Система работы по индивидуальным планам на старшей ступени обучения
методическая разработка по физике (11 класс) по теме
Несколько лет работаем по индивидуальным планам в старшей школе.Учащиеся в 9 классе выбирают элективные курсы по предметам, которые хотели бы изучать в 10 - 11 классе на профильном курсе, сдают экзамены по этим предметам.. После экзаменов, в июне, при зачислении в 10 класс, выбирают "длинные"курсы-профильные и "короткие"-на базовом уровне. Моя "длинная" физика - это 5 недельных часов,а "короткая"- 2часа. Составляется специальное расписание для всех учащихся (очень трудно). Все учатся по системе 3 недели -учеба, 4-ая-зачетная.Всю программу я разделила на отдельные блоки по 17часов (короткий курс) и 20 часов-длинный.Один блок (раздел,тему) "короткого " курса (15часов) изучаем 3 недели , на четвертой - только 2 часа -зачет. У "длинного" курса зачет в конце недели, на 19-20 уроке. С "коротким"курсом изучаем 10 и 11 класс за один год (136часов). В статье приведены примеры некоторых видов работ для "длинного" и"короткого" курсов. Кто заинтересуется, дам более подробную консультацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilnoe_obuchenie_statya.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по индивидуальным планам на старшей
ступени обучения
Работать по индивидуальным планам на старшей ступени обучения мы начали с 2006 года .
Были сформированы 2 группы: профильный курс (по выбору учеников) и курс базового уровня.
На первом занятии ученики заполняют анкету:
1.Какие причины мешают тебе добиться успехов в изучении физики?
а) плохо знаю материал за предыдущие годы
б) недостаточно подготовлен по математике
в) невнимателен на уроках , не умею сосредоточиться
г) плохо понимаю объяснение учителя
д) предмет не увлекает меня
е) мне трудно самостоятельно работать с учебником
ж) недостаточно понимаю физический смысл формул
з) затрудняюсь в решении задач.
2.Что мешает тебе регулярно выполнять домашнее задание?
а) слабые знания ранее изученного материала
б) неумение самостоятельно работать с учебником
в) не всегда понимаю материал в учебнике, заданный на дом
г) собственная неорганизованность
д) непонимание учебного материала на уроке
е) не умею решать задачи
3.Что надо сделать для улучшения твоей успеваемости по физике?
а) преодолеть пробелы в знаниях за предыдущие годы
б) научиться решать задачи
в) выучить формулировки основных законов и их математическое выражение
г) научиться самостоятельно работать с учебником
д) научиться самостоятельно работать с дополнительными источниками
е) посещать консультации учителя
Анализируя анкеты, представляю трудности и потребности учащихся на начало обучения.
Для работы в "длинных" и"коротких"группах составила планирование (с учетом анализа анкет) из расчета 5 и 2 недельных часа. В обеих группах используем в качестве основного учебник Г.Я.Мякишева ,Б.Б. Буховцева и Н.Н. Сотского "Физика 10","Физика 11". Дополнительно, для длинного курса, использую учебники под редакцией Г.Я. Мякишева для профильных классов и под редакцией А.А. Пинского для школ и классов с углубленным изучением физики. Разные темы проще и доступней рассматриваются в разных учебниках.
Использую в работе блочно-зачетную систему.
Идея этой системы обучения не нова, она мною давно апробирована. Мне нравится, что такая форма работы, а главное, учета знаний, учит детей думать, обобщать, делать выводы не с позиций одного урока, а с позиций всей темы. Учащиеся получают навыки самостоятельной работы с учебником, с дополнительной литературой и интернет – ресурсами. Применяю эту систему и для длинного и для короткого курсов время.
Планирование курсов очень хорошо ложится на обычное, классическое планирование Г.Я.Мякишева ,Б.Б. Буховцева и Н.Н. Сотского для базового и профильного курса Изучаемый материал делю на отдельные блоки по программе: основы кинематики, основы динамики, основы МКТ и т.д. Структуру блоков довожу до учащихся.
По каждой зачетной теме - блоку составлены : 1.Общие вопросы по теме ( содержание зачета) 2. Тренировочные задания (использую материал из тетради на печатной основе "Тесты по физике 10,11 " в которой по каждой теме даны 4 варианта тестов -от простого до сложного , и "ФИПИ. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ по физике ") 3.Задачи по этому разделу ( А.П. Рымкевич " Физика10-11классы", Г.Н.Степанова"Сборник задач по физике для 9-11 классов ", а для длинного курса" Учебное пособие для учащихся 9-11 классов и абитуриентов по подготовке в технические университеты", "1001 задача по физике" И.М. Гельфгат, Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик.
