Программа по развитию связной речи младших школьников с легкой степенью умственной отсталости посредством мнемотехники
статья
Целью данной программы является формирования связной речи детей младшего школьного возраста (3-4 классы) с легкой умственной отсталостью с использованием мнемотехники, для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._mnemotehnika.docx | 48.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
по развитию связной речи младших школьников
с легкой степенью умственной отсталости посредством мнемотехники
Пояснительная записка
Успешная социализация детей с особенностями в развитии в современном мире напрямую зависит от уровня развития связной речи. У детей с легкой степенью умственной отсталость связная речь самостоятельно, без специального целенаправленного обучения не формируется. В младшем школьном возрасте дети с легкой степенью умственной отсталости испытывают трудности с изложением собственных мыслей, с формулированием речевого высказывания.
Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации школьников с умственной отсталостью.
Дети с легкой умственной отсталостью нуждаются в создании специальных условий, способствующих развитию связной речи.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, поиска более новых и эффективных научно обоснованных путей развития связной речи детей с легкой умственной отсталостью. Для этой цели мы предлагаем использовать метод мнемотехники.
Целью данной программы является формирования связной речи детей младшего школьного возраста (3-4 классы) с легкой умственной отсталостью с использованием мнемотехники, для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития младших школьников с легкой умственной отсталостью. Коррекционное воздействие направлено на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Задачи программы:
- коррекция и развитие психологической базы речи;
- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса; формирование грамматической стороны речи;
- предупреждение и развитие диалогической и монологической форм речи;
- формирование коммуникативных навыков;
- воспитание мотивации к учению, общению.
Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы, возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех учителей и специалистов, а также участия родителей в реализации единых требований к работе с детьми.
Реализация экспериментальной работы предполагает применение мнемотехники в развитии связной речи младших школьников с легкой умственной отсталостью на подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях учителем-логопедом, на уроках русского языка и развития речи учителями начальных классов, а также родителями во время домашних заданий по пересказу прочитанных текстов.
Сроки реализации программы: занятия проводятся с детьми 3-4 классов 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 25-30 минут, программа рассчитана на один год.
Форма работы: подгруппа наполняемостью 2-4 человека.
Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Организация работы по развитию связной речи школьников с легкой умственной отсталостью с использованием мнемотехники
Работа по развитию связной речи с использованием мнемотехники ведется с опорой на зрительную память. Все рассказы, стихи кодируются картинками, по которым потом и ведется рассказ. Обучение происходит с помощью мнемодорожек, мнемотаблиц и схем-моделей (приложение 2).
Символы, которыми кодируются слова, максимально приближены к речевому материалу. Например, рассказывая про домашних животных, рядом с изображенными животными рисуют дом, а для диких животных – лес. Изучение идет от простого к сложному. Дети рассматривают мнемоквадраты, позже - мнемодорожки с изображенными символами, значение которых им известно. Работа проходит поэтапно: изучение таблицы; кодирование информации; преобразование представленного материала из символов в образы; пересказ.
С помощью мнемотехники усваивание речи у детей идет интуитивно. При этом у них появляется хороший словарный запас и умение связно вести монолог.
Занятия проводятся с детьми 3-4 классов 2 раза в неделю:
- развитие устной связной речи (1 час в неделю);
- развитие письменной связной речи (1 час в неделю).
Продолжительность занятий 25-30 минут, программа рассчитана на один год.
