Развитие связной речи у школьников. Тема "Профессии"
план-конспект занятия ( класс) по теме

Коровинская Наталья Васильевна

Материал содержит конспект занятия по развитию связной речи для учащихся 2-3 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи «Профессии»

Тема. «Все профессии нужны, все профессии важны».

Цели. Познакомить детей с несколькими видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.

Оборудование. Картины и рисунки с изображениями людей различных профессий; Толковый словарь русского языка; карточки с изображениями букв алфавита; выставка книг по теме урока; «чудо-мешок» с предметами труда.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня мы узнаем о том, что такое профессии, об их роли в нашей жизни. Прочитайте тему урока, записанную на доске.

На доске:

Все профессии важны, все профессии нужны.

III. Проверка домашнего задания

- Я просила вас подготовить рисунки, на которых вы попытались изобразить свою будущую профессию. Кем бы вы хотели стать? Покажите ваши работы и кратко расскажите о них.

Выслушиваются ответы детей, идет обсуждение рисунков.

IV. Изучение нового материала

- Кто знает, что такое профессия? Обратимся к Толковому словарю:

    «Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность».

– Обратите внимание на слово «трудовая». Что это значит?

Дети отвечают.

– Прочитайте пословицу, объясните ее смысл.

На доске:

•        Труд создал человека.

•        Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

– Людям каких профессий необходимо трудиться?

 (Трудиться надо всем.)

- Ребята, а как вы считаете, сколько существует на земле профессий?

Выслушиваются ответы детей.

– Я вам покажу букву, а вы назовете дело (профессию) человека на эту букву.

Учитель дополняет ответы детей новыми словами и кратко описывает разные профессии.

А – аптекарь, архитектор.

Б – бетонщик, булочник.

В – врач, водитель.

Г – геолог.

Д – доярка.

Е – егерь.

Ж – жестянщик.

З – закройщик, землекоп.

И – историк.

– Вот, оказывается, сколько существует профессий, с которыми вы пока еще не знакомы! И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности человека невозможно.

- Ни одна профессия не может существовать изолированно от других. Многие связаны между собой и помогают друг другу.   Например, врач. Ему помогают фармацевт, швея, химик и другие.

- Сравните труд рабочего на заводе с трудом уборщицы, учителя, директора школы.

- Сделайте вывод.

Труд бывает физический и умственный.

- Каким видом труда вы занимаетесь в школе?

(Умственным.)

- Отгадайте загадки о профессиях:

 Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз – и помнит вас.

                                          Фотограф.

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

                                      Повар.

 С огнем бороться мы должны –

Мы смелые и храбрые.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы?

                                           Пожарные.

Встаем мы рано, ведь наша забота –

Всех отвозить по утрам на работу.

                                              Водители.

 Учитель достает «чудо-мешок», в котором лежат разные инструменты.

V. Физкультминутка

VI. Изучение нового материала (продолжение)

-  Я назову вам профессию, а вы попробуйте отгадать, чем занимается этот человек.

- Кинолог.

Д. Человек, который занимается изучением и разведением собак.

- Ювелир.

Д. Мастер по изготовлению и ремонту драгоценностей.

-  Эколог.

Д. Специалист, следящий за состоянием природной среды (водоемов, воздуха, лесов, почвы), за растительным и животным миром нашей природы.

- Космонавт.

Д. Специалист по исследованию космического пространства.

- Волшебник.

Дети молчат.

– Людей различных профессий можно назвать волшебниками, так как руки мастеров создают предметы необыкновенной красоты.

-  Рассмотрите рисунки, прочитайте названия профессий.

- Что вы знаете об этих профессиях?

Ответы детей

– Теперь прочитайте вопросы   и определите названия профессий.

Дети выполняют задание и проверяют себя по ответам, данным внизу страницы.

– А кем работают ваши родители? Где? Хотите ли вы быть похожими на них? Кем вы хотите стать?

Дети отвечают.

VII. Итог урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вас заинтересовало?

- Что удивило?

Выслушиваются ответы детей.

– А теперь давайте ответим на вопрос, который мы задали себе в начале урока. Вспомним его:

«Что такое профессия?»

Дети отвечают.

– Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у вас злое сердце, если вы завистливы, эгоистичны, вы никому не принесете радости своим трудом. Поэтому я прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи младших школьников с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР

В статье отражаются характерные особенности высказываний младших школьников  с ЗПР, определяются основные проблемы, возникающие при формировании навыка связной речи, и предлагается вариативный те...

Логопедическое занятие по развитию связной речи младших школьников.

Логопедическое занятие по развитию связной речи  младших школьников....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по обучению грамоте и развитию связной речи младших школьников «ПИШИЧИТАЙ»

Программа по курсу «Пишичитай» составлена в целях развития речи детей младшего школьного возраста. Программа составлена для обучения по одному часу в неделю – 35 часов в год (1 занятия в неделю по 45 ...

Статья "Особенности развития связной речи у школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка"

Данная статья может быть полезна учителям-дефектологам на уроках русского языка...

Методическая разработка на тему: "Развитие связной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью"

Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. У всех без исключения умственно отсталых учащихся наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом ра...

Программа по развитию связной речи младших школьников с легкой степенью умственной отсталости посредством мнемотехники

Целью данной программы является формирования связной речи детей младшего школьного возраста (3-4 классы) с легкой умственной отсталостью с использованием мнемотехники, для успешной адаптации в учебной...

Развитие связной речи младших школьников.Предложение.Текст.формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.

Формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению....