Работа учителя-логопеда по преодолению речевого негативизма у детей дошкольного возраста с моторной алалией
статья

Урядникова Ольга Александровна

В статье перечислены причины речевого негативизма и  некоторые приёмы работы по преодолению речевого негативизма у детей дошкольного возраста с моторной алалией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preodolenie_rechevogo_negativizma.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Работа учителя-логопеда по преодолению речевого негативизма у детей дошкольного возраста с моторной алалией

Большинство исследователей отмечают в качестве одной из характерных особенностей детей с моторной алалией снижение речевого стимула, или речевой негативизм.

Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая игрушка у тебя в руках?».  Он мычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности.             Такая «самостоятельность» ребенка, когда он без посторонней помощи, сам достает нужную вещь из шкафа, включает телевизор, радует родителей, хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков речевой коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма.

Причины этого явления  разнообразны. Прежде всего, в основе его лежат затруднения в формировании и использовании самостоятельной речи: оральная апраксия, которая в доречевом периоде может мешать подражанию, а, следовательно, обогащению лепета, затем задерживает появление первых слов и тормозит употребление уже формирующихся, проявляясь в виде наблюдаемых поисков артикуляции.

Не менее важной причиной является нестойкость слоговой структуры слова, которая ведет к появлению парафазий (литеральных и вербальных) и часто заставляет моторного алалика после нескольких попыток совсем отказаться от произнесения слова.

Не последнюю роль в проявлениях речевого негативизма может играть и неправильное отношение к ребёнку с моторной алалией окружающих взрослых и детей: постоянные поправки, категорические требования сказать или повторить слово правильно, что ребенку еще недоступно, непонимание его высказываний и, наконец, насмешки и передразнивания.

Независимо от причин, лежащих в основе речевого негативизма и поддерживающих его, это явление в свою очередь тормозит развитие речи ребёнка. Поэтому первая задача, которая стоит перед логопедом — вызвать у ребенка желание говорить.

Учитывая принцип компенсаторности, работа по преодолению речевого негативизма начинается   с упражнений  на развитие тактильного, слухового и зрительного восприятия. Разворачивая перед ребенком ту или иную игровую ситуацию, необходимо сопровождать ее отдельными восклицаниями, простыми словами (оречевлять её). Например, ребёнку предлагаются игрушки разные по тактильным характеристикам. Логопед гладит пушистую кошку и произносит «Ах!» или дотрагивается до колючего ёжика и восклицает «Ой!» и так далее.  Можно предложить ребёнку музыкальные игрушки и, таким образом, вовлекать его в подражание, как действию, так и элементарному слову. При этом нужно быть готовым к тому, что на первых занятиях ребёнок, скорее всего, будет охотно выполнять действия с игрушками, но говорить не будет, и требовать от него, чтобы он говорил нельзя. Впоследствии, каждая речевая реакция ребенка подхватывается, повторяется, поощряется. Первое время не исправляется, несмотря на недостаточность, неполноценность, а иногда даже и неадекватность.

 Методическим средством для осуществления поставленных задач будет создание различных инсценировок, требующих ответной реакции, которая может быть выражена сначала жестом, затем предметным действием, а впоследствии произнесением одного из доступных ребёнку звуков или звуковых комплексов. Например, инсценировка сказки «Маша в лесу». На первых занятиях ребёнок слушает, выполняет действия с игрушками, узнаёт, какой из персонажей произносит заданный звук, но если повторить этот звук отказывается, нужно попросить произнести его шёпотом.

 Важным направлением в работе по преодолению речевого негативизма является вызывание ярких, сильных эмоций, которые, как правило, сопровождаются какими-то восклицаниями, для этого можно использовать различные игрушки (светящийся мяч, логопедический бегемотик, интерактивные игрушки и другие). Нужно предлагать разные игрушки, так как то, что вызовет сильные эмоции у одного ребёнка, другого может оставить равнодушным.

Опыт показывает, что сильные эмоции, а значит и речевые реакции, у детей вызывают презентации со звукоподражаниями. Так же в  работе можно использовать презентации с голосами животных и птиц.

 Особую роль при снятии речевого негативизма имеют игры с горохом и песком, так как погружение обеих рук в песок снимает мускульное, а главное, психоэмоциональное напряжение. Можно использовать такие игры, как «Найди клад», «Рисунки на песке», «Волны», «Волшебные дорожки» и другие. Во время игры «Найди ёжика» можно использовать метод «Провокации»: показывая ребёнку любую игрушку спрашивать «Это ёжик?».

Большое значение имеет чтение стихотворений, потешек, сказок с повторяющимися сюжетами («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», "Теремок", "Три медведя" и другие), пение детских и народных песен. Результативным является приём договаривания простых слов и звукоподражаний ребёнком. Например, "Тили бом, тили бом! Загорелся Кошкин (взрослый делает паузу) дом (договаривает ребёнок)".

Эффективной является работа с фотографиями, когда ребёнок учится проговаривать имена членов своей семьи, а потом детей  группы, с которыми он каждый день видится и вынужден как-то взаимодействовать, поэтому такие упражнения для него, гораздо актуальнее и интереснее чем повторение имён неизвестных ему детей, изображённых на картинках.

Большое значение имеет участие ребёнка в подвижных и сюжетно-ролевых играх со сверстниками, которые организует и проводит взрослый. Необходимо подкреплять любую речевую активность ребенка, не скупиться на похвалу и добрые слова, при этом категорически избегать требований, оценок, насмешек и передразниваний. Соблюдать эти условия должны не только взрослые, но и все дети, участвующие в игре.

Систематическая работа, проведённая по данным направлениям, способствует накоплению экспрессивного словаря, развитию различных видов восприятия, повысит уверенность в себе, а главное, вызовет у ребенка желание говорить  и стремление к речевому общению.

При подготовке статьи были использованы материалы следующих авторов: Громова О.Е., Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В., Жукова Н.С., Новоторцева Н.В., Пятница Т.В., Башинская Т.В., Воробьёва В.К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Диплом 2 ст., 2010 г.

В докладе раскрывается система работы с детьми, имеющими речевые нарушения с применением аппарата биологической обратной связи (БОС - логотерапевтический). Основа работы - обучение детей диафрагмально...

презентация к докладу "Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

В презентации показаны факторы, отрицательно влияющие на речь ребенка, раскрыты цели, задачи, система работы с применением аппарата БОС-логотерапевтический...

Песочная терапия как инновационная форма работы учителя - логопеда в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

В данном материале представлены упражнения песочной терапии и их значение для коррекции речевых нарушений  у  детей дошкольного  возраста....

Формы взаимодействия учителя – логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Презентация и выступление по теме: Формы взаимодействия учителя-логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников....