Урок по русскому языку в 5 классе.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Данный урок позволит закрепить знания учащихся о роли мягкого знака (обозначении мягкости предыдущего согласного); о написании сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ.
Способствует развитию умения применять изученную орфограмму при выполнении различных упражнений.
Проходит работа по развитию творческой активности и самостоятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака».
(урок по русскому языку в 5 классе)
Провела:
Курочкина С.А.
учитель
МБОУ ООШ № 31
г-к Анапа
Цель: повторить сведения о роли мягкого знака (обозначения мягкости предыдущего согласного)
Задачи: 1.Закрепить знания учащихся о роли мягкого знака (обозначение мягкости согласного); о написании сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ.
2.Развитие умения применять изученную орфограмму при выполнении различных упражнений, развитие творческой активности и самостоятельности.
Ход урока
- Проверка домашнего задания.
- Синтаксическая минутка.
- Назовите грамматические основы предложений, составьте схемы.
Дни стали длиннее, на солнцепёке вытаивали чёрные завалинки, с крыш зазвенела частая капель, а к вечеру под стрехами намерзали мёртвые сосульки.
- Работа по карточкам.
Запишите слова по алфавиту, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Грус..ный, опас..ный, чес..ный, ужас..ный, искус..ный, окрес..ность, чу..ство, уча..ствовать, ровес..ник, сверс..ник, лес..ница, грозоз..кий. |
Запишите по алфавиту фамилии писателей. Пушкин, Лермонтов, Щедрин, Белов, Яковлев, Акунин, Кольцов, Носов, Фет, Тютчев, Чехов, Достоевский, Толстой, Булгаков. |
Восстановите алфавит. Отметьте только гласные буквы. А Б В .. Д Е Ё .. З И Й .. Л М .. О П Р .. Т У Ф Х Ц .. Ш Щ Ъ .. Ь Э Ю .. |
- Параллельно проводится фронтальный опрос по «Фонетике».
-Сколько букв в русском алфавите? (33)
-Сколько гласных букв? (10)
-Сколько согласных? (21)
-Что вы можете сказать о Ь и Ъ? (звуков не обозначают)
-Сколько гласных звуков? (6-И, Ы, У, Э, О, А)
-Сколько согласных? (36)
-На какие группы делятся согласные звуки? (ТВ-МЯГК, ЗВ-ГЛУХ, всегда мягкие – Й, Ч, Щ; всегда тв – Ж, Ш, Ц)
5. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня тема нашего урока «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака».
На уроке мы повторим сведения о роли мягкого знака, рассмотрим правописание сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ.
6.Откройте учебники на стр. 123
Рассмотрим упражнение под первой звёздочкой.
(чтение упражнения)
На доске записаны пары слов:
Клад-кладь полка-полька
Угол-уголь банка-банька
-Какую роль играет мягкий знак? (Смыслоразличительную)
-Для чего служит мягкий знак в этих словах?(Для обозначения мягкости согласного)
1. Вы в сказках обо мне читали:
Меня в кубышках зарывали.
Но если Д в конце смягчить,-
Телегу можно мной грузить.
Клад-кладь
2.С твёрдым Л я на стене,
Книги, например, на мне,
Но как только Л смягчите,
Сразу в танец превратите.
Палка – полька.
3.С твёрдым – коллектив певцов,
С мягким – хищный зверёк с ценным мехом.
Хор – хорь.
7. На этой же странице давайте прочитаем статью о том, всегда ли пишется Ь.
В сочетаниях Ч, Щ с другими согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется. Мощный (без Ь), хищник (без Ь), кончать(без Ь). № 9 |
Запись на доске и в тетрадях:
ЧК ЧН ЧТ ЩН НЩ РЩ НЧ / без Ь
Запись в словарике:
Каменщик
Барабанщик
Кончить
Помощник
Лучше
8. Закрепление.
Выполнение упр.296, с.124 (по вариантам)
ЧК ЧН ЧТ ЩН
Об очках срочно прочту овощного
О внучке уточним почтовый мощному
В строчке солнечным мечтать в изящном
В кавычках в ночную у мачты с помощником
Разбор № 3:
Уточним – глагол; 2 спряжение, будущее время; 1 лицо; множественное число.
- Ребята, в упражнении есть слова «В кавычках». Какое пунктуационное правило надо вспомнить в связи с этим словом? (Предложения с прямой речью)
- Сейчас запишем предложение с прямой речью, правильно расставим знаки препинания, составим схему.
(Предложение на доске)
Отвечает ветер буйный: «Там за речкой тихоструйной есть высокая гора, в ней глубокая нора». А: «П».
Найдите слова на изученную орфограмму.
Выполнение упр.297, с.124
Кость – о косточке, о тросточке, о горсточке, о весточке.
Рука – ручка – ручной, река – речка – речной, ночь – ночка – ночной.
Начинать – начну, уточнить – уточню, улучшить – улучшу, кончить – кончу.
Бетон – о бетонщике, камень – о каменщике, барабан – о барабанщике, бакен – о бакенщике.
Винт – о винтике, бант – о бантике, бинт – о бинтике, куст – о кустике, зонт – о зонтике.
Печь – о печнике, помощь – о помощнике.
9. Занимательная пятиминутка.
Метаграммы.
1.Со звуком С я не вкусна.
Но в пище каждому нужна.
С М берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто.
Соль – моль.
2.С Б мучительной бываю
С Р актёру я нужна.
С С для повара важна.
Боль – моль – роль – соль.
3.Я с Л смягчённым – под землёй
Бываю каменной и бурой,
А с твёрдым – в комнате любой,
В геометрической фигуре.
Угол – уголь.
Кроссворд.
По вертикали:
1.Рабочий типографии, набирающий текст для печати.
2.Специальность строителя, занимающегося кладкой кирпича.
3.Человек, обслуживающий бакены на реке.
4.Профессия строителя, занимающегося сваркой.
По горизонтали:
5.Музыкант, играющий на ударном инструменте.
10. Подведение итогов. Выставление оценок.
П.60, упр.302.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» 5 класс
Разрабатывая данный урок, я преследовала следующие цели:- повторение сведений о роли Ь и Ъ знаков;- дать представление о способах обозначения мягкости согласных с помощью Ь знака;- формировать умение ...
Логопедическое занятие во 2 классе "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"
Тема: Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели: закреплять умение дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные, отрабатывать умение ориентироваться на после...
Русский язык. Урок для 5 класса. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Русский языкУрок для 5 классаОбозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели и задачи: Личностные: способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, ...
Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 класс
Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 классВ презентации есть слайд для музыкальной физминуткиЦели:• дать понятие о значении мягкого знака ка...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака"
Данный урок ориентирован на учащихся 5-го общеобразовательного класса, работающих по учебнику «Русский язык, 5». Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. К уроку соз...
Конспект интегрированного урока «Свет» и «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака»
Технологическая карта интегрированного урока русского языка "Обозначение мягкости согласных на письме" и физики "Свет", посвященного Дню еврейской культуры. На уроке используются п...
технологическая карта урока русского языка по теме "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"
технологическая карта урока русского языка по теме "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"...
Комментарии
спасибо
спасибо