Конспект занятия "Право человека на жизнь"
план-конспект на тему
Целью занятия является формирование правовой грамотности учащихся. На занятии дается представление о праве на жизнь как одном из фундаментальных основ прав человека, а также воспитание чувства терпимости, толерантности и гуманизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Право человека на жизнь | 31.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Гаврилова Оксана Борисовна
«Право человека на жизнь»
Цель: Формирование правовой грамотности учащихся.
Задачи:
Дидактические:
- Дать представление о праве на жизнь как одном из фундаментальных основ прав человека, признание которого есть проявление высшей справедливости права.
- Побудить учащихся задуматься о ценности жизни как основе нравственного отношения к себе и окружающим.
Коррекционные: развитие мышления (установление причинно-следственных связей), памяти; развитие устной связной речи через построение грамматически верной фразы и предложения;
Воспитательные: Воспитание чувства терпимости, толерантности и гуманизма; осознание ценности человеческой жизни.
Материалы и оборудование:
Мультимедийная доска, презентация; рисунки учащихся; русские народные сказки; сообщения; листы бумаги и ручки для каждого учащегося; карточки с цифрами; таблица с рисунками, карандаши; рисунки «Символ жизни» на каждого учащегося.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок, выполнение творческих работ (рисунки) воспитанницами.
Ход занятия:
Организационный момент. Приветствие: Скажем: «Здравствуйте» руками, скажем «Здравствуйте» глазами, скажем «Здравствуйте» мы ртом, станет радостно кругом!
I этап. Сообщение темы.
-Сегодня у нас не совсем обычное начало занятия. Я предлагаю вам самим сформулировать тему урока, посмотрев слайды, прослушав мои комментарии к ним.
- Каждое утро с первыми лучами солнца (слайд 2) пробуждается Земля.(3) Раскрываются нежные лепестки роз(4), покрытые капельками росы(5). Пробуждается все живое(6) пробуждается и Человек(7). Начинается новый день Жизни(8), которая дарована нам всем свыше законами Земли и (9) Космоса(10). Жизнь дана нам для того, чтобы мы могли постигать мудрость бытия (11), любить, творить добро, созидать красоту (12).Таковы великие законы Природы(13). Они придуманы не нами, у каждой жизни свой срок: (14)день сменяется ночью(15), вслед за весной и летом приходит осень, а затем зима(16). Растение отцвело, высохло и упало(17). Семя, падая в землю, рождает новый цветок (18) Жизнь – это вечное движение (19). Человек – часть природы, человек появился на Земле, когда природа уже жила по своим многовековым законам(20). В праве ли мы нарушать или менять эти законы? Брать на себя роль судьи, имеющего право кого-то лишать жизни? (21). Насильственно прерванная жизнь – это всегда трагедия. Она бессмысленна и противоестественна(22). Жизнь создала нас, для того чтобы мы тоже могли творить и созидать (23). В природе ворон ворону глаз не выклюет, тигр не охотится на тигра (24). И только человек убивает себе подобных(25):
В самом начале Великой Отечественной войны немецкие солдаты получали памятки “Помни и исполняй:«…Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик…». Итог фашизма нам известен: более 27 млн. советских людей погибло в той войне.
- Спросим мы сегодня себя - Имеет ли право кто- либо распоряжаться жизнью других? И что необходимо сделать, для того, чтобы в XXI веке человеческая жизнь была признана высшей ценностью? - В ответах на эти вопросы главная цель нашего занятия для всех нас. Исходя из нее, давайте сформулируем тему занятия. Слайд (26)
II этап. Основная часть
- И первый вопрос: “А что же такое жизнь?” Вопрос очень сложный и неоднозначный. На протяжении многих веков люди спорили по этому поводу, но так и не пришли к единому мнению. Четкого определения понятия “Жизнь” не существует, а сама жизнь, тем не менее, существует. Мы все ее чувствуем, ощущаем. Биологи дали такое определение - Жизнь - период существования биологического организма (с момента рождения до момента смерти) (слайд 27)
- А как думаете вы? (Ответы детей -Жизнь - это величайшая ценность, право на жизнь является важнейшим правом человека. Никто не может лишить его жизни. Жизнь — это понимание не только того, что тебя окружает, но и того что находится внутри каждого из нас. Жизнь дается каждому не просто так. Человек должен оставить какой-то след после себя, это может быть что угодно, что может принести будущему поколению пользу).
