Обучение грамоте детей с общим недоразвитием речи с использованием информационно – коммуникационных технологий
консультация на тему
В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными языковые системы – фонетика, лексика, грамматика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 284.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте детей с общим недоразвитием речи с использованием информационно – коммуникационных технологий
Архипова Надежда Андреевна
учитель-логопед МАДОУ МО г.Нягань
«Детский сад № 10 «Дубравушка»
В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными языковые системы – фонетика, лексика, грамматика.
Правильная речь один из показателей, готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной, и дети страдающие общим недоразвитием речи, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (дети с нарушениями чтения и письма).
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучению их звуковому анализу слов, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.
И соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории. Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Внедряя ИКТ в коррекционную работу с детьми с речевыми нарушениями, использование слайдовых презентаций на занятиях по обучению грамоте, обогащению и уточнению и активизации словаря детей, автоматизации и дифференциации звуков.
В нашем детском саду компьютерные презентации применяются на занятиях в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. У детей, которые поступают в логопедическую группу, помимо прочих нарушений часто снижена познавательная мотивация, кроме того у многих детей отмечается тревожность, негативизм, неустойчивость внимания. На занятиях с использованием компьютерных презентаций большинство детей становятся более активны, открыты, внимание детей удерживается дольше.
Практическое использование инновационных технологий
- Компьютерная логопедическая программа «Игры для тигры»
- Компьютерные развивающие игры на CD и DVD дисках, энциклопедии.
- Интернет – ресурсы
На занятиях фрагментарно используются следующие игры: Читалочки «Букваренок», «Читаем слоги», «Читаем слова», «Поиграем почитаем», «Читаем с лунтиком», и т д. Главным положительным результатом применение компьютерных технологий является значительное снижение перегрузки и утомляемости детей логопатов.
С помощью этого можно решить следующие образовательно – коррекционные задачи:
- знакомство в игровой форме с основными понятиями – звук, буква, слог, слово, предложение, подбор слов на заданный звук
- практическое деление слова на слоги;
- дифференциация гласных и согласных;
- подбор слов на заданный звук с опорой на слуховой и зрительный анализаторы.
- Авторские презентации
К концу второго года обучения, согласно требованиям программы Т. Б. Филичевой Г. В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание с общим недоразвитием речи», дети логопедической группы должны владеть навыками чтения и печатания букв, слогов, слов, предложений.
На логопедических занятиях используются авторские презентации, они используются как на подгрупповых, так и на фронтальных занятиях.
Использование ИКТ дает нам следующие возможности:
- с помощью слайдовых презентаций можно значительно облегчить подготовку к занятиям и улучшить качество коррекционного процесса;
- оперативность управления и возможность компактного хранения больших объемов информации;
- высокая скорость обновления дидактического материала на экране,
экономия времени на занятии;
- обеспечивает контроль, коррекцию, дает возможность самопроверки;
- расширение профессиональных контактов педагогов и повышения качества обучения детей.
Вывод. Таким образом, использование информационных компьютерных технологий в коррекционно – логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, способствует положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы логопеда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный подход к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи в условиях детского сада.
Эффективные приемы, используемые для обучения чтению по следам звукового анализа и синтеза, апробированные в нашей практической логопедической работе....
Коррекционно-развивающая работа по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи
В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недоста...
Консультация для педагогов "Обучение пересказу детей с общим недоразвитием речи"
В консультации даны этапы обучения детей с ОНР пересказу текстов. Приведены тексты произведений для пересказа....
Подготовка к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составля...
Учебно-методическая разработка НОД по совершенствованию фонетико- фонематических представлений и обучению грамоте (для детей с общим недоразвитие речи 6-7 лет) «Умники и умницы»
Особенностью организации данной непосредственно-образовательной деятельности (НОД) дошкольников является то, что предмет изучения рассматривается в вопросно-ответной форме. Обучение строилось как увле...
Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивного метода «Работа в паре».
Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивного метода «Работа в паре»....
« Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи»
Дети с общим недоразвитием речи не подготовлены к овладению звуковым и морфологическим анализом слова. Поэтому обучение грамоте таких детей не может протекать так, как в массовой школе. Для того чтобы...