Система работы над текстом "Река Кубань" в школе 2 вида на 2 ступени обучения
методическая разработка на тему
Методическая разработка может представлять интерес для учителей- дефектологов и преподавателей словесности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reka_kuban.docx | 24.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Река-труженица
Самая длинная и многоводная река нашего края - Кубань. Зарождаясь на склонах седого Эльбруса, она рассекает наш край пополам и впадает у Темрюка в Азовское море, проделав путь в 870 километров.
В нее впадает слева много притоков, стекающих с лесистых северных склонов Большого Кавказа. Из них главными, считая от истока к устью, являются Теберда, Большой и Малый Зеленчуки, Уруп, Лаба, Белая, Пшиш, Псекупс и Афипс. Западнее Афипса в нее впадает более двух десятков речек, носящих общее название «Закубанские».
Кубань и многие другие реки нашего края - великие труженицы. Они проделывают постоянную громадную работу. Реки можно сравнивать с железными дорогами. И те, и другие перевозят грузы. Ведь по руслу реки передвигается не только вода, но и растворенные в ней соли, а также взвешенные вещества, то есть мелкие частички глины, и ил. Кроме того, по своему дну водный поток волочит песок, гальку, даже крупные камни и пни деревьев.
Наши реки трудятся и с большой пользой для хозяйства края. Так Кубань, судоходная от Усть-Лабинска до устья до 1995 г., и судоходная на всем протяжении Протока - рукав Кубани, вместе переносили на себе миллионы тонн грузов. Реки Лаба, Белая и другие служат для сплава леса, разработки которого ведутся в горных районах края.
Энергия некоторых наших рек используется для получения дешевой электрической энергии. Крупные гидростанции построены на реке Белой - Белореченская и Майкопская общей мощностью 58 000 киловатт, на Мзымте - Краснополянская мощностью почти в 29 000 киловатт.
Отдельные наши реки регулярно несут свои воды в сады и на поля, орошая посевы риса, овощей, кукурузы и других сельскохозяйственных культур. В настоящее время в Краснодарском крае имеются тысячи гектаров орошаемых земель.
Река - труженица.
1 - е предъявление.
о чем текст?
О какой реке рассказывается в тексте?
2 -е предъявление.
- Какая самая длинная и многоводная река нашего края?
- Где зарождается река Кубань?
- Найди в тексте, как автор называет Кубань и многие другие реки
нашего края.
- Прочитай о том, какие главные притоки впадают в Кубань.
- С чем автор сравнивает наши реки?
- Найди и прочитай в тексте о том, что передвигается по руслу реки.
Послушай и продолжи:
Энергия некоторых наших рек используется ...
На каких реках построены крупные гидростанции?
Какой вывод можно сделать?
Послушай и продолжи:
Наши реки трудятся ...
Эльбрус Эль - брус
Эля - эли - элю Эльбрус
Судоходная
Су - до - ход - ная Су до - ходная
у до - адо- ида Судоходная
Псекупск
Псе - ку - пск псе - пси - псу Псе - купск Псекупск
гидростанция
гид - ро - стан - ци - я гидро - стан - ция гидростанция
Послушай и повтори:
Многоводная река, зарождаясь на склонах, рассекает наш краи, от истока к устью, Малый Зеленчук, более двух десятков, северных склонов, Большого Кавказа, западнее Афипса, по руслу реки, взвешенные вещества, водный поток, пни деревьев, волочит песок.
3 -е предъявление.
- Как ты понимаешь выражение:
- Зарождаясь на склонах седого Эльбруса
- (из тающих снегов и множества маленьких ручейков образуется
одна река);
- Рассекает наш край (разделяет)
- Для чего служат реки Лаба и Белая?
- Как используют энергию наших рек?
- Куда регулярно несут свои воды реки?
- С чем можно сравнить реки нашего края?
Как ты понимаешь выражение:
Орошаемые земли - земли, которые постоянно поливаются водой для улучшения урожая).
Фраза в другом контексте:
Наши реки регулярно несут свои воды в сады.
Мама несет сумки с продуктами.
Река рассекает наш край пополам.
Мальчик упал и рассек руку.
Как ты понимаешь слово «волочит»?
Как ты понимаешь слово «судоходная»?
Как ты понимаешь выражение «в реку впадает»?
Найди близкое по значению слово
Волочит - тащит, в реку впадает - вливается.
Как сказать иначе?
Кубань - судоходная река (река, по которой ходят суда (катера, пароходы)) .
Послушай и повтори:
Много притоков, великие труженицы, хозяйства края, сплава леса, горных районах, Белореченская, посевы риса, тысячи гектаров, растворенные в ней соли, Псекупск, частички глины, сельскохозяйственных культур, орошаемых земель.
Диалог.
о какой реке - труженице говорится в тексте?
Спроси у меня о притоках, впадающих в Кубань.
Расскажи мне о том, что построено на реке Белой?
Как ты думаешь, приносят ли пользу для нашего края реки?
Диалог.
- Ты видел когда-нибудь реку Кубань?
- да, она очень широкая.
- А какие реки Кубани ты еще знаешь?
- Я знаю реки Челбас, Ею, Тихонькую.
- В детстве я очень любил купаться в реке.
- Мы тоже купаемся. Но сейчас вода в реках грязная.
- Да, нужно быть очень осторожным и обязательно дома после купания обмываться чистой водой с мылом.
- Я люблю с папой ходить на рыбалку летом.
- И много рыбы вы ловите?
- Нет, не много. Но мы любим любоваться природой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА III СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ»
В данной работе раскрыты основные формы организации профориентационной работы на базе школы: координационный совет, профориентационный кабинет, совместная работа семьи и школы....
Система работы по индивидуальным планам на старшей ступени обучения
Несколько лет работаем по индивидуальным планам в старшей школе.Учащиеся в 9 классе выбирают элективные курсы по предметам, которые хотели бы изучать в 10 - 11 классе на профиль...
Сценарий новогоднего представления для учащихся школ 1,2 вида 1 ступени обучения, "Новогодняя сказка"
Новогодний утренник в школе-интернате 1,2 вида один из самых важных праздников. Это время, когда родители могут увидеть достижения своих детей, а дети - продемонстрировать, чему же они научились. А мы...
Педагогический совет «Системный подход в работе с одаренными детьми на всех ступенях обучения"
Модернизация школьного образования в свете основных положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требует организации системного подхода в работе с одаренными детьми на вс...
Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"
Данная статья была опубликована в сборнике статей под общей редакцией Т. С. Горбуновой «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...
Проблемный педагогический совет по воспитательной работе «Личностное развитие школьника на всех ступенях обучения через взаимодействие школы и семьи» в интерактивной форме
Необычным будет и сам педсовет… т.к. в нашем зале присутствуют не только педагоги, но и представители родительской общественности. И мы надеемся, что такие диалоги в реальной жизни не будут иметь мест...
Аудирование на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе. ( Технология работы с видеоматериалами на уроках различных ступеней обучения).
Теоретическая работа с практическим приложением по использованию аутентичного видеоматериала на уроках немецкого языка....