Перспективный план развития устной связной речи школьников с умственной отсталостью
Месяц | Неделя | Тема занятия | Цель занятия |
Сентябрь | 1-2 | Неделя радостных встреч и воспоминаний | Диагностика |
3 | Составление простых предложений с предлогами | Учить составлять предложения по схеме-модели предложения, карточкам с графическими изображениями предлогов и предметным картинкам | |
4 | Составление простых предложений с предлогами | Учить составлять предложения по схеме-модели предложения, карточкам с графическими изображениями предлогов и предметным картинкам | |
Октябрь | 1 | Составление пересказа текста «Кот Васька» | Учить детей пересказывать небольшой прочитанный текст с опорой на серию сюжетных картинок. |
2 | Составление пересказа сказки «Репка» | Учить детей пересказывать сказку «Репка», с опорой на мнемотаблицу. | |
3 | Составление пересказа сказки «Теремок» | Учить детей пересказывать сказку «Теремок», с опорой на мнемотаблицу. | |
4 | Составление пересказа текста | Учить детей пересказывать небольшой прочитанный текст с опорой на серию сюжетных картинок. | |
Ноябрь | 1 | Составление пересказа текста «Домик для щенков» | Учить детей пересказывать небольшой прочитанный текст с опорой на сюжетную картинку |
2 | Составление пересказа текста «Рыбки» | Учить детей пересказывать небольшой прочитанный текст с опорой на сюжетную картинку | |
3 | Составление пересказа текста «Зайчик» | Учить детей пересказывать небольшой прочитанный текст без опоры на наглядность | |
4 | Составление пересказа текста «Кошка Гулька» | Учить детей пересказывать небольшой прочитанный текст без опоры на наглядность | |
Декабрь | 1 | Составление пересказа рассказа Е. Чарушина «Кошка» | Учить детей пересказывать небольшой прочитанный по вопросам учителя-логопеда |
2 | Составление пересказа сказки К. Чуковского «Цыпленок» | Учить детей воспроизводить содержание сказки Чуковского «Цыпленок», составлять рассказ по картине. | |
3 | Составление пересказа на основе деформированного текста «Ёжик» | Учить детей воспроизводить содержание деформированного текста | |
4 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Все встречают Новый год» | Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок | |
Январь | 2 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Щенок» | Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок |
3 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик» | Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок | |
4 | Составление рассказа по сюжетной картинке «Зимняя прогулка» | Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, составлять рассказ по схеме. | |
Февраль | 1 | Составление рассказа по сюжетной картинке «Снеговик» | Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, составлять рассказ по схеме. |
2 | Составление рассказа-описания «Игрушки» | Учить детей составлять рассказы описания с опорой на мнемотаблицу. | |
3 | Составление рассказа из личного опыта «Подарок папе» | Учить детей рассказывать небольшие истории из личного опыта. | |
4 | Составление рассказа-описания «Овощи» | Учить детей составлять рассказы описания с опорой на мнемотаблицу. | |
Март | 1 | Составление рассказа-описания «Фрукты» | Учить детей составлять рассказы описания с опорой на мнемотаблицу. |
2 | Составление рассказа-описания «Животное» | Учить детей составлять рассказы описания с опорой на мнемотаблицу. | |
3 | Составление рассказа-описания «Посуда» | Учить детей составлять рассказы описания с опорой на мнемотаблицу. | |
4 | Составление рассказа-описания «Одежда» | Учить детей составлять рассказы описания с опорой на мнемотаблицу. | |
Апрель | 1 | Составление рассказа-описания «Обувь» | Учить детей составлять рассказы описания с опорой на мнемотаблицу. |
2 | Составление рассказа-описания «Птицы» | Учить детей составлять рассказы описания с опорой на мнемотаблицу. | |
3 | Составление пересказа текста «Верные друзья» с продолжением | Учить составлять пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев | |
4 | Составление пересказа текста «День рождения» с продолжением | Учить составлять пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев | |
Май | 1 | Составление рассказа из личного опыта «Моя семья» | Учить составлять самостоятельный рассказ из личного опыта (составляется по аналогии с услышанным) |
2 | Составление рассказа из личного опыта «Магазин» | Учить составлять самостоятельный рассказ из личного опыта (составляется по аналогии с услышанным) | |
3 | Неделя ожидания лета | Диагностика |
В 3-4 классах школьники с легкой степенью умственной отсталости пишут небольшие (3-4 предложения) изложения и сочинения под руководством учителя и по составленному им плану. Такая работа проводится в основном коллективно, поэтому коррекционная работа по развитию письменной связной речи проводятся на фронтальных логопедических занятиях учителем-логопедом и на уроках русского языка учителями начальных классов.
