ПРОГРАММА СЕКЦИОННО-КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ВОЛЕЙБОЛУ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА
материал по физкультуре
Программа секционно-коррекционных занятий по волейболу для детей, имеющих нарушения зрительного анализатора, в возрасте от 10 до 17 лет. Программу можено рассматривать, как основу для всестороннего и гармоничного физического развития данного контингента обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_voleybolu.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОАОУ ЦОРИО
ПРОГРАММА
СЕКЦИОННО-КОРРЕКЦИОННЫХ
ЗАНЯТИЙ ПО ВОЛЕЙБОЛУ
С ДЕТЬМИ,
ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ
ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА
Программа рассчитана
на детей в возрасте
от 10 до 17лет
Срок реализации
программы – 7 лет
Автор программы:
учитель физической культуры
Сонина Светлана Анатольевна
ЛИПЕЦК 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа секционно-коррекционных занятий по волейболу для детей, имеющих нарушения зрительного анализатора, в возрасте с 10 до 17 лет. Программу можно рассматривать как основу по всестороннему физическому развитию данного контингента учащихся.
Программно-вариативный подход выступает как наиболее перспективный в обучении детей со зрительной депривацией. Его перспективность определяется в предоставлении данной категории детей возможности проявить свои способности и создания для воспитанников всех необходимых условий для их успешной социализации и разностороннего развития личности, реализации социально и личностно значимых целей. С этой точки зрения, программа секционно-коррекционных занятий по волейболу для детей, имеющих нарушения зрительного анализатора, выступает как актуальная, своевременная и значимая, в плане её организационной и содержательной структур. Разработанная программа имеет четко определенную целевую аудиторию – обучающиеся ГОАОУ «ЦОРиО», имеющих зрительную депривацию. Липецка в возрасте от 10 до 17 лет. Данная программа рассчитана на 7 лет обучения. Длительность и сложность процесса обучения данной категории детей заключается в кратковременной мышечной памяти, плохой ориентации в пространстве. В связи с этим данная программа имеет две ступени подготовки: 1 – я ступень (предварительная подготовка) рассчитана на 4 года обучения; 2 – я ступень (кондиционная подготовка) рассчитана на 3 года обучения.
Целью данной программы является создание условий для полноценного и гармоничного развития личности воспитанника и оказание посильной помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с целью решаются задачи, способствующие своевременной, эффективной и полной реализации основной цели.
Нормативная часть программы определяет задачи деятельности на секционно-коррекционных занятиях, режим учебной работы, основные требования по физической и специальной подготовке.
В методической части настоящей программы раскрываются основные средства и методы физической и технической подготовки слабовидящих детей. Рекомендуемая преимущественная направленность секционно-коррекционных занятий определяется с учетом сенситивных (благоприятных) фаз возрастного развития физических качеств. Представлен учебный план работы.
Программа включает: трехразовые еженедельные занятия в спортивном зале в соответствии с принципами физической культуры (постепенности, учета индивидуальных особенностей, и т.д.). На занятиях используются общеразвивающие и специальные упражнения, которые помогают детям окрепнуть, расширить арсенал двигательных действий, стать самостоятельными и уверенными в себе.
В данной программе приведены примерные тестовые задания, при помощи которых можно проверить уровень освоения технических элементов волейбола и физической подготовленности воспитанников. Тестовые задания можно варьировать в зависимости от физической подготовленности воспитанников, их возрастной категории и физиологических особенностей.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ВОЛЕЙБОЛУ
Основные цели:
- формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой;
- укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей);
- достижение успехов в освоении техники волейбола в соответствии с индивидуальными особенностями.
Основные задачи подготовки:
- укрепление здоровья и закаливание;
- обучение занимающихся детей жизненно важным умениям и навыкам;
- коррекция недостатков физического развития;
- обучение основам техники волейбола и широкому кругу двигательных навыков;
- развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных способностей) и ориентировки в пространстве;
- формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям волейболом и к здоровому образу жизни;
- воспитание морально – этических и волевых качеств, становление характера, воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
- воспитание гибких тактических умений.