- А вот как мы ее чувствуем? Какой ее видим? Какие образы, впечатления возникают у каждого из нас при слове “жизнь”? С каким цветом она у вас ассоциируется? Почему? С чем ее можно сравнить?С этим и было связано ваше творческое задание: сделать рисунок на тему: “Какого цвета жизнь?”(слайд 28) и кратко его защитить.
1. Защита творческих работ.
Учащиеся выходят по очереди к доске и каждая воспитанница начинает защиту своей работы со слов: “Я думаю, что жизнь… цвета, потому что…”
- Обмен мнениями завершен. Давайте подведем итоги. Перед нами ваша общая групповая работа. Вот так мы с вами видим жизнь. Вам нравится наша общая работа? Что она вам напоминает? На что похожа? Есть ли в ваших представлениях о жизни что-то общее?
- Для того чтобы создать эти работы вы затратили много труда, времени, вложили в них свою душу. А как вы думаете, много ли труда и времени потребуется для того, что бы все это уничтожить? Смять, порвать, выбросить! В один момент, раз, и ничего больше нет: ни солнца, ни неба, ни растений, ни жизни. Ничего. Разрушать всегда проще, чем созидать. - Давайте с вами обсудим такой вопрос: “Кто или что угрожает жизни человека?”
Каждая воспитанница вспоминает и записывает все, что знает по данной проблеме (продолжительность – 1-2 минуты).
Кластер “Что угрожает жизни”(Война, голод, природные стихийные бедствия, болезни, плохая экология, преступления, угрожающие жизни человека, неправильный образ жизни, вредные привычки, суицид)(слайд 29)
Воспитанницы сравнивают свою работу с образцом, делают выводы.
- Жизнь хрупка и беззащитна. Ее так легко сломать. Тем более что у жизни есть только один способ появиться на свет – это родиться.
- В каких документах закреплено право на жизнь?(Всеобщая декларация прав человека, Конституция, Конвенция о правах ребёнка, Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Жилищный кодекс)(слайд 30)
- Для того, что бы уничтожить жизнь человечество изобрело множество разных способов. Любая смерть – это трагедия, зло. Зло, связанное с действиями и поступками человека, с состоянием его души, его нравственности. Иногда в своей смерти человек виноват сам. Но порой в его смерти виноваты окружающие его люди. Я предлагаю заслушать сообщения о том, как исторически менялись представления людей о жизни и смерти. (Сообщения учащихся). Сообщение 1. На протяжении веков право на жизнь, свободу и равенство было привилегией лишь части населения. И человечество проделало долгий путь к признанию всеобщности и бесспорности этого права человека. Первым шагом на этом пути стал запрет людоедства. Далее последовал отказ от человеческих жертвоприношений. В давние времена этот жестокий обычай был распространен у многих народов. Приносили жертвы богам, умершим владыкам, победителям. Об этом рассказывают легенды и предания.
Сообщение 2. Самым древним обычаем, будто бы направленным на защиту жизни человека, являлась кровная месть по принципу: око за око, зуб за зуб, смерть за смерть. Этот обычай был распространен среди многих народов и до сих пор не изжит до конца. В те времена ни одни человек не был уверен в том, что право на жизнь будет защищено.
Сообщение 3. Правители, короли, феодалы решали вопросы жизни и смерти своих подданных по своему усмотрению. Простые люди тоже нарушали права друг друга. В истории можно найти множество примеров, когда жизнь людей и даже детей не ценилась. Например, в Древней Спарте ребенок, родившийся слабым, лишался права на жизнь. Его осуждали на смерть, сбрасывая со скалы, или оставляли на горном хребте умирать.
- Люди убивали друг друга на протяжении двух тысячелетий. Но о естественном праве человека на жизнь впервые заговорил Джон Локк - великий английский философ 17 века (слайд 31). В учении о праве он развил теорию естественного права как закона природы, требуя мира и безопасности для всего человечества.
Физкультминутка музыкальная «Мы на свет родились, чтобы радостно жить»
(слайд 32)
2. Литературно-правовая викторина. - Накануне мы с вами прочитали немало сказок, которые представлены сегодня на этом стенде и сейчас мы проведём литературно-правовую викторину. Вам будут представлены на слайде сказки под разными номерами, вы должны поднять карточки с номерами тех сказок, в которых было совершено покушение на жизнь героев, побеждает тот, кто больше прочитал сказок.
