Диагностика фонематического восприятия
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные проблемы диагностики фонематического восприятия дошкольников с нарушениями речи, Автор: Жаднова Юлия Валентиновна
Изучение состояния фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями и разработка методов преодоления фонематических нарушений у них – одна из актуальных проблем отечественной логопедии на современном этапе ее развития.
Анализируя теоретические представления о фонематическом восприятии, представленные в трудах Н.В.Дуровой, можно сделать вывод о том, что различные ученые и исследователи пользуются разными терминами, описывая одни и те же фонематические процессы: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие.
А.Н.Гвоздев, Н.И.Жинкин, Д.Б.Эльконин под речевым слухом понимали способность ребенка слышать отдельные звуки и их последовательность в словах, способность воспринимать слово в его звуковой целостности и понимать смысл речи. С.Ф.Иванова рассматривает речевой слух как специальную психолингвистическую способность человека, как один из компонентов речевой способности. Как каждая способность, она развивается, совершенствуется и обеспечивает усвоение всех фонологических средств языка и речевой культуры в целом.
Также по-разному трактуется понятие фонематического слуха представителями педагогики, психологии, логопедии. Д.Б.Эльконин понимает фонематический слух как способность человека слышать отдельные речевые звуки в словах. А.Р.Лурия определяет фонематический слух как способность обобщать различные звучания в отдельные группы, используя существенные и игнорируя случайные признаки звука.
А.И.Воскресенская, В.Г.Горецкий, М.Ф.Фомичева рассматривают фонематический слух как способность слышать и выделять каждый отдельный звук среди других звуков слова, т.е. под фонематическим слухом они понимают звуковой анализ слов.
По мнению Д.Б.Эльконина, фонематическое восприятие у детей формируется в процессе специального обучения, при этом под фонематическим восприятием он понимает специальное действие по выделению звуков языка и установлению звуковой структуры слова, как его единицы.
Фонематическое восприятие, по мнению М.Г.Геринг, это способность ребенка воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки речи, особенно звуки, близкие по звучанию.
Изучая различное понимание фонематического восприятия, можно убедиться, что многие ученые под этим понимают одно и то же: специально сформированные тонкие фонемные различия и действия, направленные в итоге на овладение звуковым анализом и синтезом.
Диагностика фонематического восприятия проводится в условиях медико-психолого-педагогической комиссии при отборе детей в логопедические группы для детей с нарушениями речи, в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения или средней общеобразовательной школы. В зависимости от условий организации обследования для изучения фонематического восприятия используют либо методы экспресс-диагностики, разработанные В.И.Яшиной, либо методические рекомендации профессоров Г.В.Чиркиной и Т.Б.Филичевой.
Методические рекомендации В.И.Яшиной разработаны для диагностики готовности к обучению грамоте детей с нормальным психофизическим развитием и содержат следующие задания по изучению уровня практического осознания элементов языка: назови одно слово; назови один звук; назови, сколько звуков в слове «дом»; назови звуки в этом слове по порядку; назови одно предложение; определи, сколько слов в предложении «Дети любят играть»; назови в предложении первое слово, второе, третье. Предлагаемые некоторые задания для оценки фонематического восприятия сочетаются с заданиями на диагностику языкового анализа и синтеза.
В пособии по диагностике речевых нарушений «Методы обследования речи детей» под общей редакцией Г.В.Чиркиной представлены задания на:
- узнавание, различение и сравнение простых фраз;
- выделение и запоминание определенных слов в ряду других;
- различение отдельных звуков в ряду звуков, слогов и слов;
- запоминание слоговых рядов из 2-4 слогов, близких по акустическому восприятию;
- запоминание звуковых рядов.
Филичева Т.Б. в программе обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием предлагает начинать обследование фонематического восприятия с повторения серий слогов и слов, близких по акустическому восприятию. Затем предлагаются задания на выделение определенного звука из ряда других звуков; на определение наличия или отсутствия заданного звука в слове; на отбор предметных картинок с заданным звуком и на называние ряда слов, содержащих определенный звук.
