Методика обследования неречевых и речевых функций у младших школьников
методическая разработка ( класс) на тему

Согласно данным Т.В. Ахутиной , Л.С. Цветковой , дисграфия у школьников может быть следствием нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации. В предложенной методике предлагаются пробы для обследования как речевых, так и неречевых функций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Методика обследования неречевых и речевых функций у младших школьников.

     1.Научно-теоретическое обоснование методики обследования

      Методологической основой  послужили современные представления  А. Р. Лурия  о письме  как  о  многоуровневой структуре, включающей большое количество операций. Методологической основой нейропсихологического направления обследования послужили фундаментальные теоретические положения Л.С. Выготского  и А.Р. Лурия  о системном строении высших психических функций. В соответствии с принципом системного строения высших психических функций  письменная речь рассматривается как сложная функциональная система, в состав которой входит много компонентов, опирающихся на работу различных участков мозга. Каждый из этих компонентов играет свою особую роль и недоразвитие любого из них ведет к специфическим затруднениям формирования всей функции в целом. Методы нейропсихологии нацелены на изучение структурных компонентов, входящих в состав психических функций, как сложных функциональных систем. Согласно данным Т.В. Ахутиной , Л.С. Цветковой , дисграфия у школьников может быть следствием нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации.

     2.Методика обследования неречевых и речевых функций у младших школьников.

Общим для всех проб является четырехуровневый характер оценки-0; 1; 2; 3 балла: 3 балла (б.) соответствует высокому уровню; 2,9-2.7 б. уровню выше среднего; 2.6-2.1 б. среднему уровню; 2.0 б. и ниже, низкому уровню.

  • Исследование слуховой функции.

-Исследование слухового восприятия:

Инструкция: ребенку показать 2 контрастно звучащих инструмента бубен и труба. Логопед вызывает звучание обеих игрушек, затем предлагает ребенку отвернуться и за спиной вызывает звучание 1 игрушки, повернувшемуся ребенку предлагает показать «Что звучало?» и назвать.

-Исследование слухового внимания.

Инструкция: ребенку показать  3 контрастно звучащих инструмента-пиани-но, труба, бубен. Логопед вызывает звучание поочередно 3 инструментов, затем предлагает ребенку отвернуться и за спиной вызывает звучание 1 инструмента, повернувшемуся ребенку предлагает показать «Что звучало?» и назвать.

-Исследование слуховой памяти.

Инструкция: Ребенку предлагается запомнить звучание 3 инструментов в определенной последовательности, затем за спиной ребенка логопед изменяет последовательность звучания, а повернувшемуся ребенку предлагает воспроизвести первоначальный вариант. (Пианино, бубен, труба;   Труба, пианино, бубен).

Критерии оценки слуховой функции:

3-правильно называет и показывает звучащий инструмент, воспроизводит точную последовательность звучания; 2-самокоррекция; 1-показывает и называет  с ошибкой; 0-не выполняет задание.

Пример таблицы :

Исследование слуховой функции

Задания

Исследование слуховой функции

Степень сформирован-ности функции

Испытуемые

1

2

3

1.

Лера Л.

3.0

3.0

3.0

3.0

2.

Алиса Д.

3.0

3.0

3.0

3.0

3.

Анастасия Ш.

3.0

3.0

3.0

3.0

4.

Алина Л.

3.0

3.0

3.0

3.0

5.

Мария К.

3.0

3.0

3.0

3.0

6.

Арина Г.

3.0

3.0

3.0

3.0

7.

Никита З.

3.0

3.0

3.0

3.0

8.

Диана М.

3.0

3.0

3.0

3.0

9.

Александра Ф.

3.0

3.0

3.0

3.0

10.

Алла М.

3.0

3.0

3.0

3.0

11.

Валера А.

3.0

3.0

2.0

2.7

12.

Илкин Г.

3.0

3.0

3.0

3.0

13.

Саид А.

3.0

3.0

3.0

3.0

14.

Александр М.

3.0

3.0

2.0

2.7

15.

Никита О.

3.0

3.0

3.0

3.0

16.

Валера Б.

3.0

3.0

2.0

2.7

17.

Настя К.

