Семинар для педагогов: "Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
консультация
Семинар на тему «Профилактика речевых нарушений
у детей дошкольного возраста»
Задачи:
1. Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по профилактике и преодолению речевых нарушений
2. Закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию методов и приемов, направленных на коррекцию речевых нарушений детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_doklad.docx | 22.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар на тему «Профилактика речевых нарушений
у детей дошкольного возраста»
Задачи:
1. Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по профилактике и преодолению речевых нарушений
2. Закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию методов и приемов, направленных на коррекцию речевых нарушений детей дошкольного возраста
1 Вводная часть.Приветствие
2 Основная часть
2.1. Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики рук
2.2. Упражнения на развитие ротового и речевого выдоха.
2.3. Упражнения, способствующие модуляции голоса.
2.4. Упражнения, направленные на развитие мимической модуляции.
2.5. Упражнения, направленные на развитие неречевого слуха.
2.6. Упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата.
3. Рефлексия
Сегодня вашему вниманию будет предложена система работы с детьми дошкольного возраста по профилактике речевых нарушений , направленная на решение вопросов развития речи. Систематическое использование данной работы позволяет достичь высокой результативности.
Речь- это самая сложноорганизованная и вместе с тем самая хрупкая функция человеческого мозга.Во всей речевой системе учавствуют речевые центры коры головного мозга и нервные пути,органы слуха,артикуляционный, голосообразующий и дыхательный аппараты
Мы можем сравнить её с цветком «речецветиком»,где каждый лепесток обозначает ту или иную систему ,учавствующую в речевом развитии,(речецветик- это речевые центры коры головного мозга и нервные пути,органы слуха,артикуляционный, голосообразующий и дыхательный аппараты.Повреждение любого из этих отделов приводит к различным речевым нарушениям.Следовательно и работу по речевому развитию необходимо проводить по нескольким направлениям ( Об этом должен знать каждый педагог ДОУ)
Систематическое использование данной работы позволяет достичь высокой результативности.
Сегодня я хочу познакомить вас с упражнениями, направленными на развитие всех этих систем.
1.Развитие мелкой моторики рук
Есть такое иносказательное выражение : Ум на на кончиках пальцев. Мелкая моторика _это основа всего речевого развития
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:
1)пальчиковая гимнастика(чтобы она была ещё интереснее ,её можно проводить под музыку),пример пальчиковой гимнастики
2)Упражнения с прищепками( различные шнуровки,застёжки,плетёнки,мозаику и другие предметы ,пуговицы,фасоль ,горох,счётные палочки,обводки,штриховки)
2.Упражнения на развитие ротового и речевого выдоха.Обычно речевому дыханию педагоги уделяют мало времени или совершенно не применяют в практике ,хотя это одна из наиболее направлений работы по речевому развитию детей Источником образования звуков голоса является речевое дыхание.
Короткий вдох и длинный выдох .Можно придумать много разных игр по речевому дыханию ,например футбол,осенние листики,снежинки итд .Также можно использовать различные вертушки для развития речевого дыхания .
3.Упражнения, способствующие модуляции голоса.Можно придумать разные игры по
высоте тембру голоса (громко,тихо,быстро,долго)
Пчелы и пчелки-малышки.
Представьте, что мы с вами на лугу. И летают там пчелы взрослые и их пчелки-малышки. (Педагоги разделяются на две группы, в соответствии с изображением на эмблемах).
Как мамы позовут своих детей?
Первая группа произносит низким голосом: “Жу-у-у. ”
Как пчелки-малышки им ответят?
Вторая группа произносит высоким голосом: “Жу-у-у”.\
4 Упражнения, направленные на развитие мимической мускулатуры
Пчелки-малышки потерялись.Сначала они удивились (приподнимаем брови вверх, глаза широко открыты).Потом огорчились (уголки губ опущены, брови сведены вместе и кверху).Но вот и мама-пчела.Сначала она рассердилась (брови сведены к переносице и книзу, губы сжаты).Но потом обрадовалась (широкая улыбка).Обрадовались и пчелки-малышки.
