Мастер-класс "Аппликация из ткани" ("Практик - 2016" в рамках конкурса "Идея +")
методическая разработка на тему
Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
Неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момент в работе педагога кружка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Поэтому необходимо уделять внимание упражнениям, способствующим развитию умелости рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_2.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
МОКУ Падунская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки
Аппликация
на ткани и из ткани
мастер класс
подготовила и провела: учитель технологии Шевченко – Глухова Н.А
Март 2016
Программа работы
кружка
«Умелые ручки».
Творчество – это преобразующая деятельность, в результате которой создается нечто новое. Творчество является высшим проявлением человеческих способностей.
Внеклассная работа с обучающимися воспитанниками по программе кружка в общеобразовательной (коррекционной) школе 8 вида является составной частью общей системы непрерывного образования подрастающего поколения. Содержание основной программы являются первоначальные знания об истории и технологии аппликации, вязания крючком и на спицах, изготовление украшений из бисера. Изучение элементов технологии направлены на выявление общих закономерностей материалов и предполагает формирование основ трудовой деятельности (овладение многообразием материалов, инструментами и приспособлениями, конкретными видами техники, развитие творческого мышления и творческих способностей), прививает жизненно необходимые знания и умения вести хозяйство и экономику семьи.
Основную часть времени предполагается затратить на практическую деятель-ность для овладения общетрудовых умений и навыков.
Целью программы является создание условий для развития прикладного творчества, практических навыков по созданию интерьера своего дома, формиро-ванию общетрудовых умений на уровне доступном данному контингенту обучаю-щихся, необходимых в быту и посильной трудовой деятельности с обязательным соблюдением правил по охране труда и культуры поведения, общения и взаимопонимания.
Задачи программы:
- Увлечь обучающихся воспитанников интересным и полезным делом.
- Развивать эстетические, творческие интересы обучающихся воспитанников, самостоятельность решения с определением и использованием потенциальных возможностей.
- Воспитать активное отношение к трудовой деятельности.
- Развивать эстетический вкус.
Методы и ведения занятий выбирались исходя из практической направленности курса. Основами программы являются словестно-логические, наглядно-действен-ные, практически-действенные, интеллектуальные методы.
Формы проведения занятий: игры, творческие работы, конкурсы и выставки.
Ожидаемый результат: работа по данной программе создаёт оптимальные условия для интеллектуального развития обучающегося, формирует активное и заинтересованное отношение к труду, через выполнение изделий занимательного характера, способствует поддержанию мотива учения позволяет подготовить девочек к самостоятельной семейной жизни, обеспечивает их культурную реабилитацию.
Изготовление любого изделия требует определённых знаний и навыков. Прежде чем приступить к практической работе, учащихся необходимо познакомить со свойствами используемых материалов, а так же повторить правила по охране труда, так как в работе будут использоваться различные инструменты, приспособления и оборудование.
Постоянно развивая интерес школьников к занятиям я стемлюсь выбрать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода. Надо понимать, что «творчество» у детей с ограниченными возможностями здоровья - это только повтор по образцу. Сделать такое же изделие или игрушку они могут, но в композицию не сложат.
Выполнение творческих заданий способствует познавательной активности обучающихся, развивает их художественный и эстетический вкус. Выполнение совместных работ помогают учащимся в освоение навыков коммуникативной культуры, работы в коллективе.
Важное воспитательное значение имеет момент подведения итогов работы, анализ качества и поведения во время занятий. Учащиеся должны понимать, что задание должно выполняться по возможности самостоятельно, соблюдая правила по охране труда, последовательности выполнения операций в соответствии с техническими условиями. Наиболее эффективная оценка деется самими учащимися во время выставки готовых изделий.
. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
Неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момент в работе педагога кружка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Поэтому необходимо уделять внимание упражнениям, способствующим развитию умелости рук.
Учащиеся коррекционных школ VIII вида имеют значительные нарушения познавательной, эмоционально-волевой сферы. Занятия в кружке «Умелые ручки» позволяют эти недостатки в какой-то мере корригировать. Работа по изготовлению аппликаций развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук, развивается творческий потенциал ребёнка. Расширяется круг знаний, повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства.
Любая поделка требует выполнения трудовых операций в определённой последовательности, а значит, учит детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения работы.
Техника изготовления аппликаций из ткани требует ловких действий, следовательно, способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Работа с шаблонами и тканью способствует формированию таких качеств как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, то есть способствует развитию личности ребёнка.
Снегирь.Не знаю как за рубежом но в России к этой птице самое тёплое отношение это точно. Снегирь воспет нашим народом и в стихах и в песнях. Эту красивую птицу можно увидеть везде. С наступлением холодов снегири прилетают к нам и радуют своим присутствием до самой весны. Мы до того привыкли к ним что порой даже не замечаем.Только летящие самолётики с клёнов заставляют нас поднять голову и посмотреть на наших зимующих друзей. Думаю и вас и меня они очень радуют своим присутствием. Круглый красный комочек на заснеженной рябине это просто чудо какое-то. Пение птицы простенькое . В основном Снегирь просто свистит. Когда поёт на распев слышна негромкая скрипучая песенка. А народ его любит. И скорее всего не за песню а за его добродушный характер. Птица очень добрая и спокойная.
Аппликация - это метод художественного творчества, при котором кусочки одного материала крепятся к другому - основе.
С помощью аппликации можно создавать и неповторимые поделки, и яркие дизайнерские проекты. Часто она используется для украшения одежды, для изготовления необычных деталей интерьера, сувениров, открыток и т.п.
Слово происходит от французского appliquer, что означает «применить».
