Деловая игра Повышение компетентности педагогов ДОУ по профилактики речевых нарушений
презентация к уроку на тему
известно, что любое нарушение легче предупредить, чем исправить
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 66 КБ |
prezentaciya1.pptx | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра
(методический пробег для учителей - логопедов)
Добрый день уважаемые коллеги!
Сегодня у нас необычная встреча, а назовем мы ее деловой игрой
Цель выявить уровень компетентности педагогов в сфере профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Итак, представляем вам две команды (команда №1 и команда №2) (слайд1)
Мы начинаем, прошу пассажиров занять свои места.
путешествовать мы с вами будем вот на этом паровозике (слайд2)
Станция «Теоретическая» (слайд3)
известно, что любое нарушение легче предупредить, чем исправить.
В последние годы отмечается увеличение количества дошкольников с речевыми нарушениями. Поэтому сегодня остается актуальной проблема раннего выявления и профилактики нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста (с момента поступления в ДОУ) и организации своевременной коррекционно – развивающей помощи.
В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного учреждения встал вопрос о создании профилактиках мероприятий для полноценного речевого развития детей.
Для этого была разработана система работы по профилактике речевых нарушений.
(слайд4)
цель: оказание педагогической помощи воспитанникам в естественном и своевременном развитии речи, обеспечение его полноценности.
задачи:
- повысить профессиональную компетентность педагогов в эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.
- повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка, привлечь их к совместной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.
Качественная реализация задач по профилактике звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста возможно только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия педагогов и специалистов.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста имеет огромное значение.
(слайд5) Организация деятельности воспитателя:
- Выявление детей с нарушениями речи и наблюдение за речевым развитием
Воспитатели должны знать:
- о возрастных закономерностях речевого развития;
- типичных нарушениях речи детей и причины, лежащие в основе.
- Создание предметно – развивающей среды.
(речевые уголки, практический материал для организации речевых игр и занятий)
- Создание активной речевой среды
Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном взрослых – речи родителей, членов семьи, педагогов ДОУ. Важным средством профилактики нарушений звукопроизношения служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, четкое планирование игровой деятельности.
Игра способствует поддержанию интереса детей к деятельности, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию, развивает умения и навыки. С целью профилактики нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста были подобраны и систематизированы игры и упражнения направленные на:
а) развитие мелкой моторики пальцев рук;
б) развитие слухового внимания, восприятия;
в) развитие просодической стороны речи.
г) развитие артикуляционного аппарата;
д) уточнение звука или его вызывание по подражанию
слайд6 а) Игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук.
- Пальчиковая гимнастика.
- Кинезиологические упражнения.
- Игры с различными предметами
Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.
Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки не только будут способствовать развитию речи, но и доставят им особую радость:
Я предлагаю вам тоже проделать пальчиковую гимнастику
Слайд 7
Репку мы сажали | «Рыть» пальчиками в детской ладошке лунку. |
Репку поливали | Показать пальчиками, как льется вода из лейки |
Вырастала репка | Показать, как растет, выпрямлять постепенно пальчики. |
Хороша и крепка | Оставить ладони открытыми, а пальцы согнуть как крючочки |
Тянем-потянем | Крючочки левой и правой руки сцепить и тянут – каждый в свою сторону |
Вытянуть не можем | Потрясти кистями рук |
Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух! Вытянули репку. | расцепили руки, потрясли кистями |
Слайд 8 б) Игры и упражнения на развитие слухового внимание, восприятия, фонематического слуха.
Очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).
Виды игр:
- Игры на угадывание не речевых звуков.
- Игры на формирования фонематического компонента (различение слов и звукоподражаний, отличающихся одним или несколькими звуками).
Слайд 9 в) Игры и упражнения по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция).
Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры. Дуть на легкие шарики, бумажные полоски, играть на музыкальных инструментах, дуть на привязанные к ниточке ватные палочки, бумажные игрушки, сдувать их со стола, ладошки.
Слайд 10 г) Игры и упражнения, развивающие артикуляционный аппарат.
