Итоговое занятие по обучению грамоте "Потерянный дневник Незнайки"
план-конспект
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе
«Потерянный дневник Незнайки»
Цель: обобщение и систематизирование у детей полученных знаний о звуках, слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять навык чтения слогов и слов;
- Закреплять графический образ букв с целью профилактики оптической дисграфии;
- Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, с использованием звукобуквенной модели, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие, согласные звонкие и глухие, деление на слоги, ударение);
- умения составлять предложения по опорным словам и умения ориентироваться в графических схемах к ним, с использованием правил написания;
Коррекционно-развивающие:
- Совершенствовать фонематический слух: учить выделять первый звук в слове, определять его место в слове (выделение первых звуков в словах;)
- Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы («зашифрованное слово»)
- Развивать мелкую и общую моторику, профилактика зрительной координации
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга;
- воспитывать взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества,
- Формировать навык совместной работы в микрогруппах.
- формировать мотивационную готовность ребенка к школе.
Индивидуальная работа:
- побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Словарная работа:
- закрепить понятия: буква, звук, слог, слово, предложение
Демонстрационный материал: школьный ранец; дневник Хрюши; рулоны-задания – для двух команд (лист А-4);
Раздаточный материал: разноцветные картонные карточки- «камушки» с написанными на них слогами; звуко-буквенные карточки (со «стертыми» буквами); простые карандаши; звуковые пеналы; чистые листки для работы с «зашифрованным словом»; медали для награждения.
ТСО: компьютер, проектор, экран, презентация к занятию, презентация с физминуткой, презентация с гимнастикой для глаз.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности дошкольников:
- методы словесной передачи информации: беседа, пояснение
- методы наглядной передачи информации: наглядный материал, презентации
- методы передачи информации с помощью практической деятельности: практические упражнения
Методы стимулирования и мотивации:
- эмоциональные: поощрения; создание ситуации успеха;
- познавательные: создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений;
- волевые: прогнозирование будущей деятельности;
- социальные: создание ситуации взаимопомощи; заинтересованность в результатах своей работы;
- игровые: игровой персонаж, принятие роли товарища-помощника
Методы контроля и самоконтроля:
- устные: индивидуальные, фронтальные;
- самоконтроль и взаимоконтроль: парный контроль, самоконтроль.
здоровьесберегающая технология (коррекция мелкой моторики рук, координация )
элементы социоигровой технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 28.97 КБ |
презентация | 452.56 КБ |
размытое слово | 11.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговое занятие по обучению грамоте
«Потерянный дневник Незнайки»
Цель: обобщение и систематизирование у детей полученных знаний о звуках, слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять навык чтения слогов и слов;
- Закреплять графический образ букв с целью профилактики оптической дисграфии;
- Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, с использованием звукобуквенной модели, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие, согласные звонкие и глухие, деление на слоги, ударение);
- умения составлять предложения по опорным словам и умения ориентироваться в графических схемах к ним, с использованием правил написания;
Коррекционно-развивающие:
- Совершенствовать фонематический слух: учить выделять первый звук в слове, определять его место в слове (выделение первых звуков в словах;)
- Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы («зашифрованное слово»)
- Развивать мелкую и общую моторику, профилактика зрительной координации
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга;
- воспитывать взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества,
- Формировать навык совместной работы в микрогруппах.
- формировать мотивационную готовность ребенка к школе.
Индивидуальная работа:
- побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Словарная работа:
- закрепить понятия: буква, звук, слог, слово, предложение
Демонстрационный материал: школьный ранец; дневник Незнайки; рулоны-задания – для двух команд (лист А-4);
Раздаточный материал: разноцветные картонные карточки- «камушки» с написанными на них слогами; звуко-буквенные карточки (со «стертыми» буквами); простые карандаши; звуковые пеналы; чистые листки для работы с «зашифрованным словом»; медали для награждения.
