Внеклассное мероприятие "Старинные русские меры длины"
план-конспект занятия по алгебре (5 класс) на тему

Разумова Галина Владимировна

Межпредметная интергированная работа в четырех направлениях: математика, информатика, история, библиография. Целью данной работы является исследование появления и развития старинных русских мер длины и их применения вплоть до нашего времени. План-конспект данной работы подходит для проведения мероприятия в 5-9 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_seminaru_vm.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие «Старинные русские меры длины»

(Коллективная  проектная работа)

(Межпредметная интегрированная работа в четырех направлениях: математика, информатика,  история,  библиография)

Цель мероприятия:

Обучающая

  • Исследовать историю  появления и развития старинных русских мер длины и их  существование (применение) вплоть до настоящего времени

 Развивающая

  • развитие навыков поиска, обработки и представления информации;
  • развитие аналитических умений, жизненной смекалки и интуиции;
  • развитие коммуникативных умений.

Воспитательная

  • формирование целостной картины знаний, получаемых в школе, путем использования знаний по математике, истории, информатике и литературе;
  • формирование понимания значимости математики как способа познания окружающего мира;
  • формирование реалистичной самооценки своих возможностей;
  • формирование значимости коллективной и индивидуальной работы;
  • формирование личного осмысления отношения к природному и социальному окружению.

Задачи:

- развивать и укреплять интерес к математике;

- вызвать интерес к устному народному творчеству;

- развивать любознательность;

- развивать общую культуру, расширять кругозор учащихся.

Участники: обучающиеся 5-9 классов.

Оборудование:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- проекционный экран;

Приложение: мультимедийная презентация;

План мероприятия.

1. Организационный момент.

2. Защита проектов

3. Подведение итогов.

Ход мероприятия:

Проблема: необходимо ли знание старинных мер в современной школе?

1этап. Организация на работу

Добрый день!

Сегодня у нас необычное мероприятие. Необычно оно по нескольким причинам.

На нем присутствуют гости (учителя-математики из школ района).

Сегодняшнее занятие – это заключительный этап нашего проекта “Старинные русские меры длины”.

“Наука начинается там, где начинают измерять”. Эти слова принадлежат русскому ученому Дмитрию Ивановичу Менделееву.

Можно измерять локтями.
И линейкой, и веткой,
Сантиметром и рулеткой.
Папа говорил мне так:
– Пусть нашей мерой будет шаг.
Шаг муравьишки – миллиметр.
Шаг у людей – примерно метр…
– А километр, – воскликнул я.
Отец сказал: – Ну, что ж,
Стань великаном и, шутя,
На километр шагнешь.

В шутливом стихотворении перепутаны старинные и современные меры длин. На нашем занятии мы поведем разговор о старинных русских мерах длины.

2 этап. Работа с информацией. Защита проектов.

        В повседневной жизни мы сталкиваемся с математическими величинами ежедневно. Мы, не задумываясь, производим различные вычисления. С современными единицами измерения длины мы знакомы. Они удобны и понятны. Интересно, а как измеряли длину на Руси в старые времена?

Выступление первой группы – историков «Старинные русские меры длины»

        Итак, многие единицы длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой измерения различных частей человеческого тела. Человек  всегда носит их с собой и может пользоваться ими в любых условиях.

 Ребята, а ПОЧЕМУ для нас важно знать старинные меры длин.

(Для нас важно знать их, чтобы всегда можно было прикинуть измерения. Ведь инструменты для этого всегда с человеком – руки, ноги).

        Метрическая система мер принята большинством стран мира. В России ее введение началось с 1899 года, но только после Октябрьской революции она стала обязательной.         Большие заслуги во введении и распространении метрической системы в нашей стране принадлежит Дмитрию Ивановичу Менделееву, великому русскому химику.

        В сентябре 1918 года специальным декретом была введена международная метрическая система. Осуществлялся этот декрет постепенно. Наряду с новой системой пользовались и старыми мерами, то есть писали старую русскую меру и одновременно указывали ее отношение к метрической, или вместе с новой мерой обозначали старую. Метрическая система в СССР вступила в силу с 1 января 1927 г.

        Для объяснения связи новых мер длин со старыми в 1923 году поэтом Маяковским были написаны стихи «Тексты для конфетных оберток», которые были напечатаны на этикетках конфет – карамель «Новые меры».

(чтение отрывков)

В. Маяковский

Карамель “Новые меры” (тексты для конфетных оберток)

Серия  “А” (о метрической мере длины)

1

Принято в торговом народе

Аршин отмерять в этом роде:

Расстояние от пальца до плеча

Привыкли аршином величать.

