Инфантильность личности - как фактор, предрасполагающий к зависимости от ПАВ в подростковом возрасте.
статья (11 класс) на тему
в данной работе представлен обзор теоретических подходов в изучении причинных факторов предрасположенности к зависимости, и вниманию педагого-психологов представлены выводы об инфантильности личности как базисной причины зависимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
infantilnost.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Московский колледж «Царицыно», отделение управления и информационных технологий.
Обзорная статья: «Инфантильность личности - как фактор, предрасполагающий к зависимости от ПАВ в подростковом возрасте»
Педагог-психолог Руденко С.Н.
Инфантильность-это термин, который употребляется как в отношении физиологии, так и в отношении психических явлений. Наиболее общеупотребительная дефиниция инфантильности - незрелость в развитии личности. Незрелость предполагает наличие в поведении и физическом облике человека черт, присущих предшествующим возрастным этапам (некоторая детскость, наивность, безответственность, и т.д.) .
Направленность тематики данной работы предполагает рассмотрение именно психического инфантилизма, выражающемся в задержке, отставании становления личности и преимущественно в несоответствии развития эмоционально-волевой сферы возрастным требованиям.
С точки зрения психоанализа З .Фрейда инфантилизм рассматривается как защитный механизм регрессии, как примитивный, «детский» способ преодоления конфликта.
К. Юнг выделил такую типичную инфантильную черту как зависимость . Зависимость –как особая внутренняя привязанность, которая может чем-нибудь замениться. В свою очередь, зависимость подавляет развитие личности, потому что ничто так не препятствует развитию, как застывание в бессознательном.
А. Адлер также полагал инфантилизм препятствием личностного роста и называл это явление избалованностью.
К . Хорни рассматривал инфантильность как причину внутриличностного конфликта у невротической личности. Инфантильные черты просматриваются в стремлении примирить притязания и желания, в уступчивости. В ощущении своего величия и одновременно беспомощности, и типичной зависимости от других. Все формы зависимости приводят к сдерживанию эмоциональной энергии и выключению ее из действия. Это в свою очередь приводит к тому, что человек становится почти неспособным ставить собственные цели и добиваться их .
Э.Хромм также рассматривал инфантилизм в рамках зависимостей у невротика. Также им выделялся конформизм , когда индивид перестает быть собой и полностью усваивает паттерны поведения того типа личности, который ему предлагают общепринятые шаблоны.
Э.Эриксон считал, что инфантильные черты могут обнаруживаться у любого взрослого человека.
Еще одним защитным инфантильным механизмом является описанный Ф. Перлсом механизм смягчения: человек, находясь в состоянии патологического смягчения не знает, что такое он сам и что такое другие, и не осознает , что он хочет делать и как делать.
Роль инфантилизма в происхождении таких психических расстройств, как алкоголизм и наркомания в исследованиях современных авторов (А. Личко, В. Гурьева, М. Гуревич, П. Ганнушкин, В.А. Гиляровский,) выделяется в характеристике зависимой личности:
- Детская логика и несовершенство мышления, тенденция к «игровому поведению», «ложное» чувство стыда
- Повышенная внушаемость, импульсивность, слабость волевых установок, непреодолимое влечение к удовольствию
- Робость, неуверенность, навязчивость
- Добродушие, наивность, снижение внимания
- Повышенное любопытство, склонность к накопительству, некритичность
- Легкость включения в любую деятельность без продуманности и борьбы мотивов
В качестве факторов, участвующих в формировании инфантилизма, выделяются следующие: неправильное воспитание, наследственность и ситуативные факторы.
Таким образом, основополагающие признаки инфантилизма и сущностные характеристики зависимой личности имеют важное значение для понимания особенностей поведения подростка с зависимостью от ПАВ.
Наблюдение за подростками в колледже, употребляющими ПАВ подтверждает положение , что незрелость эмоционально-волевой сферы, некритичность мышления , конформность и внушаемость являются основным психологическим механизмом предрасположенности к «впадению» в ПАВ зависимость.
И более того, механизм возникновения психологической зависимости от ПАВ у подростка целесообразно рассматривать как взаимосвязь неадаптивных механизмов социализации у инфантильной, невротической личности.
В заключении предлагаю Вашему вниманию презентацию МНПЦ наркологии :
А.Бек «Внутренние правила жизни невротика»
1. Мне должен сопутствовать успех в любом деле.
2. Необходимо, чтобы меня принимали и любили все люди и во все времена.
3. Если я не на вершине, то я в яме.
4. Прекрасно быть популярным, известным, ужасно быть непопулярным, неизвестным.
5. Если я сделал ошибку, то значит я ничтожество.
6. Моя ценность как личности зависит от того, что люди думают обо мне.
7. Яне могу жить без любви. Если мои близкие (возлюбленная, родители, ребенок) меня не любят, это ужасно.
8. Если кто-нибудь не согласен со мной, это значит, что он не любит меня.
9. Если я не воспользуюсь каждым удобным случаем , чтобы продвинуться, то буду потом раскаиваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)
Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)Возрастно-нормативная ...
Подростковый возраст- период становления личности.
Подростковый возраст - это период перехода ребенка от детства к взрослости. Становление подростка трудное дело. В этот период в подростке меняется все: поведение взгляды, вкусы, интересы. В нем много ...
Особенности подросткового возраста, опасность подростковых комплексов
Особенности подросткового возраста,опасность подростковых комплексов (выступление на родительском собрании 6 классапедагога-психолога А.В.Чекановой) Подростковый возраст – один из наиболее т...
Становление личности в период подросткового возраста
Подростковый возраст - это период развития детей от 10-11 до 14-15 лет. Этот период считается ключевым в формировании личности. Его основное содержание составляет переход от детства к взрослости, охва...
Тренинг для несовершеннолетних подросткового возраста Тема: «Умей противостоять зависимостям»
Цель: Выявление и активизация знаний по теме зависимостей, и отработка методов противостяния внешнему воздействию ровесников и взрослых....
Первые проблемы подросткового возраста. Ранний подростковый возраст.
Выступление на родительском собрании....
Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.
Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...