Семинар-практикум для педагогов «Взаимодействие с тревожными обучающимися»
презентация к уроку по психологии

Сысолина Анна Васильевна

Семинар-практикум был организован с целью повышение уровня профессиональной компетентности педагогов начального общего образования по проблеме профилактики школьной тревожности обучающихся. Для участников семинара-практикума была подготовлена более детальная информация о таких понятиях как «тревога и тревожность», о причинах возникновения повышенной школьной тревожности у обучающихся, о трудностях, с которыми сталкиваются педагоги и родители (законные представители) и, собственно, сам ТРЕВОЖНЫЙ ребенок.

Ряд педагогических ситуаций и практических упражнений, предложенных педагогом-психологом, позволило участникам поделиться опытом о методах и приемах взаимодействия с тревожными обучающимися и их родителями (законными представителями).

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар – практикум «Взаимодействие с тревожными обучающимися» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» Педагог-психолог: Сысолина А.В. Радужный, 2023

Слайд 2

Справка по итогам диагностики тревожности с помощью наблюдения детей (методика Р. Сирса )

Слайд 3

№п\п Класс Всего обучающихся Высокий уровень тревожности Средний уровень тревожности Низкий уровень тревожности 1 1А 26 0 0 26/100% 2 1Б 25 0 0 25/100% 3 1В 25 0 0 25/100% 4 1Г 25 0 0 25/100% 5 2А 30 0 2/7% 28/93% 6 2Б 28 1/3% 10/36% 17/61% 7 2В 31 0 0 31/100% 8 2Г 29 0 1/3% 28/97 % 9 2Д 30 0 4/13% 26/87% 10 3А 26 1/4% 0 25/96% 11 3Б 28 0 1/4% 27/94 % 12 3В 28 0 0 28/100% 13 3Г 27 0 0 27/100% 14 4А 26 1/4% 4/15% 21/81% 15 4Б 27 0 1/4 % 26/96% 16 4В 27 0 1/4% 26/96% 17 4Г 26 0 2/8% 24/92% Итого 464 3/1% 26/5% 435/94% Обработка результатов диагностики обучающихся:

Слайд 4

Упражнение «Расскажи»

Слайд 5

Вопрос: «Как Вы считаете, человек должен иметь определенный уровень тревожности? Для чего?» Ответ: Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Небольшое волнение повышает результативность.

Слайд 6

Причины возникновения школьной тревожности:

Слайд 7

«Портрет тревожного ребенка» Привычка мелко и часто дышать Голова уходит в плечи Привычка осторожно и незаметно «выскальзывать» из комнаты Серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза На стуле сидит аккуратно, без шума и движений Избегает контакта со сверстниками и взрослыми Малоинициативен , замкнут Мало улыбается или делает это заискивающе Соматические проблемы : боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле Вредные привычки: грызет ногти, сосет пальцы, перебирает волосы и пр. Постоянное беспокойство – ожидание худшего Избегает новых игр и занятий Самокретичен , низкая саммоценка Низкая концентрация внимания, мышечное напряжение, раздражительность, нарушение сна.

Слайд 9

Взаимодействие с тревожными обучающимися Классным руководителям: Для улучшения психологического климата в классе необходимо проводить внеклассные мероприятия, привлекать детей группы риска к участию в жизни класса, школы, выполнению поручений, способствовать самораскрытию, самоутверждению, повышению их авторитета среди одноклассников . Работу с тревожными детьми необходимо проводить в трех основных направлениях : повышение самооценки ребенка; обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения ; отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка. Избегайте состязаний и каких-либо работ на скорость. Не сравнивайте ребенка с окружающими. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что. Чаще обращайтесь к нему по имени. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. Не предъявляйте к нему завышенных требований. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Старайтесь делать ему как можно меньше замечаний . Замечание через «Я-сообщение».

Слайд 10

Замечание обучающемуся через «Я - сообщение» Я-сообщения – не для того, чтобы изменить поведение другого. Я-сообщения используются для того, чтобы собеседник услышал и понял вас . Как применять технику я-сообщений: 1.Описание факта: Когда приходишь поздно … 2.Описание ощущения, чувств: Я либо глагол … расстраиваюсь, переживаю, огорчен и т.п. 3.Разъяснение почему: потому что не знаю, где ты находишься и что с тобой … 4.Сообщение о вашем желании или пожелании : Мне бы хотелось, чтобы ты звонил мне, когда задерживаешься.

Слайд 11

Упражнение «Замечание через Я-сообщение»

Слайд 12

Ситуация 1. Родители записали первоклассника с первых дней учебы дополнительно в кружок рисования, спортивную секцию и на занятия с репетитором. Классный руководитель в середине первой четверти стал замечать, что ребенок стал рассеянным, вялым, потерял интерес к учебе и занятиям и творчеством, и спортом. Но родители продолжали через силу заставлять ребенка заниматься рисованием и спортом. Правы ли родители? А как поступили бы Вы? Какие рекомендации дали бы Вы, как педагог и классный руководитель? Ситуация 2 . Ученица четвертого класса, будучи отличницей в 1 – 3 классах, показывает маме в дневнике тройку по самостоятельной работе. Мама ругает девочку и очень переживает за успехи дочери – незамедлительно, при ребенке, звонит учителю для выяснения ситуации. Как поступили бы вы как педагог, в этой ситуации? Сможет ли такой поступок мамы стать причиной возникновения тревожности у девочки? Работа в группах: обсуждение и решение педагогических ситуаций

Слайд 13

ДАТЫ СДАЧИ СПРАВОК по диагностике тревожности обучающихся 1 – 4 классов: До 25.12.2022 года До 15.03.2022 года До 15.05.2023 года + План мероприятий по сплочению классного коллектива Заместителю директора сдается справка с таблицей с фамилиями и план работы по сплочению классного коллектива. Педагогу-психологу сдается сводная таблица с фамилиями детей и выводом. Пример: Вывод: в результате наблюдения было выявлено из 25 человек: обучающиеся с высокой тревожностью – 1 обучающийся, 1%, обучающиеся со средней тревожностью – 2 обучающихся, 2 %, обучающиеся с низкой тревожность – 22 обучающихся, 97%.

Слайд 14

№п\п Мероприятие: Сроки проведения: Участники: 1. Индивидуальные занятия по программе коррекции тревожности и страхов «Я не боюсь» 1р в неделю обучающиеся с средним и высоким уровнем тревожности 2. Цикл групповых тренинговых занятия 1 раз в неделю по 5 занятий на класс 2А, 2Б,2Г , 2Д,3Б 3. ПРОГРАММА психолого-педагогического сопровождения четвероклассников «По дороге в пятый класс» январь – март 2023 4А, 4Б, 4В, 4Г 4. Консультации для родителей (законных представителей) индивидуальные по запросу январь – март 2023 Родители (законные представители) обучающихся НОО 5. «Взаимодействие с тревожными обучающимися» семинар – практикум для педагогов. Январь 2023 Все педагоги НОО 6. Индивидуальные консультации для педагогов по запросу январь – март 2023 Все педагоги НОО План работы педагога –психолога по итогам диагностики тревожности обучающихся 1 – 4 классов на период с 9 января 2023 года по 17 марта 2023 года:

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

Семинар практикум для педагогов 1-4 классов

«Взаимодействие с тревожными обучающимися»

Рекомендации:

  1. Исходя из результатов исследования тревожности обучающихся, классным руководителям, учителям – предметникам, родителям (законным представителям) следует особое внимание уделять обучающимся с высокой тревожностью.

Учителям-предметникам:

  • Избегать излишне эмоциональных реакций по поводу неудач учеников, сравнения учеников друг с другом, т.к. это способствует возникновению страхов, повышению тревожности, снижению уровня школьной мотивации, возникновению у детей мотива избегания неудачи, формированию заниженной самооценки, неврозов, ухудшению взаимоотношений между учителем и учеником.
  • Для создания у детей ситуации успеха, лучше стараться показывать положительную динамику в результатах отдельного ученика, объяснять причины неудач, чётко разъяснять систему требований и оценивания, учить детей преодолевать трудности, извлекая уроки из неудач, чтобы избегать их в дальнейшем, поощрять детей в практике задавания вопросов.
  • При работе с тревожными детьми необходимо помнить, что любой ответ у доски, повышенное внимание, приводит их в состояние стресса. Поэтому нужно стараться создать на уроке максимально безопасную с психологической точки зрения атмосферу взаимоуважения: пресекать попытки унижения, давления, насмешек со стороны детей, способствовать повышению самооценки и уверенности в себе путём поощрения и подчёркивания положительных моментов в работе.  

Классным руководителям:

Для улучшения психологического климата в классе необходимо проводить внеклассные мероприятия, привлекать детей группы риска к участию в жизни класса, школы, выполнению поручений, способствовать самораскрытию, самоутверждению, повышению их авторитета среди одноклассников.

 Родителям (законным представителям):

  1. По возможности чаще с детьми устраивать совместные мероприятия: праздники, спортивные игры, посещать бассейн, вместе с семьёй совершать просто прогулки на воздухе и т.п.
  2. Чаще разговаривать с ребенком, интересоваться его школьной жизнью, стимулировать ребенка к выражению своих переживаний.
  3. Всячески поддерживать ребенка, стараться избегать резких категоричных высказываний.
  4. При необходимости получить консультацию у психолога.

Замечание через «Я - сообщение»

Я-сообщения – не для того, чтобы изменить поведение другого.

И это нужно запомнить.

Я-сообщения используются для того, чтобы собеседник услышал и понял вас.

Техника я-сообщений позволит избежать обвинительно-нотационного тона: «Ты что не мог позвонить! Я волнуюсь!»

Почему дети не слышат нас? Потому что мы привыкли к ты-сообщениям. Обвинительный тон такого рода предложений отдаляет нас друг от друга, заставляет отстраняться, и принимать оборонительную позицию.

Я-сообщения содержат личные местоимения, как правило, они начинаются словами: Я не люблю, меня утомляет, мне не нравится и т.п.

Самые опасные и вызывающие конфликт ты-сообщения, начинаются с местоимений второго лица: Ты, тебе, из-за тебя и др. На любое такое сообщение собеседник обижается, либо реагирует встречным обвинением. Например: «Опять ты устроил такой беспорядок, у меня уже нет сил это все убирать!»

Педагог-психолог: Сысолина А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Обучающий семинар-практикум для педагогов по конструктивному разрешению конфликтов в рамках поддержки школьной службы примирения»

Цель данного семинара – в активном режиме познакомить педагогов с восстановительным подходом через ролевое проигрывание восстановительных программ (медиация, Круги сообществ) для создания и дальнейшей...

Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО»

Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного я...

Семинар – практикум для специальных педагогов ГБУЗ НСО «РСДР» Программа Каролина для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями

1 слайдСеминар – практикум для специальных педагогов ГБУЗ НСО «РСДР»Программа Каролина для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями2 слайдПервый выпуск программы К...

Семинар-практикум по овладению педагогами технологией развивающих игр с песком «В гостях у Песочной феи»

 Принцип "терапии песком" был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребно...

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»...