Старинные русские меры длины
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Петрова Алла Наумовна

--  Познакомить учащихся со старинными русскими мерами, с историей их возникновения,

        с пословицами, поговорками, поэзией, связанными со старинными мерами;

 --  Развивать мыслительные процессы, устную речь, обогащать словарь математическими терминами;

        расширять кругозор через исторический материал;

--  Прививать интерес к математике, внести разнообразие в обычную череду уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МАТЕМАТИЧЕCКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

7-9 классы

2015 – 2016 уч. год

Учитель Петрова А.Н.

Учитель Тулина Т.А..

Цель мероприятия:

--познакомить учащихся со старинными русскими мерами, с историей их возникновения, с пословицами, поговорками, поэзией, связанными со старинными мерами;

 --развивать мыслительные процессы, устную речь, обогащать словарь математическими терминами; расширять кругозор через исторический материал;

--прививать интерес к математике, внести разнообразие в обычную череду уроков.

Оборудование: плакаты и карточки с заданиями, таблица старинных мер длины, рисунки старинных мер длины

Ход мероприятия:

I. Сообщение темы и цели мероприятия

II. Вступительное слово учителя

Слайд 1

1-й учитель. Наше очередное математическое мероприятие посвящено старинным русским мерам длины

 В далекие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда наш предок – древний, но уже мыслящий, попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего убежища. Он располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то для измерений применялись руки и ноги. Не было народа, который не изобрел бы свои единицы измерения.

В одной телевизионной передаче-конкурсе прозвучал вопрос: "Используем ли мы сегодня старые меры - пяди, пуды, аршины?" "Нет", - не задумываясь, ответили участники. И проиграли. Ведь говорим мы: фунт лиха, аршин проглотил, семь пядей во лбу.

III.Старинные русские меры длины:

Слайд 2

1. Перст

        1 учитель. Перст - старинное название указательного пальца руки. Человеческое тело было не только первым мерным эталоном, но и весьма удобным - всегда при себе. Самым маленьким делением и служил палец - перст.

        2 учитель. Мы до сих пор говорим: толщиной или высотой в три пальца (например, об уровне жидкости в емкости), шириной в палец (о трещине).

        1 учитель. Русский перст равнялся примерно двум сантиметрам.

Слайд 3

Задание № 1. 1.Измерить толщину книги в см и в перстах

                       2.Измерить  высоту воды в банке в см и в перстах

Слайд 4

2. Вершок

2 учитель. Сложите вместе два пальца, указательный и средний, их ширина и есть вершок – чуть более 4 сантиметров.

1 учитель. Впервые эта мера длины упоминается в 16 веке. Наименование «вершок»  происходит от слова «верх».  В давние времена  вершком называли небольшой излишек при насыпании зерна.

2 учитель. В значении "мера длины" вершок был заимствован другими славянскими языками. Если вы произнесете это слово, вас поймут поляки, словаки, болгары, украинцы и белорусы.

Слайд 5

Задание № 2. 1.Назвать сотую часть метра, рубля, гектара

                       2.Назвать тысячную  часть метра, килограмма, тонны

Слайд 6

3. Пядь

1 учитель. Пядь – это слово происходит от древнерусского - кулак или кисть. Пядь – одна из самых старинных русских мер длины. Была пядь малая, пядь большая.

2 учитель. Малая пядь около – это расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев руки. Малая пядь примерно равна 19 см.

1 учитель. Большая пядь (22-23 сантиметра) - от кончика мизинца до кончика большого пальца, растянутых по одной линии.

Слайд 7

Задание № 3. 1. Заглавия каких литературных произведений начинаются с чисел? («Три мушкетер», «Три поросенка», «Двадцать лет спустя», «Двенадцать стульев», «Тысяча и одна ночь» и т.д.)

                       2. Назвать строки из песен, стихов, сказок, где есть числа («Мы с тобой два берега у одной реки», «Жил-был царь и было у него три сына», «Дважды два – четыре, это всем известно…», «Семеро одного не ждут»)

Слайд 8

4. Аршин

        1учитель. Аршин - одна из главных русских мер длины. Слово "аршин" происходит от персидского "арш" – локоть. Аршин - это длина всей вытянутой руки от плеча до кончика среднего пальца - 71 сантиметр.

2 учитель. Выражение на свой аршин меряет, то есть судит по-своему, долгое время употреблялось в своем прямом значении. Дело в том, что до введения царским правительством "казенного аршина" (деревянной линейки с металлическими наконечниками и с государственным клеймом) купцы измеряли товар аршинами собственного изготовления.

1 учитель. "Аршинная" разница, естественно, использовалась для обмана покупателей. Аршинниками на Руси называли купцов.

Слайд 9

Задание № 4. 1.Как называется треугольник со сторонами 3, 4, 5.

 2.Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов?

Слайд 10

5. Сажень

        2 учитель. Сажень – старинная русская мера, которая встречается в древних рукописях с 11 века. Само слово происходит от глагола "сягать", то есть достигать чего-либо. Сажень – это размах рук. От конца пальцев одной руки до конца пальцев другой - прямая сажень (152 или 176 сантиметров).

        1 учитель. Ее еще называли "маховой", приравнивали к 3 аршинам или 213 сантиметрам.

        2 учитель. Косая сажень - расстояние от носка левой ноги до конца пальцев правой руки, вытянутой по диагонали, - 216 или 248 сантиметров.

        1 учитель. Такой "саженный" разброс длины, очевидно, и приводил к тому, что маховая и косая сажень официально не признавались и использовались только в народе.

Слайд 11

Задание № 5. 1.Назовите автора учебника математики для 8 класса, по которому вы учитесь.

1.Назовите автора учебника математики для 9 класса, по которому вы учитесь.

Слайд 12

6. Верста

        2 учитель. Верста - от слова вертеть. Первоначально так называли расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты - 1060 метров.        

        1 учитель. Верста – берет свое начало со времен царя Алексея Михайловича, царствовавшего с 1645 по 1676 год. Он велел расставить вдоль дороги от Калужской заставы Москвы до летнего дворца в селе Коломенском столбы на расстоянии 700 саженей или  ≈ 1500м  друг от друга. Высота каждого из них была около 2 саженей или ≈ 4м, с орлами наверху.

        2 учитель. Позднее, при царе Петре Первом, была введена верста длиной 500 саженей или ≈ 1000м и на таком расстоянии друг от друга стали вдоль дорог ставить столбы. Отсюда название - столбовая дорога.

        1 учитель. С начала 19 века вдоль основных дорог государства Российского появились черно-белые полосатые столбы.

Слайд 13

        2 учитель. Со второй половины 19 столетия на всех столбах, расставленных вдоль железной дороги от Петербурга до Москвы, расстояния стали обозначать в верстах.

Слайд 14

Задание № 6. 1. В честь какой меры была отчеканена медаль со словами «На все времена– всем народам»?

2. Как называются меры длины, которые употребляют моряки?

Слайд 15

7. Локоть

(Сценка. Маленький приказчик и высокая покупательница. На прилавке – ткани)

Приказчик: Подходи! Покупай ткани! На юбку, на кофту, на сарафан. Ткани из Европы, из Англии. Китайский шелк. Чего изволите?

Покупательница: Отмерь–ка мне четыре локтя шелка.

(Приказчик отмеривает, покупательница перемеривает на свой локоть.)

Покупательница: Я просила четыре локтя, а здесь только три.

(Затевается спор, а затем ссора.)

        1 учитель. Такие истории часто случались с продавцами и с покупателями, пока не была введена единая система мер.

        2 учитель. Локоть – расстояние от сжатого кулака до локтевого сгиба, равно от 38 см до 46 см.

Слайд 16

Задание № 7. 1.Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина? Сколько раз он ходил к морю, чтобы рыбка выполнила желание?

2. В известной сказке «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», царь послал стрельца за тридевять земель. Тридевять земель – это сколько?

IV. Старинные меры длины в пословицах

Слайд 17. 1-й учитель. Старые меры, уйдя из практической жизни, остались в образной речи, в пословицах, поговорках и, конечно, в классической русской литературе.

Слайд 18. 2-й учитель.

1.На версту отстанешь - на десять догоняешь

(Даже небольшое отставание очень трудно преодолевать).

2.Любовь не верстами меряется. Сто верст молодцу не крюк. (Расстояние не может быть препятствием для любви).

Слайд 19. 1-й учитель

1.На три арщина в землю видит. (О внимательном прозорливом человеке, от которого ничего невозможно утаить).