ТСО: компьютер, проектор, экран, презентация к занятию, презентация с физминуткой, презентация с гимнастикой для глаз.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности дошкольников:
- методы словесной передачи информации: беседа, пояснение
- методы наглядной передачи информации: наглядный материал, презентации
- методы передачи информации с помощью практической деятельности: практические упражнения
Методы стимулирования и мотивации:
- эмоциональные: поощрения; создание ситуации успеха;
- познавательные: создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений;
- волевые: прогнозирование будущей деятельности;
- социальные: создание ситуации взаимопомощи; заинтересованность в результатах своей работы;
- игровые: игровой персонаж, принятие роли товарища-помощника
Методы контроля и самоконтроля:
- устные: индивидуальные, фронтальные;
- самоконтроль и взаимоконтроль: парный контроль, самоконтроль.
здоровьесберегающая технология (коррекция мелкой моторики рук, координация )
элементы социоигровой технологии.
Ход занятия:
1 этап:
Организационный, мотивационно - целевой
(подготовка детей к занятию; привлечь внимание детей; вызвать интерес к происходящему; принятие детьми цели занятия)
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей! Поздоровайтесь! Среди них много учителей из школ, в которые вы пойдете учиться осенью. Они пришли посмотреть, на то, готовы ли вы к школе. Проходите на свои места!
(на ковре «завал» из разноцветных картонных карточек со слогами)
П этап – основной
(дети работают на ковре парами)
- Логопед: Но что это? Какой-то «завал» из камней! Давайте, разберем его. Интересно, на камнях написаны слоги! Возьмите по одному камню и попробуйте по цвету их соединить. Наверно, должны получиться какие-то слова!
Чья команда быстрее выполнит задание – потопайте!
(бо-ло-то, ле-сок, ре-ка, тай-га, го-ра, по-ле)
Прочитайте получившиеся слова. Что напоминают нам эти слова? (природу нашей страны)
Логопед: А это что? (логопед достает из-под «завала» - из-под ткани серого цвета школьный ранец)
- Чей это ранец? Давайте посмотрим внутри. Так, дневник Незнайки. Посмотрим отметки! Одни «двойки»! Как вы думаете, почему ранец оказался под завалом? (Незнайка пошел играть и забыл его. Специально спрятал с «двойками»).
Логопед: Посмотрим по дневнику, что же Незнайке было задано! Как много заданий! Он их не выполнит, потому что дневник у нас и опять получит плохую отметку! Что будем делать? Как ему помочь? (Отнести ему дневник, выполнить за него задания и ему отдать)
Логопед: Давайте выполним задания, потом ему объясним, что и как мы делали, чтобы он понял.
- (Дети работают на столах, составленных по два)
В ранце лежат какие-то рулоны. (логопед разворачивает)
Послушайте задание: составить слова по первым звукам картинок. Так как рулона два, то и нам надо объединиться в две команды (на мальчиков и девочек). Команды берут по рулону и начинают выполнять! (слова: ПЕНАЛ- петух, ель, нос, абрикос, лампа; КНИГА-карандаш, нитки, игла, гусь, ананас)
Логопед: Чья команда быстрее выполнит, поднимите руки вверх.
Назовите слова (пенал, книга)
- (Дети работают за столами)
А в ранце еще и карточки. Но буквы все размылись! Незнайка, наверно, воду разлил на них! Надо дописать буквы! Берите карточки и садитесь за столы (на карточках слово «ШКОЛА»)
Сядьте ровно, спины распрямите, возьмите карандаш между ладоней:
Карандашик мы катаем,
Каждый пальчик разминаем.
Вперед-назад, вперед-назад
Лучше будем мы писать!
Начинайте писать!
Ребята, старайтесь, потому что вы отдадите свои карточки нашим гостям. Они оценят ваши работы и поставят или звездочку или флажок.
Логопед: Какое слово получилось? (ШКОЛА). Проверим ответ по нашей электронной доске (Слайд 1)
Теперь внимание, слушаем задание!
