Конспект занятия "Вода в жизни человека"
план-конспект занятия по физике (7 класс)
Углубить знания учащихся о внутреннем строении вещества и процессах протекающих при соприкосновении веществ, сформировать представление о движении частиц, их взаимодействии между собой, и увеличении скорости движения атомов и молекул в зависимости от температуры тела, способствовать формированию экспериментальных умений учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_v_prirode_i_v_zhizni_cheloveka.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ВОДА В ПРИРОДЕ И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Обучающая цель: углубить знания учащихся внутреннем строении вещества и процессах протекающих при соприкосновении веществ, сформировать представление о движении частиц, их взаимодействии между собой, и увеличении скорости движения атомов и молекул в зависимости от температуры тела, способствовать формированию экспериментальных умений учащихся.
Развивающая цель: продолжить развитие умений анализировать результаты исследования и установления причинно-следственных связей и на основании этого делать соответствующие выводы.
Воспитательная цель: развивать умения наблюдать явления, определять ход и этапы проведения опыта, продолжить развитие познавательного интереса к изучению темы.
Технические средства обучения, наглядные пособия: Мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
Ход урока
Слайд 2. Организационный момент
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: – Доброе утро!
– Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера.
Слайд 3. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, нас будет сопровождать яркое солнышко и интересные научные открытия. Счастливого пути.
Итак, в добрый путь, юный исследователь.
Ждут тебя новые знания, новые открытия!
Слайд 4. Чтобы путешествие было увлекательным, необходимо соблюдать правила работы в группе.
Слайд 5. (Сказка разбивается на три свитка, дети зачитывают)
ТРИ СЕСТРЫ (СКАЗКА)
Жил - был царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая. Младшая была самая красивая, самая любимая. Царь был стар и умен. Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж получит пол - царства. Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж, и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась.
Слайд 6.
Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь предложил провести такое соревнование.
Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду, так и по вместимости. Царь налил в каждый чайник равное количество воды из ведра.
Слайд 7.
- Мои любимые дочери, - начал свою речь царь, - сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы поставите чайники на плиту и дождетесь пока они закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой.
Как не странно, но расчеты царя были точными, первым закипел чайник у младшей дочери. Почему?
Слайд 8.
Вода на земле – самое распространенное вещество.
Слайд 9.
Космонавты, впервые увидевшие Землю из космоса, говорили, что она выглядит не как “земной” шар, а скорее как водяной шар. В воде положено начало всего живого на Земле. Без воды не может жить даже самое маленькое насекомое, не может расти травка. Вода занимает 3/4 поверхности Земли.
Слайд 10.
В организме человека 70% воды, в теле животных 50% воды. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. В сутки человеку требуется 2 литра воды
Слайд 11
В каких трёх состояниях в природе находится вода?
Слайд 12
- Почему одни предметы твердые, другие жидкие, а третьи газообразные? Поиграем в «маленьких человечков» (Моделирование маленькими человечками).
Обучающиеся разбиваются на три примерно равные группы.
Первая группа берется крепко за руки и встает плотно прижавшись друг к другу. Вторая берется крепко за руки и встает на расстоянии друг от друга. Третья – стоит свободно, не касаясь друг друга.
- Вспомните условия игры «Цепи, цепи кованы». Связи (руки) какой группы разбить легко, почему? (- Третьей, связей почти нет.)
- Связи (руки) какой группы разбить труднее, почему? (- Второй, связь есть, но она слабая.)
- Связи (руки) какой группы разбить почти невозможно, почему? (- Первой, связи очень прочные.)
- Попробуйте: форму (положение) какой группы изменить невозможно, почему? (- Первой, связи слишком крепкие.) И т.д.
- Какая группа демонстрирует твердые тела, почему? (- Первая. Потому что они не изменяют форму, значит у человечков прочные связи. ) И т.д.
- Ребята, вы представляете модель какого-то вещества. А кто каждый из вас в этом веществе? (- Песчинка. - Кусочек. – Частичка.)
- Если правильно сказать, то: все вещества состоят из частиц.
Слайд 13. Наблюдение среза дерева.
Слайд 14.
ОПЫТ № 1
-Возьмите стакан с водой. Насыпьте соль и размешайте её. Что происходит с кристаллами соли? (Они становятся всё меньше и меньше и скоро совсем исчезнут).
-Но исчезла ли соль? (Нет, она растворилась)
-А если это будет сахар?
-Проведём аналогичный опыт с сахаром. Возьмите баночку. Насыпьте чайную ложку сахара и размешайте.
-Что произошло? (Сахар тоже растворился в воде)
Вывод: вода растворила соль и сахар, значит вода – растворитель.
-А если это будет речной песок?
- Возьмите баночку и добавьте речной песок . Что произошло? (Песчинки падают на дно стакана и лежат там не изменяясь.)
Вывод: Вода не растворяет речной песок.
Сделайте вывод.
Вода является растворителем сахарного песка, поваренной соли. Бывают и другие соли. Их вода тоже растворяет. В воде растворяются как полезные, так и вредные для растений и человека соли. И поэтому если ты не знаешь, чист ли источник, то пить из него не следует.
Не зря в народе есть пословица: «Не всякая водица для питья годится».
ОПЫТ № 2
-Какой вкус имеет чистая вода?
(Чистая вода не имеет вкуса)
-А почему чай сладкий, а море солёное? (Безвкусная вода становится сладкой или солёной благодаря сахару и соли, так как вода их растворяет и приобретает их вкус. Используя это свойство воды, люди готовят, напитки разного вкуса: кислые, сладкие, кисло-сладкие)
Сделайте вывод: чистая вода не имеет вкуса.