2

Так и метр отмерить вам можно:

Приблизительно

От пальцев до плеча противоположного.

3

Не хитрая машина –

Ладонью отмерять четверть аршина.

Растопырь большой и указательный пальцы:

Приблизительно четверть аршина отвалятся.

4

Сантиметры тож.

Легко измерить с помощью ладош.

Чтоб 10 сантиметров отмерить мог,

Отложи ладонь не вдоль, а поперек.

Запомни также (трудности нет):

10 сантиметров – один дециметр.

5

Сколько в метре в этом аршин?

На метр полтора аршина отмаши.

А если точно хотите класть:

Метр меньше на шестнадцатую часть.

6

Запомни, расчет очень важен:

Два метра – приблизительно сажень.

7

Рисуем, чтоб каждый запомнить мог.

Четыре сантиметра – один вершок.

8

Запомни: эта работа не тяжка:

Один сантиметр – четверть вершка.

9

Заруби на носу, торговый люд:

Три дециметра – один фут.

10

Узнаем, не тратя догадок уйму:

2½ сантиметра равняются дюйму

                                 11

Запомни сразу, разиней не стой:

километр приблизительно равен с верстой.

Те, которые точности ищут, знайте:

В километре – метров тыщу.

По этому километру

вези товар, засвистывая по ветру.

(Карамель “Новые меры”)

Нынче знает каждый - как не знать?! —

Заграница стала нас усердно признавать.

Завтра или нынче, поздно или рано

всюду наш товар пойдет по чужедальним странам.

Чтобы нас никто в торговле не обмерил,

Приучаться надо к заграничной мере.

Эй, товарищи, пора вам

                 мерить метром,

                        вешать граммом.

Чтобы вы о новых мерах представление имели,

предлагаем закупать немедля эти карамели.

Клич несись по Эс Эс Эр:

- Новой мерой  землю мерь!

Распростись со старыми,

                землю мерь гектарами.

Примиритесь вы и с тем,

                что конец пришел версте.

Сам узнаешь очень просто

                километром мерить версты.

Чтоб о новых мерах

                все понятие имели, —

                        раскупайте эти карамели.

        Память о старинных мерах длин сохранилась в пословицах, поговорках,  в работах поэтов и писателей 18 и 19 веков.

Заслушаем выступление второй группы – литераторов «Старинные русские меры длины в пословицах и поговорках, и в произведениях русских писателей»

        Итак, чтобы правильно трактовать текст, вы должны иметь представление о том,  какие мерные единицы  были на Руси и в каком отношении они находились друг с другом.         Ребята, а ПОЧЕМУ для нас важно знать старинные меры длин.

(Знания соотношений старинных русских мер и современных единиц измерения величин, помогает легче понять содержание учебных и художественных текстов, смысл пословиц и поговорок).

В жизни мы все используем пословицы и поговорки, где встречаются старинные меры измерения. Мы читаем художественные произведения великих русских писателей, историческую и научную литературу, решаем старинные математические задачи, в которых имеет место быть мерам того времени. Работа следующей группы заключалась в подборе математических задач с литературным содержанием и  их решении.

Выступление третьей группы – математиков «Старинные меры длины в  математических задачах»

Ребята, а ПОЧЕМУ для нас важно знать старинные меры длин.

(Встречая сейчас в литературных произведениях старинные меры длины, я могу перевести их в современные и узнать истинные размеры героев, а также решать математические задачи).

А  теперь обратимся к социологам по результатам опроса и анкетирования о знании старинных мер и употреблении их в речи, пословицах и поговорках.  

Выступление четвертой группы – социологов «Старинные русские меры длины»

        Да, результаты неутешительные. Сегодня мы пользуемся современными терминами, обозначающими меры длины. И это – норма жизни. Однако в литературе и истории нередко встречаются нам «локти», «аршины», «ладони», «пяди», и это тоже нормально. Это наша история, наша культура. Мы не просто должны, мы обязаны знать эту терминологию. Во-первых, это говорит о нашем интеллектуальном уровне, а, во-вторых, помогает нам окунуться в наше прошлое, в историю наших предков и, конечно же, делает художественные произведения яркими и народными.

        Мы узнали, как измеряли длину на Руси в старые времена. А почему мы не используем старинные единицы измерения длины в наше время? А может быть, они где-то применяются, просто мы этого не знаем или не замечаем? На эти вопросы нам ответит группа «современники»

Выступление пятой  группы – современников  на тему «Старинные меры измерения длин в современном мире»

Неожиданно.

 Шестая группа - практики провели некоторые эксперименты, в ходе которых сравнивали единицы длины, измеряли предметы с помощью разных единиц длины.
Заслушаем их выступление.

3 Подведение итогов

Обобщение, выводы.

        В заключение проекта хочется отметить, что, работая над ним, ребята узнали много нового и интересного: Коротко, самое главное, что узнали, выполняя это исследование.

1. Выяснили, какими единицами длины пользовались в старину, как они связаны с частями тела человека; (Отв. историки)
2.Обнаружили, что во многих произведениях встречаются старинные единицы длины;
3. Выяснили, что означают пословицы, поговорки, в которых встречаются названия старинных единиц длины;(Отв. литераторы)
4. В ходе экспериментов пришли к выводу, что измерять старинными единицами не очень удобно, измерения получаются неточными, (отв.экспериментаторы.)
5. Познакомились с задачами со старинными мерами, сделали брошюру – сборник задач; (отв. математики)

6.Узнали, где в настоящее время используются старинные меры длины.(Отв. современники)

        Я считаю, что поставленные цели и задачи были достигнуты:

- из различных источников собран  материал  о значении старинных  русских  мер;  

- из словарей выбрано употребление старинных мер в русском фольклоре и доказано, что обозначения сохранились и часто употребляются в современном языке и в обыденной речи;  

- проведен ряд исследований и опрос: знают ли учащиеся старинные меры длины и где они применяются;

- собран дополнительный материал и созданы задачи по старинным мерам длины, который  можно  использовать  на  уроках  математики,  литературы  в 5-7 классах, математических кружках.

        Подводя итог работы, прихожу к выводу об актуальности данной темы. Как появились меры, как изменялись, что несли народам и как влияли на их жизнь? Это интересно и сегодня.

Поощрение каждого ученика, участвовавшего в проекте.

Зайцева Соня, Зелепукина Рита, Астахова Лиза, Лежнев Рома, Соловьев Дима, Товлаханов Тимур, а также Коротеева Яна, Борисова Кристина, Дурнова Даша, Дурнова Яна, Светикова Вера, Лифатова Алена и ученики 9 класса.

        

        Какою мерою меряете, такою и вам отмерено будет.

        Прошло много лет, но эти слова актуальны и сейчас, только они приобрели более широкий смысл.  В них заключен символ справедливости, правильности, чуткости, уважения друг к другу.

        Если сделаешь человеку плохое, то это плохое увеличится и обязательно вернётся к тебе. Всё доброе, хорошее, сделанное людям, вернётся, и человек будет  всегда удачливым и счастливым. Поэтому, ребята, вы должны воспитывать в себе самые лучшие качества, чтобы оставаться Человеком с большой буквы

Можете верить или не верить,
Но всё на свете можно измерить…
И при желании каждый найдёт
Величину своей радости.
И мы откроем секрет:
Простой линейкой – без ошибки-
Измерьте длину своей улыбки.

        

Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания.

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Группа 1 – старинные русские меры длины (историки).

Группа 2 – Старинные русские меры в литературных произведениях, пословицах и поговорках (литераторы).

Группа 3 – Старинные русские меры в математических задачах.

Группа 4 - Старинные русские меры в современном мире.

Группа 5- Старинные русские меры (социологи)

Группа 6 - Старинные русские меры (экспериментаторы)

        Этап 2. Разработка проекта.

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах, анализируют и синтезируют идеи.

        Этап 3. Оценка результатов.

Задачи этапа – анализ выполненных проектных заданий.

Ученики готовят к представлениям материалы на уроке – презентации.

          Этап 4. Защита проектов.

Задачи этапа – коллективная защита проекта.

Цель урока:

  • формировать способность самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников;

работать в группах;

  • формировать творческие способности, чувство ответственности;

интерес к занятиям математикой;

  • углубить знания детей о величинах и их измерениях.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

старинные русские меры длины

Предмет: математикаТема: Отрезок. Длина отрезка.Урок: «Старинные русские меры длины»Основная цель проекта: развитие кругозора  познавательной деятельности у учащихся.Обучающий аспект проекта:Форм...

Старинные русские меры длины, веса, объёма

Старинные русские меры длины, веса, объёма....

Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.

Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....

СТАРИННЫЕ РУССКИЕ МЕРЫ ДЛИНЫ 20.12.13

работа содержит определение старинных мер длины, их современное применение, проведенный эксперимент...

Учебный проект "Старинные русские меры длины"

Разработка направлена на организацию проектной деятельности на уроке, интегрирует знания по матеамтике, информатике и истории...

Математическая игра по станциям (для закрепления) «Русская Ярмарка» Математика 5-6 класс Старинные русские меры длины

Актуальность работы заключается в том, что в современном мире редко пользуются старинными мерами длины, многие школьники не знают, как измеряли раньше, но хотели бы узнать, ведь с этими величинами ста...