Старинные русские меры длины
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
-- Познакомить учащихся со старинными русскими мерами, с историей их возникновения,
с пословицами, поговорками, поэзией, связанными со старинными мерами;
-- Развивать мыслительные процессы, устную речь, обогащать словарь математическими терминами;
расширять кругозор через исторический материал;
-- Прививать интерес к математике, внести разнообразие в обычную череду уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starinnye_russkie_mery_dliny_-_poslednyaya.doc | 240.5 КБ |
starinnye_russkie_mery_dliny_-_poslednyaya.doc | 240.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕКЛАССНОЕ МАТЕМАТИЧЕCКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
7-9 классы
2015 – 2016 уч. год
Учитель Петрова А.Н.
Учитель Тулина Т.А..
Цель мероприятия:
--познакомить учащихся со старинными русскими мерами, с историей их возникновения, с пословицами, поговорками, поэзией, связанными со старинными мерами;
--развивать мыслительные процессы, устную речь, обогащать словарь математическими терминами; расширять кругозор через исторический материал;
--прививать интерес к математике, внести разнообразие в обычную череду уроков.
Оборудование: плакаты и карточки с заданиями, таблица старинных мер длины, рисунки старинных мер длины
Ход мероприятия:
I. Сообщение темы и цели мероприятия
II. Вступительное слово учителя
Слайд 1
1-й учитель. Наше очередное математическое мероприятие посвящено старинным русским мерам длины
В далекие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда наш предок – древний, но уже мыслящий, попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего убежища. Он располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то для измерений применялись руки и ноги. Не было народа, который не изобрел бы свои единицы измерения.
В одной телевизионной передаче-конкурсе прозвучал вопрос: "Используем ли мы сегодня старые меры - пяди, пуды, аршины?" "Нет", - не задумываясь, ответили участники. И проиграли. Ведь говорим мы: фунт лиха, аршин проглотил, семь пядей во лбу.
III.Старинные русские меры длины:
Слайд 2
1. Перст
1 учитель. Перст - старинное название указательного пальца руки. Человеческое тело было не только первым мерным эталоном, но и весьма удобным - всегда при себе. Самым маленьким делением и служил палец - перст.
2 учитель. Мы до сих пор говорим: толщиной или высотой в три пальца (например, об уровне жидкости в емкости), шириной в палец (о трещине).
1 учитель. Русский перст равнялся примерно двум сантиметрам.
Слайд 3
Задание № 1. 1.Измерить толщину книги в см и в перстах
2.Измерить высоту воды в банке в см и в перстах
Слайд 4
2. Вершок
2 учитель. Сложите вместе два пальца, указательный и средний, их ширина и есть вершок – чуть более 4 сантиметров.
1 учитель. Впервые эта мера длины упоминается в 16 веке. Наименование «вершок» происходит от слова «верх». В давние времена вершком называли небольшой излишек при насыпании зерна.
2 учитель. В значении "мера длины" вершок был заимствован другими славянскими языками. Если вы произнесете это слово, вас поймут поляки, словаки, болгары, украинцы и белорусы.
Слайд 5
Задание № 2. 1.Назвать сотую часть метра, рубля, гектара
2.Назвать тысячную часть метра, килограмма, тонны
Слайд 6
3. Пядь
1 учитель. Пядь – это слово происходит от древнерусского - кулак или кисть. Пядь – одна из самых старинных русских мер длины. Была пядь малая, пядь большая.
2 учитель. Малая пядь около – это расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев руки. Малая пядь примерно равна 19 см.
1 учитель. Большая пядь (22-23 сантиметра) - от кончика мизинца до кончика большого пальца, растянутых по одной линии.
Слайд 7
Задание № 3. 1. Заглавия каких литературных произведений начинаются с чисел? («Три мушкетер», «Три поросенка», «Двадцать лет спустя», «Двенадцать стульев», «Тысяча и одна ночь» и т.д.)
2. Назвать строки из песен, стихов, сказок, где есть числа («Мы с тобой два берега у одной реки», «Жил-был царь и было у него три сына», «Дважды два – четыре, это всем известно…», «Семеро одного не ждут»)
Слайд 8
4. Аршин
1учитель. Аршин - одна из главных русских мер длины. Слово "аршин" происходит от персидского "арш" – локоть. Аршин - это длина всей вытянутой руки от плеча до кончика среднего пальца - 71 сантиметр.
2 учитель. Выражение на свой аршин меряет, то есть судит по-своему, долгое время употреблялось в своем прямом значении. Дело в том, что до введения царским правительством "казенного аршина" (деревянной линейки с металлическими наконечниками и с государственным клеймом) купцы измеряли товар аршинами собственного изготовления.
1 учитель. "Аршинная" разница, естественно, использовалась для обмана покупателей. Аршинниками на Руси называли купцов.
Слайд 9
Задание № 4. 1.Как называется треугольник со сторонами 3, 4, 5.
2.Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов?
Слайд 10
5. Сажень
2 учитель. Сажень – старинная русская мера, которая встречается в древних рукописях с 11 века. Само слово происходит от глагола "сягать", то есть достигать чего-либо. Сажень – это размах рук. От конца пальцев одной руки до конца пальцев другой - прямая сажень (152 или 176 сантиметров).
1 учитель. Ее еще называли "маховой", приравнивали к 3 аршинам или 213 сантиметрам.
2 учитель. Косая сажень - расстояние от носка левой ноги до конца пальцев правой руки, вытянутой по диагонали, - 216 или 248 сантиметров.
1 учитель. Такой "саженный" разброс длины, очевидно, и приводил к тому, что маховая и косая сажень официально не признавались и использовались только в народе.
Слайд 11
Задание № 5. 1.Назовите автора учебника математики для 8 класса, по которому вы учитесь.
1.Назовите автора учебника математики для 9 класса, по которому вы учитесь.
Слайд 12
6. Верста
2 учитель. Верста - от слова вертеть. Первоначально так называли расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты - 1060 метров.
1 учитель. Верста – берет свое начало со времен царя Алексея Михайловича, царствовавшего с 1645 по 1676 год. Он велел расставить вдоль дороги от Калужской заставы Москвы до летнего дворца в селе Коломенском столбы на расстоянии 700 саженей или ≈ 1500м друг от друга. Высота каждого из них была около 2 саженей или ≈ 4м, с орлами наверху.
2 учитель. Позднее, при царе Петре Первом, была введена верста длиной 500 саженей или ≈ 1000м и на таком расстоянии друг от друга стали вдоль дорог ставить столбы. Отсюда название - столбовая дорога.
1 учитель. С начала 19 века вдоль основных дорог государства Российского появились черно-белые полосатые столбы.
Слайд 13
2 учитель. Со второй половины 19 столетия на всех столбах, расставленных вдоль железной дороги от Петербурга до Москвы, расстояния стали обозначать в верстах.
Слайд 14
Задание № 6. 1. В честь какой меры была отчеканена медаль со словами «На все времена– всем народам»?
2. Как называются меры длины, которые употребляют моряки?
Слайд 15
7. Локоть
(Сценка. Маленький приказчик и высокая покупательница. На прилавке – ткани)
Приказчик: Подходи! Покупай ткани! На юбку, на кофту, на сарафан. Ткани из Европы, из Англии. Китайский шелк. Чего изволите?
Покупательница: Отмерь–ка мне четыре локтя шелка.
(Приказчик отмеривает, покупательница перемеривает на свой локоть.)
Покупательница: Я просила четыре локтя, а здесь только три.
(Затевается спор, а затем ссора.)
1 учитель. Такие истории часто случались с продавцами и с покупателями, пока не была введена единая система мер.
2 учитель. Локоть – расстояние от сжатого кулака до локтевого сгиба, равно от 38 см до 46 см.
Слайд 16
Задание № 7. 1.Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина? Сколько раз он ходил к морю, чтобы рыбка выполнила желание?
2. В известной сказке «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», царь послал стрельца за тридевять земель. Тридевять земель – это сколько?
IV. Старинные меры длины в пословицах
Слайд 17. 1-й учитель. Старые меры, уйдя из практической жизни, остались в образной речи, в пословицах, поговорках и, конечно, в классической русской литературе.
Слайд 18. 2-й учитель.
1.На версту отстанешь - на десять догоняешь
(Даже небольшое отставание очень трудно преодолевать).
2.Любовь не верстами меряется. Сто верст молодцу не крюк. (Расстояние не может быть препятствием для любви).
