Итоговое занятие по обучению грамоте "Потерянный дневник Незнайки"
план-конспект

Лубяко Людмила Васильевна

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

«Потерянный дневник Незнайки»

 

Цель:  обобщение и систематизирование у детей полученных знаний о звуках, слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-        Закреплять навык чтения слогов и слов;

-        Закреплять графический образ букв с целью профилактики оптической дисграфии;

-        Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, с использованием звукобуквенной модели, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие, согласные звонкие и глухие, деление на слоги, ударение);

-        умения составлять предложения  по опорным словам  и  умения ориентироваться в  графических схемах  к ним, с использованием правил написания;

Коррекционно-развивающие:

-        Совершенствовать фонематический слух: учить выделять первый звук в слове, определять его место в слове  (выделение первых звуков в словах;)

-        Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы («зашифрованное слово»)

-        Развивать мелкую и общую моторику, профилактика зрительной координации

Коррекционно-воспитательные:

-        воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга;

-        воспитывать взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества,

-        Формировать навык совместной работы в микрогруппах.

-        формировать мотивационную готовность ребенка к школе.

Индивидуальная работа:

-        побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Словарная работа:

-        закрепить понятия: буква, звук, слог, слово, предложение

 

Демонстрационный материал: школьный ранец; дневник Хрюши;  рулоны-задания – для двух команд (лист А-4);

Раздаточный материал: разноцветные картонные карточки- «камушки» с написанными на них  слогами; звуко-буквенные карточки (со «стертыми»  буквами); простые карандаши; звуковые пеналы; чистые листки для работы с «зашифрованным словом»; медали для награждения.

ТСО: компьютер, проектор, экран, презентация к занятию, презентация с физминуткой, презентация с гимнастикой для глаз.

 

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности дошкольников:

-        методы словесной передачи информации: беседа, пояснение

-        методы наглядной передачи информации: наглядный материал, презентации

-        методы передачи информации с помощью практической деятельности: практические упражнения

Методы стимулирования и мотивации:

-        эмоциональные: поощрения; создание ситуации успеха;

-        познавательные: создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений;

-        волевые: прогнозирование будущей деятельности;

-        социальные: создание ситуации взаимопомощи; заинтересованность в результатах своей работы;

-        игровые: игровой персонаж, принятие роли товарища-помощника

Методы контроля и самоконтроля:

-        устные: индивидуальные, фронтальные;

-        самоконтроль и взаимоконтроль: парный контроль, самоконтроль.

здоровьесберегающая технология (коррекция мелкой моторики рук, координация )

элементы социоигровой технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект28.97 КБ
Файл презентация452.56 КБ
Файл размытое слово11.56 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по обучению грамоте

«Потерянный дневник Незнайки»

Цель:  обобщение и систематизирование у детей полученных знаний о звуках, слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять навык чтения слогов и слов;
  • Закреплять графический образ букв с целью профилактики оптической дисграфии;
  • Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, с использованием звукобуквенной модели, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие, согласные звонкие и глухие, деление на слоги, ударение);
  • умения составлять предложения  по опорным словам  и  умения ориентироваться в  графических схемах  к ним, с использованием правил написания;

Коррекционно-развивающие:

  • Совершенствовать фонематический слух: учить выделять первый звук в слове, определять его место в слове  (выделение первых звуков в словах;)
  • Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы («зашифрованное слово»)
  • Развивать мелкую и общую моторику, профилактика зрительной координации

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга;
  • воспитывать взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества,
  • Формировать навык совместной работы в микрогруппах.
  • формировать мотивационную готовность ребенка к школе.

Индивидуальная работа: 

  • побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Словарная работа:

  • закрепить понятия: буква, звук, слог, слово, предложение

Демонстрационный материал: школьный ранец; дневник Незнайки;  рулоны-задания – для двух команд (лист А-4);

Раздаточный материал: разноцветные картонные карточки- «камушки» с написанными на них  слогами; звуко-буквенные карточки (со «стертыми»  буквами); простые карандаши; звуковые пеналы; чистые листки для работы с «зашифрованным словом»; медали для награждения.

