Конспект урока по теме" Разделительный мягкий знак"
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Данный конспект урока позволяет в игровой форме объяснить учащимся изучаемую орфограмму: разделительный мягкий знак. Урок насыщен разнообразными игровыми заданиями,которые обучающиеся с интересом будут выполнять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_znak.docx | 439.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Разделительный мягкий знак в словах.
Выполнила:Пилясова Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Бутурлинской СОШ имени В.И.Казакова
2015г.
Цель: дать понятие о разделительном мягком знаке; учить применять на практике правило написания разделительного мягкого знака в словах; развивать связную устную и письменную речь, познавательные способности учащихся; продолжить работу по формированию выразительного чтения, самостоятельности при выполнении заданий.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
2.Постановка цели урока. Рассказывание сказки. В сказочном лесу букв ,что находится за тридевять земель, в три десятом царстве , в небольшом домишке живет известный фокусник. Стоит ему подойти к какому – нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: консервная банка стала банькой.
Был он тихий и скромный, никто даже не слышал его голоса. О нем часто забывали и вообще не брали во внимание. Все буквы говорили, что он не умеет говорить.
-Учитель: Вы догадались, кто этот фокусник? (мягкий знак)
Выходит мальчик в костюме мягкого знака и читает выразительно стихотворение
Ученик: Он очень вежлив мягкий знак.
Не любит споров он и драк.
Во всем старается помочь.
Он в слове мать и в слове дочь,
И в тихом лунном слове ночь.
Чтоб никого не огорчить,
Он все старается смягчить.
Так мягко просит мягкий знак,
Что отказать нельзя никак.
Учитель: - Со всеми разговаривает мягко и доброжелательно. Наверное, он очень хороший друг.
- А вы хотели бы иметь такого друга?
- Я бы хотела, чтобы вы подружились с мягким знаком и никогда не забывали о нем при письме. Сегодня на уроке мы будем учиться писать и различать разделительный мягкий знак в словах.
3. Минутка чистописания. Игровое задание «Соедини точки и прочти».
-Учитель: -Какая буква получилась?
Нарисуем мягкий знак
Нежно, капелькой, вот так.
Букву капелька смягчит,
Слово мягко зазвучит.
4.Изучение нового материала.
Игра «Подскажи словечко».
1) Ко дню рожденья Кате
Мама сшила … (платье)
2)Апельсины и бананы
Любят очень… (обезьяны)
3)Зимой молчат,
Весной зажурчат. (ручьи)
4)Мама, папа, брат и я-
Вот и вся моя… (семья)
5)Съел сластёна в воскресенье
Всё вишнёвое… (варенье)
6)Не пойду гулять я с другом-
За окном пурга и…. (вьюга)
7)На верёвочках моё
Чистое висит… (бельё)
Учитель: -Что общего в написании этих слов?
-Для чего здесь нужен ь?
- Давайте произнесём эти слова без ь. Понятен ли смысл этих слов?
Вывод: Значит, мягкий знак необходим при письме, чтобы слово не теряло своего смысла.
-Между какими буквами находится в словах мягкий знак?
Вывод: мягкий знак разделяет согласные и гласные буквы на письме, поэтому он называется разделительным.
-Перед какими гласными пишется мягкий знак?
-Посмотрите на памятку, перенесите себе её в тетрадь.
Согл. Ь я,е,ё,ю,и |
Вывод: Разделительный мягкий знак пишется только перед гласными е, ё, ю, я, и.
5. Физминутка.
-А сейчас мы поиграем в игру «Один-много». Я называю существительное единственного числа и кидаю кому-нибудь из вас мяч, вы должны назвать слово во множественном числе и бросить мяч обратно.
Например: улей - ульи.
Ручей - ручьи
Лист - листья
Сын – сыновья
Перо - перья
Прут - прутья
Муравей - муравьи
Брат – братья
Стул –стулья
Крыло - крылья
Друг – друзья
Воробей - воробьи
Соловей - соловьи
дерево – деревья
колос - колосья
-Что мы напишем во всех существительных множественного числа?
6. Закрепление изученного (Работа по карточкам)
Учитель: -Мы с вами сказали, что мягкий знак живёт почти в самом лесу, у него много друзей среди животных. -А каких лесных животных вы знаете ?- Как вы думаете, кто бы мог жить рядом с разделительным мягким знаком? (ответы детей)
Учитель: -Какую роль играет мягкий знак в этих словах? (ответы детей)
-А какие птицы могли прилетать к мягкому знаку? Отгадайте загадки.
-Загадки.
1.Целый день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улечу-
Под карнизом жить хочу.( Воробей)
- А теперь, ребята, измените форму слова …Воробей-это один, а как будет много?(Воробьи)
2.Серая птаха в лесу живет,
Повсюду чудесным певцом слывет.(Соловей)
Ребята, измените форму слова …Соловей-это один, а как будет много?(Соловьи)
-Ребята, а сейчас воробья можно увидеть? Почему?(Да)
-А соловья? Почему? (Нет, перелетная птица)
-А к вам прилетают птицы ? Как вы их встречаете ?
-Почему нужно подкармливать птиц зимой ?
-Игра «Составь слово».
-Упражнение в узнавании слов с разделительным мягким знаком.
Работа в парах (на партах конвертики с заданием, работа по вариантам)
- -Для (1 варианта) нужно брать слова с мягким знаком, показателем мягкости, а (2 варианта) слова с ь – разделительным.
Вьюга, хлопья, печенье, братья, жилье, резьба. Пальто, апельсин, скользко, окуньки, тетрадь, учитель.
-Такая же работа у нас будет проходить и на доске.(Два человека выходят к доске)
- Давайте сравним нашу работу с доской. Проверяем.
7.Домашнее задание:
8.Итог урока.
Учитель: - Где пишется разделительный мягкий знак ?
-Какую роль он играет?
Оценки.
9.Рефлексия. -Ребята, встаньте те, кому было интересно на уроке.
-Ребята скоро День учителя! Давайте пожелаем нашим учителям что-нибудь хорошее, но такими словами ,что бы в них был Разделительный мягкий знак
-Мы желаем СчастЬя и ЗдоровЬя Вам!!!
- Всем спасибо за урок. Урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку «Знаки препинания в сложном предложении»
Тип урока: изучение нового материала.Тема урока. Знаки препинания в сложном предложенииЦель: сформировать умения ставить знаки препинания в сложном предложенииЗадачи:Познакомить с правилом постановки ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня
Цель урока: Изучение преобразований с квадратными корнями...
Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце ...
Конспект урока по изготовлению мягкой игрушки "Лошадка".
Методическая разработка....
Конспект урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Урок предназначен для учащихся 7 класса...
Урок Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Уроу объяснения нового материала с использованием современных информационных технологий....
Опорный конспект по русскому языку "Мягкий знак после шипящих"
Опорный конспект по русскому языку "Мягкий знак после шипящих"...