Перспективный план развития письменной связной речи школьников с умственной отсталостью
Месяц | Неделя | Тема занятия | Цель занятия |
Сентябрь | 1-2 | Неделя радостных встреч и воспоминаний | Диагностика |
3 | Построение и запись простого предложения | Учить составлять и записывать предложения по вопросу, картинке, на тему, данную взрослым. Учить составлять предложения из слов, данных в нужной форме (деформированное предложение); заканчивать начатое предложение с опорой на элементы мнемотехники. | |
4 | Построение и запись простого предложения | Учить составлять и записывать предложения по схеме-модели предложения, карточкам с графическими изображениями предлогов и предметным картинкам | |
Октябрь | 1 | Восстановление и запись несложного деформированного текста «Кот» | Учить детей последовательно располагать данные учителем предложения по смыслу с опорой на элементы мнемотехники. |
2 | Написание изложения знакомой сказки «Зайкина избушка» | Учить детей составлять и записывать пересказ знакомой сказки с опорой на мнемотаблицу. | |
3 | Написание изложения знакомой сказки «Колобок» | Учить детей составлять и записывать пересказ знакомой сказки с опорой на мнемотаблицу. | |
4 | Написание изложения по серии сюжетных картинок «В лесу» | Учить детей пересказывать небольшой прочитанный текст с опорой на серию сюжетных картинок. | |
Ноябрь | 1 | Написание изложения по сюжетной картинке «Осень» | Учить детей составлять тексты небольших изложений с последующей записью предложений с опорой на сюжетную картинку и вопросному плану, составленному учителем. |
2 | Написание изложения по сюжетной картинке «Мой дом» | Учить детей составлять тексты небольших изложений с последующей записью предложений с опорой на сюжетную картинку и вопросному плану, составленному учителем. | |
3 | Написание изложения «Мастерицы» | Учить детей составлять тексты небольших изложений с последующей записью предложений с опорой на элементы мнемотехники. | |
4 | Написание изложения «Егорка» | Учить детей составлять тексты небольших изложений с последующей записью предложений с опорой на элементы мнемотехники. | |
Декабрь | 1 | Написание изложения «На рыбалку» | Учить детей составлять и записывать небольшие изложения с опорой на мнемотаблицу. |
2 | Написание изложения «Зимний день» | Учить детей составлять и записывать небольшие изложения с опорой на мнемотаблицу. | |
3 | Восстановление и запись несложного деформированного текста | Учить детей восстанавливать и записывать небольшой текст с опорой на серию сюжетных картинок. | |
4 | Написание сочинения по серии сюжетных картинок «Зимой» | Учить детей составлять и записывать рассказ по серии сюжетных картинок | |
Январь | 2 | Написание сочинения по серии сюжетных картинок «Ёлка» | Учить детей составлять и записывать рассказ по серии сюжетных картинок |
3 | Написание сочинения по серии сюжетных картинок «Снеговик» | Учить детей составлять и записывать рассказ по серии сюжетных картинок | |
4 | Написание сочинения по сюжетной картине «Зимние забавы» | Учить детей составлять и записывать рассказ по сюжетной картинке | |
Февраль | 1 | Написание сочинения по сюжетной картине «Праздник для папы» | Учить детей составлять и записывать рассказ по сюжетной картинке |
2 | Составление сочинения-описания предмета «Игрушки» | Учить детей составлять и записывать описания знакомых предметов с опорой на мнемотаблицу. | |
3 | Составление сочинения-описания предмета «Овощи» | Учить детей составлять и записывать описания знакомых предметов с опорой на мнемотаблицу. | |
4 | Составление сочинения-описания предмета «Фрукты» | Учить детей составлять и записывать описания знакомых предметов с опорой на мнемотаблицу. | |
Март | 1 | Составление и запись поздравительной открытки для мамы | Учить составление и записывать поздравление для мамы под руководством учителя по плану. |