Важнейший этап в профилактике возникновения нарушений речи – работа по подготовке артикуляционного аппарата. В младшем дошкольном возрасте проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились прочными, совершенствовались. Продолжительность занятий составляет 3-5 минут («Логопедические пятиминутки») Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме
Например: детям младшего дошкольного возраста любят слушать сказки о «Веселом язычке» и я предлагаю одну из них
а сейчас предлагаю всем вместе проделать небольшую артикуляционную гимнастику «Язычок гулять собрался»
Язычок гулять собрался | открываем рот и показываем язык |
Он умылся | проводим быстро язычком по губам |
Причесался | несколько раз проводим язычком между верхними и нижними зубами, высовывая его |
На прохожих оглянулся | круговые движения язычком по губам |
Вправо, влево повернулся | язычок высовываем вправо и влево |
Вниз упал | язычок высовываем вниз |
Наверх полез | высовываем наверх |
Ам, и в ротике исчез | прячем язычок в ротик |
Т.О. в процессе совместной деятельности у воспитанников развивается артикуляционная и мелкая моторика, просодическая сторона речи (дыхание, голос, дикция), слуховое восприятие, внимание, память, формируются фонематическое восприятие, то есть создается база для успешного овладения родным языком.
Своевременное оказание помощи детям младшего дошкольного возраста по перечисленным выше направлениям имеет большое профилактическое значение и способствует уменьшению количества детей с речевыми нарушениями.
Я рассказала как проводится профилактическая работа в нашем ДОУ. А сейчас я предлагаю вам некоторые ситуации, которые нуждаются в решении …
Ситуация1
Трехлетний Петя много болел, долго лежал в больнице. Практически не разговаривал. Маме пришлось потратить много сил для того, чтобы Петя «заговорил»
Назовите основную причину трудного усвоение речи Пети.
Ситуация 2.
Часто родители задают педагогам такие вопросы: «Почему не все дети одинаково овладевают чтением, письмом? Все ходят в один детский сад, со всеми в равной мере занимается воспитатель, всех их учит один и тот же логопед. Что же делать нам, родителям, чтобы как – то помочь детям?»
Дайте совет родителям.
Ситуация 3.
Мама с тревогой говорит: Я слышала, что к шести годам у ребенка пробуждается интерес к учению. Некоторые дети уже в пять лет читают. Я все жду, жду, а у моего Васи ни интереса, ни желания учиться не появилось, хотя ему скоро идти в школу»
Какой фактор, влияющий на психическое развитие ребенка, не был использован мамой?
Ситуация 4.
В детском саду наблюдали за фонематическим слухом у детей, записывали характерные ошибки некоторых детей (вместо «рыба» - «лыба»; вместо «шишки» - «сышка»; вместо «садись» - «дись»; вместо «сахар» - «хасир»).
Какие недостатки речи детей выявились в данном исследовании? Чем можно это объяснить? Что должны делать взрослые, чтобы исправить эти недостатки?
Станция «Разминочная»
Задание: Назвать пары слов.
С глухим – траву она срезает,
Со звонким – листья объедает.
(коза – коса)
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье.
(Колос – голос)
С глухим согласным – мы его читаем,
Со звонким – в нём же обитаем.
(том – дом)
С глухим шипящим я – числительное,
Со звонким – имя существительное.
(шесть – жесть)
С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким – как огонь горячий.
(шар – жар)
Когда я с «Д», меня сорвут,
Когда я с «Т», на мне плывут.
(плод – плот)
Станция «Игровая»
В работе любого педагога, в том числе логопеда, самым удобным и наиболее часто используемым материалом являются картинки. А предметные картинки представляют собой самое универсальное многоцелевое пособие. Я предлагаю вам набор предметных картинок. Используя их придумать игры для развития звукопроизношения, грамматического строя речи, способствующие обогащению словаря, формированию навыков словообразования и словоизменения, связной речи.
Станция «Творческая»
Составление игр из подручного материала.
Станция «Чистоговорная»
Ра – ра – ра – высокая гора
Ша – ша – ша – мама моет малыша
Сы – сы – сы нет осы
Жу – жу – жу помоги ежу
Ыш – ыш – ыш у меня малыш
Ла – ла – ла лопата и пила
Ас – ас – ас я пью квас
Щу – щу – щу я тебя ищу.
Спасибо всем участникам за игру. Надеемся, что она не прошла для вас даром.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Станция «Теоретическая» Известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить
цель: оказание педагогической помощи воспитанникам в естественном и своевременном развитии речи, обеспечение его полноценности. задачи: - повысить профессиональную компетентность педагогов в эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста. - повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка, привлечь их к совместной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.
