Конспект урока по теме" Разделительный мягкий знак"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Пилясова Светлана Владимировна

Данный конспект урока позволяет в игровой форме объяснить учащимся изучаемую орфограмму: разделительный мягкий знак. Урок насыщен разнообразными игровыми заданиями,которые обучающиеся с интересом будут выполнять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_znak.docx439.1 КБ

Предварительный просмотр:

Разделительный мягкий знак в словах.

Выполнила:Пилясова Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературыmz

Бутурлинской СОШ имени В.И.Казакова

2015г.

Цель: дать понятие о разделительном мягком знаке; учить применять на практике правило написания разделительного мягкого знака в словах; развивать связную устную и письменную речь, познавательные способности учащихся; продолжить работу по формированию выразительного чтения, самостоятельности при выполнении заданий.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

 2.Постановка цели урока.  Рассказывание сказки. В сказочном лесу букв ,что находится за тридевять земель, в три десятом царстве , в небольшом домишке живет известный фокусник. Стоит ему подойти к какому – нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: консервная банка стала банькой.

   Был он тихий и скромный, никто даже не слышал его голоса. О нем часто забывали и вообще не брали во внимание. Все  буквы говорили, что он не умеет говорить.

-Учитель: Вы догадались, кто этот  фокусник? (мягкий знак)

Выходит мальчик в костюме мягкого знака и читает выразительно стихотворение

Ученик: Он очень вежлив мягкий знак.

Не любит споров он и драк.Ь.jpg

Во всем старается помочь.        

Он в слове мать и в слове дочь,

И в тихом лунном слове ночь. 

Чтоб никого не огорчить,

Он все старается смягчить.

Так мягко просит мягкий знак,

Что отказать нельзя никак.

Учитель: - Со всеми разговаривает мягко и доброжелательно. Наверное, он очень хороший друг.

- А вы хотели бы иметь такого друга?

- Я бы хотела, чтобы вы подружились с мягким знаком и никогда не забывали о нем при письме. Сегодня на уроке мы будем учиться писать и различать разделительный мягкий знак в словах.

3. Минутка чистописания. Игровое задание «Соедини точки и прочти».

-Учитель: -Какая буква получилась?

Нарисуем мягкий знак
Нежно, капелькой, вот так.
Букву капелька смягчит,
Слово мягко зазвучит.

http://kopilca.ru/wp-content/uploads/2013/12/kop-raskraska13.gif

4.Изучение нового материала.

Игра «Подскажи словечко».

1) Ко дню рожденья Кате

Мама сшила … (платье)

2)Апельсины и бананы

Любят очень… (обезьяны)

3)Зимой молчат,

Весной зажурчат. (ручьи)

4)Мама, папа, брат и я-

Вот и вся моя… (семья)

5)Съел сластёна в воскресенье

Всё вишнёвое… (варенье)

6)Не пойду гулять я с другом-

За окном пурга и…. (вьюга)

7)На верёвочках моё

Чистое висит… (бельё)

Учитель: -Что общего в написании этих слов?

-Для чего здесь нужен ь?

- Давайте произнесём эти слова без ь. Понятен ли смысл этих слов?

Вывод: Значит, мягкий знак необходим при письме, чтобы слово не теряло своего смысла.

-Между какими буквами находится в словах мягкий знак?

Вывод: мягкий знак разделяет согласные и гласные буквы на письме, поэтому он называется разделительным.

-Перед какими гласными пишется мягкий знак?

-Посмотрите на памятку, перенесите себе её в тетрадь.

Согл. Ь я,е,ё,ю,и

Вывод: Разделительный мягкий знак пишется только перед гласными е, ё, ю, я, и.

5. Физминутка.

-А сейчас мы поиграем в игру «Один-много». Я называю существительное единственного числа и кидаю кому-нибудь из вас мяч, вы должны назвать слово во множественном числе и бросить мяч обратно.

Например: улей - ульи.

Ручей - ручьи

 Лист - листья

 Сын – сыновья

Перо - перья

 Прут - прутья

 Муравей - муравьи

Брат – братья

 Стул –стулья

 Крыло - крылья

Друг – друзья

 Воробей - воробьи

 Соловей - соловьи

 дерево – деревья

колос - колосья

-Что мы напишем во всех существительных множественного числа?

6. Закрепление изученного (Работа по карточкам)

Учитель: -Мы с вами сказали, что мягкий знак живёт почти в самом лесу, у него много друзей среди животных. -А каких лесных животных вы знаете ?-  Как вы думаете, кто бы мог жить рядом с разделительным мягким знаком? (ответы детей)

Учитель: -Какую роль играет мягкий знак в этих словах? (ответы детей)http://dreempics.com/img/picture/Jul/09/a6496eba8f4fc77f1af7085d20d4a6cc/11.jpghttp://imagens.kboing.com.br/papeldeparede/3808rena.jpghttp://img.irtve.es/imagenes/lince-iberico-simbolo-donana/1208864391498.jpg

-А какие птицы могли прилетать к мягкому знаку? Отгадайте загадки.

-Загадки.

1.Целый день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улечу-

Под карнизом жить хочу.( Воробей

- А теперь, ребята, измените форму слова …Воробей-это один, а как будет много?(Воробьи)

2.Серая птаха в лесу живет,
Повсюду чудесным певцом слывет.(
Соловей)

Ребята, измените форму слова …Соловей-это один, а как будет много?(Соловьи)

-Ребята, а сейчас воробья можно увидеть? Почему?(Да)

-А соловья? Почему? (Нет, перелетная птица)

-А к вам прилетают птицы ? Как вы их встречаете ?

-Почему нужно подкармливать птиц зимой ?

-Игра «Составь слово».

http://festival.1september.ru/articles/594323/img1.gif

-Упражнение в узнавании слов с разделительным мягким знаком.

Работа в парах (на партах конвертики с заданием, работа по вариантам)

-  -Для (1 варианта) нужно брать слова с мягким знаком, показателем мягкости, а (2 варианта) слова с ь – разделительным. 

Вьюга, хлопья, печенье, братья, жилье, резьба. Пальто, апельсин, скользко, окуньки, тетрадь, учитель.

-Такая же работа у нас будет проходить и на доске.(Два человека выходят к доске)

- Давайте сравним нашу работу с доской. Проверяем.

7.Домашнее задание:

 8.Итог урока.

Учитель: - Где пишется разделительный мягкий знак ?

-Какую роль он играет?

Оценки.

9.Рефлексия. -Ребята, встаньте те, кому было интересно на уроке.

-Ребята скоро День учителя! Давайте пожелаем нашим учителям что-нибудь хорошее, но такими словами ,что бы в них был Разделительный мягкий знак

-Мы желаем СчастЬя и ЗдоровЬя Вам!!!

- Всем спасибо за урок. Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Знаки препинания в сложном предложении»

Тип урока: изучение нового материала.Тема урока. Знаки препинания в сложном предложенииЦель: сформировать умения ставить знаки препинания в сложном предложенииЗадачи:Познакомить с правилом постановки ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня

Цель урока: Изучение преобразований с квадратными корнями...

Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце ...

Урок Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Уроу объяснения нового материала с использованием современных информационных технологий....

Опорный конспект по русскому языку "Мягкий знак после шипящих"

Опорный конспект по русскому языку "Мягкий  знак после шипящих"...