В учебном пособии «Логопедическая работа с дошкольниками» под общей редакцией профессора Н.М.Назаровой представлены задания на диагностику фонематического восприятия в соответствии с онтогенетическим принципом. Сначала ребенку предлагаются задания на выделение звука в ряду других звуков, далее - слогов и слов, на определение наличия (отсутствия) звука в слове, на подбор слов на заданный звук. Затем оценивается способность анализа позиции звука в слове (начальная, конечная, в середине слова), причем сначала анализируется позиция гласного, затем согласного в слове. В завершении диагностики ребенку предлагается анализ обратного слога, типа «ат», «ок», «уп», если ребенок ранее был в логопедической работе и владеет понятиями «гласный» и «согласный звук», дифференцирует понятия «предложение», «слово», «слог».
Анализ результатов диагностики детей с речевыми нарушениями показывает разный уровень сформированности фонематического восприятия: от полной неспособности выполнить задание до некоторых незначительных затруднений при выполнении более сложных заданий. При этом эти трудности не всегда коррелируют с нарушенным произношением.
Если ребенок неправильно произносит только сложные по артикуляции звуки (свистящие, шипящие, сонорные), то он эти звуки и не дифференцирует. Это 47% от всего количества обследованных детей с нарушениями речи. Если ребенок затрудняется в произношении 3-5 групп звуков, то и фонематическое восприятие нарушено более грубо: ребенок не различает практически все звуки родного языка. Эта группа составляет 35% от количества обследованных детей.
Однако, наблюдается категория детей, у которых произношение звуков не нарушено или находится в стадии автоматизации поставленных звуков, однако уровень фонематического восприятия низкий (дети затрудняются в анализе многих звуков, в основном согласных). В большинстве случаев это учащиеся первых классов общеобразовательных школ, обучающиеся на логопункте и ранее посещавшие занятия логопеда. Количество таких детей составляет 18%.
Несформированность фонематического восприятия снижает у детей готовность к овладению фонемным анализом и синтезом. Нередко вместо выделения первого гласного или согласного звука дети называют слог или все слово.
Перечисленные трудности не позволяют детям полноценно усваивать программу общеобразовательной школы, а в процессе обучения письму и чтению у них появляются специфические ошибки, такие как замены согласных букв, пропуски, перестановки букв и слогов, замены гласных под ударением, вставка лишних букв.
Таким образом, диагностика фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями с одной стороны одна из наиболее изученных, а с другой стороны одна из наиболее сложных проблем отечественной логопедии. В настоящее время нет достоверных статистических сведений о распространенности нарушений фонематического восприятия у детей с различными речевыми расстройствами в регионах России. Подходы к изучению проблемы диагностики и коррекции фонематического восприятия у детей носят многоаспектный и междисциплинарный характер.
Литература.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников, М., 1997.
- Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха детей. М., 1996.
- Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. Под общей редакцией Г.В.Чиркиной. М., 2003.
- Филичева Т.Б., Чиркина Т.Б., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с речевыми нарушениями. М., Просвещение, 2008.
- Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонематический слух и фонематическое восприятие
Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. ...
Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки ребенка к школе.
1.Введение2. Проблема развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста2.1. Основные фонематические процессы2.2. Особенности фонематического восприятия у де...
развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на уроках русского языка в начальной школе
Данная презентация рассказывает об особенностях работы с детьми, имеющими нарушения фонематического слуха, дисграфию и дислексию на уроках русского языка...
Фонематический слух, фонематическое восприятие. Диагностика.
В данном сообщении рассматривается понятие фонематический слух и фонематическое восприятие, порядок проведения их диагностики....
Перспективное планирование по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза
Планирование составлено на два года коррекционного обучения (старшая и подготовительная логопедическая группа)....
Диагностика фонематического восприятия у младших школьников
Предлагается одна из методик обследования фонематического слуха у мдадших школьников, что является одним из важнейших компонентов фонематического восприятия....
Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонематические недостатки речи».
Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонемат...