Дефектологические представления по классам
учебно-методическое пособие ( класс) по теме
позаимствовано на сайте А.Д.Вильшанской http://vilshanskaya.ru/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
defect_predstavl_1po_klassam.doc | 72 КБ |
shema_analiza.doc | 33 КБ |
urovni_i_protokol_vilshanskaya.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Дефектологическое представление на учащегося первого класса
(первое полугодие)
Фамилия, имя, отчество_________________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________________
Школа № ________________ класс ________________________________________________
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (контактность, проявления негативизма, реакция на неуспех, похвалу, наличие аффективных реакций)__________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Развитие общей и мелкой моторики________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Понимание инструкции, воспринятой на слух (понимает сразу, после повтора, после разъяснения, не понимает)___________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Обучаемость:
- восприимчивость к помощи (стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая помощь)________________________________________________________________________
- способность переноса на аналогичные задания_______________________________________
________________________________________________________________________________
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности, наличие ориентировочного этапа, использование рациональных способов действий, импульсивность/ инертность действий, самоконтроль)____
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Темп работы (на учебном и неучебном материале)_____________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях)_________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Сформированность пространственно-временных представлений___________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухо-моторная координация, стереогноз) __________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Особенности внимания______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Особенности памяти _________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности мышления:
- уровень развития наглядных форм мышления ___________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- сформированность предпосылок словесно-логического мышления _________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности конструктивной деятельности ______________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Общая характеристика речевого развития ________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровень готовности к школьному обучению ______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформированность предпосылок учебной деятельности (умение организовать свою деятельность, степень интереса к заданию, характеристика познавательной активности умение действовать по инструкции, работать в соответствии с образцом, способность принимать и удерживать учебную задачу)______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Планируемые мероприятия специалиста__________________________________________________
____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования______________________________________________
Подпись специалиста ______________________________________________
Дефектологическое представление на учащегося
Фамилия, имя, отчество_________________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________________
Школа МБОУ СОШ п.Пионерский класс ________________________________________________
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (контактность, проявления негативизма, реакция на неуспех, похвалу, наличие аффективных реакций)______________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Развитие общей и мелкой моторики________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно (понимает сразу, после повтора, после разъяснения, не понимает)______________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Обучаемость:
- восприимчивость к помощи (стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая помощь)________________________________________________________________________
- способность переноса на аналогичные задания_______________________________________
________________________________________________________________________________
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности, наличие ориентировочного этапа, использование рациональных способов действий, импульсивность/ инертность действий, самоконтроль)____
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Темп работы (на учебном и неучебном материале)_____________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях)_________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Сформированность пространственно-временных представлений___________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухо-моторная координация, стереогноз) __________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Особенности внимания______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Особенности памяти ________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности мышления:
- уровень развития наглядных форм мышления _________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
- словесно-логическое мышление _____________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Особенности конструктивной деятельности_____________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Общая характеристика речевого развития______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформированность учебных навыков:
Математика
- сформированность понятий числа, числовой последовательности_________________________
__________________________________________________________________________________
- вычислительный навык ____________________________________________________________
- навык решения задач ______________________________________________________________
- характерные ошибки ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Русский язык:
- навык каллиграфического письма ___________________________________________________
- навык орфографического письма под диктовку_________________________________________
__________________________________________________________________________________
- списывание текста ________________________________________________________________
- выполнение грамматических заданий_________________________________________________
- характерные ошибки ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Чтение:
- темп чтения______________________________________________________________________
- способ чтения____________________________________________________________________
- понимание прочитанного ___________________________________________________________
- навыки работы с текстом___________________________________________________________
- характерные ошибки_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, способы учебной работы)_________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Заключение _______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Планируемые мероприятия специалиста_______________________________________________
__________________________________________________________________________________
Дата обследования_______________ Подпись специалиста
Дефектологическое представление на учащегося
(5-9 класс)
Фамилия, имя, отчество_____________________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________________________
Школа № ________________ класс ___________________________________________________
Поведение в ситуации обследования, особенности эмоционально-волевой сферы (контактность, преобладающий фон настроения, способность к регуляции поведения и соблюдению предъявляемых требований, произвольность) __________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Характер деятельности и работоспособность (целенаправленность и организованность деятельности, способность сосредоточенно работать длительное время, общий темп и продуктивность деятельности, время проявления признаков утомления, способность к волевому усилию при возникновении трудностей, самоконтроль) _________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Общая характеристика обучаемости (понимание инструкции к заданию, осознание учебной задачи, способность к преднамеренному запоминанию, сосредоточению и поддержанию активного внимания, стойкость учебного интереса, потребность в помощи) _________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Уровень познавательной активности в соответствии с учебными интересами (высокий, средний, низкий, избирательная познавательная активность) _____________________________
__________________________________________________________________________________
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Гнозис (зрительный, слуховой, тактильный, пространственный)___________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Особенности внимания______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Особенности мнестической деятельности _____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Особенности мыслительной деятельности (сформированность понятийного мышления, интериоризация, владение операциями мышления, умение их использовать в учебной работе)
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Особенности речевого развития ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, уровень активности и самостоятельности в учебной работе) ________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Сформированность общеучебных умений и навыков, способов учебной работы (умения и навыки восприятия и переработки информации, выбор и использование рациональных способов действий, осознанность обучения) ____________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности (умение проверить правильность выполненной учебной работы, соответствие полученного результата поставленной учебной задаче ________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Характерный уровень сформированности знаний, умений, навыков по предметам в соответствии с программными требованиями __________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Заключение _______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Планируемые мероприятия специалиста_______________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Дата обследования_______________________________________________
Подпись специалиста_____________________________________________
Предварительный просмотр:
Схема анализа дефектологического обследования учащихся
(приложение к дефектологическому представлению на учащегося)
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования
Оцениваются: особенности вступления ребенка в контакт, желание общаться, характер общения (чрезмерная общительность, замкнутость), критичность; анализируется характер отношения к самому обследованию, отдельным заданиям, проявления эмоциональных реакций.