3.0

3.0

3.0

3.0

18.

Александр Ч.

3.0

3.0

3.0

3.0

19.

Максим Ш.

3.0

3.0

3.0

3.0

20.

Иван Д.

3.0

3.0

3.0

3.0

Уровни сформ.функции

3.0

3.0

2.9

3.0

  • Локализация звука в пространстве (определение направления звука.)

Инструкция: «Где позвонил колокольчик?» Логопед позади ребенка звонит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева, а ребенок показывает и называет направление звучания.

Критерии оценки: 3-правильно называет и показывает направление; 2-самокоррекция;1-с ошибками называет и показывает, неточное выполнение;

0-не выполняет задание.

  •  Исследование ритмического чувства.

Инструкция: «Послушай  ритм с закрытыми глазами, а затем прохлопай такой же ритмический рисунок»  1.   |  |    |    | ; 2.   |  |   //   |;. 3. //  |  //    |;4. // //    |    |.

Критерии оценки: 3-правильно, в заданном темпе воспроизводит ритмичес-кий рисунок; 2-повторяет в ускоренном или замедленном, по сравнению с образцом, темпе; 1-нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке; 0-не выполняет задание.

  • Исследование зрительной функции.

- Исследование зрительного восприятия.

  • Узнавание буквы в усложненных условиях. Инструкция: На бумаге написаны  слова,  стилизованными буквами и разными шрифтами «Какие слова здесь написаны, назови »(Булка, Стол, Аист)
  • Узнавание «зашумленных букв». Инструкция: «Постарайся увидеть  и назвать следующие буквы» : Ц, Щ, Ж, З, Ф, Я, Ч, Б.
  •  Узнать правильно написанную букву среди неправильно (зеркально) написанных: У, Г, Щ, В, Л, Ч, Ю, Р.
  • Узнать  буквы, изображенные пунктиром: О, Ь, З, Х, П, С, Ц, Ф.
  • Узнать буквы, наложенные друг на друга (по типу фигур Поппельрейтера):Ч-А-И, С-К-О-Ь, Ы-Д-Я, Э-Е-В, Ш-З-Н, Т-Ф-М, Ж-П-Ц, Х-Ю.
  • Узнавание сходных по начертанию письменных букв: лм; иш; шт; ип; шщ; пт; уд; иц.
  • Дописать недописанную букву на бумаге: Н; Д; Я (или Ф); Ж; Ю; У; К; А.
  • Запомнить последовательность картинок «Чего не стало?». Инструкция: Перед ребенком выкладывается 5 картинок:  шуба, шапка, подушка, кошка, дедушка. Предлагаем ребенку посмотреть и запомнить. Затем за спиной ребенка убираем 1 картинку, повернувшись, предлагаем ее найти среди других картинок и поставить на место, затем поочередно убираем 5 и 3 картинку.

-Исследование зрительного внимания. «Что изменилось?» Инструкция: Перед ребенком выкладывается  5 картинок в определенной последователь-ности (помидор, репка, горох, повар, рот) надо ее запомнить, затем за спиной меняем местами: (1 и 5 картинку),(2 и 4 картинку),( 3 и 4 картинку). Повернувшемуся ребенку предлагаем восстановить первоначальную последовательность.

-Исследование зрительной памяти.  Инструкция: «Запомни 5 картинок, затем найди их среди других 12 картинок»: 1.Шар 2.Роза 3. Радуга 4.Воробей 5.Кукуруза

Критерии оценки зрительной функции: 3балла-все правильно и точно  называет,показывает.2балла-допускается самокоррекция.1балл -показывает и называет неточно, с ошибками. 0-не выполняет задание.

  • Исследование  мышления.

-Невербальное мышление. «Разложи по порядку». Инструкция: «посмотри на эти картинки, постарайся разложить по порядку серию из 5 сюжетных картинок «Ворона и петух»

- «Продолжи ряд». Инструкция: «Рассмотри внимательно, что нарисовано, продолжи рисунок так же, как здесь - круг, треугольник, квадрат ……

-Деление круга. Инструкция: «Посмотри на круг, попробуй разделить его на 5 равных частей»

Критерии оценка: 3балла - разложил картинки без ошибок, правильно воспроизвел последовательность, круг разделил на 5 равных частей; 2 балла-возможна самокоррекция, в воспроизведении последовательности неточное соблюдение формы фигур, способ деления круга выбран верный, но количество частей не соответствует заданному; 1 балл - множественные оши-бки, в делении круга частично выбран верный способ деления; 0 баллов-невыполнение заданий, внутри круга нарисованы фигуры.