4.Вопросы к зачету (на знание основных величин, понятий, явлений и законов)
5. Тексты зачетных работ( включены задания на базовом, профильном и высоком уровнях) .
Эти материалы (кроме текстов зачетных работ) вывешены на постоянно действующем стенде "Готовься к зачету". На каждый блок у короткого курса отводится строго 15 учебных занятий и зачет на 16-17 уроке, а у длинного, в зависимости от раздела, зачет может сдвигаться от 16 до 20 урока, но сроки строго оговорены и доведены до учащихся.
В каждый блок обязательно включены :
1.Теоретический материал (чаще лекционно, самостоятельное изучение несложного вопроса по учебникам других авторов или по дополнительной литературе)
2.Семинарские занятия с отработкой теоретического материала(устные ответы по текущему материалу , физический диктант, качественные задачи, демонстрация опытов, фронтальный эксперимент)
3.Практикум по решению задач.
4.Выполнение лабораторных и практических работ(у длинного курса отдельно блок физического практикума по разделу)
5.Обобщение материала, коррекция знаний.
Формы обучения (для обеих групп практически одинаковы) подбираю так, что бы они способствовали развитию логического мышления учащихся, стимулировали их к самообразованию. Важно научить вырабатывать навыки самоконтроля и самооценки:
1.Перед лекцией всегда записываем четкий план , а по ходу ее отмечаем рассмотренные вопросы .
2.Во время самостоятельной работы по изучению нового материала ученики составляют развернутый план -конспект .
3.После просмотра учебного фильма по новой теме , пишут краткий отзыв об увиденном, а затем заслушиваем лучшие работы.
4.Широко использую заполнение учащимися обобщающих и систематизирующих таблиц (разработала их практически по всем темам и разделам).
5.Задачи для домашнего решения предлагаю с указанием уровня сложности. Каждый ученик может выбрать сам, какие задачи решать, но количество их по каждой теме определенное.
6.В классе решение задач обязательно у доски, с комментариями и полным разбором.
7.Во время самостоятельных работ по решению задач разрешаю пользоваться сборником таблиц-подсказок, для сложных заданий - сборниками с решениями подобных задач.
8.Каждый ученик в рамках изучения раздела готовит сообщение по любой теме (практическое применение явления, демонстрация опытов, изготовление приборов, наглядных пособий, дополни-тельный материал по теме ,интересные факты и т.д.), перечень которых дается в начале блока.
9. Каждый ученик в начале года выбирает тему проекта (прикладного характера) по любому разделу курса, консультируется с учителем по мере выполнения и сдает ее в марте, к научно-практической конференции(с 2011 года - "Гагаринским чтениям") .
Таким образом, к зачетному занятию набирается довольно внушительное количество оценок, которые помогут реально оценить учащегося, и позволят определить, кому из учащихся нужно сдавать устный зачет, а кого можно освободить от него.
Зачет чаще всего включает в себя практическую и теоретическую части.
В кабинете на кафедре выставлено демонстрационное оборудование, которое использовалось при изучении темы, плакаты, таблицы. Группа делится на 2 части: одни получают 3 теоретических вопроса, готовятся, по очереди проходят собеседование с учителем, при необходимости используя приборы, показывают рабочие тетради, затем возвращаются на место и продолжают работу.
Вторая часть группы в это время выполняет письменное задание- задачи. Задачи подбираю 3-х уровней, по типу заданий ЕГЭ для длинного курса и 2-х уровней для короткого. Каждая задача оценена бально. В работе указано количество баллов на "5","4","3".
На втором уроке группы меняются. Оценки выставляются отдельно за все виды работ: устный ответ, письменное теоретическое задание, задачи и рабочую тетрадь. На основе этих четырех оценок ,с учетом оценок за межзачетный период ,выводится общая зачетная. Если ученик получил неудовлетворительную оценку за какой либо вид работы, он может пересдать эту часть повторно, во внеурочное время. Если необходимо, может получить индивидуальную помощь.
В конце года провожу итоговую работу за курс.