Чтобы создать аппликацию, мы берём сначала основу, которая может состоять из цельного куска ткани или многих частей (сшитых, склеенных и т.д.). Фигурки (детали), которые накладываются ( приклеиваются при помощи двухстороннего скотча) сверху, могут быть выполнены из того же материала, что и основа, или из другого: бумага, ткань, ленты, шнуры, бисер, нитки, пух, кусочки древесины и т.д.
В дополнение к традиционным методикам я применяю съёмную и так называемую обратную аппликацию. В этом случае слои ткани склеены вместе, и верхние слои срезаны так, что видны нижние слои. Я со своими учениками и люблю использовать в одной поделке несколько типов материалов - всё зависит от фантазии и возможностей.
Для аппликации потребуется набор инструментов и аксессуаров (ножницы, двухсторонний скотч, бумага, картон, калька или копировальная бумага, природные материалы и т.д.).
Почему детям полезно заниматься аппликацией
Аппликация — один из тех видов детского творчества, который доступен уже в самом раннем возрасте. И если рисовать или лепить умеют и любят далеко не все, то вырезать и клеить обожают многие дети. Они становятся любимым развлечением очень многих детей.
1. Многогранность развития ребенка. Благодаря развитию аппликацией дети учатся узнавать цвета и фигуры. Становятся более аккуратными, внимательными, точными. Дети познают окружающий мир, развивают творческий подход, мелкую моторику рук.
2. Коллективность процесса. Аппликация позволяет разделить творческий процесс с другими детьми. При этом, обучающиеся с большим удовольствием включаются в совместный процесс. Аппликации с другими детьми позволяют ребенку развивать мышление, интеллект, организованность. А участие взрослого помогает направить творчество в правильное русло, грамотно распределить обязанности.
3. Развитие навыков. Аппликация достаточно сложный процесс, требующий от детей высокого уровня целого ряда умений и навыков. Причем данный вид творчества основан на постоянном развитии, когда с каждым днем занятия стимулируют самосовершенствование. И ребенок все лучше овладевает приемами вырезания и наклеивания, а готовые аппликации становятся все сложнее и сложнее.
Кроме того, создание аппликаций — это целая серия последовательных действий. Дети, постоянно занимающиеся аппликацией, развивают следующие навыки:
— аккуратность;
— настойчивость;
— сосредоточенность;
— выдержку;
— самостоятельность.
Поэтому, если вы до сих пор, не попробовали со своими детьми заниматься аппликацией, то возможно сейчас самое время приобщить его к этому интересному и творческому процессу.
Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. От степени развития мелкой моторики зависит степень развития мозга, речи, памяти, внимания и словарный запас ребенка.
Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. От степени развития мелкой моторики зависит степень развития мозга, речи, памяти, внимания и словарный запас.
Необходимо всячески поощрять стремление детей выполнить работу правильно.
Нельзя выпускать из виду крупицы положительного отношения к заданию даже небольшие, подчас малозаметные успехи ребенка следует отметить и положительно оценить.
Пояснительная записка.
Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности — это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, высушенные листья.
Аппликация родилась давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.
Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.
Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.
Аппликации доступны даже детям раннего возраста: создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики. Ведь всегда интересно наблюдать, как из радужных квадратиков и треугольничков получается узнаваемая картинка. Красивой "аппликацией" можно украшать не только учебники и тетради, но также табуретки, холодильники, праздничную одежду для себя и своих кукол, пасхальные яйца и многое другое.
«Аппликация» предоставляет широкие возможности для художественного, эстетического и духовного развития ребёнка.
Изготовление поделок включает в себя следующие виды деятельности: работа с использованием цветной бумаги, ткани, картона, ножниц, двухстороннего скотча, крупы, пуговиц, сушеных листьев,
поролона, кальки и других самых неожиданных материалов.
Клеить можно буквально все! Такое разнообразие творческой деятельности в значительной степени раскрывает творческий потенциал ребенка, дает возможность творческой самореализации.
В процессе работы учащиеся учатся самостоятельно изготавливать различные подарки, сувениры и украшения для себя, родных и близких. Поделки, изготовленные своими руками, позволяют проявить ребенку индивидуальность и фантазию, они обладают особой аурой, хранят частичку души и любви ребенка. Что может быть прекраснее, чем умение создать своими руками маленькое чудо! И это чудо - аппликация!
Аппликация развивает мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность, трудолюбие, эстетический вкус, что благотворно влияет на развитие и становление личности ребенка. Также она воспитывает упорство, наблюдательность, воображение, внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения
Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...
Сертификат за презентацию инновационного педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации "Теория и практика русского языка и литературы в средней школе"
Сертификат за презентацию инновационного педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации на районном уровне...
Развитие лидерских качеств у учащихся старшего подросткового возраста в рамках практико – ориентировочного проекта «Школа лидера»
Развивающиеся в современном обществе процессы социально- экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающ...
ПРОГРАММА МОДУЛЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЫПОЛНЕНИЕ РЕМОНТА ТКАНЕЙ И ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования (далее СПО), входящей в состав...
Элементы обучения методам рациональной разработки древесины при валке леса в рамках учебной практики ПМ-05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих , должностям служащих- 6 разрядаПодготовил преподаватель Лебедь П.А.
Элементы обучения методам рациональной разработки древесины при валке леса в рамках учебной практики ПМ-05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих , должностям служащих- 6 разрядаП...
План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) ТЕМА УРОКА: Обработка прорезного кармана в рамку из основной ткани.
Обучение учащихся обработке прорезного кармана в рамку. Систематизирование и обобщение теоретических и практических знаний и умений....
Сообщение "Организация и применение культурных практик в рамках музыкального воспитания дошкольников с использованием педагогической технологии Клубный час" Лебедева Л.И.
Сообщение Организация и применение культурных практик в рамках музыкального воспитания дошкольников с использованием педагогической технологии Клубный час...