2 | Составление сочинения-описания предмета «Животные» | Учить детей составлять и записывать описания знакомых предметов с опорой на мнемотаблицу. | |
3 | Составление сочинения-описания предмета на тему: «Посуда» | Учить детей составлять и записывать описания знакомых предметов с опорой на мнемотаблицу. | |
4 | Составление сочинения-описания предмета на тему: «Одежда» | Учить детей составлять и записывать описания знакомых предметов с опорой на мнемотаблицу. | |
Апрель | 1 | Составление сочинения-описания предмета на тему: «Фрукты» | Учить детей составлять и записывать описания знакомых предметов с опорой на мнемотаблицу. |
2 | Составление сочинения-описания предмета на тему: «Птицы» | Учить детей составлять и записывать описания знакомых предметов с опорой на мнемотаблицу. | |
3 | Написание изложения с элементами сочинения с опорой на мнемотаблицу «Весной» | Учить детей составлять и записывать небольшие изложения прочитанного текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев с опорой на мнемотаблицу. | |
| 4 | Написание изложения с элементами сочинения с опорой на мнемотаблицу «На лужайке» | Учить детей составлять и записывать небольшие изложения прочитанного текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев с опорой на мнемотаблицу. |
Май | 1 | Написание сочинения на основе личного опыта на тему: «Моя семья» | Учить составлять и записывать рассказ из личного опыта (составляется по аналогии с услышанным) |
2 | Написание сочинения на основе личного опыта на тему: «Магазин» | Учить составлять и записывать рассказ рассказа из личного опыта (составляется по аналогии с услышанным) | |
3 | Неделя ожидания лета | Диагностика |
Виды коррекционно-развивающей работы по развитию связной устной и письменной речи школьников с легкой умственной отсталостью
Работа над развитием связной речи младших школьников с нарушением интеллекта начинается с понятия о слове и связи слов в предложении. Пересказ текста обязательно начинается с предварительного подробного анализа данного текста, с объяснения значения непонятных незнакомых слов. Завершается работа над связной речью обучением составлению рассказа на основе личного опыта.
Формированием связной речи начинается с работы над предложением и включает в себя следующие виды работ:
1. Составление предложений по двум предметным картинкам (дедушка, газета; мама, посуда; девочка, платье; мальчик, конфеты). Далее предложения распространяются однородными определениями и другими членами предложения (Девочка надевает платье. Девочка надевает красивое красное платье. Маленькая девочка надевает красивое красное платье).
2. Восстановление различного рода деформированных предложений, с перемешанными словами (стоят, в, цветы, вазе, синей). Восстановление предложений со словами в начальной форме (стоять, в, цветы, ваза, синяя). Восстановление предложений с пропуском слов (Цветы… в синей вазе); отсутствием начала (…стоят в синей вазе) или конца предложения (Цветы стоят в синей…).
3. Составление предложений с демонстрацией действий с предметными картинками на фланелеграфе (предметные картинки вырезаны по контуру).
Такой вид работы очень эффективен в закреплении в речи предлогов и предложно-падежных конструкций; позволяет моделировать ситуации, включая пространственные ориентиры. Например: котенок, диван (Котенок прыгнул на диван. Котенок спит на диване. Котенок сидит под диваном. Котенок ищет клубок за диваном и т.д.)
Обучения устной связной речи младших школьников с легкой умственной отсталостью проходит в несколько этапов: составление рассказов по картинке и серии сюжетных картинок (по наглядному восприятию), воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, составление рассказа с элементами творчества.
Работа над формированием связной речи, у школьников с нарушением интеллекта происходит с использованием вспомогательных средств, таких как наглядность, моделирование плана высказывания, схем-описаний, мнемодорожек, мнемотаблиц и схем-моделей.