Программа «Секционно-коррекционные занятия по волейболу для детей, имеющих нарушения зрительного анализатора» реализует принципы Государственной образовательной политики в России, определенные в:
- Конституции РФ;
- Законе РФ «об образовании»;
- Законе РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
- Типовым положением о специальной коррекционной школе III-IV вида.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕКЦИОННО-КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ВОЛЕЙБОЛУ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ
ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА
Теоретическим основанием для разработки программы «Секционно-коррекционные занятия по волейболу для детей, имеющих нарушения зрительного анализатора» являются:
- положение о закономерном соотношении обучения, воспитания и развития детей со зрительной депривацией Л.С.Выготского;
- технология индивидуальной педагогической поддержки школьников О.С.Газмана;
- технология игровой педагогики С.А.Шмакова;
- методики здоровье сберегающего обучения В.Ф.Базарного;
- технология подвижных игр Л.Былеевой;
- технология подготовки юных волейболистов Ю.Д.Железняка, Ю.Н.Клещева;
- технология физкультуры для ослабленных детей Н.Ж.Венитченко;
- технология подвижных игр в занятиях спортом Н.П.Короткова;
- технология лечебной физкультуры при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей С.А.Костюнина, Э.Н.Вайнера.
2.РЕЖИМ РАБОТЫ
В основу комплектования групп положена система коррекции и подготовки учащихся с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности детей с нарушением зрения.
В табл. 1 приводится режим секционно-коррекционной работы.
Таблица1
Наименование этапа | Год обучения | Минимальный возраст для зачисления | Минимальное число учащихся в группе | Максимальное количество учебно-коррекционных часов | Требования по физической подготовке на конец учебного года |
Спортивно – оздоровительная и коррекционная подготовка | Все | 10 | 12 - 16 | 6 | Улучшение результатов начального тестирования и нормативов по ОФП |
Возраст занимающихся в секционно-коррекционных группах от 10 до 17 лет.
Максимальный состав определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на секционно-коррекционных занятиях.
Основными формами секционно-коррекционной работы являются: групповые занятия; теоретические занятия (в форме бесед).
3. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФП
Система тестовых заданий и нормативных требований последовательно охватывает весь период секционно-коррекционных занятий. Состав нормативов может видоизменяться в связи с учетом возрастных особенностей и уровнем физической подготовленности детей.
Тесты и нормативы, представленные в табл.2, являются ориентировочными исходными величинами, т.к. в секционно-коррекционных группах могут заниматься дети с разным уровнем подготовленности.
Таблица2
Тестовые и нормативные задания для
секционно-коррекционных групп
Контрольные упражнения | Мальчики | Девочки |
Общая | физическая | подготовка |
«Челночный бег», сек | + | + |
Бросок набивного мяча 1 кг из положения сидя, м | + | + |
Бросок набивного мяча 1 кг с места в прыжке, м | + | + |
Поднимание туловища за 30 сек, кол-во раз | + | + |
Поднимание туловища за 1 мин, кол-во раз | + | + |
Тест на гибкость, см | + | + |
Прыжок в длину с места, см | + | + |
Прыжок в высоту с места (по Абалакову), см | + | + |
Тест на быстроту реакции (ведущая рука), см | + | + |
Техническая | подготовка | учащихся |
Передача мяча сверху двумя руками (в стену, расстояние 1,5 – 2 м), кол-во раз | + | + |
Передача мяча снизу двумя руками (в стену, расстояние 1,5 – 2 м), кол-во раз | + | + |
Передача мяча сверху двумя руками (над собой в круге d=2м), кол-во раз | + | + |
Передача мяча снизу двумя руками (над собой в круге d=2 м), кол-во раз | + | + |
Подача мяча через сетку из – за лицевой линии (способ подачи – любой изученный), кол-во раз | + | + |
Примечание. + тестовое и нормативное задание считается выполненным при улучшении показателей.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
5. ПЛАНИРОВАНИЕ СЕКЦИОННО-КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
1 – я ступень (предварительная подготовка); 4 года обучения
2 – я ступень (кондиционная подготовка); 3 года обучения
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5.1 Учебно-тематический план
