Из опыта обучения по СИПР слабослышащего ребёнка со множественными нарушениями
статья ( класс) по теме
В данной статье анализируются особенности обучения и воспитания слабослышащего ребёнка со множественными нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Осипова О.Ю.
Из опыта обучения по СИПР слабослышащего ребёнка со множественными нарушениями
В соответствии с новыми Федеральными государственными стандартами слабослышащие дети со множественными нарушениями развития обучаются по программе 2.3 с возможностью её индивидуализации. Под индивидуализацией понимается создание СИПРа - специальной индивидуальной программы развития, реализующей образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ в рамках образовательного учреждения с учётом его психофизиологических потребностей на определённой ступени образования.
В качестве примера рассмотрим создание СИПРа для обучающегося 1 класса. По рекомендации ШПМПК в конце 2014-2015 учебного года обучающийся 1 класса был направлен на повторную центральную психолого-медико-педагогическую комиссию (ЦПМПК).
В ходе комиссии было сделано заключение о том, что ребёнок относится к категории обучающихся с ОВЗ, нуждающихся в создании специальных условий получения образования, ему было рекомендовано повторное обучение в 1 классе по адаптированной образовательной программе с созданием условий для детей с ОВЗ со сложным дефектом.
В 2015-2016 учебном году в рамках Закона об образовании и Федеральных государственных стандартов была составлена индивидуальная программа развития данного обучающегося.
Структура СИПРа
Титульный лист, на котором указывается ФИО и дата рождения ученика, год обучения в ОУ, составители программы.
Пояснительная записка в которой указывается основание составления программы. Она включает в себя:
- Цель – формирование обучающегося как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами трудовой деятельности.
2. Задачи ( с учётом рекомендации ЦПМПК):
- обучение по индивидуальному плану с учётом особенностей психофизического развития, познавательных процессов, работоспособности и темпов психической деятельности;
- в связи с затруднением восприятия вербальной информации и использования слуховых возможностей, использование при работе специальных методов и приёмов обучения детей с нарушением слуха (глухих): языка жестов, бисенсорных способов передачи информации;
- по мере развития слухового восприятия использование при обучении методов для слабослышащих детей;
- психолого-педагогическое сопровождение с осуществлением дифференцированного подхода к развитию ребёнка;
- занятия с педагогом-психологом по формированию сенсорно-перцептивной деятельности;
- предоставление услуг ассистента (помощника) для оказания необходимой помощи.
3. Учебный план школьника, а также нагрузку по внеурочной деятельности, включая коррекционно-развивающую область. Учебный план слабослышащего обучающегося со множественными нарушениями совпадает с учебным планом класса.
4. Характеристика ученика. В этом пункте отмечаются личные сведения ребёнка, уровень усвоения программ по всем предметам и динамика развития на момент создания СИПРа. В нашем случае указывается уровень успеваемости ученика за прошлый учебный год, сформулированы выводы о незначительной динамике в развитии ребёнка, даны рекомендации психолого-педагогического сопровождения с осуществлением дифференцированного подхода к развитию ребёнка и занятия с педагогом-психологом по формированию сенсорно-перцептивной деятельности. Таким образом, характеристика обучающегося указывает на необходимость создания индивидуальной программы.
5. Подходы реализации индивидуальной образовательной программы;
6. Результат обучения по «Программе»;
7. Наиболее значимые принципы обучения;
8. Формы обучения
Фронтальные уроки в классе в сопровождении помощника (ассистента);
Индивидуальные занятия с ассистентом под руководством учителя;
Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи;
Индивидуальные занятия с педагогом психологом по развитию познавательной сферы.
9. Уровни осуществления деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности;
- самостоятельная деятельность учащегося.
Далее в документе прописывается характеристика учебных предметов с указанием целей и задач, решаемых при реализации составленных на основании СИПРа рабочих программ. Помимо учебных предметов указывается психолого-педагогическая работа (на что она направлена и что включает), организационные формы коррекционно-развивающей работы с указанием целей и задач, продолжительностью занятий и указанием педагога, который будет проводить работу.
Далее в программе прописывается режим и условия её реализации, в которых указывается соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях в данном классе, а также индивидуальные рекомендации для обучающегося по СИПРу. Так, при составлении индивидуальной программы развития, мы рекомендуем при повышенной утомляемости, отсутствии внимания, снижении работоспособности, а также при проявлениях раздражительности, или отказе от работы на уроке паузы психологической и физической разгрузки за пределами класса, вплоть до прогулки на свежем воздухе.