ТСО: компьютер, проектор, экран, презентация к занятию, презентация с физминуткой, презентация с гимнастикой для глаз.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности дошкольников:

  • методы словесной передачи информации: беседа, пояснение
  • методы наглядной передачи информации: наглядный материал, презентации
  • методы передачи информации с помощью практической деятельности: практические упражнения

Методы стимулирования и мотивации:

  • эмоциональные: поощрения; создание ситуации успеха;
  • познавательные: создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений;
  • волевые: прогнозирование будущей деятельности;
  • социальные: создание ситуации взаимопомощи; заинтересованность в результатах своей работы;
  • игровые: игровой персонаж, принятие роли товарища-помощника

Методы контроля и самоконтроля:

  • устные: индивидуальные, фронтальные;
  • самоконтроль и взаимоконтроль: парный контроль, самоконтроль.

здоровьесберегающая технология (коррекция мелкой моторики рук, координация )

элементы социоигровой технологии.

Ход занятия:

1 этап:

Организационный, мотивационно - целевой

(подготовка детей  к занятию; привлечь внимание детей; вызвать интерес к происходящему; принятие детьми цели занятия)

Логопед: Ребята, посмотрите,  сколько сегодня  к нам пришло гостей!  Поздоровайтесь! Среди них много учителей из школ, в которые вы пойдете учиться осенью. Они пришли посмотреть, на то, готовы ли вы к школе. Проходите на свои места!

(на ковре «завал» из разноцветных картонных карточек со слогами)

П этап – основной

(дети работают на ковре парами)

  1. Логопед: Но что это? Какой-то «завал» из камней! Давайте, разберем его. Интересно, на камнях написаны слоги!  Возьмите по одному камню и попробуйте по цвету их  соединить. Наверно, должны получиться какие-то слова!

Чья команда быстрее выполнит задание – потопайте!

(бо-ло-то,  ле-сок, ре-ка,  тай-га,  го-ра,  по-ле)

Прочитайте получившиеся слова. Что напоминают нам эти слова?  (природу нашей страны)

Логопед: А это что? (логопед достает из-под «завала» - из-под ткани серого цвета школьный ранец)

- Чей это ранец? Давайте посмотрим внутри. Так, дневник Незнайки. Посмотрим отметки! Одни «двойки»!  Как вы думаете, почему ранец оказался под завалом? (Незнайка пошел играть и забыл его.  Специально спрятал  с «двойками»).

Логопед: Посмотрим по дневнику, что же Незнайке было  задано! Как много заданий!  Он их не выполнит, потому что дневник у нас и опять получит  плохую отметку! Что будем делать? Как ему помочь?  (Отнести ему дневник, выполнить за него задания и ему отдать)

Логопед: Давайте выполним задания, потом ему объясним, что и как мы делали, чтобы он понял.

  1. (Дети работают на столах, составленных по два)

В ранце  лежат  какие-то рулоны.  (логопед разворачивает)

Послушайте задание: составить слова по первым звукам картинок.  Так как рулона два, то и нам надо объединиться в две команды  (на мальчиков и девочек). Команды  берут  по рулону и начинают  выполнять! (слова: ПЕНАЛ- петух, ель, нос, абрикос, лампа; КНИГА-карандаш, нитки, игла, гусь, ананас)

Логопед:  Чья команда быстрее выполнит, поднимите руки вверх. 

Назовите слова  (пенал, книга)

  1. (Дети работают за столами)

А в ранце еще и карточки. Но буквы все размылись! Незнайка, наверно, воду разлил на них! Надо дописать буквы! Берите карточки и садитесь за столы  (на карточках слово «ШКОЛА»)

Сядьте ровно, спины распрямите, возьмите карандаш между ладоней:

Карандашик мы катаем,

Каждый пальчик разминаем.

Вперед-назад, вперед-назад

Лучше будем мы писать!

Начинайте писать!

Ребята, старайтесь, потому что вы  отдадите свои карточки нашим гостям. Они оценят ваши работы   и поставят или звездочку или флажок.

Логопед: Какое слово получилось? (ШКОЛА). Проверим ответ по нашей электронной доске (Слайд 1)

Теперь внимание, слушаем задание!

  • Составьте  звуковую схему этого слова (фишками)
  • Определите, сколько звуков в этом слове?  С места не кричим, поднимаем руки, отвечаем полными ответами.  (В слове «школа» 5 звуков)
  • Назовите гласные звуки (гласные звуки: О, А)
  • Назовите твердые согласные звуки (твердые согласные звуки  Ш, К, Л)
  • Назовите глухие согласные звуки (глухие согласные звуки Ш, К)
  • Назовите звонкие согласные звуки (звонкий согласный звук Л)
  • Посчитайте, сколько слогов в этом слове (в этом слове два слога)
  • Какое правило мы знаем? (ск.   Гласных в слове,  столько и слогов)
  • Куда падает ударение? Позовите  слово! (на гласный звук О, на какой слог – «шко») 
  • Проверим по нашей доске.  (Слайд 2)

  1. (Дети встают  кому где удобно)

А теперь переменка- физминутка  (презентация в слайдах)

  1. (Дети садятся за столы)

Следующее задание:

Составьте предложение со словом «ШКОЛА" по сюжетной картинке (Слайд 3)

Сколько слов у вас получилось?