Русские народные сказки (1):(слайд 33)
1. Колобок
2. Заюшкина избушка
3. Хаврошечка
4. Гуси-лебеди
5. Сестрица-Алёнушка и братец Иванушка
6. По-щучьему велению
7. Теремок (ответ: 1,4,5)
Русские народные сказки (2):(слайд 34) 1. Морозко 2. Волк и семеро козлят 3. Царевна-лягушка 4. Петушок-золотой гребешок и жерновки 5. Ивашко и ведьма 6. Лисичка-сестричка и волк 7. Зимовье зверей (Ответ: 2,5,7)
Сказки русских писателей: (слайд 35) 1. Пушкин А.С. – Сказка о царе Салтане 2. Гаршин – Лягушка-путешественница 3. Ершов – Конёк-горбунок 4. Аксаков – Аленький цветочек 5. Мамин-Сибиряк – Серая шейка (Ответ: 1,3, 5)
А пока девочки вспоминают сказки и думают над ответом, я дам задание для Ксюши «Найди нужные картинки» –из предложенных картинок тебе нужно выбрать те, где не нарушены права ребёнка и раскрасить эти картинки.
Проверка задания (слайд 36)
- Иногда человек сам виноват в своей смерти. Что нужно делать, чтобы не нанести вреда своей жизни и своему здоровью, а также жизни и здоровью других людей?(Ответ: нужно внимательно следить за своими поступками, соблюдать технику безопасности).
3. Задание.
- Соблюдение каких правил поможет вам сохранить собственную жизнь и не нанести вреда жизни и здоровью других людей? (слайд 37)
- Соблюдение правил дорожного движения;
- Соблюдение правил безопасного поведения в школе;
- Соблюдение правил хорошего тона;
- Соблюдение правил русского языка.
III. Заключительная часть. Подведение итогов, рефлексия.
- В настоящее время человечество столкнулось с проблемой, что если оно не начнет относиться к жизни как высшей ценности, не признает право каждого человека на жизнь, то погибнет все человечество в целом. Вначале нашего занятия я поставила два вопроса - Имеет ли право кто- либо распоряжаться жизнью других? (Нет, жизнь бесценна для человека). - И второй вопрос - что необходимо сделать, для того, чтобы в XXI веке человеческая жизнь была признана высшей ценностью? (Ответ: Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов; главное, когда можно назвать равные права и возможности, которые не ущемляются государством. Чтобы никогда не было воин, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины).
- Заканчивается наше занятие, и я хочу спросить вас, что вам запомнилось на занятии, что понравилось? В заключение я ещё раз хочу напомнить: право на жизнь есть у каждого человека, а вот права на убийство нет ни у кого! Каким бы ни был человек в этой жизни, никто не вправе отнять у него эту жизнь: ни государство, ни преступники, ни он сам. Человеческая жизнь очень коротка, и об этом нужно всегда помнить. На память о нашем занятии я хочу подарить вам символ жизни со словами Ривы Гольцман, школьницы из Днепропетровска, которая была ранена во время расстрела 25 октября 1941года и спрятана учительницей Екатериной Григорьевной:«Жизнь – это наше бескрайнее небо и яркое солнце, это вечно цветущая земля… Убивать людей – это значит погасить солнце. Жизнь дана человеку природой, и люди не имеют права её отбирать, потому что это против природы, разума человека…» (слайд 38)
-Берегите и любите жизнь! (слайд 39) Я благодарю вас всех за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»
Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его лирике.Кто-то должен разбираться в сумятице повседневной жизни.Но кто-то ...
Формирование ИКТ-компетентности учащихся как части специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе.
Обобщение опыта учителя информатики.ПРИЛОЖЕНИЕПриложение_1–Паспорт проекта презентации ученика.Пиложение_2–Примерная презентация по теме. (Приложение_2_элективные курсы).Приложение_3–Конспект урока ин...
Внеклассное мероприятие "Право человека на жизнь"
Цель:сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;выделить компоненты здорового состояния человека;познакомить детей с правилами, помогающими сохранить...
Презентация по теме "Человек, посвятивший жизнь спорту" - для участия во Всероссийском конкурсе "Россия спортивная"; выполнила Дибижева Рита Владимировна.
В презентации собран материал об учителе ФЗК МБОУ СОШ №1 Мхеидзе Галине Анатольевне, которая воспитала много спортсменов разного уровня....
Сценарий праздника ко Дню пожилого человека "Осень жизни"
Сценарий позволяет провести мероприятие в теплой душевной атмосфере, которую создают учащиеся и преподаватели, семейные ансамбли для подопечных Социальной службы....
Конспект урока "Сон в жизни человека"
Краткий конспект урока по материалам журнала биология в школе....
Конспект занятия "Вода в жизни человека"
Углубить знания учащихся о внутреннем строении вещества и процессах протекающих при соприкосновении веществ, сформировать представление о движении частиц, их взаимодействии между собой, и увеличении с...