-Вербальное мышление.«4 лишний» Инструкция: «Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Почему?» Репа, яблоко, огурец, свекла ; Шорты, кепка, ботинки, шуба; Ручка, нож, книга, карандаш; Шкаф, стул, стол, дверь.

- «Чем похожи?» Корова-Лошадь; Поезд-Самолет; Лев-тигр; Река-озеро.

-«Чем отличаются?»Корова-Лошадь; Поезд-Самолет; Лев-Тигр; Река-Озеро.

Оценка: 3 балла - выполняет правильно, обобщает понятия, выделяет приз-наки схожести и различия; 2 балла – самокоррекция, с трудом обобщает, выделяет несущественные признаки.1 балл - не обобщает 4 лишний по функциональным признакам, выделяет правильно признаки одного слова. 0 баллов- ошибочно выполняет задание, не может найти признаки схожести и различия.

  • Исследование оптико-пространственных представлений.

-Ориентировка в схеме собственного тела и сидящего напротив. Инструкция:«Покажи правую руку у себя ».«Покажи левую руку у себя» «Покажи правую руку у меня ». «Покажи левую руку у меня».

-Пробы Хэда. Инструкция: «Покажи правой рукой правое ухо». « Покажи правой рукой правый глаз». «Покажи правой рукой левое ухо». «Покажи правой рукой левый глаз». «Покажи  левой рукой левое ухо». «Покажи левой рукой левый глаз». «Покажи левой рукой правое ухо». «Покажи левой рукой правый глаз»

-Понимание пространственных отношений между предметами. Инструкция: «Посмотри на картинку и покажи где бочка …?» Показать бочку за ящиком. Показать бочку в ящике. Показать ящик в бочке. Показать ящик на бочке. Показать бочку на ящике. Показать бочку перед ящиком.

-Исследование пространственных понятий на листе бумаги. Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи что находится…?» Что находится в центре рисунка? Что справа от маленького квадрата? Что слева от маленького квадрата? Что находится под маленьким треугольником? Что между кругом и большим квадратом? Какие фигуры вверху рисунка?

Оценка: 3 балла - задание выполняется точно и правильно.2 балла - самокоррекция.1 балл - при выполнении задания возникают ошибки.0 баллов -задание не выполнено.

  • Исследование временных представлений. 

-«Перед осенью бывает….».«После зимы наступает…». «Перед средой бывает….» . «После пятницы наступает…» .«Если сегодня среда, то какой день был вчера? позавчера?» « Какой  день будет завтра, послезавтра?»

Оценка: 3 балла - задание выполняет верно.2 балла – самокоррекция.1 балл - при выполнении задания возникают ошибки, длительные паузы.0 баллов -задание не выполнено.

  • Воспроизведение автоматизированных рядов.

-Назови времена года : осень…….Назови дни недели…..

Оценка: 3 балла - задание выполняется правильно.2 балла – самокоррекция.1 балл - возникают ошибки, большие паузы. 0 баллов - задание не выполнено.

  • Исследование общей моторики.

-Инструкция:«Постой на одной ноге»: На левой. На правой. «Попрыгай на двух ногах с продвижением».По сигналу «хлопок» на левой ноге.По сигналу «хлопок» на правой ноге.«Брось вверх и поймай  мяч двумя руками».

Оценка:3 балла- выполняют верно, объем движений полный, переключение от одного движения к другому своевременное, темп нормальный, движения координированные.2 балла- все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе, замечается моторная неловкость, переключение от одного движения к другому с задержкой.1 балл- движения  выполняются не в полном объеме, не точно, плохо удерживает равновесие, стоя на одной ноге, быстро отступает, ищет опору или вытягивает руки в стороны для сохранения равновесия, не удерживает равновесие при остановке по команде, мяч подбрасывает очень низко.0 баллов- задание не выполняется.