2.Сидит, ходит, словно арни проглотил. (О неестественно прямом человеке).

Слайд 20. 2-й учитель

1.От горшка три вершка, а уже указчик. (О самонадеянном человеке)

2.Борода с вершок, а слов мешок (О молодежи, которая хвалится перед старшими)

Слайд 20. 1-й учитель

1.Один как перст, да еще () если ищет то, чего нет, ведь меж

 перстов мясо не растет. (Об одиноком человеке , без родных и близких

2.Пять перстов и всё одни руки (О дружном коллективе

Слайд 22. 2-й учитель

1.Семи пядей во лбу. (Говорят об очень умном человеке)

2.Не отдадим и пяди земли. (Не оставить врагу и малой доли родной земли)

Слайд 23. 1-й учитель

V. Старинные русские меры длины в литературе

Названия старинных единиц измерения длины мы также встречаем в произведениях  писателей

Слайд 24. 1-й учитель

  •  П. П. Ершов

«Конёк-горбунок»

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Слайд 25. 2-й учитель

  •  Н. А. Некрасов

«Дедушка Мазай и зайцы»

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Слайд 26. 1-й учитель

  • Мииин-Сибмряк

 «Серая Шейка»

«Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен»

Слайд 27. 2-й учитель

  •  К.М.Гаршин

 «Лягушка-путешественница»

«..тащить хотя и лёгкую лягушку три тысячи верст, не бог знает какое удовольствие…»

Слайд 28. 1-й учитель

  •   А.С. Пушкин

«Сказка о царе Салтане»

«Сына Бог ей дал в аршин».

Слайд 29

VI. Метрическая система мер.

        2-й учитель. Уже в XVIII веке в европейских странах на пути развития науки, промышленности, техники камнем преткновения стали существовавшие меры.  Пользоваться данными мерами было весьма и весьма неудобно, т.к. они были неточны в измерениях и сугубо личными для каждого из нас, даже, несмотря на то, что эти измерения «были всегда при человеке».

1 учитель. Первыми заговорили о необходимости установить простую, удобную и, главное, единую систему мер не купцы, а ученые, которые также "страдали" от трудностей в сравнении результатов опытов.

2 учитель. Ученые Французской Академии наук во второй половине 18 века предложили в качестве основной единицы длины взять одну десятимиллионную часть четверти дуги Парижского земного меридиана. Впоследствии эта часть дуги была названа метром (от греческого слово "метрон" - мера).

1 учитель. Поэтому вся система мер названа метрической.. На слайде вы видите метрическую систему мер.

Слайд 30.

2 учитель. Великий русский ученый Н. И. Лобачевский боролся за внедрение в России метрической системы и его дело увенчалось успехом. В 1823  году Н. И. Лобачевский принял метр за основную единицу длины в своей геометрии.. На слайде вы видите знакомые вам меры длины или линейные меры.

Слайд 31.

Задание № 8. 1.Какая дорога длиннее 15 км или 1500 м и во сколько раз ?

   2.Что короче 30 см или 3 дм?

Слайды 32, 33

        1-й учитель. Переход от одних мер, привычных и знакомых, к новым давался не легко. Поэт В. Маяковский даже написал стихотворные тексты, посвященные новым мерам. Они печатались на конфетных обертках.

        1ученик. Принято в торговом народе

                         Аршином отмерять в этом роде:

                      Расстояние от пальца до плеча

        2 ученик. Так и  метр отмерить вам можно:

                        Приблизительно

                        От пальцев до плеча противоположного

        3ученик. Запомни, расчет очень важен:

                        Два метра – приблизительно сажень

        4 ученик. Рисуем, чтоб каждый запомнить мог:

                        Четыре сантиметра – один вершок.

Слайд 34.

VII. Заключительное слово учителя.

        Сегодня мы с вами узнали о некоторых старинных русских  мерах длины, об истории их возникновения, вы все повысили свои знания, мы, учителя, лучше узнали ваши способности и таланты. Мы, надеемся, вы убедились, что математика – чудесная, не сухая наука, и что заниматься ею так же увлекательно, как и играть в различные игры.



Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МАТЕМАТИЧЕCКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

7-9 классы

2015 – 2016 уч. год

Учитель Петрова А.Н.

Учитель Тулина Т.А..