На основе зачетных оценок , оценки за проектную работу, лабораторный практикум (для длинного курса), итоговую контрольную работу- выставляем оценки за полугодие и год. Показательно, что успехи наших учеников от зачета к зачету улучшаются, они привыкают к такой системе работы, стараются лучше выполнить текущие задания, чтобы получить "зачет -автомат"(короткий курс).
Конечно, в работе с длинными и короткими курсами есть отличия.
В базовых группах выполняем задания более низкого уровня сложности, больше внимания уделяем практической направленности изучаемого материала, не рассматриваем сложные выводы формул, часто рассматриваем вопрос на уровне понимания.
Мотивированные дети, выбравшие длинный курс, с желанием и интересом погружаются в решение задач разного уровня сложности, увлеченно обсуждают результаты решений, ищут нестандартные решения и "наперегонки" предлагают их, не боясь ошибиться. Обстановка на занятиях свободная, дружелюбная. Для этого курса обязательно участие в олимпиадах различного уровня, и если в начале нашего пути главное-участие, то постепенно мы переходим к результативности.
Такая форма обучения дает свободу ученику в рамках времени, отведенного на изучение блока. Учащийся может сам планировать свою работу по предмету с учетом других нагрузок. Такая система позволяет перенести центр тяжести учения на урок, а традиционные репродуктивные домашние задания сократить; она активизирует познавательную деятельность всех учащихся класса. Позволяя несколько раз повторить учебный материал , причем в разных аспектах и связях, она способствует более глубокому и полному усвоению предмета всеми учениками независимо от уровня их развития. Такая система наиболее приемлема в старших классах, когда учащиеся готовы к выбору профильного курса.
Приведу примеры некоторых рабочих материалов.
Зачет № 1. Основные понятия кинематики.( Длинный курс)
Общие вопросы по теме.
- Общие сведения о движении.
- Материальная точка. Поступательное движение тел.
- Положение тела(точки) в пространстве.
- Перемещение. Вектор перемещения точки и ее координаты.
- Действия над векторами и их проекциями.
- Кинематика прямолинейного равномерного движения.
- Графическое представление движения.
- Относительность движения. Сложение скоростей.
- Прямолинейное неравномерное движение. Средняя скорость.
- Кинематика прямолинейного равноускоренного движения.
- Свободное падение тел.
- Основная задача кинематики.
Вопросы к зачету № 1. (Длинный курс)
- Какой раздел называют механикой?
- Что изучает кинематика?
- Что понимают под материальной точкой?
- Как определяют положение точки в пространстве?
- Что называют траекторией и какие траектории бывают?
- Векторные и скалярные величины в физике.
- Действия над векторами.
- Проекции векторов на оси координат.
- В чем различие между перемещением и пройденным путем? Приведи примеры.
- Связь между координатой движущейся точки и ее перемещением.
- Кинематическое уравнение равномерного движения(словесно, графически, математически)
- Зависимость между скоростью тела и ее положением в пространстве.
- Закон сложения скоростей в классической механике. Примеры.
- Как находится средняя скорость при неравномерном движении? Почему?
- Что такое ускорение переменного движения и зачем нужно его знать?
- Как определяется скорость точки, движущейся равноускоренно?
- Как определить перемещение при равноускоренном движении?
- Вырази графически зависимость скорости от времени графически.
- Запиши уравнение равноускоренного движения тела.
- Какое движение называют свободным падением? Приведи примеры?
- Каковы особенности свободного падения?
- Какие формулы применяются для описания свободного падения?
Физический диктант "Основы кинематики"(короткий курс)
№ | Вопрос | Напиши формулу |
1. | Уравнение координаты для равномерного движения | |
2. | Ускорение по определению | |
3. | Формула средней скорости | |
4. | Перемещение при равномерном движении | |
5. | Уравнение скорости при равноускоренном движении | |
6. | Числовое значение ускорения свободного падения | |
7. | Перемещение при равноускоренном движении | |
8. | Уравнение скорости при движении по вертикали | |
9. | Уравнение скорости при равнозамедленном движении | |
10. | Высота подъема тела, брошенного вертикально вверх |
Физический диктант" Законы механики Ньютона" (короткий курс)
Если согласен, поставь в конце утверждения +, если нет --
1. Если действий со стороны других тел на данное тело нет или они скомпенсированы, то тело
может покоиться, двигаться с постоянной скоростью или двигаться с постоянным ускорением.