Организация деятельности воспитателя: Выявление детей с нарушениями речи и наблюдение за речевым развитием Создание предметно – развивающей среды. Создание активной речевой среды
Игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук Пальчиковая гимнастика. Кинезиологические упражнения. Игры с различными предметами
Репку мы сажали «Рыть» пальчиками в детской ладошке лунку. Репку поливали Показать пальчиками, как льется вода из лейки Вырастала репка Показать, как растет, выпрямлять постепенно пальчики. Хороша и крепка Оставить ладони открытыми, а пальцы согнуть как крючочки Тянем-потянем Крючочки левой и правой руки сцепить и тянут – каждый в свою сторону Вытянуть не можем Потрясти кистями рук Тянем-потянем , тянем-потянем ! Ух! вытянули репку. расцепили руки, потрясли кистями
Виды игр: Игры на угадывание не речевых звуков. Игры на формирования фонематического компонента (различение слов и звукоподражаний, отличающихся одним или несколькими звуками). Игры и упражнения на развитие слухового внимание, восприятия, фонематического слуха .
Игры и упражнения по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция).
Игры и упражнения, развивающие артикуляционный аппарат.
сказка о веселом язычке
Жил весёлый в своём домике . - Что это за домик ? Вышел погреться на отдохнуть на . Лежит, загорает. Подул лёгкий , язычок поёжился, ,
спрятался в и закрыл за собой . А на дворе спряталось за и забарабанил по крыше (« д – д – д - д »). не скучал дома, напоил молоком. Он лакал молочко, потом облизнулся и
сладко заснул. посмотрел на они тикали: «тик-так». свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал .
«Язычок гулять собрался» Язычок гулять собрался открываем рот и показываем язык Он умылся проводим быстро язычком по губам Причесался несколько раз проводим язычком между верхними и нижними зубами, высовывая его На прохожих оглянулся круговые движения язычком по губам Вправо, влево повернулся язычок высовываем вправо и влево Вниз упал язычок высовываем вниз Наверх полез высовываем наверх Ам, и в ротике исчез прячем язычок в ротик
Ситуация 1. Трехлетний Петя много болел, долго лежал в больнице. Практически не разговаривал. Маме пришлось потратить много сил для того, чтобы Петя «заговорил» Назовите основную причину трудного усвоение речи Пети.
Ситуация 2. Часто родители задают педагогам такие вопросы: «Почему не все дети одинаково овладевают чтением, письмом? Все ходят в один детский сад, со всеми в равной мере занимается воспитатель, всех их учит один и тот же логопед. Что же делать нам, родителям, чтобы как – то помочь детям?» Дайте совет родителям.
Ситуация 3. Мама с тревогой говорит: Я слышала, что к шести годам у ребенка пробуждается интерес к учению. Некоторые дети уже в пять лет читают. Я все жду, жду, а у моего Васи ни интереса, ни желания учиться не появилось, хотя ему скоро идти в школу» Какой фактор, влияющий на психическое развитие ребенка, не был использован мамой?
Ситуация 4. В детском саду наблюдали за фонематическим слухом у детей, записывали характерные ошибки некоторых детей (вместо «рыба» - « лыба »; вместо «шишки» - « сышка »; вместо «садись» - « дись »; вместо «сахар» - « хасир »). Какие недостатки речи детей выявились в данном исследовании? Чем можно это объяснить? Что должны делать взрослые, чтобы исправить эти недостатки.
Станция «Разминочная»
Станция «Игровая»
Станция «Творческая»
Станция « Чистоговорная » Ша – ша – ша – наша Маша хороша
СПАСИБО ЗА активное участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая группа "Речевичок" Профилактика речевых нарушений у дошкольников массовых групп ДОУ 2010-2011 уч. год
Руководители:Училеля-логопеды: Рогалева Наталья Александровна, Бацаева Наталия АлександровнаВ последние годы значительно возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-...
«Повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах профессиональной речевой культуры»
Умеем ли мы говорить? Один педагог говорит всегда тихо, другой, как правило, кричит; третий говорит медленно и нудно; четвертый каждую фразу начинает с «Ну вот, значит, это...», пяты...
Мастер – класс с участием родителей Повышение профессиональной компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологи...
Игры для профилактики речевых нарушений
В презентации полный список речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста. Надеюсь подборка игр поможет в их устранении....
Методическая разработка "Роль педагога в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста по средствам игротренинга"
В данной методической разработке вы найдете полный перечень игр и их содержание, которые помогут вам в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Надеюсь моя разработка будет вам пол...
Повышение компетентности педагога – залог повышения компетентности обучающихся
Учитель живет до тех пор, пока учится.К. Д. Ушинский....
Семинар для педагогов: "Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
Семинар на тему «Профилактика речевых нарушений ...