Логопедическое занятие по развитию связной речи младших школьников.
план-конспект на тему
Логопедическое занятие по развитию связной речи младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_-_povestvovatelnyy_tekst.odt | 13.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие по развитию связной речи младших школьников.
ТЕМА. Тип текста. Текст - повествование. Характерные признаки текста - повествования. Схема построения повествовательного текста.
ЦЕЛИ: - ознакомить с повествовательным текстом, схемой построения повествовательного текста;
- формировать умения определять особенности текста - повествования, последовательность частей в тексте;
- формировать умение пересказывать повествовательный текст по плану и по опорным словам;
- развивать слоговой синтез.
ОБОРУДОВАНИЕ: серия сюжетных картинок "Репка", набор опорных таблиц "Текст - повествование" , карточки с текстом, запись на доске.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
Замок откроется тогда,
Когда составишь ты слова.
Попробуй разгадать быстрее всех!
Уверена, что ждет тебя успех!
- Сядет тот, кто из слогов составит слово:
ка, кош
со, по, дил
ка, внуч
ка, баб
ка, мыш
- Назовите все слова. (Кошка, посадил, внучка, бабка, мышка.)
- Вы узнали эту сказку? Как она называется? ( "Репка" )
- Как называются слова, по которым можно определить тему текста, узнать сказку? (Опорные слова.)
2. Запись числа, темы занятия
3. Анализ текста русской народной сказки "Репка"
- Послушайте отрывок из сказки "Репка"
"Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут - потянут - вытащили репку!"
- Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой?
- Давайте вспомним эту сказку. Вы ее знали еще до школы, когда были совсем маленькими.
Логопед выставляет серию сюжетных картинок "Репка", предлагает ученикам рассмотреть их.
- Расположите данные картинки в правильной последовательности.
- Как вы думаете, что мы составили с помощью этих картинок? ( План.)
- Расскажите сказку по серии сюжетных картинок.
- О чем эта сказка? Определите тему сказки.
- Прочитайте пословицы, подумайте, подходят ли они к сказке?
На доске:
1.Берись дружно, не будет грузно.
2. Сообща и гору своротишь.
3. Работай дружней, так будет верней.
- Определите основную мысль сказки. ( В трудном деле даже малая помощь много значит.)
- С какого момента начинают развиваться события сказки? ( Посадил дед репку.)
- Что было дальше? (Выросла репка большая-пребольшая.)
- Для этой сказки важно не то, как росла репка, а то, как ее тянули. Дальше рассказывается именно об этом.
- Перечислите героев сказки, которые вытягивали репку?
- Как они появились? ( Бабку и внучку позвали, Жучку и кошку кликнули.) Назовите слова - синонимы. (Позвали - кликнули.)
- Назовите слова-действия, которые предпринимали герои этой сказки. (Тянет, тянут-потянут, вытянуть не могут.) Какое слово постоянно повторяется в тексте?
- Какое слово-действие используется для того , чтобы показать результат совместных усилий героев сказки? (Вытащили.)
Вывод. Текст русской народной сказки "Репка" - повесвовательный текст, так как в нем говорится о случае, о событии , о действиях, которые происходили друг за другом, а затем закончились.
Главная особенность повествовательного текста - это сообщение о развивающихся событиях и о завершении действия. Поэтому в повествовательном тексте много слов, называющих действия предметов (глаголов). Порядок таких слов в тексте соответствует порядку самих действий, тому, как развивались события.
Физминутка
- Расскажите русскую народную сказку "Репка", покажите, как все происходило. Один ученик пресказывает сказку по серии сюжетных картинок, а дети инсценируют.
5. Текст - повествование. Схема построения повествовательного текста
Знакомство с текстом. Учитель - логопед выдает каждому ребенку карточку с текстом.
Папа принес домой птенца. Лена насыпала ему крошек. Но бедняга даже не посмотрел на еду.
Девочка вынесла клетку на улицу и поставила у порога.
Слетелись воробьи. Вдруг одна воробьиха взяла в клюв крошку и подлетела к птенцу. На другой день Лена бежала из школы. Она спешила накормить воробушка. Воробьиха уже сидела на форточке.
Когда птенец подрос, Лена открыла клетку. Воробьиха позвала птенца. Он выпорхнул в форточку и улетел.
- Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2-3 учениками.) Уточнение лексического значения слова:
ПОРОГ - поперечный брусок, закрывающий проем между дверью и полом.
Анализ текста
- О чем рассказывается в тексте,
- Определите тему текста. (Текст о птенце.)
- Определите основную мысль мысль текста. (Как воробьиха кормила птенца.)
- Озаглавьте текст. (Воробьиха спасла птенца.)(Запись заголовка текста в тетрадь, на доска.)
- Сколько в этом тексте частей? Объясните свой ответ.
- Составим план.
Беседа по содержанию. Составление плана текста. Языковые средства связи.
- Прочитайте первую часть текста.
- Откуда взялся воробей?
- Как он вел себя у людей?