Важно отметить характерные особенности поведения ребенка во время обследования: возможность принятия ситуации обследования, совместной деятельности (игры), реакция ребенка на замечания, похвалу, осознание своей успешности или неуспешности, отношение к результату своей деятельности и оценке педагога.
При повторных обследованиях в этой графе могут отмечаться характерные особенности поведения учащегося на уроках и занятиях, особенности эмоционально-волевой сферы.
Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно
Оценивается уровень понимания ребенком инструкции и характера задания. Необходимо зафиксировать и учитывать, какого типа инструкция понятна детям: вербальная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная. Учитывается способность ребенка сознательно удерживать инструкцию и ее составляющие части до окончания работы. Отмечается уровень понимания инструкций, прочитанных учащимся самостоятельно (понимает сразу, требуется повторное чтение, задает уточняющие вопросы, затрудняется в восприятии целостности задания, при этом выполняет его после разъяснений инструкции педагогом).
Обучаемость (восприимчивость к помощи, способность переноса на аналогичные задания)
Оценивается обучаемость ребенка как общая способность к обучению: умение работать по образцу, инструкции, умение работать самостоятельно, потребность в помощи, восприимчивость к помощи педагога, характер оказываемой помощи, необходимое для выполнения задания количество «уроков», способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания.
По характеру оказываемой ребенку помощи от минимальной к максимальной выделяется стимулирующая, организующая, направляющая и обучающая помощь. Стимулирующая помощь предъявляется в виде эмоционального настроя на выполнение задания, предложения подумать, проверить результат своей работы. Организующая помощь предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию. Направляющая помощь предусматривает проведение ориентировки в задании, планирования предстоящих действий, может включать смысловые опоры, обеспечивая наглядный план умственных действий. Обучающая помощь предъявляется в виде указаний, определяющих последовательность хода решения, подробного описания алгоритма выполнения задания.
При предъявлении аналогичного варианта задания важно отметить способность ребенка к переносу способа действий, который может быть полным или частичным, либо полностью отсутствовать.
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций
Не менее важным диагностическим критерием является оценка состояния учебнопознавательной деятельности ребенка. Фиксируются мотивационный, операционный, регуляционный компоненты деятельности.
В мотивационном компоненте оценивается уровень принятия задачи ребенком, познавательная активность, готовность к решению интеллектуальных задач, удержание познавательного интереса к заданию, реакция на трудности в работе. Операционный компонент рассматривается с точки зрения умения планировать свою деятельность в соответствии с целью задания, удерживать программу и подчинять действия конечной цели, осуществлять активные поиски адекватных способов решения. Отмечаются сами способы, которыми оперирует ребенок при выполнении задания (их рациональность, экономичность и т.д.). В регуляционном компоненте анализируются умение осуществлять самоконтроль, способность замечать и исправлять ошибки, оценивать работу, соотносить конечный результат с поставленной целью.
Темп работы
Оценивается средний показатель времени, затраченного ребенком при выполнении заданий на протяжении обследования; характеризуется скорость протекания мыслительных процессов; темп самостоятельной работы на уроке.
Работоспособность
Отмечается уровень и характер работоспособности (низкая в результате повышенной соматической истощаемости; низкая, обусловленная церебрастенией и др.)