  • Исследование ручной моторики.

-Кинестетическая основа. Инструкция: «Делай как я» Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх. Кисть правой  руки сжать в кулак, на нее положить ладонь левой  руки.Кисть левой руки сжать в кулак, на нее положить ладонь правой руки .

-Кинетическая основа. Инструкция «Делай как я» ( Проба «кулак-ребро-ладонь») Выполняется последовательный ряд движений, задание выполняя-ется сначала правой рукой, затем левой. (для левшей наоборот).

-Проба Озерецкого. Инструкция: «Делай как я». Одновременное изменение положений обеих кистей рук: одна сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами. Распрямляем одну кисть и сжимаем другую.

Оценка: 3 балла- задание выполняется правильно, объем движений полный, переключение от одного движения к другому своевременное, темп нормальный. 2 балла- задание выполняется правильно, но  переключение от одного движения к другому задержанное, ошибки появляются не сразу, а с третьего или четвертого раза.1 балл-задание выполняется в замедленном темпе  с нарушением последовательности движений (перестановки , пропус-ки движений, напряжение пальцев),появление синкинезий.0 баллов- невозмо-жность поочередного выполнения движений.

  • Исследование пальчиковой моторики:

-Кинестетическая основа.

Инструкция: «Одновременно    вытяни указательный и средний пальцы:» правой рукой, левой рукой, обеими руками. «Одновременно вытяни указательный палец и мизинец» правой рукой, левой рукой, обеими руками.

-Кинетическая основа. Инструкция: «Попеременно соедини 1 палец со 2,3,4,5 на левой руке, на правой руке, на обеих руках, изобразить «игру на рояле».

Оценка:3 балла - все задания выполняются правильно.2 балла- все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе, ошибки исправляются.1 балл- задания выполняются с ошибками, наблюдаются синкинезии,  выполняют с помощью другой руки.0 баллов- задания не выполняются.

  • Исследование мимической моторики.            

-Инструкция:«Закрыть правый глаз».«Закрыть левый глаз».«Прищурить глаза».«Надуть правую щеку». «Надуть левую щеку».«Надуть обе щеки». «Втянуть обе щеки».«Нахмурить брови». «Поднять брови».

Оценка:3 балла - точное выполнение задания, отсутствие нарушений мышечного тонуса мимической мускулатуры.2 балла – выполняют не в полном объеме.1 балл - затруднения при выполнений движений, синкинезии. 0баллов-не выполнение движения.

  • Исследование артикуляционной моторики.

-Инструкция: «Смотри внимательно и повторяй за мной: Покажи  улыбку, затем вытяни губы вперед «хоботок».«Покажи попеременно широкий и узкий язык.».«Покажи  попеременно широкий язык  на верхней и нижней губах». «Подними верхнюю губу вверх». «Опустить нижнюю губу вниз». «Одновременно подними верхнюю губу вверх, опусти нижнюю губу вниз». «Оближи кончиком языка губы по часовой стрелке».

Оценка: 3 балла - правильное выполнение, точное  соответствие движению,  темп нормальный. 2 балла – выполняет не в полном объеме, замедленно и напряженно.  1балл – выполненяет движения с ошибками; длительный поиск позы, неполный объем движения, синкинезии, усиленное слюноотделение, тремор органов речи, то есть дрожания языка или губ, а также посинение артикуляционных органов.  0  баллов – невыполнение  движения.

  • Исследование состояния звукопроизношения изолированно.

-Звук изолированно. Инструкция : «Повторяй за мной» .Группа свистящих:[ c ], [ c’], [ з ],[ з’],[ ц ] Группа шипящих:[ш ],[ ж ],[ ч ],[ щ ] 3.Группа сонорных звуков:[ л ],[ л’], [ р] [ р’]