- При стойком снижении работоспособности (отсутствие продуктивной деятельности в течении 2-х дней подряд) родителям использовать дополнительный день отдыха в течение рабочей недели, сокращать время пребывания в интернате, а также наблюдение и своевременное лечение у специалиста.
- Возможность гибкой корректировки программы в течение учебного года с учетом изменений в образовательных потребностях, в состоянии здоровья обучающегося – по совместному решению педагогов, работающих с ребенком и родителей.
УМК – формируется и прописывается в соответствии с программой обучения ребёнка.
Специальная индивидуальная программа развития составляется с учётом пожеланий родителей, которые должны прочитать документ и по согласованию с педагогами поставить свою подпись.
Программа разработана по согласованию с родителями обучающегося:
Далее в СИПРе прописывается программа по всем предметам.
Составителями данной программы, как было указано выше, являются все участники педагогического процесса, которые будут работать с ребёнком – учителя-предметники или классный руководитель в начальной школе, учитель-дефектолог, или учитель-логопед, педагог-психолог.
Таким образом, главная цель специальной индивидуальной программы развития – создать оптимальные условия для социально-личностного, познавательного, речевого и эстетического развития ребёнка с учётом его психофизических особенностей.
На основании СИПРа и учебной программы создаются рабочие программы по всем предметам. При их составлении главной целью является создание максимальных возможностей обучения ребёнка в классе. Для достижения этой цели основной задачей является соотнести темы и количество часов в рабочих программах класса и программах обучающегося по СИПРу. То есть темы и часы в программах будут совпадать, а деятельность обучающихся, речевой материал и требования к уровню усвоения программ у класса и обучающегося по СИПРу будут разные. Также в разделе «деятельность обучающегося» прописывается вид деятельности ребёнка(самостоятельная деятельность, совместно с ассистентом учителя).
Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся класса | Речевой материал | Характеристика деятельности обучающегося по СИПРу | Речевой материал |
Домашние животные | Называть домашних животных, показывать их на картинке, соотносить картинки с речевыми табличками, обобщать понятие, сравнивать домашних животных с дикими, знать голоса домашних животных, составлять простые предложения по картинкам, описывать животных с опорой на таблички с речевым материалом. | Это кошка. Это собака. Это корова. Это лошадь. Это коза. Кошка, собака, корова, лошадь, коза – это домашние животные. Они живут рядом с человеком. Корова мычит. Собака лает. Кошка мяукает. Лошадь ржёт. | Соотносить картинку с табличкой и с жестом с помощью учителя (ассистента учителя), устно-дактильно проговаривать названия животных. Осваивать обобщающее понятие «домашние животные». Показывать домашних животных на картинках. | Это кошка. Это собака. Это корова. Это лошадь. Кто это? – Это… Где корова? – Тут. Что это? Прочитай. Это дом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/12/picture-123402-1350046237.jpg)
Карта речевого развития ребёнка с множественными нарушениями
Определение уровня речевого развития детей с умственной отсталостью и сочетанными нарушениями, проживающих в детских домах-интернатах. Один из разделов карты индивидуального сопровождения ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/18/picture-644144-1434639715.jpg)
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное автономное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияМОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯКАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/28/picture-762531-1456672438.jpg)
Актуальность проблемы обучения и образования детей с умеренными, тяжелыми нарушениями и множественными нарушениями развития.
1. Дети со сложным дефектом. Сравнение систем специального образования в Европе и России.2. Статистика среди детей с ОВЗ по России.3. Минобразования России – изменения в системе специального образован...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/17/picture-974876-1510901090.jpg)
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования (вариант 6.4) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/12/picture-483539-1552369289.jpg)
Форма составления СИПР для учащихся с ТМНР (тяжелыми и множественными нарушениями в развитии)
Специальная индивидуальная программа развития...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/08/picture-484146-1591610565.jpg)
Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии математике. Мотивация к обучению и способы ее повышения. Из опыта работы.
Программы коррекционной школы учитывают особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Они (программы) содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобр...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/03/picture-1461762-1677861190.jpg)
«Организация успешного сотрудничества специалистов школы и родителей обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Из опыта работы»
В статье представлены формы успешного сотрудничества специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), т...