Цель мероприятия:

--познакомить учащихся со старинными русскими мерами, с историей их возникновения, с пословицами, поговорками, поэзией, связанными со старинными мерами;

 --развивать мыслительные процессы, устную речь, обогащать словарь математическими терминами; расширять кругозор через исторический материал;

--прививать интерес к математике, внести разнообразие в обычную череду уроков.

Оборудование: плакаты и карточки с заданиями, таблица старинных мер длины, рисунки старинных мер длины

Ход мероприятия:

I. Сообщение темы и цели мероприятия

II. Вступительное слово учителя

Слайд 1

1-й учитель. Наше очередное математическое мероприятие посвящено старинным русским мерам длины

 В далекие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда наш предок – древний, но уже мыслящий, попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего убежища. Он располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то для измерений применялись руки и ноги. Не было народа, который не изобрел бы свои единицы измерения.

В одной телевизионной передаче-конкурсе прозвучал вопрос: "Используем ли мы сегодня старые меры - пяди, пуды, аршины?" "Нет", - не задумываясь, ответили участники. И проиграли. Ведь говорим мы: фунт лиха, аршин проглотил, семь пядей во лбу.

III.Старинные русские меры длины:

Слайд 2

1. Перст

        1 учитель. Перст - старинное название указательного пальца руки. Человеческое тело было не только первым мерным эталоном, но и весьма удобным - всегда при себе. Самым маленьким делением и служил палец - перст.

        2 учитель. Мы до сих пор говорим: толщиной или высотой в три пальца (например, об уровне жидкости в емкости), шириной в палец (о трещине).

        1 учитель. Русский перст равнялся примерно двум сантиметрам.

Слайд 3

Задание № 1. 1.Измерить толщину книги в см и в перстах

                       2.Измерить  высоту воды в банке в см и в перстах

Слайд 4

2. Вершок

2 учитель. Сложите вместе два пальца, указательный и средний, их ширина и есть вершок – чуть более 4 сантиметров.

1 учитель. Впервые эта мера длины упоминается в 16 веке. Наименование «вершок»  происходит от слова «верх».  В давние времена  вершком называли небольшой излишек при насыпании зерна.

2 учитель. В значении "мера длины" вершок был заимствован другими славянскими языками. Если вы произнесете это слово, вас поймут поляки, словаки, болгары, украинцы и белорусы.

Слайд 5

Задание № 2. 1.Назвать сотую часть метра, рубля, гектара

                       2.Назвать тысячную  часть метра, килограмма, тонны

Слайд 6

3. Пядь

1 учитель. Пядь – это слово происходит от древнерусского - кулак или кисть. Пядь – одна из самых старинных русских мер длины. Была пядь малая, пядь большая.

2 учитель. Малая пядь около – это расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев руки. Малая пядь примерно равна 19 см.

1 учитель. Большая пядь (22-23 сантиметра) - от кончика мизинца до кончика большого пальца, растянутых по одной линии.

Слайд 7

Задание № 3. 1. Заглавия каких литературных произведений начинаются с чисел? («Три мушкетер», «Три поросенка», «Двадцать лет спустя», «Двенадцать стульев», «Тысяча и одна ночь» и т.д.)

                       2. Назвать строки из песен, стихов, сказок, где есть числа («Мы с тобой два берега у одной реки», «Жил-был царь и было у него три сына», «Дважды два – четыре, это всем известно…», «Семеро одного не ждут»)

Слайд 8

4. Аршин

        1учитель. Аршин - одна из главных русских мер длины. Слово "аршин" происходит от персидского "арш" – локоть. Аршин - это длина всей вытянутой руки от плеча до кончика среднего пальца - 71 сантиметр.

2 учитель. Выражение на свой аршин меряет, то есть судит по-своему, долгое время употреблялось в своем прямом значении. Дело в том, что до введения царским правительством "казенного аршина" (деревянной линейки с металлическими наконечниками и с государственным клеймом) купцы измеряли товар аршинами собственного изготовления.

1 учитель. "Аршинная" разница, естественно, использовалась для обмана покупателей. Аршинниками на Руси называли купцов.

Слайд 9

Задание № 4. 1.Как называется треугольник со сторонами 3, 4, 5.

 2.Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов?

Слайд 10

5. Сажень

        2 учитель. Сажень – старинная русская мера, которая встречается в древних рукописях с 11 века. Само слово происходит от глагола "сягать", то есть достигать чего-либо. Сажень – это размах рук. От конца пальцев одной руки до конца пальцев другой - прямая сажень (152 или 176 сантиметров).