-Исследование звукопроизношения в слогах разной структуры. Инструкция: «Повторяй за мной» Группа свистящих: са, со, су, сы; ас, ос ,ус, ыс; аса, осо, усу, ысы; ста ,сто, сту, сты; за, зо, зу, зы; ;аза, озо, узу, ызы.  зда, здо, зду, зды ац, оц, уц, иц. ;ца, цо, цу, цы ; аца, оцо, уцу, ицы. Группа шипящих: ша, шо, шу, ши ; аш, ош, уш, иш; аша, ошо, ушу, иши; шта, што, шту, шти. жа, жо, жу, жи; ажа, ожо, ужу, ижи ; жда, ждо, жду, жди ; ач, оч, уч, ич; ча, чо, чу, чи.    ача, очо, учу, ичи ; ща, що, щу, щи; ащ, ощ, ущ, ищ; аща, ощо, ущу, ищи Группа сонорных звуков: ла, ло, лу, лы; ал,ол,ул,ыл; ала, оло, улу, ылы.      кла, кло, клу, клы; ра, ро, ру, ры; ар, ор, ур, ыр; ара, оро, уру, ыры.       кра, кро, кру, кры.

-Исследование звукопроизношения в словах: в начале, в середине, в конце. Инструкция: «Назови, что ты видишь»Группа свистящих: Санки, оса, нос.  Сито, письмо, гусь. Зонт. ваза. Зима, обезьяна. Цапля, кольцо, отец. Группа шипящих:   Шапка, мышка, душ. Жук, Ежи. Чайник, почта, мяч.   Щетка, ящик, плащ. Группа сонорных звуков: Рак, парта, топор.   Репка, дерево, дверь. Лодка, вилка, пол. Лиса,теленок,уголь.

-Исследование звукопроизношения во фразах. Инструкция:«Повторяй за мной фразы»Группа свистящих:У сома усы и у папы усы.Сема и Сима идут по степи. Коза-егоза-забияка. Зимой зяблик озяб. У кольца нет конца. Группа шипящих: Шапка да шубка-вот наш Мишутка. Ужи и ежи жили –поживали, а над ними жуки   летали и  жужжали .Дочки ночевали на даче у печки. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. Группа сонорных звуков: Рак и краб –братья. В рюкзаке у Игоря рис, у Ирины- гренки. Колкие иголки у этой елки. У Лены лента, у Лени клип.

Оценка:3 балла - безукоризненное произношение  звука изолированно, в слогах, в словах, во фразах; 0 баллов- искажение, отсутствие, замена звука.

  • Фонематическое восприятие. 

-Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее» са-ша-са ; ша-са-ша; жа-ша-жа; ша-жа-ша ; са-ца-са ; ца-са-ца ; ча-тя-ча ; тя-ча-тя ; ла-ля-ла ; ля-ла-ля ; ла-ра-ла ; ра-ла-ра.

-Дифференциация  звуков в словах-квазиомонимах. Инструкция: «Послушай и запиши это слово» Челка-щелка. Петька-печка. Угол-уголь. Шар-жар. Галка-гайка Лес-лещ. Лейка-рейка. Коса-Коза. Собор-Забор. Почка-Бочка. Полка-Полька.

Оценка:3 балла - точное и правильное воспроизведение слогов и написание слов омонимов. 2 балла - первый слог воспроизводится правильно, второй уподобляется первому или третий уподобляется второму, самокоррекция.1 балл– неточное воспроизведение  с перестановкой слогов, их заменой и пропусками, 1из слов омонимов пишется верно. 0 баллов- неправильное воспроизведение серии слогов, ошибки в написании слов-омонимов.

  • Исследование простых форм фонематического анализа.

-Выделение звука на фоне слова. Инструкция: «Слышишь ли ты  звук в словах…» Звук [с] в словах: сушка, оса, тумба, суп, комар. Звук [з] в словах: газон, трава, ваза, булка, коза. Звук [ц] в словах: цапля, закат, цыган, сито, цена. Звук [ш] в словах: шкаф, кино, кошка, белка, шутка.Звук [ж] в словах: небо, жало, ежи, банка, живот. Звук [ч] в словах: тень, чайка, калач ,рак, почта. Звук [щ] в словах: щетка, пень, щенок ,кукла , ящик. Звук [р] в словах: чашка, работа , розы, книга, ковер. Звук [л] в словах: мост, лапа, лодка, очки ,луг.

