность, самостоятельность, логическое мышление, воображение, словесное общение детей, активизировать словарь, формировать познавательный интерес.
3. Способствовать процессу социализации детей, имеющих нарушения слуха.
Игры, применяемые на уроках окружающего мира разнообразны. Это и подвижные игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, интеллектуальные игры, настольные, деловые и многие другие.
Во время использования сюжетно-ролевой игры обучающиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений. Сюжетная игра не занимает много времени, ребята с интересом и вниманием участвуют в ней. Так, во втором классе при изучении темы «Овощи» на уроке окружающего мира занимательным для детей оказалось применение игры-драматизации «Репка». Ребята с удовольствием инсценировали знакомую сказку, развивая тем самым диалогическую речь и закрепляя словарь по теме « Овощи». В четвертом классе при изучении темы «Полезные ископаемые», обучающиеся выступили в роли геологов, которые путешествовали по родному краю и открывали различные полезные ископаемые. При этом ребята закрепляли их свойства, применение, условные знаки, месторождение. При изучении правил дорожного движения эффективным средством, развивающим познавательный интерес, является игра, которая позволяет моделировать различные ситуации на улице. Например, « пешеходам» дается задание пройти из дома в магазин, аптеку, школу. Инспектор ГИБДД регулируют правила движения транспорта и пешеходов на улице и спрашивают у нарушителей правила дорожного движения.
Можно использовать игры проблемного характера, когда ребята выступают в роли экологов, директоров предприятий, врачей, ученых, решающих экологические и другие проблемы.
Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют установить взаимосвязи в природе. Активизация обучающихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием.
Так, в 4 классе на уроке окружающего мира при изучении темы «Организм человека и его здоровье» я предложила попробовать обучающимся себя в роли врачей скорой помощи, ведь эта очень интересная и трудная профессия. Врачи должны не только прекрасно знать организм человека, но и уметь оказать первую необходимую помощь. Использование медицинской одежды стимулировало ребят на весь урок. Они с удовольствием демонстрировали приобретенные по теме знания по теме «Организм человека», давали рекомендации по ведению здорового образа жизни присутствующим на уроке гостям, оказывали первую медицинскую помощь. Урок получился ярким, занимательным и познавательным.
В 5 классе на уроке окружающего мира при изучении темы « Водные объекты и влияние человека » ребятам была предоставлена возможность попробовать себя в роли ученых (биологов, ихтиологов, зоологов, энтомологов) и сделать много полезных открытий, решить ряд экологических проблем, выявить особенности влияния человека на водоёмы, сделать выводы и сформулировать самостоятельно правила поведения вблизи водных объектов. Использование проблемно-поискового метода способствовало поддержанию познавательного интереса и активности обучающихся в течение всего урока.
Рекомендую на уроках окружающего мира использовать деловую игру. Примером таких являются игры-путешествия. Так, при изучении темы« Москва-столица нашей Родины» мы с ребятами совершили виртуальную экскурсию в главный город Росси, познакомились с его основными достопримечательностями и даже сделали фотографию на память на Красной площади. Деловая игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать
Интеллектуальные игры содержат в себе умственную задачу, замаскированную сюжетом, внешними признаками, формулировкой условия. Такие задания, выполняемые в процессе игровой деятельности и при помощи игровых средств, вызывают у детей с нарушениями слуха познавательный интерес. К этим играм можно отнести загадки, логические цепочки, кроссворды, шарады, ребусы, анаграммы.
Особое место в системе игр для детей, имеющих нарушения слуха, имеют речевые игры. Они направлены на обогащение и активизацию словаря, освоение значения слов, овладение грамматическими формами и синтаксисом родного языка.
Сюда относятся:
•Игры на выделение букв в словах, на составление и придумывание слов. Например, игра «Наборщик», когда обучающимся предлагается какое либо слово и они должны на каждую букву исходного слова « набрать» наибольшее количество новых слов.
•Игры на узнавание предметов по данным признакам. Задания даются в форме загадок. Например, сладкий, белый, кладут в чай. (сахар)
•Составление слов из букв, данных вперемежку. Например, мод, кроу, орвонтки. Ответ: дом, урок, воротник
•Подбор противоположных по смыслу слов
•Подбор пары. Это задание способствует развитию межпонятийных связей. Предлагается пара слов, находящихся в определенной логической связи. Например, собака-щенок-лошадь-….(жеребенок)
•Аналогии. Морковь-овощ, гвоздика- (цветок, лето, роса, земля)
При первоначальном ознакомлении детей с этим заданием следует для каждой пары слов обсуждать вид логической связи и обосновывать вариант подобранного слова.