Показатели развития познавательной деятельности учащегося
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация, развитие общей и мелкой моторики, сформированность пространственно-временных представлений, особенности восприятия, особенности внимания, особенности памяти, особенности мышления, особенности конструктивной деятельности, общая характеристика речевого развития оцениваются в соответствии с требованиями и критериями нормативного возрастного развития ребенка. При этом кратко отмечаются индивидуальные характеристики познавательных процессов, определяющие структуру нарушения.
Сформированность учебных навыков
Оценивается общий уровень сформированности знаний, умений и навыков в соответствии с программными требованиями.
Общая характеристика учебной деятельности
Оцениваются в соответствии с возрастом: уровень сформированности учебной мотивации, умения и навыки планирования учебной деятельности (осознание учебной задачи, постановка целей, выбор пути достижения цели), уровень познавательной и поисковой активности (стремление ребенка решить задачу, найти рациональные способы действий, в случае неудачи прибегнуть к другому варианту решения), уровень самостоятельной работы, самоконтроль.
Заключение
Делается краткое заключение о развитии учебно-познавательной сферы учащегося с указанием несформированных либо нарушенных функций.
Планируемые мероприятия специалиста
При необходимости зачисления учащегося на занятия отмечаются основные направления коррекционной работы, либо характер планируемой работы (динамическое наблюдение за развитием учащегося; психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса и др.).
Предварительный просмотр:
ПРОТОКОЛ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
ФИО________________________
возраст________ класс___________
1. Поведение в ситуации обследования (нужное подчеркнуть)
а) В контакт вступает (очень) легко – трудно; сам рассказывает о себе – только отвечает – молчит _______________________________________
б) Поведение: без особенностей – импульсивен – двигательно-расторможен – скован – друие особенности ____________________________________________________
в) Эмоциональная сфера: спокоен – возбужден – тревожен – агрессивен – замкнут – другое ______________________________________________________________
г) Темп работы: высокий – средний – низкий; нестабильность; истощаемость
______________________________________________________________
д) Работоспособность: высокая – средняя – низкая; истощаемость
______________________________________________________________
2. Обучаемость: стимулирующая - организующая – направляющая - обучающая помощь; перенос полный – частичный – отсутствует; другие особенности
__________________________________________________________________________
3. Понимание инструкции: понимает сразу - после повтора – после разъяснения – не понимает; другие особенности_________________________________________________________________________
4. Осведомленность: высокая – средняя – ниже среднего – низкая
Кругозор______________________________________________________
Словарь _______________________________________________________
5. Речь: правильность _________________________________ развернутость высказываний____________________ связная речь ______________________
6. Моторное развитие
Динамический праксис: ладонь – кулак - ребро
а) Усвоение программы: с 1 показа – со 2 показа – совместно – по речевой инструкции
б) Выполнение: плавно – пачками – поэлементно
г) Ошибки: сбои – персеверации – сужение программы – инертный стереотип – нарушение порядка элементов – пространственно-кинестетические ошибки
Реакция выбора 1 2 1 2 1 2 2 1 2 1 2 1 1
а) Усвоение программы: самостоятельное – со зрительной опорой – недоступно
б) Переключение: без ошибок – с самокоррекцией – стереотипность
г) Темп реакции: быстрый – нормальный – замедленный – медленный с пропусками
Графические пробы:
Время выполнения _________
Реципрокная координация
а) Выполнение нормальное – со сбоями – поочередное – с уподоблением
б) Ассиметрия рук – отставание - передвижение – недоведение рук
Письменные работы (анализ рабочих тетрадей) аккуратные – небрежные – крайне небрежные, другие особенности ________________________________________
7. Зрительное восприятие
а) реалистические изображения ________________________________
б) перечеркнутые предметы: ландыш ___________________, балалайка _______________, лампа _________________, бабочка ____________
в) недорисованные предметы: чайник ___________________, лампа ________________, ключ ___________________, весы ___________________
г) наложенные изображения__________________________________________________________________________________
д) зашумленные изображения ___________________________________
8. Слухо-моторная координация
Выполнение по образцу: 1) 2)
3) 4) 5)
По речевой инструкции: 1)по два 2) по три
9. Пространственно временные отношения:
Ориентация в схеме тела ________________________________________
Ориентация в пространстве: понимание: за _____ перед_____ справа_____ слева _______ ________________ _____________ ____________
Понимание логико-грамматических конструкций:
Сережа замерз, потому что____________________________________
Перед тем как пойти гулять, я зашел к другу. Что было раньше? _________________________________________________________________
Вместо того чтобы надеть сапоги, я надел носки. Что нужно было надеть?
_________________________________________________________________
Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?________________________
Употребление предлогов: в _________, за _________, под _________, перед _________, между _________.