        1 учитель. Ее еще называли "маховой", приравнивали к 3 аршинам или 213 сантиметрам.

        2 учитель. Косая сажень - расстояние от носка левой ноги до конца пальцев правой руки, вытянутой по диагонали, - 216 или 248 сантиметров.

        1 учитель. Такой "саженный" разброс длины, очевидно, и приводил к тому, что маховая и косая сажень официально не признавались и использовались только в народе.

Слайд 11

Задание № 5. 1.Назовите автора учебника математики для 8 класса, по которому вы учитесь.

1.Назовите автора учебника математики для 9 класса, по которому вы учитесь.

Слайд 12

6. Верста

        2 учитель. Верста - от слова вертеть. Первоначально так называли расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты - 1060 метров.        

        1 учитель. Верста – берет свое начало со времен царя Алексея Михайловича, царствовавшего с 1645 по 1676 год. Он велел расставить вдоль дороги от Калужской заставы Москвы до летнего дворца в селе Коломенском столбы на расстоянии 700 саженей или  ≈ 1500м  друг от друга. Высота каждого из них была около 2 саженей или ≈ 4м, с орлами наверху.

        2 учитель. Позднее, при царе Петре Первом, была введена верста длиной 500 саженей или ≈ 1000м и на таком расстоянии друг от друга стали вдоль дорог ставить столбы. Отсюда название - столбовая дорога.

        1 учитель. С начала 19 века вдоль основных дорог государства Российского появились черно-белые полосатые столбы.

Слайд 13

        2 учитель. Со второй половины 19 столетия на всех столбах, расставленных вдоль железной дороги от Петербурга до Москвы, расстояния стали обозначать в верстах.

Слайд 14

Задание № 6. 1. В честь какой меры была отчеканена медаль со словами «На все времена– всем народам»?

2. Как называются меры длины, которые употребляют моряки?

Слайд 15

7. Локоть

(Сценка. Маленький приказчик и высокая покупательница. На прилавке – ткани)

Приказчик: Подходи! Покупай ткани! На юбку, на кофту, на сарафан. Ткани из Европы, из Англии. Китайский шелк. Чего изволите?

Покупательница: Отмерь–ка мне четыре локтя шелка.

(Приказчик отмеривает, покупательница перемеривает на свой локоть.)

Покупательница: Я просила четыре локтя, а здесь только три.

(Затевается спор, а затем ссора.)

        1 учитель. Такие истории часто случались с продавцами и с покупателями, пока не была введена единая система мер.

        2 учитель. Локоть – расстояние от сжатого кулака до локтевого сгиба, равно от 38 см до 46 см.

Слайд 16

Задание № 7. 1.Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина? Сколько раз он ходил к морю, чтобы рыбка выполнила желание?

2. В известной сказке «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», царь послал стрельца за тридевять земель. Тридевять земель – это сколько?

IV. Старинные меры длины в пословицах

Слайд 17. 1-й учитель. Старые меры, уйдя из практической жизни, остались в образной речи, в пословицах, поговорках и, конечно, в классической русской литературе.

Слайд 18. 2-й учитель.

1.На версту отстанешь - на десять догоняешь

(Даже небольшое отставание очень трудно преодолевать).

2.Любовь не верстами меряется. Сто верст молодцу не крюк. (Расстояние не может быть препятствием для любви).

Слайд 19. 1-й учитель

1.На три арщина в землю видит. (О внимательном прозорливом человеке, от которого ничего невозможно утаить).

2.Сидит, ходит, словно арни проглотил. (О неестественно прямом человеке).