-Выделение звука из слова. Инструкция «Какой звук ты слышишь в слове ?» Выделение гласного звука: Облако, Ухо, Игры, Алла,  Эльфы Выделение щелевых звуков: Соловей, Зуб, Шуба, Жаба, Щетка. Выделение смычных и смычно-щелевых звуков: Мак, Кот, Аист, Палец, Печь. Выделение сонорных звуков: Рука, Рот, Рыба, Лодка, Лук.

  • Исследование сложных форм фонематического анализа.

-Определение места фонемы в слове. Инструкция: «Где ты слышишь звук в слове в начале, в середине, в конце?» Звук [с] Сова, коса, Нос. Звук [з] Зубы, Коза. Звук[ц] Цапля, пальцы, отец. Звук [ш] Шина, каша, душ. Звук [ж] Живот, кожа. Звук [ч] Чай ,дача, Калач. Звук [щ]  Щука, вещи, плащ. Звук [р] Рот, горох, хор. Звук [л] Лак, вилка,бал.

-Определение последовательности фонем в слове. Инструкция: «Послушай слово - Кошка. «Какой звук ты слышишь после звука [к] в слове Кошка». После звука [о] . После звука [ш] . После звука [к].

-Определение количества фонем в слове. Инструкция: «Послушай и скажи, сколько звуков в слове?» Дым. Каша Шапка. Черемуха

Оценка : 3 балла - правильное выполнение. 2 балла – самокоррекция, требуется повторение задания.1 балл-задание выполнено с ошибками. 0 баллов- отказ или неверное выполнение задания.

  • Исследование фонематического синтеза:

-В ненарушенной последовательности. Инструкция: «Послушай звуки и соединить их так, чтобы получилось слово»:[н] [о] [с] ; [ щ] [у] [к] [а] ;[б] [у] [л] [к] [а].

-В нарушенной последовательности: [т] [о] [р] ;  [к] [а] [у] [р]  ; [р] [к] [о] [м][а].

  • Исследование фонематических представлений: Инструкция: 

«Придумать слова со звуком»:[с],[з],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ],[р],[л].Оценка: 3 балла - точное выполнение. 2 балла – самокоррекция, требуется повторение задания.1 балл-задание выполнено с ошибками. О баллов- отказ или неверное выполнение задания.

  • Исследование  словоизменения.

-Употребление имен существительных во  множественном числе. Инструкция: «Назови слово во множественном числе » лев-…,лист-.. пень-.. воробей.. перо..

-Изменение существительного  по падежам. Инструкция: «Послушай фразу «У меня в руках карандаш», продолжи следующую фразу тоже с карандашом»У меня нет .. Я протягиваю руку к .. Я беру в руки..  Я рисую  ..Я мечтаю о зеленом...

-Образование форм родительного падежа имен существительных в единственном числе и во множественном числе. Мяч,(нет чего?) мяча,(много чего?) мячей. Книга, книги, книг. Дом, дома, домов. Окно, окна, окон. Дерево, дерева, деревьев.

-Согласование числительных «2» и «5».Инструкция: «Посчитай предметы с цифрами 2 и 5» Яблоко, Перо, Дерево, Ботинок, Вишня.

Оценка словоизмменения:3 балла- правильный ответ. 2 балла- правильный ответ после стимулирующей помощи.1 балл – неправильная форма в одном из слов, не исправляется.0 баллов- неправильная форма при словоизменении.

  • Исследование навыка словообразования.

-Образование уменьшительно-ласкательной формы. Инструкция: «Назови слово ласково,  например, нос-носик» Кольцо. Стул. Кукла. Рука. Гнездо. Ухо.

-Образование названий детенышей. Инструкция: «У кошки котята, а у….»

У собаки , У лошади, У коровы, У свиньи ,У овцы, У курицы.

-Образование относительных  прилагательных. Инструкция: «Сок из яблок (какой?) яблочный». Сок из брусники(какой?).Сумка из кожи(какая?).Лопата из железа (какая?). Платок из шерсти(какой?).Платье из шелка(какое?).

-Образование притяжательных прилагательных.У бабушки очки (чьи очки?). У лисы хвост(чей хвост?). У зайца уши (чьи уши?). У медведя берлога (чья берлога?).У петуха гребень(чей гребень?). У клена лист (лист чей?).