Определение временной последовательности _____________________
10. Внимание
Таблицы Шульте: время __________ ошибки _____________________
Найди отличия: время ___________ количество_____________________
Повторение цифр (обратный счет): 1 _____ 2_____ 3______ 4________ 5______ 6_____ 7_____
11. Память
Зрительная память: объем ________ привнесения ______ повторы___
Слухо-речевая память объем_________ привнесения ________________ повторы___________
Прямой счет: 1 _____ 2_____ 3______ 4________ 5______ 6_____ 7_____
Запоминание и воспроизведение предложений, рассказа __________________
Отсроченное воспроизведение: объем___ привнесения _______повторы___
12. Конструктивный праксис:
Разрезные картинки: человек __________________________________,
бабочка ____________________________________________________,
петух ______________________________________________________.
13. Мышление
а) Четвертый лишний Обобщение, объяснение, ошибки | б) Пятый лишний Обобщение, объяснение, ошибки | |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
г) Сюжетные картинки
Порядок ____________________________________________________
Рассказ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
д) Понимание скрытого смысла сюжетной картинки, рассказа___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
Понимание: самостоятельное – после вопроса – непонимание
е) Понимание метафор, пословиц
Золотые руки_______________________________________
Светлая голова____________________________________________
Каменное сердце_____________________________________
Ядовитый вопрос____________________________________________
Цыплят по осени считают____________________________________
Любишь кататься, люби и саночки возить________________________
Друг познается в беде_________________________________________
14. Особенности организации деятельности, сформированности регуляторных функций (целенаправленность деятельности, наличие ориентировочного этапа, использование рациональных способов действий, импульсивность/ вязкость действий, самоконтроль) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
Дата ФИО специалиста__________
Уровневая оценка развития познавательных процессов обучающихся учителем-дефектологом.
Предлагаемый протокол дефектологического обследования и его оценка включают в себя исследование различных сторон познавательной сферы и в целом поведения ребенка. Диагностическое исследование и оценка организованы в блоки (развитие отдельных ВПФ). В конце приводится суммарная оценка данных. Дополнительно анализируются рабочие тетради и контрольные работы ребенка для оценки сформированности учебных умений и навыков.
Исследование состояния моторного развития ребенка.
а) Графическая проба
Ребенок должен, не отрывая карандаш от бумаги, воспроизвести графические ряды из одного или двух сменяющихся звеньев.
Для анализа регулирующей функции речи задания предлагаются в двух вариантах: вначале по наглядному образцу, а затем – по речевой инструкции: «Рисуй и подсказывай себе: башня – крыша – башня – крыша».
Оценка результатов:
5 баллов – задание выполняется правильно, самостоятельно;
4 балла – задание выполняется правильно, но в конце графического ряда происходит замедление движения, отрыв карандаша от бумаги;
3 балла – при выполнении задания сохраняется топологическая схема, но нарушается плавность движения, появляются микро- и макрографии;
2 балла – в конце графического ряда утрачивается топологическая схема движения;
1 балл – с самого начала выполнения задания топологическая схема движения не усваивается.
б) Условные и двигательные реакции:
Реакция выбора. В правую руку ребенку дается зеленый флажок, а в левую – красный. Инструкция: «Когда я стукну по столу один раз – ты поднимешь красный флажок. Когда два раза – зеленый. Понял? Повтори!»
Конфликтная реакция. Инструкция: «Когда я буду показывать тебе палец, ты должен показать мне кулак и наоборот». Вначале сигналы предъявляются поочередно (палец-кулак), затем порядок нарушается. Это позволяет увидеть, способен ли ребенок преодолеть выработанный стереотип и подчинить свои действия инструкции.
Оценка результатов:
5 баллов – задание выполняется правильно в предложенном темпе;
4 балла - задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;
3 балла – вначале задания выполняются правильно, но затем появляются эхопраксии, ошибки замечаются и исправляются только в части заданий;
2 балла – эхопраксии наблюдаются с самого начала выполнения задания; ошибки замечаются и исправляются только в части заданий;
1 балл – ребенок не способен подчинить свои действия инструкции, своих ошибок не замечает.
в) Динамический праксис («кулак – ладонь – ребро»)
Поочередная смена позы и положения кисти руки. Инструкция: «Посмотри как я делаю и повтори за мной». Задание выполняется сначала для правой руки, затем для левой. Если ребенок не может выполнить задание, следует речевое подкрепление: «Делай и помогай себе словами: кулак – ладонь – ребро.
Оценка результатов (производится сначала для выполнения по показу, затем для выполнения с речевым сопровождением):
5 баллов – задание выполняется правильно, в заданном темпе;
4 балла - задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;
3 балла - вначале задания выполняются правильно, но затем возникает дезавтоматизация движений (явление истощения);
2 балла – при выполнении задания нарушается формула движения (явления персевераторности на истощении);
1 балл – задание не выполняется; формула движения не усваивается.