5 .Упражнения на развитие фонематического слуха.
Важным условием правильного речепроизводства является сформированный речевой и фонематический слух, с помощью которого мы различаем звуки речи.
6. Упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата.
Развитие подвижности артикуляторных органов происходит под воздействием артикуляционной гимнастики. Для усвоения артикуляционных движений, соблюдения темпа, сохранения интереса выполнение упражнений лучше сопровождать стихотворением
Мы с вами познакомились вас с теми направлениями, по которым необходимо проводить коррекционное воздействие на речь детей: развитие мелкой моторики рук, речевого дыхания, голосовых возможностей, фонематического слуха, артикуляционной моторики.Данные и подобные игры и упражнения можно выполнятьв подгрупповой работе с детьми , использовать в качестве элементов любых занятий и режимных моментов всем педагогам дошкольных образовательных учреждений .
Действуя сообща, оказывая детям комплексную поддержку, мы помогаем расти им здоровыми людьми,ведь речь является основной составляющей общего здоровья ребёнка
Обратим внимание на речецветик,если соблюдались все направления ,речь к 5-6 годам,до поступления к логопеду уже может быть чистой ,грамотной ,правильной,безошибочной ,богатой,красивой итд.
Конкурс «Блиц».
Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.
1 команда.
1. Назовите интеллектуальные функции (мышление, память, восприятие, внимание, ориентировка в пространстве и во времени).
2. С какого возраста необходимо исправлять речь детей? (5 лет)
3. Как называются инструменты логопеда? (зонды)
4. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ).
5. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (речевой аппарат).
6. Сбор родителей для решения педагогических проблем? (Родительское собрание)
7. Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык)
8. Сколько звуков в слове — деньги (пять).
9. Повторите скороговорку: Три сороки — тараторки тараторили на горке.
10. Что тяжелее: один килограмм ваты или один килограмм железа? (одинаково).
11. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).
12. Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный).
13. Назовите пару звуку «Ш» («Ж»).
14. Какие наказания недопустимы? (телесные)
15.. Перерыв на занятии для отдыха? (физкультминутка)
16. Человек, занимающийся исправлением речи?. (логопед)
2 команда.
1. Какие звуки чаще всего нуждаются в исправлении? (Р,Л)
2. Как называется гимнастика для языка? (Артикуляционная)
3. Зачем логопеду спирт? (вытирать инструменты)
4. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).
5. Придумайте слово, в котором букв больше, чем звуков (учитель).
6. Назовите признаки звука «Ш» (согласный, глухой, твердый, парный).
7. Время года, когда сани готовить уже поздно (зима).
8. Повторите скороговорку: Тимошка крошит в окрошку крошки.
9. Что такое фонематическое восприятие? (умение услышать звук в потоке речи).
10. Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым).
11. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й).
12. Исправление речи? (коррекця)
13. Чем отличается звук от буквы.
14. Что такое фонема? (звук).
15. Орган, участвующий в артикуляции звуков? (язык)
16. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Советы родителям по профилактике речевых нарушений...
«Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
проблемы взаимодейсвия логопеда и воспитателя...
Песочная терапия как инновационная форма работы учителя - логопеда в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
В данном материале представлены упражнения песочной терапии и их значение для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста....
Пропедевтика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Формирование речи ребенка происходит в процессе общения. Огромную роль в формировании правильной речи детей играют педагоги и родители. Но, несмотря на их усилия, с ка...
Пропедевтика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Формирование речи ребенка происходит в процессе общения. Огромную роль в формировании правильной речи детей играют педагоги и родители. Но, несмотря на их усилия, с каждым годом увеличивается ко...
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...
Выступление на семинаре на тему: "Использование ИКТ в профилактике речевых нарушении у детей дошкольного возраста"
Использование ИКТ позволяет повысить эффективность деятельности учителя – логопеда с родителями в профилактике и предупреждении нежелательных проявлении в речевом развитии детей младшего дошколь...