Обучение составлению рассказа-описания с помощью наглядной схемы на материале лексических тем: «Овощи», «Фрукты» с использованием обучающей презентации.
план-конспект

Абрамова Елена Владимировна

Конспект подгруппового занятия для детей старшей логопедической группы с диагнозом «ОНР», «ФФНР».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasskaz-opisanie.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение составлению рассказа-описания с помощью наглядной схемы на материале лексических тем: «Овощи», «Фрукты» с использованием обучающей презентации.

Конспект

подгруппового занятия для детей старшей логопедической группы с диагнозом «ОНР», «ФФНР».

                     

Цель: Обучение детей логопедической группы составлению описательного рассказа  с помощью наглядной схемы.

Коррекционно-образовательные задачи:

     

  1. Активизация активного словаря ,уточнение и закрепление в речи

 детей обобщающих понятий: «Овощи», «Фрукты».

  1. Формирование слухового и зрительного внимания и памяти, логического мышления на материале лексической темы.

Коррекционно-обучающие задачи:

  1. Развитие связной речи: учить детей отвечать на вопросы полным ответом.
  2. Совершенствование грамматического строя речи.
  3. Развитие общей и мелкой моторики посредством специальных упражнений /речь с движением, пальчиковые игры/.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Развитие коммуникативных умений и навыков.

Оборудование:

       1. Наглядная презентация  16 слайдов (переход по щелчку мыши).

       2.Разрезные картинки ( овощи, фрукты).

                                   Ход занятия.

      1. Организационный момент:

 Дети входят в группу и садятся на подушечки, лежащие полукругом.

      2. Сообщение темы занятия:

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ. О чем, вы должны догадаться сами

   

Слайд №3: Логопед читает загадку, дети  отгадывают и проверяют ответ  (при  щелчке мышью по загадке появляется отгадка).

       3. Дидактическая игра «Сложи картинку»

  Логопед:  Ребята, у вас под подушечками лежат конверты с разрезными                картинками. Сложите картинку и расскажите, что у вас получилось. (Дети      отвечают полным ответом:  Я сложил грушу. Я сложила огурец.) .

       4. Уточнение и закрепление обобщающих понятий «Овощи», «Фрукты»:

       Дети называют картинки, изображенные на слайде №4.

       Логопед: Назовите все эти картинки одним словом. (Овощи)

       Дети называют картинки ,изображенные на слайде №5.

       Логопед: Назовите все эти картинки одним словом. (Фрукты)

       Логопед: А теперь поднимите ваши картинки, если на них нарисован фрукт                                 (затем овощи). Раскажите, что у вас нарисовано. («У меня на картинке яблоко. Это фрукт».)

       5.Массаж пальцев «Овощи»

   

  Вырос чеснок,                    Дети разминают фалангу указательного пальца,

      Перец, томат, кабачок,          фалангу среднего пальца,

 Тыква, капуста, картошка      безымянного,

 Лук и немного горошка.        мизинца.

 Овощи мы собирали,              Так же массируют пальцы на другой руке.

 Ими друзей угощали,

 Квасили, ели, солили,

 С дачи домой увозили.

 Прощай же на год,                 Разминают большой палец левой руки.

 Наш друг – огород!                Разминают большой палец правой руки.

     6. Дидактическая игра «Разложи правильно».

   Слайд №6: Логопед предлагает детям сложить в корзину овощи, а в вазу    фрукты.  Ребенок : Апельсин положим в вазу, потому что это фрукт. (Самостоятельно проверяет ответ. По щелчку мыши апельсин занимает место в вазе.)

       7.Дидактическая игра «Четвертый лишний».

      Логопед  предлагает детям  послушать 4 ряда слов:

  • Капуста,  морковь,  слива,  помидор.
  • Банан, яблоко, лук, апельсин.
  • Помидор, кабачок,  тыква, мандарин.
  • Груша, лимон, яблоко, морковь.

     Дети отвечают полным ответом: Лишняя слива, потому что это фрукт, а все   остальное – овощи.

       8.  Слайд №7,8: Ребята, давайте вспомним где растут овощи и фрукты? Дети     по одному выходят и рисуют с помощью мыши линию от фруктов к дереву, а от овощей к грядке: Яблоко-это фрукт. Растет  на яблоне. Морковь-это овощ. Растет в земле на грядке.

        9. Речь с движением «Дедушка Рох»

Дедушка Рох                     Дети стучат пальчиками по коленям.

Посеял горох.                  

Землю пахал-                    Скребут пальцами по бедрам.     

Тяжко вздыхал.

Когда убирал-                   Вытирают лоб ладонью.

Пот утирал.

Когда молотил-                 Стучат кулачками по бедрам.

По пальцу хватил.

Зато, когда ел,                   Подносят руку ко рту.

Язык проглотил-               Закрывают рот ладонью.

До того было вкусно!       Сжимают пальцы в кулак,

                                            подняв большой палец.      

10. Слайд №9,10:  А теперь определим, какие на вкус овощи  и фрукты.

Дети рисуют линию с помощью мыши: Апельсин на вкус сладкий. Лук  на    вкус горький.  

11. Дидактическая игра «Назови, не ошибись».

На слайде №11 контуры овощей и фруктов. Дети называют их цвет и проверяют свой ответ. (По щелчку мыши на контур предмета появляется его цветное изображение).

 

12. Дидактическая игра « Определи форму».

Слайд№12, 13:  Дети проводят линию от изображения овощей и фруктов к геометрической фигуре:  Яблоко имеет круглую форму. Лимон имеет овальную форму.        

13. Слайд №14, 15:    Логопед с детьми обсуждают какие на ощупь овощи и    фрукты.    

      

14 Слайд №16:  Ребята, а как мы используем овощи и фрукты?

       Ответы детей

Логопед: Сейчас мы с вами попробуем с помощью нашей схемы составить рассказ. (Дети выбирают картинку  и используя наглядную схему описания овощей и фруктов с помощью логопеда составляют рассказ-описание.)

15. Итог:  О чем мы с вами говорили на занятии. Что мы сегодня научились делать?  Что вам больше всего понравилось на занятии?

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи."Дикие животные. Составление рассказа-описания."

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели "Овощи", "Фрукты" (ноябрь)

В данных разработках  представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику,  двигательную  координацию, стимулировать двигательную...

Презентация для обучения детей старшего дошкольного возраста составлению описательного рассказа на материале лексических тем: "Овощи", "Фрукты".

Презентация для использования на знятии по обучению детей старшего дошкольного возраста соствлению описательного рассказа....

Составление рассказа-описания о зайце по слайдам

Предлагается по слайдам и вопросам к ним составить рассказ о зайце...

Опорная схема-алгоритм рассказов-описаний для обучающихся с РАС и интеллектуальными нарушениями с применением интерактивных технологий.

Опорная схема-алгоритм рассказов-описаний для обучающихся с РАС и интеллектуальными нарушениями с применением интерактивных технологий....

Картотека схем (алгоритмов) составления рассказов-описаний по лексическим темам

Картинки с схемами  можно распечатать на листах А4 и использовать как папки передвижки.Кроме того, можно вывести на печать по 4 листа на одном А4 и мы получим прекрасную картотеку по схемам для р...

Эффективное использование наглядности в формировании лексического навыка у слабослышащих и глухих обучающихся при обучении английскому языку

Владение иностранными языками определяет кругозор и общий культурный уровень личности. Знание иностранного языка приобретает все большее значение. Особое место принадлежит английскому языку, ставшему ...