г) Реципрокная координация движений (проба Озерецкого)
Одновременное и поочередное сжимание и разжимание пальцев рук. Вначале педагог показывает, как следует производить движения руками. Если ребенок не может повторить движения, повторный показ сопровождается инструкцией: «Положи обе руки на стол вот так. Одну руку сожми в кулак, а другая пусть пока лежит ладошкой на столе. Теперь –наооборот – вот так. Продолжай движения вместе со мной».
Оценка результатов:
5 баллов – задание выполняется правильно, в предложенном темпе;
4 балла – задание выполняется правильно, автоматизированно, но в медленном темпе;
3 балла – вначале задание выполняется правильно, но вскоре возникает дезавтоматизация движения (явления истощения);
2 балла – с самого начала выполнения задания движения не автоматизируются, выраженные явления дискоординации приводят к распаду формулы движения;
1 балл – задания не выполняются из-за выраженной персевераторности движений.
д) Анализ рабочих тетрадей.
5 баллов – аккуратные работы, хороший уровень сформированности навыка каллиграфического письма;
4 балла – аккуратные работы, но подчерк неровный, может отмечаться усиленный нажим на карандаш;
3 балла – работы небрежные, отмечается разная величина в написании графем, трудности формирования навыка каллиграфического письма;
2 балла – крайне небрежные работы, выражены трудности формирования навыка каллиграфического письма;
1 балл – тремор руки, навык каллиграфического письма не сформирован.
Изучение уровня пространственно-временной ориентации.
Оценка в баллах за отдельные задания не производится. Оценивается общий показатель выполнения заданий, в котором учитывается уровень сформированности представлений о схеме тела, ориентации в пространстве, понимание и употребление предлогов, понимание сложных речевых конструкций, представление о времени суток, умение устанавливать последовательность времен года, месяцев, дней недели.
5 баллов – задания выполняются правильно по всем перечисленным параметрам;
4 балла – в целом правильное выполнение заданий, но могут возникать трудности в понимании сложных лексико-грамматических конструкций;
3 балла – не автоматизирован навык право/левосторонней ориентации, отмечаются трудности употребления предлогов и ошибки в понимании сложных речевых конструкций, при выполнении заданий на определение временной последовательности могут возникать затруднения при перечислении месяцев, дней недели.
2 балла – не автоматизирован навык право/левосторонней ориентации, при выполнении заданий допускаются ошибки в определении последовательности времен года, месяцев, дней недели, описании сезонных изменений, возникают трудности в употреблении предлогов, отмечается неточное их понимание, очевидны трудности понимания сложных лексико-грамматических конструкций.
1 балл – трудности возникают на этапе выполнения заданий на ориентировку в схеме собственного тела, ближайшем пространственном окружении, выполнение всех последующих заданий недоступно.
Исследование восприятия.
Зрительное восприятие
а) Узнавание реалистических, контурных, зашумленных, наложенных изображений.
Оценка результатов:
5 баллов – все задания выполняются правильно и самостоятельно;
4 балла – правильно узнает и называет предметы, но при рассмотрении «зашумленных», наложенных дуг на друга изображений сам прибегает к вспомогательным приемам: обводит контуры пальцами, комментирует свои действия;
3 балла – самостоятельно справляется только с более легкими вариантами заданий, прибегает к вспомогательным приемам только после подсказки экспериментатора, но и тогда в части заданий повышенной трудности делает ошибки;
2 балла – выполняет с ошибками большинство заданий даже после организующей помощи взрослого (слабо дифференцирует наложенные изображения, ошибается в узнавании «зашумленных», перечеркнутых изображений; не узнает недорисованных изображений);
1 балл – не справляется ни с какими заданиями.
б) Симультанный и сукцессивный гнозис (понимание смысла сюжетных картинок; понимание сюжета последовательных картинок).
Производится качественный анализ выполнения задания, отмечается характер затруднений: непонимание сюжета, время восприятия, импульсивность действий, отказы, эффективность помощи.
Оценка в баллах:
5 баллов – задания выполняются правильно и самостоятельно;
4 балла – задания выполняются с использованием стимулирующей и направляющей помощи педагога, снижена скорость восприятия;
3 балла – возникают затруднения при выполнении заданий, упускаются важные смысловые звенья при восприятии и описании картинок, требуются наводящие вопросы, направляющая помощь;
2 балла – выражены трудности понимания сюжета, объяснение, которое дает ребенок неточно отражают происходящее, требуется развернутая помощь педагога;
1 балл – непонимание сюжета.