Использование упражнений на развитие связности высказывания происходит в порядке возрастающей сложности, с постепенным усложнением заданий, уменьшением использования наглядности и упрощением плана высказывания:
- пересказ рассказа по наглядному действию;
- рассказ по следам наглядного (демонстрируемого) действия;
- пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
- пересказ рассказа по серии сюжетных картин;
- составление рассказа по серии сюжетных картин;
- пересказ рассказа по сюжетной картине;
- рассказ по сюжетной картине.
Формирование устной связной речи проводится в следующей последовательности:
- пересказ с опорой на серию сюжетных картинок;
- пересказ по сюжетной картинке с опорой на мнемотаблицу;
- пересказ без опоры на наглядность;
- пересказ на основе деформированного текста с опорой на элементы мнемотехники;
- рассказ по серии сюжетных картинок;
- рассказ по сюжетной картинке с опорой на элементы мнемотехники;
- рассказ-описание с опорой на схему (обучение детей описанию предметов проводится при прохождении каждой лексической темы «игрушки», «посуда», «одежда», «овощи» и т. д.);
- пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев с опорой на мнемотаблицу;
- самостоятельный рассказ из личного опыта (составляется на основе личного опыта по аналогии с услышанным).
Формирование письменной связной речи проводится в следующей последовательности:
1) изложение небольшого текста по плану или по вопросам с использованием мнемотехники;
1) расположение предложений в последовательном порядке с последующей записью (работа с деформированным текстом);
2) составление подписей к сюжетным картинкам (3-4 картинки);
3) составление и запись небольшого рассказа по серии сюжетных картинок;
4) составление и запись рассказа по сюжетной картинке и плану с использованием элементов мнемотехники;
5) составление сочинения-описания знакомых предметов с использованием мнемотаблиц;
В процессе формирования связной речи рекомендуются следующие виды работы
1. Работа с двумя одинаковыми сюжетными картинками, отличающимися отсутствует ряд предметов. Этот способствует привлечению внимания к содержанию картинки, к выделению отдельных элементов, анализу ситуации изображенной на картинке, развитию аналитико-синтетической деятельности, в частности формированию операции сравнения.
2. Работа с сюжетными и предметными картинками. Данная работа состоит из следующих заданий:
а) подбор предметных изображений к сюжетной картинке;
б) нахождение лишних предметных изображений, не соответствующих данной сюжетной картинке;
в) определение недостающих предметов на основе анализа сюжетной картинки;
г) подбор пары предметных картинок к фрагментам сюжетной картинки (дети в дальнейшем придумывают предложения по этим предметным картинкам);
3. Работа с серией сюжетных картинок. Данная работа включает в себя следующие виды заданий:
а) восстановление последовательности сюжетных картинок по памяти;
б) нахождение картинок, имеющих отношение к данному рассказу среди прочих;
в) определение места пропущенной картинки среди последовательности картинок;
г) распределение картинок в определенной последовательности;
д) нахождение лишней картинки;
е) нахождение ошибки в последовательности картинок, после прочтения рассказа взрослым.
Логопедическая работа по каждому виду заданий проводится как на невербальном, так и на вербальном уровне.
Параллельно с работой над устной связной речью проводится работа над формированием письменной связной речи. Работа ведется по следующим направлениям:
а) составление подписей к картинкам;
б) выбор заголовка к тексту из нескольких предложенных;
в) различение текста и «не текста»;
г) работа с деформированным текстом;
д) коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора;
е) коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.
Перечень игр и игровых упражнений с использованием мнемотехники
- «Прогулка по зоопарку».
Цель: научить школьников составлять рассказы-описания опираясь на мнемотаблицу.
Ход игры: дети садятся в круг, достают карточку с животным, не показывая ее другим, затем каждый описывают свое животное, используя мнемотаблицу. Дети должны отгадать описываемое животное.
Для игры можно использовать «игровые часы». Вращением стрелки определяют, кто первый описывает животное, и кто затем отгадывает это животное.
2. «Где начинается рассказ?».
Цель: научить определять правильную последовательность хода событий, опираясь на элементы мнемотехники.