2. Формулировка первого закона Ньютона: существуют системы отсчета, называемые
инерциальными, относительно которых свободные тела движутся равномерно и прямолинейно.
3. Инертность-это физическое явление, заключающееся в том, что тела стремятся сохранить свою
скорость.
4. Масса-это скалярная физическая величина, характеризующая инертность тела.
5. Инерция-это свойство тел сохранять свой покой.
6. Второй закон Ньютона: произведение массы тела, на ускорение равно
равнодействующей всех сил, действующих на тело.
7. Третий закон Ньютона: силы, с которыми тела действуют друг на друга, не одной природы,
равны по модулю и противоположны по направлению.
8. Равнодействующая сил в третьем законе Ньютона равна нулю.
9. Какой -либо механический процесс в различных инерциальных системах отсчета будет протекать
неодинаково.
10.Количественную меру действия тел друг на друга, в результате которого тела получают
ускорения, называют в механике силой.
Лабораторный практикум "Механика". Длинный курс.
- Оценка границ погрешностей измерений.
- Определение коэффициента трения скольжения с использование закона сохранения энергии.
- Определение центра тяжести плоской фигуры разными способами.
- Изучение колебаний груза на пружине.
- Изучение колебаний математического маятника.
- Изучение движения тела по окружности
- Проверка закона сохранения импульса на бинарном подвесе.
- Изучение движения тела под действием нескольких сил( прямолинейного и по наклонной плоскости )
- Защита работ практикума (2 часа)
Примерный список проектных работ 10класс
- Прогноз и регулирование загрязнения среды.
- Энергия и среда нашего обитания.
- Эта удивительная вода.
- Физические параметры организма человека.
- Кристаллы и стекла в природе и технике.
- Три лица углерода.
- Учет и использование деформаций в быту, природе, технике.
- Тепловые двигатели вчера , сегодня, завтра.
- Транспорт и охрана окружающей среды.
- Метеорология.
- История физической науки в лицах.
- Демонстрации для кабинета физики.
- Фокусы, опыты и их физическое объяснение.
- Физические игрушки.
- Экскурсия в мир необычных явлений.
- Физические явления в других науках.
- Физика в литературных произведениях.
- Барон Мюнхаузен в физике.
- Физика космических полетов.
- Электрический ток в различных средах.
- Сверхпроводимость.
- Интересные тепловые явления в природе.
- Электролиз и его применение .
- Физические мультфильмы.
- Перевод диафильмов по физике в цифровой формат.
Любая другая тема, вызвавшая интерес ученика.
Использованная литература:
1 .Г.Я.Мякишев ,Б.Б. Буховцев и Н.Н. Сотский "Физика 10","Физика 11"- М., "Просвещение",ОАО
Московские учебники ,2005.
2. "ФИПИ. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ по физике 2008-2011",-
"Интеллект-центр" 2008-2011. 3. А.П. Рымкевич "Сборник задач. Физика10-11классы, М.,"Дрофа", ОАО Московские учебники, 2006. 4."Сборник задач по физике для 9-11 классов" Составитель Г.Н.Степанова М.,"Просвещение" ОАО
Московские учебники 1997 5."Тесты по физике 10, 11 "-Саратов:"Лицей" ,2004.
6."Физика-10", "Физика-11" Учебное пособие для школ и классов с углубленным изучением физики.
под редакцией А.А. Пинского М.,"Просвещение",1995, 7."Физика 10-11" (в пяти томах) профильный уровень под редакцией Г.Я.Мякишева М.,"Дрофа" ,ОАО
Московские учебники,2007. 8. " Учебное пособие для учащихся 9-11 классов и абитуриентов по подготовке в технические
университеты" под ред. проф. Н.Н.Беклемишева и к.т.н. доц.А.Г.Брауна, МГАТУ им.
К.Э. Циолковского, М.,Бридж,2003. 9."1001 задача по физике" И.М. Гельфгат, Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик - Харьков- Москва, центр
"Инновации в науке, технике, образовании",1995. 10."Качество обучения. Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных
мероприятиях 10-11 классы",Н.Я.Янушевская, изд-во "Панорама" ООО"Глобус",2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МО
Использование новых технологий в учебной деятельности педагога....
Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;
Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...
Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.
В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....
Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо
Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...
Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения.
Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения....
Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...
«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».
Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....