Слайд 19. 1-й учитель
1.На три арщина в землю видит. (О внимательном прозорливом человеке, от которого ничего невозможно утаить).
2.Сидит, ходит, словно арни проглотил. (О неестественно прямом человеке).
Слайд 20. 2-й учитель
1.От горшка три вершка, а уже указчик. (О самонадеянном человеке)
2.Борода с вершок, а слов мешок (О молодежи, которая хвалится перед старшими)
Слайд 20. 1-й учитель
1.Один как перст, да еще () если ищет то, чего нет, ведь меж
перстов мясо не растет. (Об одиноком человеке , без родных и близких
2.Пять перстов и всё одни руки (О дружном коллективе
Слайд 22. 2-й учитель
1.Семи пядей во лбу. (Говорят об очень умном человеке)
2.Не отдадим и пяди земли. (Не оставить врагу и малой доли родной земли)
Слайд 23. 1-й учитель
V. Старинные русские меры длины в литературе
Названия старинных единиц измерения длины мы также встречаем в произведениях писателей
Слайд 24. 1-й учитель
- П. П. Ершов
«Конёк-горбунок»
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
Слайд 25. 2-й учитель
- Н. А. Некрасов
«Дедушка Мазай и зайцы»
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Слайд 26. 1-й учитель
- Мииин-Сибмряк
«Серая Шейка»
«Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен»
Слайд 27. 2-й учитель
- К.М.Гаршин
«Лягушка-путешественница»
«..тащить хотя и лёгкую лягушку три тысячи верст, не бог знает какое удовольствие…»
Слайд 28. 1-й учитель
- А.С. Пушкин
«Сказка о царе Салтане»
«Сына Бог ей дал в аршин».
Слайд 29
VI. Метрическая система мер.
2-й учитель. Уже в XVIII веке в европейских странах на пути развития науки, промышленности, техники камнем преткновения стали существовавшие меры. Пользоваться данными мерами было весьма и весьма неудобно, т.к. они были неточны в измерениях и сугубо личными для каждого из нас, даже, несмотря на то, что эти измерения «были всегда при человеке».
1 учитель. Первыми заговорили о необходимости установить простую, удобную и, главное, единую систему мер не купцы, а ученые, которые также "страдали" от трудностей в сравнении результатов опытов.
2 учитель. Ученые Французской Академии наук во второй половине 18 века предложили в качестве основной единицы длины взять одну десятимиллионную часть четверти дуги Парижского земного меридиана. Впоследствии эта часть дуги была названа метром (от греческого слово "метрон" - мера).
1 учитель. Поэтому вся система мер названа метрической.. На слайде вы видите метрическую систему мер.
Слайд 30.
2 учитель. Великий русский ученый Н. И. Лобачевский боролся за внедрение в России метрической системы и его дело увенчалось успехом. В 1823 году Н. И. Лобачевский принял метр за основную единицу длины в своей геометрии.. На слайде вы видите знакомые вам меры длины или линейные меры.
Слайд 31.
Задание № 8. 1.Какая дорога длиннее 15 км или 1500 м и во сколько раз ?
2.Что короче 30 см или 3 дм?
Слайды 32, 33
1-й учитель. Переход от одних мер, привычных и знакомых, к новым давался не легко. Поэт В. Маяковский даже написал стихотворные тексты, посвященные новым мерам. Они печатались на конфетных обертках.
1ученик. Принято в торговом народе
Аршином отмерять в этом роде:
Расстояние от пальца до плеча
2 ученик. Так и метр отмерить вам можно:
Приблизительно
От пальцев до плеча противоположного
3ученик. Запомни, расчет очень важен:
Два метра – приблизительно сажень
4 ученик. Рисуем, чтоб каждый запомнить мог:
Четыре сантиметра – один вершок.
Слайд 34.
VII. Заключительное слово учителя.
Сегодня мы с вами узнали о некоторых старинных русских мерах длины, об истории их возникновения, вы все повысили свои знания, мы, учителя, лучше узнали ваши способности и таланты. Мы, надеемся, вы убедились, что математика – чудесная, не сухая наука, и что заниматься ею так же увлекательно, как и играть в различные игры.
Предварительный просмотр:
ВНЕКЛАССНОЕ МАТЕМАТИЧЕCКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
7-9 классы
2015 – 2016 уч. год
Учитель Петрова А.Н.
Учитель Тулина Т.А..