Ход игры: дети составляют рассказ, опираясь на картинки мнемодорожек или мнемотаблиц. Мнемодорожки и мнемотаблицы служат своеобразным планом, опираясь на который дети воспроизводят последовательность событий. По каждой картинке дети составляют предложение и вместе они объединяются в связный рассказ.
3. «Поставь картинку на место».
Цель: научить соблюдать последовательность хода действия, опираясь на элементы мнемотехники.
Ход игры: детям предлагают вставить в ряд сюжетных картинок пропущенную картинку на ее положенное место. После этого составляется рассказ с опорой на сюжетные картинки.
4. «Исправь ошибку».
Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.
Ход игры: перед детьми выкладывают ряд из серии сюжетных картинок, где одна картинка находится не на своем месте. Дети исправляют ошибку и составляют рассказ по данным сюжетным картинкам.
5. «Какая картинка не нужна?».
Цель: научить восстанавливать последовательность событий, выбирая нужное и убирая лишнее.
Ход игры: детям предлагают убрать лишнюю картинку (из другого набора) из правильной последовательности сюжетных картинок, а затем составить рассказ.
6. «Нарисуй сказку».
Цель: научить составлять рисуночный план к тексту, использовать его при рассказывании.
Ход игры: детям читают маленькую сказку и просят записать ее с помощью рисунков, а затем рассказать. Таким образом, дети сами создают рисуночный план к сказке.
Взрослый помогает детям схематично нарисовать домик, человека и т.п.; подсказывает какие эпизоды сказки необходимо изобразить.
7. «Фотограф».
Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины, вписанные в мнемотаблицу.
Ход игры: детям предлагают рассмотреть сюжетную картинку и фрагменты этой картинки, сделанные «фотографом», дети должны найти данные фрагменты на общей картинке, затем описать картинку, используя данные предметные картинки, как план рассказа.
8. «Составь два рассказа».
Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.
Ход игры: детям предлагают два набора сюжетных картинок перемешанных между собой и просят сначала разделить картинки, а затем составить рассказы по каждой серии.
9. «Поиск пропавших деталей».
Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки, вписанные в мнемотаблицу.
Ход игры: детям предлагают восстановить испортившуюся картинку («фотографию»), используя сохранившиеся предметные картинки (фрагменты «фотографии»). Надо поставить сохранившиеся фрагменты в нужное место и описать восстановленную картинку, используя мнемотаблицу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи младших школьников с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР
В статье отражаются характерные особенности высказываний младших школьников с ЗПР, определяются основные проблемы, возникающие при формировании навыка связной речи, и предлагается вариативный те...
Специфика развития устной связной речи у школьников с легкой степенью умственной отсталости
Овладение связной устной речью детьми с легкой умственной отсталостью осуществляется в значительно более поздние сроки, чем в норме, и имеет определенное своеобразие.Устная речь детей данной кат...
Опыт интеграции детей с множественными нарушениями в развитии в среду учащихся с легкой степенью умственной отсталости средствами игры и игротерапии.
Психо-коррекционный эффект игротерапевтического воздействия на ребенка обеспечивается тем, что вся работа идет на положительном эмоциональном настрое с максимально положительной поддержкой со стороны ...
Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни "Основы жизни" для детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни построена на основе общенациональных ценностей общества, таких как здоровье, природа, экологическая культура, ...
Программа духовно-нравственного развития для обучающихся 5-6 классов с легкой степенью умственной отсталости
Программа духовно-нравственного развития направлена на воспитание обучающихся 5-6 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в духе любви к Родине, уважения к культурно-историче...
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) пятого класса
Программа домашнего обучения по 1 варианту для 5 класса 8 вид...
"Развитие самостоятельности у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости на уроках швейного дела через деятельностный подход"
Перед современной коррекционной школой стоит задача максимально подготовить и адаптировать обучающихся к условиям социума, к трудовой и производственной деятельности. Поэтому современный выпускник...