Обучение составлению рассказа-описания с помощью наглядной схемы на материале лексических тем: «Овощи», «Фрукты» с использованием обучающей презентации.
план-конспект
Конспект подгруппового занятия для детей старшей логопедической группы с диагнозом «ОНР», «ФФНР».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskaz-opisanie.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение составлению рассказа-описания с помощью наглядной схемы на материале лексических тем: «Овощи», «Фрукты» с использованием обучающей презентации.
Конспект
подгруппового занятия для детей старшей логопедической группы с диагнозом «ОНР», «ФФНР».
Цель: Обучение детей логопедической группы составлению описательного рассказа с помощью наглядной схемы.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Активизация активного словаря ,уточнение и закрепление в речи
детей обобщающих понятий: «Овощи», «Фрукты».
- Формирование слухового и зрительного внимания и памяти, логического мышления на материале лексической темы.
Коррекционно-обучающие задачи:
- Развитие связной речи: учить детей отвечать на вопросы полным ответом.
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие общей и мелкой моторики посредством специальных упражнений /речь с движением, пальчиковые игры/.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Развитие коммуникативных умений и навыков.
Оборудование:
1. Наглядная презентация 16 слайдов (переход по щелчку мыши).
2.Разрезные картинки ( овощи, фрукты).
Ход занятия.
1. Организационный момент:
Дети входят в группу и садятся на подушечки, лежащие полукругом.
2. Сообщение темы занятия:
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ. О чем, вы должны догадаться сами
Слайд №3: Логопед читает загадку, дети отгадывают и проверяют ответ (при щелчке мышью по загадке появляется отгадка).
3. Дидактическая игра «Сложи картинку»
Логопед: Ребята, у вас под подушечками лежат конверты с разрезными картинками. Сложите картинку и расскажите, что у вас получилось. (Дети отвечают полным ответом: Я сложил грушу. Я сложила огурец.) .
4. Уточнение и закрепление обобщающих понятий «Овощи», «Фрукты»:
Дети называют картинки, изображенные на слайде №4.
Логопед: Назовите все эти картинки одним словом. (Овощи)
Дети называют картинки ,изображенные на слайде №5.
Логопед: Назовите все эти картинки одним словом. (Фрукты)
Логопед: А теперь поднимите ваши картинки, если на них нарисован фрукт (затем овощи). Раскажите, что у вас нарисовано. («У меня на картинке яблоко. Это фрукт».)
5.Массаж пальцев «Овощи»
Вырос чеснок, Дети разминают фалангу указательного пальца,
Перец, томат, кабачок, фалангу среднего пальца,
Тыква, капуста, картошка безымянного,
Лук и немного горошка. мизинца.
Овощи мы собирали, Так же массируют пальцы на другой руке.
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год, Разминают большой палец левой руки.
Наш друг – огород! Разминают большой палец правой руки.
6. Дидактическая игра «Разложи правильно».
Слайд №6: Логопед предлагает детям сложить в корзину овощи, а в вазу фрукты. Ребенок : Апельсин положим в вазу, потому что это фрукт. (Самостоятельно проверяет ответ. По щелчку мыши апельсин занимает место в вазе.)
7.Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Логопед предлагает детям послушать 4 ряда слов:
- Капуста, морковь, слива, помидор.
- Банан, яблоко, лук, апельсин.
- Помидор, кабачок, тыква, мандарин.
- Груша, лимон, яблоко, морковь.
Дети отвечают полным ответом: Лишняя слива, потому что это фрукт, а все остальное – овощи.
8. Слайд №7,8: Ребята, давайте вспомним где растут овощи и фрукты? Дети по одному выходят и рисуют с помощью мыши линию от фруктов к дереву, а от овощей к грядке: Яблоко-это фрукт. Растет на яблоне. Морковь-это овощ. Растет в земле на грядке.
9. Речь с движением «Дедушка Рох»
Дедушка Рох Дети стучат пальчиками по коленям.
Посеял горох.
Землю пахал- Скребут пальцами по бедрам.
Тяжко вздыхал.
Когда убирал- Вытирают лоб ладонью.
Пот утирал.
Когда молотил- Стучат кулачками по бедрам.
По пальцу хватил.
Зато, когда ел, Подносят руку ко рту.
Язык проглотил- Закрывают рот ладонью.
До того было вкусно! Сжимают пальцы в кулак,
подняв большой палец.
10. Слайд №9,10: А теперь определим, какие на вкус овощи и фрукты.
Дети рисуют линию с помощью мыши: Апельсин на вкус сладкий. Лук на вкус горький.
11. Дидактическая игра «Назови, не ошибись».
На слайде №11 контуры овощей и фруктов. Дети называют их цвет и проверяют свой ответ. (По щелчку мыши на контур предмета появляется его цветное изображение).
12. Дидактическая игра « Определи форму».
Слайд№12, 13: Дети проводят линию от изображения овощей и фруктов к геометрической фигуре: Яблоко имеет круглую форму. Лимон имеет овальную форму.
13. Слайд №14, 15: Логопед с детьми обсуждают какие на ощупь овощи и фрукты.
14 Слайд №16: Ребята, а как мы используем овощи и фрукты?
Ответы детей
Логопед: Сейчас мы с вами попробуем с помощью нашей схемы составить рассказ. (Дети выбирают картинку и используя наглядную схему описания овощей и фруктов с помощью логопеда составляют рассказ-описание.)
15. Итог: О чем мы с вами говорили на занятии. Что мы сегодня научились делать? Что вам больше всего понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи."Дикие животные. Составление рассказа-описания."
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели "Овощи", "Фрукты" (ноябрь)
В данных разработках представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику, двигательную координацию, стимулировать двигательную...
Презентация для обучения детей старшего дошкольного возраста составлению описательного рассказа на материале лексических тем: "Овощи", "Фрукты".
Презентация для использования на знятии по обучению детей старшего дошкольного возраста соствлению описательного рассказа....
Составление рассказа-описания о зайце по слайдам
Предлагается по слайдам и вопросам к ним составить рассказ о зайце...
Опорная схема-алгоритм рассказов-описаний для обучающихся с РАС и интеллектуальными нарушениями с применением интерактивных технологий.
Опорная схема-алгоритм рассказов-описаний для обучающихся с РАС и интеллектуальными нарушениями с применением интерактивных технологий....
Картотека схем (алгоритмов) составления рассказов-описаний по лексическим темам
Картинки с схемами можно распечатать на листах А4 и использовать как папки передвижки.Кроме того, можно вывести на печать по 4 листа на одном А4 и мы получим прекрасную картотеку по схемам для р...
Эффективное использование наглядности в формировании лексического навыка у слабослышащих и глухих обучающихся при обучении английскому языку
Владение иностранными языками определяет кругозор и общий культурный уровень личности. Знание иностранного языка приобретает все большее значение. Особое место принадлежит английскому языку, ставшему ...