1 – я ступень обучения (предварительный этап подготовки (начальное обучение) – 4 года обучения)
(для воспитанников с нарушением зрительного анализатора)
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | В ТОМ ЧИСЛЕ | |
ТЕОРЕТИЧЕСКИХ | ПРАКТИЧЕСКИХ | |||
I. | Основы знаний | 40 (по 10 ч в год) | 40 (по 10 ч в год) | _ |
II. | Основные средства овладения техникой игры в волейбол | 506 (по 126 ч в год) | - | 506 (по 126 ч в год) |
III. | Основные тестовые задания для проверки овладения двигательными действиями | 24 (по 6 ч в год) | _ | 24 (по 6 ч в год) |
IV. | Общая физическая подготовка | 298 (по 74 ч в год) | - | 298 (по 74 ч в год) |
ИТОГО часов: | 864 часа | (по 216 часов в год) | - |
5.2 Учебно-тематический план
2 – я ступень обучения (этап кондиционной подготовки – 3 года обучения)
(для воспитанников с нарушением зрительного анализатора)
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | В ТОМ ЧИСЛЕ | |
ТЕОРЕТИЧЕСКИХ | ПРАКТИЧЕСКИХ | |||
I. | Основы знаний | 30 (по 10 ч в год) | 30 (по 10 ч в год) | _ |
II. | Основные средства овладения техникой игры в волейбол | 400 (по 134 ч в год) | - | 400 (по 134 ч в год) |
III. | Основные тестовые задания для проверки овладения двигательными действиями | 24 (по 6 ч в год) | _ | 24 (по 6 ч в год) |
IV. | Общая физическая подготовка | 194 (по 65 ч в год) | - | 194 (по 65 ч в год) |
ИТОГО часов: | 648 часов | (по 216 часов в год) | - |
6. ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
6.1.Средства обучения
Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ПОДВИЖНЫЕ
ИГРЫ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ
ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
I. Обучение передвижениям
Общеразвивающие упражнения
Подвижные игры
Подготовительные упражнения
Примерные упражнения
Подводящие упражнения
Упражнения по технике
II. Начальное обучение передаче мяча сверху двумя руками
Общеразвивающие упражнения
Подготовительные упражнения
Подводящие упражнения
Упражнения по технике
Подвижные игры и эстафеты для обучения передачам мяча
III. Начальное обучение передаче мяча снизу двумя руками.
Прием мяча снизу двумя руками.
Общеразвивающие упражнения
Подготовительные упражнения
Подводящие упражнения
Упражнения по технике
Подвижные игры и эстафеты для обучения приему подач
IV. Начальное обучение подачам мяча.
Общеразвивающие упражнения.
Подготовительные упражнения.
Подводящие упражнения.
Упражнения по технике.
Подвижные игры и эстафеты для обучения подачам мяча.
V. Начальное обучение нападающему удару.
Подготовительные упражнения
Подводящие упражнения.
Упражнения по технике.
Подвижные игры для обучения нападающему удару.
VI. Начальное обучение блокированию.
Общеразвивающие упражнения.
Подготовительные упражнения
Подводящие упражнения.
Упражнения по технике.
Подвижные игры для обучения блокированию
VII. Обучение тактике игры и технико-тактическая подготовка.
Тактическая подготовка
Первый этап тактической подготовки
Второй этап
Третий этап тактической
VII. Подвижные игры для развития физических качеств.
А. Подвижные игры для развития прыгучести.
Б. Подвижные игры для развития силы.
В. Подвижные игры для развития быстроты.
Г. Подвижные игры для развития ловкости.
Д. Подвижные игры для развития выносливости.
IX. Рекомендации.
X. Список литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕФЕРАТ СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
В реферате раскрыта актуальность данной темы, её цели и задачи. Дано объяснение тому, что специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия, опред...
Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи
Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...
"ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»
В условиях массового дошкольного учреждения и в логопедических группах сложившаяся ситуация требует новых, в том числе нетрадиционных решений, которые вместе с тем не только не ослабят их физическое и...
" Использование нетрадиционных форм работы с детьми, имеющими отклонение в развитии"
Доклад «У каждого ребенка внутри есть свободное место, и если мы не заполним его чем-то увлекательным, интересным и полезным для него, он сам заполнит его чем-то увлекательным,...
План работы с неуспевающими детьми и детьми, имеющими одну «3», «4» на 2012-2013 учебный год
План работы с неуспевающими детьми и детьми, имеющими одну «3», «4» на 2012-2013 учебный год...
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...