Цель мероприятия:
--познакомить учащихся со старинными русскими мерами, с историей их возникновения, с пословицами, поговорками, поэзией, связанными со старинными мерами;
--развивать мыслительные процессы, устную речь, обогащать словарь математическими терминами; расширять кругозор через исторический материал;
--прививать интерес к математике, внести разнообразие в обычную череду уроков.
Оборудование: плакаты и карточки с заданиями, таблица старинных мер длины, рисунки старинных мер длины
Ход мероприятия:
I. Сообщение темы и цели мероприятия
II. Вступительное слово учителя
Слайд 1
1-й учитель. Наше очередное математическое мероприятие посвящено старинным русским мерам длины
В далекие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда наш предок – древний, но уже мыслящий, попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего убежища. Он располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то для измерений применялись руки и ноги. Не было народа, который не изобрел бы свои единицы измерения.
В одной телевизионной передаче-конкурсе прозвучал вопрос: "Используем ли мы сегодня старые меры - пяди, пуды, аршины?" "Нет", - не задумываясь, ответили участники. И проиграли. Ведь говорим мы: фунт лиха, аршин проглотил, семь пядей во лбу.
III.Старинные русские меры длины:
Слайд 2
1. Перст
1 учитель. Перст - старинное название указательного пальца руки. Человеческое тело было не только первым мерным эталоном, но и весьма удобным - всегда при себе. Самым маленьким делением и служил палец - перст.
2 учитель. Мы до сих пор говорим: толщиной или высотой в три пальца (например, об уровне жидкости в емкости), шириной в палец (о трещине).
1 учитель. Русский перст равнялся примерно двум сантиметрам.
Слайд 3
Задание № 1. 1.Измерить толщину книги в см и в перстах
2.Измерить высоту воды в банке в см и в перстах
Слайд 4
2. Вершок
2 учитель. Сложите вместе два пальца, указательный и средний, их ширина и есть вершок – чуть более 4 сантиметров.
1 учитель. Впервые эта мера длины упоминается в 16 веке. Наименование «вершок» происходит от слова «верх». В давние времена вершком называли небольшой излишек при насыпании зерна.
2 учитель. В значении "мера длины" вершок был заимствован другими славянскими языками. Если вы произнесете это слово, вас поймут поляки, словаки, болгары, украинцы и белорусы.
Слайд 5
Задание № 2. 1.Назвать сотую часть метра, рубля, гектара
2.Назвать тысячную часть метра, килограмма, тонны
Слайд 6
3. Пядь
1 учитель. Пядь – это слово происходит от древнерусского - кулак или кисть. Пядь – одна из самых старинных русских мер длины. Была пядь малая, пядь большая.
2 учитель. Малая пядь около – это расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев руки. Малая пядь примерно равна 19 см.
1 учитель. Большая пядь (22-23 сантиметра) - от кончика мизинца до кончика большого пальца, растянутых по одной линии.
Слайд 7
Задание № 3. 1. Заглавия каких литературных произведений начинаются с чисел? («Три мушкетер», «Три поросенка», «Двадцать лет спустя», «Двенадцать стульев», «Тысяча и одна ночь» и т.д.)
2. Назвать строки из песен, стихов, сказок, где есть числа («Мы с тобой два берега у одной реки», «Жил-был царь и было у него три сына», «Дважды два – четыре, это всем известно…», «Семеро одного не ждут»)
Слайд 8
4. Аршин
1учитель. Аршин - одна из главных русских мер длины. Слово "аршин" происходит от персидского "арш" – локоть. Аршин - это длина всей вытянутой руки от плеча до кончика среднего пальца - 71 сантиметр.
2 учитель. Выражение на свой аршин меряет, то есть судит по-своему, долгое время употреблялось в своем прямом значении. Дело в том, что до введения царским правительством "казенного аршина" (деревянной линейки с металлическими наконечниками и с государственным клеймом) купцы измеряли товар аршинами собственного изготовления.
1 учитель. "Аршинная" разница, естественно, использовалась для обмана покупателей. Аршинниками на Руси называли купцов.
Слайд 9
Задание № 4. 1.Как называется треугольник со сторонами 3, 4, 5.
2.Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов?
