Кружок "Макраме" в воспитании детей, имеющих нарушение зрительной функции
статья на тему

Кильдюшёва Мария Андреевна

В статье содержится краткая информация о возникновении узелкового плетения и влиянии техники "макраме" на развитие личности воспитанников с нарушением зрительной функции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кружок «Макраме» в воспитании детей, имеющих нарушение зрительной функции педагога Кильдюшевой Марии Андреевны.

     Каждое рукоделие по-своему уникально: неповторимой историей зарождения, самобытным развитием. Некоторые из рукоделий навсегда забыты, жизнь других еще теплится, многие виды дожили до наших дней, но нет среди них более древнего, таинственного и удивительного, чем узелковое плетение. На продолжении тысячелетий оно использовалось людьми для создания одежды, добывания пищи, послужило основой для создания  узелковой письменности. Позже мореплаватели довели до совершенства это ремесло, а женщины средневековья сумели придать ему изысканность и тонкость, подняв до уровня прикладного искусства. Так появилась техника плетения «Макраме»

      Имеются разные толкования слова «макраме». Более древним является арабское слово «мигромах», означающее «платок» или «шаль» и турецкое слово «макраме», означающее «нарядный платок» или шаль с бахромой. Бытует мнение, что истоки декоративного искусства плетение следует искать в древнем Китае и Японии.

     В истории человечества по-разному завязанные узлы играли еще одну важную роль, они являлись способом накопления и передачи информации из поколения в поколение.

     За свою историю макраме неоднократно претерпевало забвение, но неизменно возрождалось. «Золотым веком» макраме считается викторианская эпоха в Англии, особенно популярно было применение плетения для создания составных частей интерьера – скатертей, покрывал, абажуров, штор.

     В современный быт прочно вошли пояса, сумки, кошельки. Плетение – это приятный отдых и полезное занятие, снимает нервные психологические нагрузки, успокаивает, создает хорошее настроение. Современный стиль жизни, с его высокими стрессовыми нагрузками и темпом, несомненно требует дополнительной психологической релаксации современного ребенка.

     Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством с детьми, имеющими разную степень остроты центрального зрения, имеют свои особенности. Психологические исследования, изучение слепых и слабовидящих детей показывают, что возможности компенсаторного развития у разных детей неодинаковы. Это требует дифференцированного подхода и применения индивидуальных форм занятий с детьми художественным творчеством.

     Макраме является одним из видов декоративно-прикладного искусства и представляет собой очень интересную технику для незрячих и слабовидящих учащихся.

     Сочетание различных материалов обеспечивает ребенка возможностью тактильного изучения огромного разнообразия применяемого сырья. В этой технике успешно работают все возрастные группы детей и все категории учащихся, имеющих различные нарушения зрительной функции.

     Обучение в кружке основано на принципах личностно-ориентированной технологии обучения детей, в центре внимания которой – личность ребенка, реализующего свои возможности. Работа по плетению развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок.

     В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения:

- обозначения основных узлов макраме;

- основные приемы плетения в технике микромакраме;

- способы оформления изделий при помощи кистей, бахрамы;

- владение основными приемами шитья;

- расширение кругозора в области истории, математики;

- приемы изменения количества и длины нитей в процессе плетения,

и дополнительные знания, умения и навыки:

- плетение по схеме;

- составление схемы плетения по образцу.

Ну и, конечно, оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках различных рангов:

- городская выставка «Зеленая планета»;

- областная выставка «Мое любимое животное»;

- 4 международный фестиваль КИТ;

- 12 международный фестиваль «Славянские чтения»,

на которых дети были удостоены  дипломов разных степеней.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение образовательных технологий при формировании предметных представлений у детей с нарушением зрительных функций.

Коррекционная работа с такими детьми строится на формировании предметных и зрительных представлений, обогащении знаний об окружающем мире, а начинается  она с изучения эталонов формы и цвета. Дет...

Советы родителям детей имеющих нарушение звукопроизношения

Исправление звукопроизношения.Артикуляционная гимнастика...

Педагогические приемы включения детей, имеющих нарушения слуха, в образовательное пространство урока математики

Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с требованиями модернизации образования...

"Обследование детей, имеющих нарушения письменной речи и коррекционная работа с ними".

Обследование детей, имеющих нарушения письменной речи и корреционная работа с ними....

Развитие зрительного восприятия посредством составления сериации как важнейшая составляющая сенсорного воспитания детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста

В данном материале раскрывается суть мыслительной операции, сериации, а также, какие психические функции развиваются у ребенка в процессе составления сериации, проблемы, с которыми сталкиваются ...

ПРОГРАММА СЕКЦИОННО-КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ВОЛЕЙБОЛУ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА

Программа секционно-коррекционных занятий по волейболу для детей, имеющих нарушения зрительного анализатора, в возрасте от 10 до 17 лет. Программу можено рассматривать, как основу для всестороннего и ...