Конспект урока "Сон в жизни человека"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Краткий конспект урока по материалам журнала биология в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема урока Сон и его значение. | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Сон в жизни человека
(по материалам учебно-методического журнала биология в школе №15 2011 год)
Ход урока:
- Организационный процесс
- Объяснение нового материала
План урока
1.Введение
2.История изучения природ сна
Первые ответы в глубокой древности,
А.Пьерон французский ученый 20 века - причина сна – самоотравление мозговых клеток.
П.К.Анохин – советский ученый. Опыт с близнецами. Опроверг точку зрения Пьерона – не состав кроки играет важную роль при засыпании.
И.П.Павлов (1840-1936) в классических опытах , используя метод образования условных рефлексов, доказал, что сон вызывается торможением деятельности нервных клеток коры больших полушарий головного мозга. «Охранительное торможение» - выключатель нервной системы.
- Какие 2 процесса лежат в основе высшей нервной деятельности? (Возбуждение и торможение)
- Как эта система работает? Приведите примеры? (Есть очаги: торможения и возбуждения. Когда читают лекцию, очаги устойчивого возбуждения находятся в центрах, владеющих функцией речи, все остальные части коры находятся в состоянии торможения.
Что же происходит с корковой мозаикой, когда мы засыпаем? В каком-то пункте коры возникает особенно устойчивый очаг торможения. Слабые однообразные раздражители помогают образованию такого очага. Приведите примеры? (колыбельная песня, укачивание, тиканье часов…)
Затем как по паутине от одной клетки (нейрона) к другой., таким образом, захватывает все корковые нейроны. Так думали пока известный ученый Анохин П.К. исследуя работу мозга высказал предположение и доказал его о ретикулярной формации, которая располагается в стволе головного мозга. (Вспомним строение головного мозга – работа с моделью)
Проще говоря, сон есть результат взаимодействия коры и подкоркового аппарата головного мозга.
- Что происходит с действием гормонов серотонина и адреналина во время сна? (стр. 242 2-й абзац)
- Современные представления физиологии сна.
«Сон – это небывалые комбинации бывалых впечатлений» (И.М.Сеченов)
Новый этап в изучении природы сна начался во второй половине 20 века благодаря применению ЭЭГ – электроэнцефалографии – запись биэлектрических потенциалов мозга. Выделяют следующие циклы сна. Обратимся к учебнику стр.242 Анализ и разбор рисунка.
Выделяют медленный (глубокий) и быстрый (парадоксальный) сон.
Медленный сон делится на 4 стадии:
- Дремота (между сном и явью)
- Поверхностный (человека легко разбудить)
- Третья и четвертая стадии называют дельта-сном. Разбудить человека очень трудно. Период наибольшего отключения от внешнего мира. Пробудившийся не помнит сновидений. Играет важную роль в процессе запоминания!!! Приходится 75-80% ночного отдыха.
- Быстрый (парадоксальный) сон – последняя фаза в цикле сна. Мозг работает интенсивно, но путь нервных сигналов к мышцам заблокирован.Разбуженные до 90 % помнят сновидения!
4.Гигиена и расстройства сна. (Сообщение Л.ТАМАРА) (бессонница, летаргия, лунатизм, сомнилоквия – речевая активность во сне)
После бессонной ночи,проведенной у телевизора, в Интеренете, иммунная система работает на 1\3 своей мощности.Около 1млн.человек в год получают травмы, засыпая за рулем!.Потеря экономики от действий недоспавших работников весомее затрат на борьбу со СПИДОМ и ущерба от курения.
- Сновидения. Великие озарения во сне.
Вопрос о сноведениях активно изучается разными учеными . Прийти к консенсусу так и не удается. Я хочу вам поведать историю о племени, которое живет в Малайзии…
В любом случае, нельзя не согласиться с тем, что во сне мозг ищет выход из той ситуации, которая нас заботит на яву!
Роберт Льюис Стивенсон,Джузеппе Тартини (Трель Дьявола),Сновидение Д.И.Менделеева, Н.Бор, А.Флеминг, Фридрих Кеккуле, Карл Гаусс, Г.Мендель.
Что объединяет этих людей? Именно сон – лучший способ найти решение проблемы, даже если она поначалу представлялась неразрешимой!
- Рефлексия
Составить синквейн:
СОН…
Заслушать ответы учащихся.
Подведение итогов.
Сегодня на уроке я узнал …
Мне взволновало…
Меня удивило…
Я задумался…
Объяснение Д\З: 241-244 вопросы:12,13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека"
Обобщающий урок с использованием игровых технологий и элементов исследовательской и проектной методик. В ходе урока каждой группе учащихся предлагаются различные конкурсы, викторины; представители ком...
План конспект урока: "Значение осанки в жизни человека"
Формирование красивой осанки, походки, красоты движений. Научить обучающихся заботиться о правильном положении тела. Показать упражнения для формирования правильной осанки....
Конспект урока "Металлы и их значение в жизни человека"
Данный конспект по теме "Металлы и их значение в жизни человека" был разработана к муниципальному этапу конкурса "Учитель года-2013". Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о с...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
Конспект теоретического урока. Спорт в жизни человека
Формирование знаний о роли спорта в жизни человека....
Конспект урока биологии 7 класса "Многобразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека", УМК Н.И.Сонина
Данный материал представляет собой развернутый конспект урока биологии 7 класса УМК Н.И.Сонина...
конспект по теме: Деятельность в жизни человека
включает в себя материал характеризующий виды деятельности человека...