Составьте предложение по заданной схеме (Слайд 4) –

                                                                               

        

Какое первое слово? Назовите.

Назовите второе слово, третье, четвертое, пятое. Почему с большой буквы? (начало предложения.) Когда еще пишется большая буква? (Если есть имена людей или клички животных, названия городов, рек, планет).

Что поставили в конце? (точку).

А какие еще знаки можно поставить? (вопросительный или восклицательный знаки)

  1. (дети работают в разных концах группы).

У Незнайки есть  еще невыполненные задания. Называется – «зашифрованное слово». Незнайка  перепутал все буквы в словах, и получилась путаница.  (Слайд 5)

Заданий будет  три, значит, и вам надо объединиться в три команды.  Как это сделать? (по весенним месяцам)

Задание: Под каждой буквой есть цифра. Нужно буквы поставить в порядке от единицы и далее. Берите листочки, карандаши и записывайте буквы по порядку.

Чья команда первой выполнит задание, похлопайте!

(слова: ЛКЕМИ         КИТСАЛ          НОВКОЗ  )

             3 4 2 1 5         6 5 4 3 2 1          4 3 2 6 5 1

Проверим по нашей доске: МЕЛКИ, ЛАСТИК, ЗВОНОК   (Слайд 6)

Ш этап - рефлексия

Логопед: Итак, вы справились со всеми заданиями!

Как вы расскажете об этом Незнайке? Какие задания вы выполняли?

 Дети:

разбирали «завал» и составляли слова из слогов;

по первым звукам картинок  составляли слово;

дорисовывали стертые буквы;

делали звуковой анализ слова «школа»;

придумывали предложения по схеме;

были «шифровальщиками»

Логопед:

Какое из заданий вам показалось трудным?  

Какое - легким?

Если мы помогли Незнайке , значит мы какие друзья? (хорошие, верные, надежные, настоящие) (Слайд 7)

Ребята,  сейчас вы можете подойти к нашим гостям, забрать у них ваши карточки с выставленной вам оценкой и посмотреть, что же вам поставили. И я знаю, что

наши гости вам приготовили сюрприз!

(Вручение медалей).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ш К О Л А

Слайд 5

Л К Е М И 3 4 2 1 5 К И Т С А Л 6 5 4 3 2 1 Н О В К О З 4 3 2 6 5 1

Слайд 6

МЕЛКИ ЛАСТИК ЗВОНОК

Слайд 9

Вы - настоящие друзья!



Предварительный просмотр:

   Ш                К         О                Л                А                

Ш                 К          О                Л                А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект итогового занятия кружка немецкого языка по окончании первого года обучения

5-летний курс немецкого языка с опорой на английский язык ( первый иностранный)  был запущен в школе для учащихся 7 классов, желающих изучать этот европейский язык на занятиях кружка.  Рабоч...

Итоговое занятие по теме дополнительной образовательной программы «Компьютерное обучение» - «Информационные процессы»

Тип занятия: комплексное  применение знаний, уменийЦель: выработка умений самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условияОбучающая: ·...

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за солнечными лучиками»

Конспект  итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте  в старшей группе «Путешествие за солнечными лучиками»....

Занятие по правилам дорожного движения «Незнайка в гостях у детей»

Данное занятие позволяет закреплять знания детей о транспорте, учит называть дорожные знаки, действовать правильно на сигналы светофора, позволяет играть вместе с родителями, что доставляет детям удов...

Итоговое занятие по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе.

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: «Путешествие по любимым сказкам»

Цель:  совершенствовать у детей навык звуко-слогового анализа и синтеза.Задачи.Коррекционно-образовательные.активизация словаря;повторение и закрепление знаний детей о сказках;упражнение в умении...

Методическая разработка занятия " Итоговое занятие по программе "Юный художник"для дистанционного обучения.

Разработка предусматривает наличие в плане вопросов для самоконтроля по итогам учебного года....