Слухо-моторная координация
а) Выстукивание различных по сложности ритмических групп по подражанию, с чередованием слабых и сильных ударов (простые группы: .. .. .. .., с акцентами: _ _ . . . _ _ . . .; . . . _ _ . . . _ _ )
Ребенок не должен видеть рук экспериментатора (руки закрываются листом бумаги). Дается инструкция: «Постучи вот так». При затруднениях вводится речевой просчет: «Ударяй и приговаривай: раз, два – тук, тук, тук …)
Оценка результатов.
5 баллов – все задания выполняются правильно, в заданном темпе;
4 балла – задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
3 балла – вначале ритмическая структура воспроизводится правильно, но вскоре возникает дезавтоматизация движений (явления истощения);
2 балла – с самого начала выполнения задания движения не автоматизируются, на истощении возникают персеверации;
1 балл – задания не выполняются из-за выраженной персевераторности движений.
б) Выстукивание различных по сложности ритмических групп по речевой инструкции. Инструкция: «Постучи теперь сам, как я скажу …, повтори несколько раз»
- по два раза громко;
- по три раза тихо;
- один раз громко, два тихо.
Оценка по аналогии с предыдущим заданием.
Исследование мыслительной деятельности.
а) Составление разрезных картинок (рекомендуется использование методики с применением разрезных картинок, разработанной Л.И. Переслени, О.И. Шурановой)
Критерием результативности выполнения задания является использование ребенком различных видов помощи. Также фиксируется способ выполнения задания (метод зрительного соотнесения, примеривания, нерациональные пробы), время, затрачиваемое на каждую картинку, плавность контура.
Оценка результатов.
5 баллов – самостоятельное выполнение задания ребенком с первой попытки.
4 балла – задание выполняется ребенком с использованием образца не разделенного на части (2 попытка).
3 балла – задание выполняется ребенком с третей попытки с использованием образца разделенного на части.
2 балла – задание выполняется ребенком путем наложения частей картинки на образец (с последующим самостоятельным складыванием этой же картинки после обучения).
1 балл – не может выполнить задание, не понимает инструкции, либо выполнив задание путем наложения не может составить картинку повторно.
б) Определение последовательности серии сюжетных картинок.
Оценка результатов:
5 баллов – картинки разложены самостоятельно правильно, ребенок воспринимает событие на серии картинок как единое целое, понимает, что событие представлено последовательно.
4 балла – раскладывает картинки правильно после оказания помощи в виде указания на первую картинку последовательности;
3 балла – выделяет сюжетное содержание серии картинок, вычленяет центральную идею сюжета, но затрудняется в определении логической последовательности временного развития событий, использует стимулирующую помощь при раскладывании картинок;
2 балла – выделяет сюжетное содержание серии картинок, но испытывает серьезные затруднения в установлении причинно-следственных зависимостей, ошибается в определении последовательности серии, использует помощь в виде наводящих вопросов;
1 балл – воспринимает каждую картинку изолированно, то есть не объединяет серию картинок в один сюжет (воспринимает серии картинок как набор рядоположенных событий), испытывает трудности понимания инструкции, выполнение задания требует развернутой обучающей помощи.
г) Исключение лишнего предмета понятия.
Оценивается уровень интуитивно-практического и словесно-логического обобщения. Рекомендуется использовать наглядный материал методики в модификации Н.Л. Белопольской.
При оценке интуитивно-практического обобщения указывается общее количество правильных ответов (из 10 возможных).
5 баллов – 10 правильных ответов;
4 балла – 9-8 правильных ответов;
3 балла – 7-6 правильных ответов;
2 балла – 5 правильных ответов;
1балл – менее 5 правильных ответов.
Критерием сформированности словесно-логического обобщения служит умение ребенка объяснить свой выбор, сделать обобщение.
Оценка результатов:
5 баллов – проводит обобщение с опорой на существенные (понятийные) признаки;
4 балла – при обобщении наравне с понятийными признаками имеют место обобщения по функциональному признаку;
3 балла – проводит обобщение по функциональному признаку;
2 балла – в качестве обобщающего признака выступает какая – либо конкретная ситуация;
1балл – основным смыслообразующим элементом является какой-либо несущественный, случайный признак, либо не понимает смысла задания.
д) Понимание условности речи (скрытого смысла текста, метафор, пословиц).
Оценка результатов:
4 балла – верное понимание смысла происходящего.
3 балла – правильное понимание смысла после уточняющих вопросов педагога.
2 балла – буквальное понимание смысла истории даже после оказания помощи.
1 балл – непонимание смысла задания, неадекватное толкование смысла даже в условиях обучающей помощи.
Исследование развития речи.
а) Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
(Задание предъявляется при исследовании мышления: «Определение последовательности серии сюжетных картинок»)
Оценка результатов.
5 баллов – рассказ логичен, верно передает смысл происходящего, оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций; адекватное использование вербальных средств;
4 балла – в рассказе соблюдается логическая последовательность событий, оформление грамматически верное, но используемые грамматические конструкции недостаточно разнообразны, рассказ лаконичен.
