Конспект занятия "Вода в жизни человека"
план-конспект занятия по физике (7 класс)

Углубить знания учащихся о внутреннем строении вещества и процессах протекающих при соприкосновении веществ, сформировать представление о движении частиц, их взаимодействии между собой, и увеличении скорости движения атомов и молекул в зависимости от температуры тела, способствовать формированию экспериментальных умений учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_v_prirode_i_v_zhizni_cheloveka.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ВОДА В ПРИРОДЕ И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Обучающая цель: углубить знания учащихся внутреннем строении вещества и процессах протекающих при соприкосновении веществ, сформировать представление о движении частиц, их взаимодействии между собой, и увеличении скорости движения атомов и молекул в зависимости от температуры тела, способствовать формированию экспериментальных умений учащихся.

Развивающая цель: продолжить развитие умений анализировать результаты исследования и установления причинно-следственных связей и на основании этого делать соответствующие выводы.

Воспитательная цель: развивать умения наблюдать явления, определять ход и этапы проведения опыта, продолжить развитие познавательного интереса к изучению темы.

Технические средства обучения, наглядные пособия: Мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Ход урока

Слайд 2.  Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: – Доброе утро!

– Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым...

Пусть доброе утро длится до вечера.

Слайд 3. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, нас будет сопровождать яркое солнышко и интересные научные открытия. Счастливого пути. 

Итак, в добрый путь, юный исследователь.

Ждут тебя новые знания, новые открытия!

Слайд 4. Чтобы путешествие было увлекательным, необходимо соблюдать правила  работы  в группе.

Слайд 5. (Сказка разбивается на три свитка, дети зачитывают)

ТРИ СЕСТРЫ (СКАЗКА)

    Жил - был царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая. Младшая была самая красивая, самая любимая.  Царь был стар и умен. Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж получит пол - царства. Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж,  и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась.

Слайд 6.

Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь предложил провести такое соревнование.

    Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду, так и по вместимости.  Царь налил в каждый чайник равное  количество воды из ведра.

Слайд 7.

- Мои любимые дочери, - начал свою речь царь, - сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы поставите чайники на плиту и дождетесь пока они закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой. 

      Как не странно, но расчеты царя были точными, первым закипел чайник у младшей дочери.   Почему?   

 Слайд 8.

 Вода на земле – самое распространенное вещество.

Слайд 9.

Космонавты, впервые увидевшие Землю из космоса, говорили, что она выглядит не как “земной” шар, а скорее как водяной шар. В воде положено начало всего живого на Земле. Без воды не может жить даже самое маленькое насекомое, не может расти травка. Вода занимает 3/4 поверхности Земли.

Слайд 10.

В организме человека 70% воды, в теле животных 50% воды. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. В сутки человеку требуется 2 литра воды

Слайд 11

В каких трёх состояниях в природе находится вода?

Слайд 12

- Почему одни предметы твердые, другие жидкие, а третьи газообразные? Поиграем в «маленьких человечков» (Моделирование маленькими человечками).

    Обучающиеся разбиваются на три примерно равные группы.

    Первая группа берется крепко за руки и встает плотно прижавшись друг к другу. Вторая  берется крепко за руки и встает на расстоянии друг от друга. Третья – стоит свободно, не касаясь друг друга.

- Вспомните условия игры «Цепи, цепи кованы». Связи (руки) какой группы разбить легко, почему? (- Третьей, связей почти нет.)

- Связи (руки) какой группы разбить труднее, почему? (- Второй, связь есть, но она слабая.)

- Связи (руки) какой группы разбить почти невозможно, почему? (- Первой, связи очень прочные.)

- Попробуйте: форму (положение) какой группы изменить невозможно, почему? (- Первой, связи слишком крепкие.)  И т.д.

- Какая группа демонстрирует твердые тела, почему? (- Первая. Потому что они не изменяют форму, значит у человечков прочные связи. ) И т.д.

- Ребята, вы представляете модель какого-то вещества. А кто каждый из вас в этом веществе? (- Песчинка. - Кусочек. – Частичка.)

- Если правильно сказать, то: все вещества состоят из частиц.

Слайд 13. Наблюдение среза дерева.

 

Слайд 14.

ОПЫТ № 1

-Возьмите стакан с водой. Насыпьте  соль и размешайте её. Что происходит с кристаллами соли? (Они становятся всё меньше и меньше и скоро совсем исчезнут).

-Но исчезла ли соль? (Нет, она растворилась)

-А если это будет сахар?

-Проведём аналогичный опыт с сахаром.  Возьмите баночку. Насыпьте  чайную ложку сахара и размешайте. 

-Что произошло? (Сахар тоже  растворился  в воде)

Вывод: вода растворила соль и сахар, значит вода – растворитель.

-А если это будет речной песок?

-  Возьмите баночку  и добавьте речной песок . Что произошло? (Песчинки падают на дно стакана и лежат там не изменяясь.)

Вывод: Вода не растворяет речной песок.

Сделайте вывод.

Вода  является растворителем сахарного песка, поваренной соли. Бывают и другие  соли. Их вода тоже растворяет. В воде растворяются как полезные, так и вредные для растений и человека соли. И поэтому если ты не знаешь, чист ли источник, то пить из него не следует.

Не зря в народе есть пословица: «Не всякая водица для питья годится».

 ОПЫТ № 2

-Какой вкус имеет чистая вода?

(Чистая вода  не имеет вкуса)  

-А почему чай сладкий, а море солёное? (Безвкусная вода становится сладкой или солёной благодаря сахару и соли, так как вода их растворяет и приобретает их вкус. Используя это свойство воды, люди готовят, напитки разного вкуса: кислые, сладкие, кисло-сладкие)

Сделайте  вывод: чистая вода не имеет вкуса.

- А теперь каждый наберите воду в пипетку и выпустите её на  поверхность маленького зеркальца.

-Что произошло с водой? (она растеклась). Наклоните зеркальце. Что происходит с водой? (Она дальше растекается.)

-Какой сделаем вывод?  (вода обладает свойством текучести.)

ОПЫТ № 3

Перед вами стакан, чашка и блюдце. В стакане вода. Перелейте воду  сначала в чашку, затем в блюдце.

-Что происходит?  - (Вода принимает форму сосуда. )

Вывод: вода не имеет формы, она принимает  форму того сосуда, в который её поместят.

 Как человек использует это свойство воды? (Люди очень широко используют это свойство. При перевозке и хранении её наливают в удобные для этого формы)

- Каждый день ты умываешься, пьёшь чистую воду. Обращали  ли вы внимание  на запах воды?

-Когда говорят, что вода пахнет бензином, о каком бедствии идёт речь? (вода грязная)

Вывод: чистая вода не имеет запаха.

-А если перед нами жидкость неизвестного происхождения, как вы себя поведёте?

Она может быть резким, неприятным запахом. Необходимо нюхать неизвестную жидкость, соблюдая меры предосторожности и безопасности: на расстоянии 20-30 см от лица держать сосуд с жидкостью. Затем движениями руки направлять поток воздуха в свою сторону.

-Почему необходимо так делать, а не совать нос во все ёмкости? (Можно резким запахом обжечь носовую полость).

ОПЫТ №4

-  Как доказать, что вода прозрачна? Проведём опыт. На столе два стакана. В одном стакане вода, в другой молоко. В оба опускаем ложки. Что вы видите? Что можно сказать о воде и о молоке. Молоко непрозрачное, а вода – прозрачная.

Вывод: чистая вода прозрачная

-Посмотрите на наши стаканы с водой и молоком. Какого цвета жидкость в стаканах? (Молоко – белое, а вода - бесцветная)

Вывод:  чистая вода бесцветна.

(Знание этого свойства помогает людям без специального лабораторного исследовании сказать, что любая цветная жидкость не вода. Может это раствор воды, но не чистая вода).

Слайд 24

- Почему одни предметы твердые, другие жидкие, а третьи газообразные вы уже знаете. А вот почему твердые могут превращаться в жидкие и наоборот, почему газообразное вещество может стать жидкостью? Поиграем в «маленьких человечков» (Моделирование маленькими человечками).

    Обучающиеся разбиваются на три примерно равные группы.

    Первая группа берется крепко за руки и встает плотно прижавшись друг к другу. Вторая  берется крепко за руки и встает на расстоянии друг от друга. Третья – стоит свободно, не касаясь друг друга.

- Представьте, что группе «твердые» стало жарко. Когда это бывает? (- Когда набегаешься. – Печет солнце. - …) Т.е. происходит выброс энергии или повышение температуры.

- Что нужно сделать группе «твердые», чтобы было не так жарко? Нельзя привлекать дополнительные ресурсы (воду, вентилятор и т.д.).  (- Надо отойти немного друг от друга. Тогда будет не так жарко.)

- «Твердые», отойдите друг от друга не расцепляя рук. Ребята, посмотрите, что изменилось? (- Занимают больше места, связи ослабли, легче изменить форму.)

- На что это похоже? (- На группу «жидкие».)

- Вы заметили правильно: при нагревании тела расширяются, а некоторые вещества из твердых превращаются в жидкие. Приведите примеры веществ, которые могут из твердых стать жидкими. (-Олово. –Пластмасса. –Лед. –Свинец. –Масло.  –Воск. … .)

- Что произойдет с этими жидкими веществами, если температуру понизить? (- Они превратятся в твердые.)

- Что будет при нагревании с водой? (- Будет кипеть, а потом испариться.)

- Пар это вода? (- Да. В газообразном состоянии.)

Почему первым закипел чайник у младшей дочери?   

Так как младшенькая сильно замуж не торопилась, то и крышку чайника постоянно не поднимала, как ее нетерпеливые сестрицы. С паром испаряются самые быстрые молекулы, имеющие наибольшую энергию, при открытии крышки они улетают в окружающее пространство. Поэтому для закипания воды требуется больше времени.

Слайд 27.

Наша планета - наш дом, и каждый из нас в ответе за ее будущее. Если найдешь в лесу родник - сохрани его, может это начало большой полноводной реки. Наш долг – оберегать богатства Земли, в том числе и воду.

Слайд 28.

Всмотритесь пристальней в чудный мир природы, вслушайтесь в журчание реки. Может быть, она просит помощи от тебя, и ей нужны ваши заботливые руки.

Спасибо за работу на уроке! Желаю успехов!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека"

Обобщающий урок с использованием игровых технологий и элементов исследовательской и проектной методик. В ходе урока каждой группе учащихся предлагаются различные конкурсы, викторины; представители ком...

План конспект урока: "Значение осанки в жизни человека"

Формирование красивой осанки, походки, красоты движений. Научить обучающихся заботиться о правильном положении тела. Показать упражнения для формирования правильной осанки....

Конспект урока "Металлы и их значение в жизни человека"

Данный конспект по теме "Металлы и их значение в жизни человека" был разработана к муниципальному этапу конкурса "Учитель года-2013".  Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о с...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

Конспект теоретического урока. Спорт в жизни человека

Формирование знаний о роли спорта в жизни человека....

Конспект урока биологии 7 класса "Многобразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека", УМК Н.И.Сонина

Данный материал представляет собой развернутый конспект урока  биологии 7 класса УМК Н.И.Сонина...

конспект по теме: Деятельность в жизни человека

включает в себя материал характеризующий виды деятельности человека...