- Это начало действия. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу НАЧАЛО.
- Предложите название этой части текста. (Папа принес птенца.) (Запись в тетерадь, на доске.)
- Назовите опорные слова этой части. (Насыпала, бедняга, не посмотрел.). (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)
- Прочитайте вторую часть рассказа.
- Что сделала девочка?
- Это развитие действия. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу РАЗВИТИЕ.
- Предложите название этой части. (Девочка вынесла клетку.) (Запись в тетрадь, на доске.)
- Назовите опорные слова этой части. (Вынесла, на улицу, поставила.) (учитель- логопед записывает опорные слова на доске.)
- Прочитайте третью часть текста.
- Что произошло на улице?
- Кто же кормил птенца?
- Этот момент самый важный, главный - это кульминация. (Учитель-логопед прикрепляет на доску опарную таблицу КУЛЬМИНАЦИЯ.
- Предложите название этой части. (Воробьиха кормит птенца.) (Запись на доске и в тетради.)
- Назовите опорные слова этой части. ( Вдруг, взяла, клюв, подлетела, бежала, спешила покормить, сидела на форточке.) (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)
- Прочитайте четвертую часть рассказа.
- Почему Лена не сразу выпустила птенца из клетки?
- Это конец действия, итог. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу ИТОГ.
Получается полная опорная таблица "Текст-повествование"
НАЧАЛО
РАЗВИТИЕ
КУЛЬМИНАЦИЯ
ИТОГ
- Предложите название этой части. (Птенец улетел.) (Запись в тетрадь, на доске.)
- Назовите опорные слова этой части. (Когда подрос, открыла, позвала, выпорхнула, улетел.) (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)
- Прочитайте текст еще раз, посмотрите, как писатель обходит повторы.
- Как связаны предложения в тексте? (Птенец - ему, бедняга, воробушек.) (Логопед записывает слова на доске.)
Образец записи на доске:
ВОРОБЬИХА СПАСЛА ПТЕНЦА.
ПЛАН
НАЧАЛО Папа принес птенца. Насыпала, бедняга, не пос-
мотрел
РАЗВИТИЕ Девочка вынесла клетку. Вынесла, на улицу, поста-
вила
КУЛЬМИНАЦИЯ Воробьиха кормит птенца. Вдруг, взяла, клюв, подле-
тела, бежала, спешила
покормить, сидела на
форточке
ИТОГ Птенец улетел. Когда подрос, откры-
ла, позвала, выпорх-
нул, улетел
Устный пресказ текста по плану, опорным словам.
" Очень часто пересказ
Вы твердите много раз.
Это трудно - много раз.
Это нудно - много раз.
И поэтому у нас
Есть другой совет для вас.
Что рассказано? О чем?
Что за чем произошло
И к чему все привело?
Прочитайте еще раз -
И запомнится рассказ".
( Из книги В.В. Волиной "Веселая грамматика".)
- Прочитайте текст. (Учащиеся читают про себя.)
- По плану, опорным словам перескажите текст.
Учащиеся пересказывают. Логопед указывает на пункты плана, опорные слова, редактирует высказывания учащихся.
Обобщение
- Прочитайте опорные слова кульминации текста. Определите часть речи. (Коллективная работа.)
- Слова какой части речи являются опорными в текстах - повествованиях? (Глаголы.)
- Запомните!
Повествованием называется текст, в котором рассказывается, повествуется о последовательных событиях. Поэтому в повествовательном тексте опорными словами являются глаголы.
6. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
- О чем рассказывается в повествовательных текстах?
- Из каких частей состоит текст - повествование?
- Что такое кульминация текста? (Кульминация текста - это самый важный момент, главный момент рассказа.)
- Как составить план текста? (Сначала прочитать текст 2-3 раза, разделить на смысловые части. Определить, что в каждой части самое важное. Озаглавить каждую часть, записать пункты плана.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по развитию связной речи "Встреча Масленицы"
Логопедическое занятие по развитию связной речи в 4 классе "Встреча Масленицы"...
Логопедическое занятие по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: «Доброта, отзывчивость, честность»
Коррекция связной речи, развитие слухового внимания, фонематических процессов, формировать умение самостоятельно строить свои высказывания, фразу, согласовывая слова в предложении....
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе по теме «Дикие животные».
Составление рассказа по картине «Дикие животные в лесу». Цели:Активизировать и актуализировать словарь по теме. Формировать умение устанавливать смысловые взаимосвязи между объектами при восприят...
Логопедическое занятие по развитию связной речи для учащихся младших классов Тема: Сочинение "Новогодняя сказка"
Тема: Сочинение «Новогодняя сказка».Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. И к...
Приложение к логопедическому занятию по развитию связной речи Тема: Сочинение "Новогодняя сказка"
Приложение №1...
Логопедическое занятие по развитию связной речи для учащихся младших классов Тема: Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Данное занятие предназначено для учащихся 2 классов с НВОНР....
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе
Тема: Земля – это наш общий дом, место жизни, людей, животных, растений....