3 балла - рассказ оформлен грамматически правильно, но однообразно, часто используются простые нераспространенные предложения, имеются нарушения порядка слов, пропуск отдельных смысловых звеньев, частые повторы односложных, упрощенных связующих элементов, отмечается бедность словаря, близкие семантические замены.
2 балла – выражена тенденция к фрагментарности текста, перечислению деталей, событий без обобщающей сюжетной линии, неоднократные необоснованные повторы слов, грамматических конструкций, наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы, выражена бедность словарного запаса, неоднократные вербальные замены.
1 балл – невозможность самостоятельного построения связного текста, множественные аграмматизмы.
б) Пересказ текста.
(Задание предъявляется при исследовании мышления: «Понимание скрытого смысла текста»)
5 баллов – самостоятельный и развернутый пересказ текста, с использованием сложных грамматических конструкций и соблюдением прчинно-следственных связей.
4 балла – самостоятельный пересказ текста, при воспроизведении опущены некоторые синтаксические единицы, не влияющие на общий смысл текста; в речи используются простые распространенные предложения, учитываются причинно-следственные связи.
3 балла – пересказ текста неполный, опущены 1-2 существенные смысловые единицы, требуется направляющая помощь педагога.
2 балла – пересказ частичный, полное воспроизведение осуществляется по наводящим вопросам педагога.
1 балл – не справляется с заданием.
в) Спонтанная речь.
Оценка в баллах отсутствует, фиксируется общая характеристика состояния лексики, грамматики, связности высказываний ребенка.
Исследование мнемической деятельности.
Зрительная память.
Запоминание зрительно предъявленных объектов.
Возможны два варианте предъявления этого задания:
1) Ребенку предъявляются 10 объектов для запоминания в течение 30-40 с, которые он впоследствии должен воспроизвести по памяти.
2) Время предъявления не ограничивается, в протоколе фиксируется время, которое ребенок затрачивает на запоминание и количество правильных воспроизведений.
Отмечается количество воспроизведенных объектов, наличие привнесений, повторов. Средневозрастное значение 6-7 лет – от 7 правильных ответов, 8-9 лет – от 8-9 правильных ответов, 10 лет от 10 правильных ответов.
Оценка результатов:
5 баллов – 10-9 правильных ответов при времени запоминания 30-40 с;
4 балла – 8-7 правильных ответов;
3 балла – 6 правильных ответов, отмечаются повторы, наличие привнесений;
2 балла – 5-4 правильных ответов, отмечаются повторы, большое количество привнесений;
1балл – менее 4 правильных ответов.
Также фиксируется количество объектов, названных при отсроченном воспроизведении через 30-40 мин (среднее значение 7-6 правильных ответов для возраста 8-9 лет).
Слухо-речевая память.
а) Повторение цифр (Используемое задание из теста Д. Векслера состоит из двух частей: прямой счет для диагностики памяти и обратный счет для диагностики внимания.)
Прямой счет. Предлагается ряд цифр, который увеличивается при правильном воспроизведении. При ошибке какого-либо из рядов дается аналогичный ряд с тем же количеством цифр. В случае правильного воспроизведения диктуется следующий по величине ряд. При неправильном воспроизведении задание прекращается и фиксируется последнее количество верно названных цифр. Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько цифр тебе нужно повторить их за мной в точно таком же порядке».
3 – 8 – 6
3 – 4 – 1 – 7
8 – 4 – 2 – 3 – 9
3 – 8 – 0 – 1 – 7 – 4
5 – 1 – 7 – 4 – 2 – 3 – 8
1 – 6 – 4 – 5 – 9 – 7 – 6 – 3
5 – 3 – 8 – 7 – 1 – 2 – 4 – 6 – 9
Нормативами выполнения задания «Прямой счет» являются показатели:
5 – 7 лет – объем кратковременной памяти 3-5 единиц;
8 – 9 лет – объем кратковременной памяти 3-6 единиц;
10 – 11 лет – объем кратковременной памяти 4-7 единиц.
Соответственно выставляются баллы по возрасту, например, для 8 – 9 лет: 5 баллов – 6 единиц;
4 балла – 5-4 единицы;
3 балла – 3 единицы с первой попытки;
2 балла – 3 единицы со второй попытки;
1 балл – не справился.
Комбинированная память.
а) Пересказ текста прочитанного самостоятельно (Задание предъявляется при исследовании мышления: «Понимание скрытого смысла текста»).