- А теперь каждый наберите воду в пипетку и выпустите её на поверхность маленького зеркальца.
-Что произошло с водой? (она растеклась). Наклоните зеркальце. Что происходит с водой? (Она дальше растекается.)
-Какой сделаем вывод? (вода обладает свойством текучести.)
ОПЫТ № 3
Перед вами стакан, чашка и блюдце. В стакане вода. Перелейте воду сначала в чашку, затем в блюдце.
-Что происходит? - (Вода принимает форму сосуда. )
Вывод: вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в который её поместят.
Как человек использует это свойство воды? (Люди очень широко используют это свойство. При перевозке и хранении её наливают в удобные для этого формы)
- Каждый день ты умываешься, пьёшь чистую воду. Обращали ли вы внимание на запах воды?
-Когда говорят, что вода пахнет бензином, о каком бедствии идёт речь? (вода грязная)
Вывод: чистая вода не имеет запаха.
-А если перед нами жидкость неизвестного происхождения, как вы себя поведёте?
Она может быть резким, неприятным запахом. Необходимо нюхать неизвестную жидкость, соблюдая меры предосторожности и безопасности: на расстоянии 20-30 см от лица держать сосуд с жидкостью. Затем движениями руки направлять поток воздуха в свою сторону.
-Почему необходимо так делать, а не совать нос во все ёмкости? (Можно резким запахом обжечь носовую полость).
ОПЫТ №4
- Как доказать, что вода прозрачна? Проведём опыт. На столе два стакана. В одном стакане вода, в другой молоко. В оба опускаем ложки. Что вы видите? Что можно сказать о воде и о молоке. Молоко непрозрачное, а вода – прозрачная.
Вывод: чистая вода прозрачная
-Посмотрите на наши стаканы с водой и молоком. Какого цвета жидкость в стаканах? (Молоко – белое, а вода - бесцветная)
Вывод: чистая вода бесцветна.
(Знание этого свойства помогает людям без специального лабораторного исследовании сказать, что любая цветная жидкость не вода. Может это раствор воды, но не чистая вода).
Слайд 24
- Почему одни предметы твердые, другие жидкие, а третьи газообразные вы уже знаете. А вот почему твердые могут превращаться в жидкие и наоборот, почему газообразное вещество может стать жидкостью? Поиграем в «маленьких человечков» (Моделирование маленькими человечками).
Обучающиеся разбиваются на три примерно равные группы.
Первая группа берется крепко за руки и встает плотно прижавшись друг к другу. Вторая берется крепко за руки и встает на расстоянии друг от друга. Третья – стоит свободно, не касаясь друг друга.
- Представьте, что группе «твердые» стало жарко. Когда это бывает? (- Когда набегаешься. – Печет солнце. - …) Т.е. происходит выброс энергии или повышение температуры.
- Что нужно сделать группе «твердые», чтобы было не так жарко? Нельзя привлекать дополнительные ресурсы (воду, вентилятор и т.д.). (- Надо отойти немного друг от друга. Тогда будет не так жарко.)
- «Твердые», отойдите друг от друга не расцепляя рук. Ребята, посмотрите, что изменилось? (- Занимают больше места, связи ослабли, легче изменить форму.)
- На что это похоже? (- На группу «жидкие».)
- Вы заметили правильно: при нагревании тела расширяются, а некоторые вещества из твердых превращаются в жидкие. Приведите примеры веществ, которые могут из твердых стать жидкими. (-Олово. –Пластмасса. –Лед. –Свинец. –Масло. –Воск. … .)
- Что произойдет с этими жидкими веществами, если температуру понизить? (- Они превратятся в твердые.)
- Что будет при нагревании с водой? (- Будет кипеть, а потом испариться.)
- Пар это вода? (- Да. В газообразном состоянии.)
Почему первым закипел чайник у младшей дочери?
Так как младшенькая сильно замуж не торопилась, то и крышку чайника постоянно не поднимала, как ее нетерпеливые сестрицы. С паром испаряются самые быстрые молекулы, имеющие наибольшую энергию, при открытии крышки они улетают в окружающее пространство. Поэтому для закипания воды требуется больше времени.
Слайд 27.
Наша планета - наш дом, и каждый из нас в ответе за ее будущее. Если найдешь в лесу родник - сохрани его, может это начало большой полноводной реки. Наш долг – оберегать богатства Земли, в том числе и воду.
Слайд 28.
Всмотритесь пристальней в чудный мир природы, вслушайтесь в журчание реки. Может быть, она просит помощи от тебя, и ей нужны ваши заботливые руки.
Спасибо за работу на уроке! Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека"
Обобщающий урок с использованием игровых технологий и элементов исследовательской и проектной методик. В ходе урока каждой группе учащихся предлагаются различные конкурсы, викторины; представители ком...
План конспект урока: "Значение осанки в жизни человека"
Формирование красивой осанки, походки, красоты движений. Научить обучающихся заботиться о правильном положении тела. Показать упражнения для формирования правильной осанки....
Конспект урока "Металлы и их значение в жизни человека"
Данный конспект по теме "Металлы и их значение в жизни человека" был разработана к муниципальному этапу конкурса "Учитель года-2013". Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о с...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
Конспект теоретического урока. Спорт в жизни человека
Формирование знаний о роли спорта в жизни человека....
Конспект урока биологии 7 класса "Многобразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека", УМК Н.И.Сонина
Данный материал представляет собой развернутый конспект урока биологии 7 класса УМК Н.И.Сонина...
конспект по теме: Деятельность в жизни человека
включает в себя материал характеризующий виды деятельности человека...