Слайд 10
5. Сажень
2 учитель. Сажень – старинная русская мера, которая встречается в древних рукописях с 11 века. Само слово происходит от глагола "сягать", то есть достигать чего-либо. Сажень – это размах рук. От конца пальцев одной руки до конца пальцев другой - прямая сажень (152 или 176 сантиметров).
1 учитель. Ее еще называли "маховой", приравнивали к 3 аршинам или 213 сантиметрам.
2 учитель. Косая сажень - расстояние от носка левой ноги до конца пальцев правой руки, вытянутой по диагонали, - 216 или 248 сантиметров.
1 учитель. Такой "саженный" разброс длины, очевидно, и приводил к тому, что маховая и косая сажень официально не признавались и использовались только в народе.
Слайд 11
Задание № 5. 1.Назовите автора учебника математики для 8 класса, по которому вы учитесь.
1.Назовите автора учебника математики для 9 класса, по которому вы учитесь.
Слайд 12
6. Верста
2 учитель. Верста - от слова вертеть. Первоначально так называли расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты - 1060 метров.
1 учитель. Верста – берет свое начало со времен царя Алексея Михайловича, царствовавшего с 1645 по 1676 год. Он велел расставить вдоль дороги от Калужской заставы Москвы до летнего дворца в селе Коломенском столбы на расстоянии 700 саженей или ≈ 1500м друг от друга. Высота каждого из них была около 2 саженей или ≈ 4м, с орлами наверху.
2 учитель. Позднее, при царе Петре Первом, была введена верста длиной 500 саженей или ≈ 1000м и на таком расстоянии друг от друга стали вдоль дорог ставить столбы. Отсюда название - столбовая дорога.
1 учитель. С начала 19 века вдоль основных дорог государства Российского появились черно-белые полосатые столбы.
Слайд 13
2 учитель. Со второй половины 19 столетия на всех столбах, расставленных вдоль железной дороги от Петербурга до Москвы, расстояния стали обозначать в верстах.
Слайд 14
Задание № 6. 1. В честь какой меры была отчеканена медаль со словами «На все времена– всем народам»?
2. Как называются меры длины, которые употребляют моряки?
Слайд 15
7. Локоть
(Сценка. Маленький приказчик и высокая покупательница. На прилавке – ткани)
Приказчик: Подходи! Покупай ткани! На юбку, на кофту, на сарафан. Ткани из Европы, из Англии. Китайский шелк. Чего изволите?
Покупательница: Отмерь–ка мне четыре локтя шелка.
(Приказчик отмеривает, покупательница перемеривает на свой локоть.)
Покупательница: Я просила четыре локтя, а здесь только три.
(Затевается спор, а затем ссора.)
1 учитель. Такие истории часто случались с продавцами и с покупателями, пока не была введена единая система мер.
2 учитель. Локоть – расстояние от сжатого кулака до локтевого сгиба, равно от 38 см до 46 см.
Слайд 16
Задание № 7. 1.Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина? Сколько раз он ходил к морю, чтобы рыбка выполнила желание?
2. В известной сказке «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», царь послал стрельца за тридевять земель. Тридевять земель – это сколько?
IV. Старинные меры длины в пословицах
Слайд 17. 1-й учитель. Старые меры, уйдя из практической жизни, остались в образной речи, в пословицах, поговорках и, конечно, в классической русской литературе.
Слайд 18. 2-й учитель.
1.На версту отстанешь - на десять догоняешь
(Даже небольшое отставание очень трудно преодолевать).
2.Любовь не верстами меряется. Сто верст молодцу не крюк. (Расстояние не может быть препятствием для любви).
Слайд 19. 1-й учитель
1.На три арщина в землю видит. (О внимательном прозорливом человеке, от которого ничего невозможно утаить).
2.Сидит, ходит, словно арни проглотил. (О неестественно прямом человеке).