Оценка результатов:
5 баллов – правильный самостоятельный пересказ текста, воспроизведение близкое к тексту, содержит все основные смысловые звенья, изложенные в заданной последовательности;
4 балла – правильное самостоятельное воспроизведение содержания текста, но при изложении материала ребенком допускаются неточности (изменение последовательности предложений, лексические замены речевых единиц, не влияющие на общий смысл текста)
3 балла – неточное воспроизведение рассказа, возможны привнесения при пересказе, пропуск отдельных смысловых звеньев или отсутствие связующих звеньев; помощь педагога в форме наводящих вопросов способствует целостности высказывания;
2 балла – тенденция к фрагментарности текста, к перечислению событий без обобщающей сюжетной линии, изложение сопровождается повторами, привнесениями; воспроизведение текста возможно только по наводящим вопросам педагога;
1 балл – невозможность построения связного текста даже в условиях обучающей помощи.
Исследование функции внимания.
а) таблицы Шульте.
В протоколе отмечается время, затраченное на выполнение задания. Средневозрастными показателями считаются 1-1,5 мин для детей 6-7 лет, 45с – 1мин для 8-10 лет.
б) Найди отличия.
Фиксируется время выполнения задания и количество найденных отличий. Для детей младшего школьного возраста средним показателем считается нахождение 15 отличий в течение 1 минуты.
в) Повторение цифр
«Обратный счет» проводится по аналогии с заданием «Прямой счет».
Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько цифр. Тебе нужно их повторять, но начинать с конца, говорить в обратном порядке. Я скажу 1 – 2 (показать рукой на разные концы стола), а ты скажешь 2 – 1 (опять показать рукой на разные концы стола, но в обратном порядке).
2 – 5
5 – 7 – 4
7 – 2 – 9 – 6
4 – 1 – 3 – 5 – 7
1 – 6 – 5 – 2 – 9 – 8
8 – 5 – 2 – 9 – 3 – 4 – 2
6 – 9 – 1 – 6 – 3 – 2 – 5 – 8
Процедура проведения аналогична заданию «Прямой счет». Отмечается количество воспроизведенных правильно единиц. Показатели:
5-7 лет – 2-4 единицы;
8-9 лет – 2-5 единиц;
10 –11 лет – 3-6единиц.
г) Нахождение ошибок в задании.
Оценивается по аналогии с заданием «Найди отличия».
Суммарная обработка данных.
Анализ бальной оценки включает в себя выведение среднего балла по каждой из изучаемых функций. Результаты оцениваются следующим образом:
5 – 4,5 балла – уровень развития соответствует показателям возрастной нормы в значении «среднее», «выше среднего».
4,5 – 3,5 балла – уровень развития соответствует значениям возрастной нормы в значении «среднее», «нижняя граница нормы». В данном случае учащийся может быть зачислен на групповые занятия к психологу по развитию и коррекции познавательной деятельности (при наличии таких групп и свободных мест в них). В другом случае с ребенком проводит работу учитель по рекомендациям дефектолога или психолога на индивидуальных и групповых занятиях.
3,5 – 2,5 балла – уровень развития ниже возрастных показателей нормы, отмечается функциональная недостаточность развития познавательных процессов, невыраженное отставание сформированности отдельной психической функции. Учащийся нуждается в коррекционных групповых занятиях дефектолога.
2.5 – 2 балла – выраженное снижение показателей развития, дефицитарная недостаточность сформированности познавательных процессов. Учащийся нуждается в составлении индивидуальной программы работы дефектолога по формированию дефицитарной функции (возможно в условиях комплексного подхода).
1,9 – 1 балла – выраженное нарушение в развитии познавательных процессов. Требуется углубленное диагностическое обследование нарушенной функции, наблюдение за учащимся в динамике, комплексное заключение членов психолого-медико-педагогического консилиума школы. Коррекционная работа проводится в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дефектологическое представление на учащихся
дефектологическое представление учащихся 1 - 9 классы...
Дефектологическое представление на учащегося
Бланки дефектологического представления на учащегося 1, 1-4, 5-9 классов...
Планирование, представления педагога-психолога, дефектологические представления
Годовое планирование индивидуальной коррекционно – развивающей работы педагога-психолога, учителя-дефектолога, представления педагога-психолога, дефектологическое представление на обучающегося, ...
Дефектологическое представление на учащегося первого класса (первое полугодие)
Дефектологическое представление на учащегося первого класса(первое полугодие)...
Дефектологическое представлениена учащегося 9 класса.
Дефектологическое представление учащейся Заключение : ПМПК № от 12.03.2020. Обучение по АООП для обучающихся с ЗПРПоведение в ситуации обследования, особенности эмоционально-вол...
Дефектологическое представление учащегося 2 класса
В работе дефектолога необходимо уметь грамотно составлять представление на учащихся разных возрастов....
Представление учителя-дефектолога, дефектологическое представление
Примерные формулировки для заполнения дефектологических представлений....