Логопедическое занятие по развитию связной речи младших школьников.
план-конспект на тему

Смирнова Наталия Львовна

Логопедическое занятие по развитию связной речи  младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_-_povestvovatelnyy_tekst.odt13.53 КБ

Предварительный просмотр:


 

                            Логопедическое занятие по развитию связной речи  младших школьников.

ТЕМА.    Тип текста. Текст - повествование. Характерные признаки текста -              повествования. Схема построения повествовательного текста.

ЦЕЛИ:     - ознакомить с повествовательным текстом, схемой построения повествовательного текста;

                  - формировать умения определять особенности текста - повествования, последовательность частей в тексте;

                   - формировать умение пересказывать повествовательный текст по плану и по опорным словам;

                    - развивать слоговой синтез.

ОБОРУДОВАНИЕ:  серия сюжетных картинок "Репка", набор опорных таблиц "Текст - повествование" , карточки с текстом, запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

      Замок откроется тогда,

      Когда составишь ты слова.

      Попробуй разгадать быстрее всех!

       Уверена, что ждет тебя успех!

- Сядет тот, кто из слогов составит слово:

                                               ка, кош

                                                со, по, дил

                                                ка, внуч

                                                 ка, баб

                                                  ка, мыш

- Назовите все слова. (Кошка, посадил, внучка, бабка, мышка.)

- Вы узнали эту сказку? Как она называется? ( "Репка" )

- Как называются слова, по которым можно определить тему текста, узнать сказку? (Опорные слова.)

2. Запись числа, темы занятия

3. Анализ текста русской народной сказки "Репка"

-  Послушайте отрывок из сказки "Репка"

     "Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут - потянут - вытащили репку!"

- Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой?

- Давайте вспомним эту сказку. Вы ее знали еще до школы, когда были совсем маленькими.

     Логопед выставляет серию сюжетных картинок "Репка", предлагает ученикам рассмотреть их.

- Расположите данные картинки в правильной последовательности.

- Как вы думаете, что мы составили с помощью этих картинок? ( План.)

- Расскажите сказку по серии сюжетных картинок.

- О чем эта сказка? Определите тему сказки.

- Прочитайте пословицы, подумайте, подходят ли они к сказке?

На доске:

1.Берись дружно, не будет грузно.

2. Сообща и гору своротишь.

3. Работай дружней, так будет верней.

- Определите основную мысль сказки. ( В трудном деле даже малая помощь много значит.)

- С какого момента начинают развиваться события сказки? ( Посадил дед репку.)

- Что было дальше? (Выросла репка большая-пребольшая.)

- Для этой сказки важно не то, как росла репка, а то, как ее тянули. Дальше рассказывается именно об этом.

- Перечислите героев сказки, которые вытягивали репку?

- Как они появились? ( Бабку и внучку позвали, Жучку и кошку кликнули.) Назовите слова - синонимы. (Позвали - кликнули.)

- Назовите слова-действия, которые предпринимали герои этой сказки. (Тянет, тянут-потянут, вытянуть не могут.) Какое слово постоянно повторяется в тексте?

- Какое слово-действие используется для того , чтобы показать результат совместных усилий героев сказки? (Вытащили.)

Вывод.     Текст русской народной сказки "Репка" - повесвовательный текст, так как в нем говорится о случае, о событии , о действиях, которые происходили друг за другом, а затем закончились.

Главная особенность повествовательного текста - это сообщение о развивающихся событиях и о завершении действия. Поэтому в повествовательном тексте много слов, называющих действия предметов (глаголов). Порядок таких слов в тексте соответствует порядку самих действий, тому, как развивались события.

Физминутка

- Расскажите русскую народную сказку "Репка", покажите, как все происходило. Один ученик пресказывает сказку по серии сюжетных картинок, а дети инсценируют.

5. Текст - повествование. Схема построения повествовательного текста

Знакомство с текстом. Учитель - логопед выдает каждому ребенку карточку с текстом.

     Папа принес домой птенца. Лена насыпала ему крошек. Но бедняга даже не посмотрел на еду.

     Девочка вынесла клетку на улицу и поставила у порога.

     Слетелись воробьи. Вдруг одна воробьиха взяла в клюв крошку и подлетела к птенцу. На другой день Лена бежала из школы. Она спешила накормить воробушка. Воробьиха уже сидела на форточке.

     Когда птенец подрос, Лена открыла клетку. Воробьиха позвала птенца. Он выпорхнул в форточку и улетел.

- Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2-3 учениками.) Уточнение лексического значения слова:

ПОРОГ - поперечный брусок, закрывающий проем между дверью и полом.

Анализ текста

- О чем рассказывается в тексте,

- Определите тему текста. (Текст о птенце.)

- Определите основную мысль мысль текста. (Как воробьиха кормила птенца.)

- Озаглавьте текст. (Воробьиха спасла птенца.)(Запись заголовка  текста в тетрадь, на доска.)

- Сколько в этом тексте частей? Объясните свой ответ.

- Составим план.

Беседа по содержанию. Составление плана текста. Языковые средства связи.

- Прочитайте первую  часть текста.

- Откуда взялся воробей?