- Составьте звуковую схему этого слова (фишками)
- Определите, сколько звуков в этом слове? С места не кричим, поднимаем руки, отвечаем полными ответами. (В слове «школа» 5 звуков)
- Назовите гласные звуки (гласные звуки: О, А)
- Назовите твердые согласные звуки (твердые согласные звуки Ш, К, Л)
- Назовите глухие согласные звуки (глухие согласные звуки Ш, К)
- Назовите звонкие согласные звуки (звонкий согласный звук Л)
- Посчитайте, сколько слогов в этом слове (в этом слове два слога)
- Какое правило мы знаем? (ск. Гласных в слове, столько и слогов)
- Куда падает ударение? Позовите слово! (на гласный звук О, на какой слог – «шко»)
- Проверим по нашей доске. (Слайд 2)
- (Дети встают кому где удобно)
А теперь переменка- физминутка (презентация в слайдах)
- (Дети садятся за столы)
Следующее задание:
Составьте предложение со словом «ШКОЛА" по сюжетной картинке (Слайд 3)
Сколько слов у вас получилось?
Составьте предложение по заданной схеме (Слайд 4) –
Какое первое слово? Назовите.
Назовите второе слово, третье, четвертое, пятое. Почему с большой буквы? (начало предложения.) Когда еще пишется большая буква? (Если есть имена людей или клички животных, названия городов, рек, планет).
Что поставили в конце? (точку).
А какие еще знаки можно поставить? (вопросительный или восклицательный знаки)
- (дети работают в разных концах группы).
У Незнайки есть еще невыполненные задания. Называется – «зашифрованное слово». Незнайка перепутал все буквы в словах, и получилась путаница. (Слайд 5)
Заданий будет три, значит, и вам надо объединиться в три команды. Как это сделать? (по весенним месяцам)
Задание: Под каждой буквой есть цифра. Нужно буквы поставить в порядке от единицы и далее. Берите листочки, карандаши и записывайте буквы по порядку.
Чья команда первой выполнит задание, похлопайте!
(слова: ЛКЕМИ КИТСАЛ НОВКОЗ )
3 4 2 1 5 6 5 4 3 2 1 4 3 2 6 5 1
Проверим по нашей доске: МЕЛКИ, ЛАСТИК, ЗВОНОК (Слайд 6)
Ш этап - рефлексия
Логопед: Итак, вы справились со всеми заданиями!
Как вы расскажете об этом Незнайке? Какие задания вы выполняли?
Дети:
разбирали «завал» и составляли слова из слогов;
по первым звукам картинок составляли слово;
дорисовывали стертые буквы;
делали звуковой анализ слова «школа»;
придумывали предложения по схеме;
были «шифровальщиками»
Логопед:
Какое из заданий вам показалось трудным?
Какое - легким?
Если мы помогли Незнайке , значит мы какие друзья? (хорошие, верные, надежные, настоящие) (Слайд 7)
Ребята, сейчас вы можете подойти к нашим гостям, забрать у них ваши карточки с выставленной вам оценкой и посмотреть, что же вам поставили. И я знаю, что
наши гости вам приготовили сюрприз!
(Вручение медалей).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Л К Е М И 3 4 2 1 5 К И Т С А Л 6 5 4 3 2 1 Н О В К О З 4 3 2 6 5 1
МЕЛКИ ЛАСТИК ЗВОНОК
Вы - настоящие друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект итогового занятия кружка немецкого языка по окончании первого года обучения
5-летний курс немецкого языка с опорой на английский язык ( первый иностранный) был запущен в школе для учащихся 7 классов, желающих изучать этот европейский язык на занятиях кружка. Рабоч...
Итоговое занятие по теме дополнительной образовательной программы «Компьютерное обучение» - «Информационные процессы»
Тип занятия: комплексное применение знаний, уменийЦель: выработка умений самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условияОбучающая: ·...
Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за солнечными лучиками»
Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за солнечными лучиками»....
Занятие по правилам дорожного движения «Незнайка в гостях у детей»
Данное занятие позволяет закреплять знания детей о транспорте, учит называть дорожные знаки, действовать правильно на сигналы светофора, позволяет играть вместе с родителями, что доставляет детям удов...
Итоговое занятие по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе.
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: «Путешествие по любимым сказкам»
Цель: совершенствовать у детей навык звуко-слогового анализа и синтеза.Задачи.Коррекционно-образовательные.активизация словаря;повторение и закрепление знаний детей о сказках;упражнение в умении...
Методическая разработка занятия " Итоговое занятие по программе "Юный художник"для дистанционного обучения.
Разработка предусматривает наличие в плане вопросов для самоконтроля по итогам учебного года....