Оценка словообразования: 3балла-правильный ответ. 2балла-правильный ответ после стимулирующей помощи.1 балл – неверно образованная форма.  0 баллов – не выполнение задания.

  • Исследование синтаксиса. 

-Инструкция: «Составить предложение из слов..» Доктор лечить дети. Витя, косить, трава, кролики, для. Сидеть, синичка, на ветка. Петя, купить, шар, мама, красный.

-Верификация предложений. Инструкция: «Найди ошибки в предложении и исправь их» Собака вышла в будку. По морю плывут корабль. Дом нарисован мальчик. Хорошо спится медведь под снегом.

Оценка: 3 балла- правильное выполнение.2балла-ошибка выявлена, само-коррекция, неправильный порядок слов.1 балл-ошибка выявлена, но не исправлена, либо исправлена с грамматическими ошибками или упрощением структуры предложения.0 балл- не выполнение задания.

Исследование письма: диктант и списывание.

  • Диктант.

Находчивый ежик.

Еж жил в чаще леса. Ночью зверек охотился на гусениц, дождевых червяков, мышей. В момент опасности  ежик пофыркивал, прижимался к земле, втягивал голову  под себя и сворачивался в шар. Колючим панцирем он защищался от острых лисьих зубов и от длинных когтей пернатого хищника филина.

  • Списывание.

В лагере.

Это наш лагерь. Около него большая роща. Мы часто ходим в рощу. В роще много грибов. Мы очень любим собирать белые грибы. Мы отдаем их повару. Он готовит из них очень вкусных грибной суп.

Объём текста в диктанте и  списывании меняется в зависимости от класса.

Используемая литература.

1.Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет//Вестник Моск. Ун-та. Серия 14, Психология.1996.№2.-с51-58  

2.Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму// Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств.-Спб.: Изд-во С.-Петербург.ун-та,2001.-С. 195-213

3.Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дощкольника.-СПб.:Детство-Пресс,2006-144 с.

4.Волкова Л. С. Вопросы дифференциальной комплексной диагностики и коррекции аномального речевого развития // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление / Отв. ред. В. А. Ковшиков.- СПб.: Образование, 1992.С.27-29.

5.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов.-М.: Изд-во Акад.пед.наук,1960.-500с.

6.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.-М.: «Просвещение»,1995.-527с.

7. Иваненко С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников//Дефектология –М,1984,№1-с.52-55

8.Корнев А.Н. Нарушение чтение и письма у детей: Учебно-методическое пособие.-Спб.:ИД и «МиМ»,1997.-286 с.

9.Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей.-Спб.: «Гиппократ»,1995.-

224 с.

10.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В.Дифференциальная диагностика  и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. -Спб.: «Образование»,1997.-172 с.

11.Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: учеб.

пособие для студентов психол. фак. высш. учеб. заведений-М.:

Издательский центр «Академия»,2002 год-352с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование средств наглядности для формирования речевой компетенции у младших школьников

Средства обучения имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддерживать деятельность познавательных процессов учащихся...

«Использование творческих видов деятельности в формировании иноязычных речевых навыков у младших школьников»

в реферате можно найти информацию о психологических особенностях младших школьников, особенностях организации обучения младших школьников, фрагменты занятий....

Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры.

Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры....

Речевая карта для младших школьников

Речевая карта для младших школьников...

Инновационные (здоровьесберегающие) технологии в системе коррекции речевых нарушений у младших школьников.

Включение инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекционно- логопедическую работу с детьми  младшего школьного возраста помогает более эффективно исправлять их речевые нарушения, а так...

«Обследование и коррекция устной речи у младших школьников с билингвизмом».

Билингвизм - это многоаспектная проблема, которую изучают разные науки.  Билингвизм изучает лингвистика, которая подвергает рассмотрению его явление вместе с текстом. Также анализирует социология...

Методическая разработка учителя-логопеда Ивановой Т.А. на тему: «Методика обследования познавательного и речевого развития детей раннего возраста.»

Возраст с рождения до трех лет является наиболее важным периодом в развитии ребенка. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сенситивный период формирования многих функций на этом возрастном этап...