- Как он вел себя у людей?

- Это начало действия. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу  НАЧАЛО.

- Предложите название этой части текста. (Папа принес птенца.) (Запись в тетерадь, на доске.)

- Назовите опорные слова этой части. (Насыпала, бедняга, не посмотрел.). (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

- Прочитайте вторую часть рассказа.

- Что сделала девочка?

- Это развитие действия. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу  РАЗВИТИЕ.

- Предложите название этой части. (Девочка вынесла клетку.) (Запись в тетрадь, на доске.)

- Назовите опорные слова этой части. (Вынесла, на улицу, поставила.) (учитель- логопед записывает опорные слова на доске.)

- Прочитайте третью часть текста.

- Что произошло на улице?

- Кто же кормил птенца?

- Этот момент самый важный, главный - это кульминация. (Учитель-логопед прикрепляет на доску опарную таблицу  КУЛЬМИНАЦИЯ.

 - Предложите название этой части. (Воробьиха кормит птенца.) (Запись на доске и в тетради.)

- Назовите опорные слова этой части. ( Вдруг, взяла, клюв, подлетела, бежала, спешила покормить, сидела на форточке.) (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

- Прочитайте четвертую часть рассказа.

- Почему Лена не сразу выпустила птенца из клетки?

- Это конец действия, итог. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу  ИТОГ.

Получается полная опорная таблица "Текст-повествование"

                                                НАЧАЛО

                                                   

                                               РАЗВИТИЕ

                                         КУЛЬМИНАЦИЯ

                                                 ИТОГ

- Предложите название этой части. (Птенец улетел.) (Запись в тетрадь, на доске.)

- Назовите опорные слова этой части. (Когда подрос, открыла, позвала, выпорхнула, улетел.) (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

- Прочитайте текст еще раз, посмотрите, как писатель обходит повторы.

- Как связаны предложения в тексте? (Птенец - ему, бедняга, воробушек.) (Логопед записывает слова на доске.)

Образец записи на доске:

                                    ВОРОБЬИХА  СПАСЛА  ПТЕНЦА.

                                                  ПЛАН

НАЧАЛО                Папа принес птенца.                   Насыпала, бедняга, не пос-

                                                                                                мотрел

РАЗВИТИЕ              Девочка вынесла клетку.           Вынесла, на улицу, поста-

                                                                                                 вила

КУЛЬМИНАЦИЯ   Воробьиха кормит птенца.         Вдруг, взяла, клюв, подле-

                                                                                                   тела, бежала, спешила

                                                                                                    покормить, сидела на

                                                                                                     форточке

ИТОГ                           Птенец улетел.                                  Когда подрос, откры-

                                                                                                       ла, позвала, выпорх-

                                                                                                         нул, улетел

Устный пресказ текста по плану, опорным словам.

                                                  " Очень часто пересказ

                                                     Вы твердите много раз.

                                                     Это трудно - много раз.

                                                      Это нудно - много раз.

                                                      И поэтому у нас

                                                      Есть другой совет для вас.

                                                      Что рассказано? О чем?

                                                       Что за чем произошло

                                                        И к чему все привело?

                                                        Прочитайте еще раз -

                                                         И запомнится рассказ".

                                           ( Из книги В.В. Волиной "Веселая  грамматика".)

- Прочитайте текст. (Учащиеся читают про себя.)

- По плану, опорным словам перескажите текст.

Учащиеся пересказывают. Логопед указывает на пункты плана, опорные слова, редактирует высказывания учащихся.

Обобщение

- Прочитайте опорные слова кульминации текста. Определите часть речи. (Коллективная работа.)

- Слова какой части речи являются опорными в текстах - повествованиях? (Глаголы.)

- Запомните!

     Повествованием называется текст, в котором рассказывается, повествуется о последовательных событиях. Поэтому в повествовательном тексте опорными словами являются глаголы.

6. ИТОГ   ЗАНЯТИЯ.

- О чем рассказывается в повествовательных текстах?

- Из каких частей состоит текст - повествование?

- Что такое кульминация текста? (Кульминация текста - это самый важный момент, главный момент рассказа.)

- Как составить план текста? (Сначала прочитать текст 2-3 раза, разделить на смысловые части. Определить, что в каждой части самое важное. Озаглавить каждую часть, записать пункты плана.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по развитию связной речи "Встреча Масленицы"

Логопедическое занятие по развитию связной речи в 4 классе "Встреча Масленицы"...

Логопедическое занятие по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: «Доброта, отзывчивость, честность»

Коррекция связной речи, развитие слухового внимания, фонематических процессов, формировать умение самостоятельно строить свои высказывания, фразу, согласовывая слова в предложении....

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе по теме «Дикие животные».

Составление рассказа по картине «Дикие животные в лесу». Цели:Активизировать и актуализировать словарь по теме. Формировать умение устанавливать смысловые взаимосвязи между объектами при восприят...

Логопедическое занятие по развитию связной речи для учащихся младших классов Тема: Сочинение "Новогодняя сказка"

Тема: Сочинение «Новогодняя сказка».Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. И к...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе

Тема: Земля – это  наш общий дом, место жизни, людей, животных, растений....