Конспект урока по теме" Разделительный мягкий знак"
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Данный конспект урока позволяет в игровой форме объяснить учащимся изучаемую орфограмму: разделительный мягкий знак. Урок насыщен разнообразными игровыми заданиями,которые обучающиеся с интересом будут выполнять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 439.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Разделительный мягкий знак в словах.
Выполнила:Пилясова Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Бутурлинской СОШ имени В.И.Казакова
2015г.
Цель: дать понятие о разделительном мягком знаке; учить применять на практике правило написания разделительного мягкого знака в словах; развивать связную устную и письменную речь, познавательные способности учащихся; продолжить работу по формированию выразительного чтения, самостоятельности при выполнении заданий.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
2.Постановка цели урока. Рассказывание сказки. В сказочном лесу букв ,что находится за тридевять земель, в три десятом царстве , в небольшом домишке живет известный фокусник. Стоит ему подойти к какому – нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: консервная банка стала банькой.
Был он тихий и скромный, никто даже не слышал его голоса. О нем часто забывали и вообще не брали во внимание. Все буквы говорили, что он не умеет говорить.
-Учитель: Вы догадались, кто этот фокусник? (мягкий знак)
Выходит мальчик в костюме мягкого знака и читает выразительно стихотворение
Ученик: Он очень вежлив мягкий знак.
Не любит споров он и драк.
Во всем старается помочь.
Он в слове мать и в слове дочь,
И в тихом лунном слове ночь.
Чтоб никого не огорчить,
Он все старается смягчить.
Так мягко просит мягкий знак,
Что отказать нельзя никак.
Учитель: - Со всеми разговаривает мягко и доброжелательно. Наверное, он очень хороший друг.
- А вы хотели бы иметь такого друга?
- Я бы хотела, чтобы вы подружились с мягким знаком и никогда не забывали о нем при письме. Сегодня на уроке мы будем учиться писать и различать разделительный мягкий знак в словах.
3. Минутка чистописания. Игровое задание «Соедини точки и прочти».
-Учитель: -Какая буква получилась?
Нарисуем мягкий знак
Нежно, капелькой, вот так.
Букву капелька смягчит,
Слово мягко зазвучит.
4.Изучение нового материала.
Игра «Подскажи словечко».
1) Ко дню рожденья Кате
Мама сшила … (платье)
2)Апельсины и бананы
Любят очень… (обезьяны)
3)Зимой молчат,
Весной зажурчат. (ручьи)
4)Мама, папа, брат и я-
Вот и вся моя… (семья)
5)Съел сластёна в воскресенье
Всё вишнёвое… (варенье)
6)Не пойду гулять я с другом-
За окном пурга и…. (вьюга)
7)На верёвочках моё
Чистое висит… (бельё)
Учитель: -Что общего в написании этих слов?
-Для чего здесь нужен ь?
- Давайте произнесём эти слова без ь. Понятен ли смысл этих слов?
Вывод: Значит, мягкий знак необходим при письме, чтобы слово не теряло своего смысла.
-Между какими буквами находится в словах мягкий знак?
Вывод: мягкий знак разделяет согласные и гласные буквы на письме, поэтому он называется разделительным.
-Перед какими гласными пишется мягкий знак?
-Посмотрите на памятку, перенесите себе её в тетрадь.
Согл. Ь я,е,ё,ю,и |
Вывод: Разделительный мягкий знак пишется только перед гласными е, ё, ю, я, и.
5. Физминутка.
-А сейчас мы поиграем в игру «Один-много». Я называю существительное единственного числа и кидаю кому-нибудь из вас мяч, вы должны назвать слово во множественном числе и бросить мяч обратно.
Например: улей - ульи.
Ручей - ручьи
Лист - листья
Сын – сыновья
Перо - перья
Прут - прутья
Муравей - муравьи
Брат – братья
Стул –стулья
Крыло - крылья
Друг – друзья
Воробей - воробьи
Соловей - соловьи
дерево – деревья
колос - колосья
-Что мы напишем во всех существительных множественного числа?
6. Закрепление изученного (Работа по карточкам)
Учитель: -Мы с вами сказали, что мягкий знак живёт почти в самом лесу, у него много друзей среди животных. -А каких лесных животных вы знаете ?- Как вы думаете, кто бы мог жить рядом с разделительным мягким знаком? (ответы детей)
Учитель: -Какую роль играет мягкий знак в этих словах? (ответы детей)
-А какие птицы могли прилетать к мягкому знаку? Отгадайте загадки.
-Загадки.
1.Целый день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улечу-
Под карнизом жить хочу.( Воробей)
- А теперь, ребята, измените форму слова …Воробей-это один, а как будет много?(Воробьи)
2.Серая птаха в лесу живет,
Повсюду чудесным певцом слывет.(Соловей)
Ребята, измените форму слова …Соловей-это один, а как будет много?(Соловьи)
-Ребята, а сейчас воробья можно увидеть? Почему?(Да)
-А соловья? Почему? (Нет, перелетная птица)
-А к вам прилетают птицы ? Как вы их встречаете ?
-Почему нужно подкармливать птиц зимой ?
-Игра «Составь слово».
-Упражнение в узнавании слов с разделительным мягким знаком.
Работа в парах (на партах конвертики с заданием, работа по вариантам)
- -Для (1 варианта) нужно брать слова с мягким знаком, показателем мягкости, а (2 варианта) слова с ь – разделительным.
Вьюга, хлопья, печенье, братья, жилье, резьба. Пальто, апельсин, скользко, окуньки, тетрадь, учитель.
-Такая же работа у нас будет проходить и на доске.(Два человека выходят к доске)
- Давайте сравним нашу работу с доской. Проверяем.
7.Домашнее задание:
8.Итог урока.
Учитель: - Где пишется разделительный мягкий знак ?
-Какую роль он играет?
Оценки.
9.Рефлексия. -Ребята, встаньте те, кому было интересно на уроке.
-Ребята скоро День учителя! Давайте пожелаем нашим учителям что-нибудь хорошее, но такими словами ,что бы в них был Разделительный мягкий знак
-Мы желаем СчастЬя и ЗдоровЬя Вам!!!
- Всем спасибо за урок. Урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку «Знаки препинания в сложном предложении»
Тип урока: изучение нового материала.Тема урока. Знаки препинания в сложном предложенииЦель: сформировать умения ставить знаки препинания в сложном предложенииЗадачи:Познакомить с правилом постановки ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня
Цель урока: Изучение преобразований с квадратными корнями...

Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце ...

Конспект урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Урок предназначен для учащихся 7 класса...

Урок Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Уроу объяснения нового материала с использованием современных информационных технологий....

Опорный конспект по русскому языку "Мягкий знак после шипящих"
Опорный конспект по русскому языку "Мягкий знак после шипящих"...