Слайд 20. 2-й учитель

1.От горшка три вершка, а уже указчик. (О самонадеянном человеке)

2.Борода с вершок, а слов мешок (О молодежи, которая хвалится перед старшими)

Слайд 20. 1-й учитель

1.Один как перст, да еще () если ищет то, чего нет, ведь меж

 перстов мясо не растет. (Об одиноком человеке , без родных и близких

2.Пять перстов и всё одни руки (О дружном коллективе

Слайд 22. 2-й учитель

1.Семи пядей во лбу. (Говорят об очень умном человеке)

2.Не отдадим и пяди земли. (Не оставить врагу и малой доли родной земли)

Слайд 23. 1-й учитель

V. Старинные русские меры длины в литературе

Названия старинных единиц измерения длины мы также встречаем в произведениях  писателей

Слайд 24. 1-й учитель

  •  П. П. Ершов

«Конёк-горбунок»

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Слайд 25. 2-й учитель

  •  Н. А. Некрасов

«Дедушка Мазай и зайцы»

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Слайд 26. 1-й учитель

  • Мииин-Сибмряк

 «Серая Шейка»

«Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен»

Слайд 27. 2-й учитель

  •  К.М.Гаршин

 «Лягушка-путешественница»

«..тащить хотя и лёгкую лягушку три тысячи верст, не бог знает какое удовольствие…»

Слайд 28. 1-й учитель

  •   А.С. Пушкин

«Сказка о царе Салтане»

«Сына Бог ей дал в аршин».

Слайд 29

VI. Метрическая система мер.

        2-й учитель. Уже в XVIII веке в европейских странах на пути развития науки, промышленности, техники камнем преткновения стали существовавшие меры.  Пользоваться данными мерами было весьма и весьма неудобно, т.к. они были неточны в измерениях и сугубо личными для каждого из нас, даже, несмотря на то, что эти измерения «были всегда при человеке».

1 учитель. Первыми заговорили о необходимости установить простую, удобную и, главное, единую систему мер не купцы, а ученые, которые также "страдали" от трудностей в сравнении результатов опытов.

2 учитель. Ученые Французской Академии наук во второй половине 18 века предложили в качестве основной единицы длины взять одну десятимиллионную часть четверти дуги Парижского земного меридиана. Впоследствии эта часть дуги была названа метром (от греческого слово "метрон" - мера).

1 учитель. Поэтому вся система мер названа метрической.. На слайде вы видите метрическую систему мер.

Слайд 30.

2 учитель. Великий русский ученый Н. И. Лобачевский боролся за внедрение в России метрической системы и его дело увенчалось успехом. В 1823  году Н. И. Лобачевский принял метр за основную единицу длины в своей геометрии.. На слайде вы видите знакомые вам меры длины или линейные меры.

Слайд 31.

Задание № 8. 1.Какая дорога длиннее 15 км или 1500 м и во сколько раз ?

   2.Что короче 30 см или 3 дм?

Слайды 32, 33

        1-й учитель. Переход от одних мер, привычных и знакомых, к новым давался не легко. Поэт В. Маяковский даже написал стихотворные тексты, посвященные новым мерам. Они печатались на конфетных обертках.

        1ученик. Принято в торговом народе

                         Аршином отмерять в этом роде:

                      Расстояние от пальца до плеча

        2 ученик. Так и  метр отмерить вам можно:

                        Приблизительно

                        От пальцев до плеча противоположного

        3ученик. Запомни, расчет очень важен:

                        Два метра – приблизительно сажень

        4 ученик. Рисуем, чтоб каждый запомнить мог:

                        Четыре сантиметра – один вершок.

Слайд 34.

VII. Заключительное слово учителя.

        Сегодня мы с вами узнали о некоторых старинных русских  мерах длины, об истории их возникновения, вы все повысили свои знания, мы, учителя, лучше узнали ваши способности и таланты. Мы, надеемся, вы убедились, что математика – чудесная, не сухая наука, и что заниматься ею так же увлекательно, как и играть в различные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

старинные русские меры длины

Предмет: математикаТема: Отрезок. Длина отрезка.Урок: «Старинные русские меры длины»Основная цель проекта: развитие кругозора  познавательной деятельности у учащихся.Обучающий аспект проекта:Форм...

Старинные русские меры длины, веса, объёма

Старинные русские меры длины, веса, объёма....

Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.

Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....

СТАРИННЫЕ РУССКИЕ МЕРЫ ДЛИНЫ 20.12.13

работа содержит определение старинных мер длины, их современное применение, проведенный эксперимент...

Внеклассное мероприятие "Старинные русские меры длины"

Межпредметная интергированная работа в четырех направлениях: математика, информатика, история, библиография. Целью данной работы является исследование появления и развития старинных русских мер длины ...

Учебный проект "Старинные русские меры длины"

Разработка направлена на организацию проектной деятельности на уроке, интегрирует знания по матеамтике, информатике и истории...