Слайд 20. 2-й учитель
1.От горшка три вершка, а уже указчик. (О самонадеянном человеке)
2.Борода с вершок, а слов мешок (О молодежи, которая хвалится перед старшими)
Слайд 20. 1-й учитель
1.Один как перст, да еще () если ищет то, чего нет, ведь меж
перстов мясо не растет. (Об одиноком человеке , без родных и близких
2.Пять перстов и всё одни руки (О дружном коллективе
Слайд 22. 2-й учитель
1.Семи пядей во лбу. (Говорят об очень умном человеке)
2.Не отдадим и пяди земли. (Не оставить врагу и малой доли родной земли)
Слайд 23. 1-й учитель
V. Старинные русские меры длины в литературе
Названия старинных единиц измерения длины мы также встречаем в произведениях писателей
Слайд 24. 1-й учитель
- П. П. Ершов
«Конёк-горбунок»
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
Слайд 25. 2-й учитель
- Н. А. Некрасов
«Дедушка Мазай и зайцы»
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Слайд 26. 1-й учитель
- Мииин-Сибмряк
«Серая Шейка»
«Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен»
Слайд 27. 2-й учитель
- К.М.Гаршин
«Лягушка-путешественница»
«..тащить хотя и лёгкую лягушку три тысячи верст, не бог знает какое удовольствие…»
Слайд 28. 1-й учитель
- А.С. Пушкин
«Сказка о царе Салтане»
«Сына Бог ей дал в аршин».
Слайд 29
VI. Метрическая система мер.
2-й учитель. Уже в XVIII веке в европейских странах на пути развития науки, промышленности, техники камнем преткновения стали существовавшие меры. Пользоваться данными мерами было весьма и весьма неудобно, т.к. они были неточны в измерениях и сугубо личными для каждого из нас, даже, несмотря на то, что эти измерения «были всегда при человеке».
1 учитель. Первыми заговорили о необходимости установить простую, удобную и, главное, единую систему мер не купцы, а ученые, которые также "страдали" от трудностей в сравнении результатов опытов.
2 учитель. Ученые Французской Академии наук во второй половине 18 века предложили в качестве основной единицы длины взять одну десятимиллионную часть четверти дуги Парижского земного меридиана. Впоследствии эта часть дуги была названа метром (от греческого слово "метрон" - мера).
1 учитель. Поэтому вся система мер названа метрической.. На слайде вы видите метрическую систему мер.
Слайд 30.
2 учитель. Великий русский ученый Н. И. Лобачевский боролся за внедрение в России метрической системы и его дело увенчалось успехом. В 1823 году Н. И. Лобачевский принял метр за основную единицу длины в своей геометрии.. На слайде вы видите знакомые вам меры длины или линейные меры.
Слайд 31.
Задание № 8. 1.Какая дорога длиннее 15 км или 1500 м и во сколько раз ?
2.Что короче 30 см или 3 дм?
Слайды 32, 33
1-й учитель. Переход от одних мер, привычных и знакомых, к новым давался не легко. Поэт В. Маяковский даже написал стихотворные тексты, посвященные новым мерам. Они печатались на конфетных обертках.
1ученик. Принято в торговом народе
Аршином отмерять в этом роде:
Расстояние от пальца до плеча
2 ученик. Так и метр отмерить вам можно:
Приблизительно
От пальцев до плеча противоположного
3ученик. Запомни, расчет очень важен:
Два метра – приблизительно сажень
4 ученик. Рисуем, чтоб каждый запомнить мог:
Четыре сантиметра – один вершок.
Слайд 34.
VII. Заключительное слово учителя.
Сегодня мы с вами узнали о некоторых старинных русских мерах длины, об истории их возникновения, вы все повысили свои знания, мы, учителя, лучше узнали ваши способности и таланты. Мы, надеемся, вы убедились, что математика – чудесная, не сухая наука, и что заниматься ею так же увлекательно, как и играть в различные игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
старинные русские меры длины
Предмет: математикаТема: Отрезок. Длина отрезка.Урок: «Старинные русские меры длины»Основная цель проекта: развитие кругозора познавательной деятельности у учащихся.Обучающий аспект проекта:Форм...
Старинные русские меры длины, веса, объёма
Старинные русские меры длины, веса, объёма....
Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.
Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....
СТАРИННЫЕ РУССКИЕ МЕРЫ ДЛИНЫ 20.12.13
работа содержит определение старинных мер длины, их современное применение, проведенный эксперимент...
Внеклассное мероприятие "Старинные русские меры длины"
Межпредметная интергированная работа в четырех направлениях: математика, информатика, история, библиография. Целью данной работы является исследование появления и развития старинных русских мер длины ...
Учебный проект "Старинные русские меры длины"
Разработка направлена на организацию проектной деятельности на уроке, интегрирует знания по матеамтике, информатике и истории...
Старинные русские меры длины
информация...