•Расшифровать слова. Каждая буква зашифрована цифрой. Нужно из набора чисел составить слово.
•Бирюльки. Из данного набора букв нужно оставить те, зачеркнув остальные, из которых можно составить требуемое слово. Например: СБНУЛЕГЬДИРОГЬ. Прогони собаку, не тревожа птицу(Снегирь, бульдог)
•Работа над предложением. Можно предложить обучающимся найти в тексте ошибки логического характера.
•Составление предложений, пословиц, поговорок из деформированного текста.
•Лабиринты [4]
Исходя из опыта работы, следует в особую группу выделить игры с сигнальными карточками. Так, на этапе проверки усвоения и закрепления учебного материала целесообразно использовать игры « Верно-неверно», « да-нет», когда обучающимся раздаются сигнальные карточки красного и зеленого цвета и предлагаются вопросы или утверждения по теме. Если ребята согласны с утверждением, они поднимают карточку зеленого цвета, а если не согласны - красного.
Например, при закреплении правил поведения вблизи водоемов ребята с интересом отвечали на утверждения с помощью сигнальных карточек красного и зеленого цветов.
1.Можно бросать мусор в реку (нет)
2.Чистота рек зависит от нас (да) и так далее
При изучении в 4 классе темы « Природные зоны» ребятам были предложены сигнальные карточки, соответствующие определенной природной зоне: (Жёлтого цвета – степи, оранжевого цвета-пустыни, зеленого цвета-зона лесов, голубого цвета-Арктика, синего цвета-тундра)
Ребята угадывали принадлежность животных и растений к той или иной природной зоне и поднимали соответствующую сигнальную карточку.
Эффективность проведения игр зависит от ряда условий: необходимости чётко продумывать цель игры; мотивации игровой деятельности, организации подготовки и подведения итогов игры, сочетания индивидуальной, групповой, фронтальной работы в процессе игры, постановки познавательных и проблемных вопросов в процессе игры.
Организуя игровую деятельность, следует помнить, что любая игра должна быть доступна детям по содержанию, соответствовать их уровню развития; игровой и занимательный материал должен быть красочен и разнообразен, иметь тесную связь с изучаемым материалом на уроке.
Таким образом, следует сделать вывод, что игра способствует свободному развитию личности ребенка в целом, обогащает его внутренний мир, способствует развитию познавательного интереса.
Занимательность игры даёт учителю возможность не только по-новому преподнести научные знания, но и значительно расширить средства для формирования и развития представлений и понятий обучающихся о тех или иных природных явлениях, развития у детей интереса к изучению окружающего мира. Она дает возможность детям в увлекательной, яркой, игровой форме усваивать новый материал, обогащать ранее полученные знания. Уроки с применением игр становятся радостными, увлекают обучающихся, подталкивают к поисковой деятельности, ставят перед задачей решить проблемную ситуацию, найти самостоятельное решение. Систематическое включение занимательного материала в уроки, помогает не только обогатить, разнообразить учебно-воспитательный процесс, но и заставляет детей по-другому взглянуть на окружающий мир.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/ (дата обращения 20.11.2017).
- Савина, Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: учеб. пособие к спецкурсу / Ф.К. Савина. - Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича. 2009. - 267с.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры /Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение. 2009. - 225 с.
- Речицкая Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом.- М: Владос,2005- 25-40
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические приемы включения детей, имеющих нарушения слуха, в образовательное пространство урока математики
Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с требованиями модернизации образования...
Игровые технологии как средство формирования познавательного интереса на уроках математики в условиях ФГОС.
Методический семинар. Игровые технологии как средство формирования познавательного интереса на уроках математики в условиях ФГОС....
Формирование и коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта
На сегодняшний день вопросы социализации умственно отсталых детейвызывают особый интерес у дефектологов и специальных психологов.Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способахе...
«Формирование и коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта».
Как формировать представления об окружающем мире у детей с ОВЗ....
«Старинные задачи как средство формирования познавательного интереса на уроках математики.»
стариные задачи как средство формирования познавательного интереса на уроках математики...
Математические кроссворды как средство формирования познавательного интереса на уроках математики.
При работе с учебником на уроках математики учащиеся сами составляют кроссворды по заданной теме. Прежде всего, составление кроссвордов развивает творческую и анали...
Обобщение опыта «Тактильные книги как средство формирования познавательного интереса на уроках естествознания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Изучение естествознания невозможно без широкого использования наглядного материала (рисунки, схематические изображения, натуральные пособия, макеты, муляжи, коллекции, кино - и видеоматериалы), опорны...