Семинар-практикум для учителей начальных классов «Дисграфия как проблема школьной неуспеваемости. Методы диагностики и пути коррекции».
материал

Верхотурцева Елена Владимировна

Семинар-практикум предназначен для учителей начальных классов.

Цель:

Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок, приемами и методами их устранения.

 Задачи:

Профилактика и коррекция различных видов дисграфии, методы и приемы устранения дисграфических ошибок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект1 МБ
Файл Презентация442.18 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум для учителей начальных классов «Учимся играя!»

Слайд 2

Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок, приемами и методами их устранения. Теоретическая часть Понятие дисграфия Речевая и неречевая симптоматика дисграфии . Причины возникновения дисграфии . Классификация дисграфии и её характеристики. Игры и упражнения по предупреждению и преодолению стойких нарушений письменной речи. Практическая часть . ( Анализ представленных учителем-логопедом диктанта; выделение из данного диктанта специфических дисграфических ошибок; определение вида дисграфии по конкретному диктанту; работа с пособием «Тактильный алфавит» (определение и узнавание на ощупь прописных букв, а также задание «Угадай букву по элементу » ) Заключительная часть Итоги. Рефлексия Цель семинара: План семинара:

Слайд 3

Неречевые симптомы Неврологические нарушения Н арушение познавательной деятельности, памяти, восприятия, внимания, моторики, зрительно- пространственных ориентировок и.т.д . Ошибки на уровне буквы Ошибки на уровне слова Ошибки на уровне предложения Речевые симптомы Симптомы дисграфии Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессах письма .

Слайд 4

несформированность фонетико-фонематических процессов несформированность лексико-грамматической стороны речи биологические причины (нарушения головного мозга ребенка). Причины:

Слайд 5

Формы дисграфии : Артикуляторно -акустическая Акустическая оптическая аграмматическая дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Слайд 6

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. Артикуляторно -акустическая дисграфия

Слайд 7

Отражает дефектное произношение на письме: « салф » вместо «шарф», « колова », « коова », « кохова » - «корова», « ченок » - щенок, « сыплёнок » - цыплёнок, « вось » - «лось». Характерные ошибки:

Слайд 8

Причиной возникновения этого является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи, при этом произношение звуков является нормальным. Акустическая дисграфия

Слайд 9

Замена букв, соответствующих фонетически близким звукам: свистящие-шипящие (САПКА – ШАПКА) звонкие- глухие (ТЫМ - ДЫМ) аффрикаты (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). лабиализованные гласные( О – У; Е -Ю) (« тОча » - туча) cоноры ( Р – Л; й – Ль) Неправильное обозначении мягкости согласных на письме: " писмо ", " лубит ", " больит " и т.д. Характерные ошибки:

Слайд 10

Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса , зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений Оптическая дисграфия

Слайд 11

замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов: - не дописывание элементов букв: «и» вместо «ш» ; «ш» - «щ»; «л»- «м»; «х» - «ж», «и» - «у» - добавление лишних элементов «ш» вместо «и»; четыре палочки у «ш» или «щ». Замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В - Д, Б - Д, Ш - Т и т.д.); «зеркальное» изображение букв. (З-Е). Характерные ошибки:

Слайд 12

Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтеза .

Слайд 13

пропуски букв и слогов; перестановка букв и (или) слогов; недописывание слов; написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук"; повторение букв и (или) слогов; контоминация - в одном слове слоги разных слов; слитное написание предлогов, раздельное написание приставок (" настоле ", "на ступила"). Характерные ошибки:

Слайд 14

Причина возникновения – недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Несформированность морфологических и синтаксических обобщений. Это выражается в неправильном согласовании и управлении Аграмматическая дисграфия .

Слайд 15

Проявляются – в виде аграмматизмов . неправильное употреблении предлогов, рода, числа; пропуск членов предложения; нарушение последовательности слов в предложении; нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями; нарушение согласования («бела дом») ("красивый сумка", "веселые день"); Характерные ошибки:

Слайд 16

на уровне слова: замена префиксов, суффиксов (захлестнула -«нахлестнула»), (козлята – « козлёнки »); нарушение падежных окончаний («много деревов »); нарушение предложных конструкций (под столом – «на столом»); изменение падежа местоимений (около него - «около ним»); числа существительных («дети бежит»). персеверации ( застревание ). «За зомом росла мамина». (За домом росла малина).

Слайд 17

Развитие лексико-грамматического строя речи. 1.Уточнение и обогащение словаря : -подобрать синонимы, антонимы; -подобрать глагол, прилагательное к существительному; -образовывать прилагательное от существительного; -образовывать глаголы с различными приставками. Пути коррекции аграмматической дисграфии :

Слайд 18

2. Словообразование и словоизменение. Согласование различных частей речи в роде, числе и падеже. -добавить существительное к глаголу, к прилагательному, к числительному; -вставить пропущенное слово или предлог в предложение; -найди общую часть в однокоренных словах; -впиши приставку, окончание; -изменить часть слова (приставку, суффикс, окончание);

Слайд 19

3. Формирование структуры предложения: -составление графической схемы предложения; -изменение порядка слов в предложении; -изменить одно слово в предложении; -дополнить предложение /распространить второстепенными членами/; -увеличивать предложение по одному слову; -считать слова в предложении. Назвать 2, 3, 5 и т.д. слово в предложении; -сократить предложение по одному слову; -составить из данных слов предложение.

Слайд 20

- это несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма. Смешанная форма дисграфии

Слайд 21

Упражнение « Короткие диктанты карандашом» Ошибки не исправляйте в тексте, а только пометьте на полях. Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Упражнение "Пропущенные буквы" Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Упражнение "Пишем вслух" Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением «слабых долей». (под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание) Пример: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком " . Упражнения, которые помогут в преодолении дисграфии

Слайд 22

Упражнение "Корректурная правка« Нужна книга, с достаточно крупным (не мелким) шрифтом или газета. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: Зачеркивает, подчеркивает, обводит в сплошном тексте заданные буквы, начиная с одной буквы гласной, с переходом на согласные и продолжая с различными заданиями (давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.) Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан и будет непонятен ребенку. Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

Слайд 23

Упражнение «Лабиринт» Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги

Слайд 24

«Соедини зверушек со своим любимым лакомством

Слайд 25

Наиболее часто встречающиеся ошибки в письменных работах детей, которые свидетельствуют о том, что ребёнку нужна помощь: Пропуск букв и слогов ( моко – молоко, комата , всят ). Не дописывание слов ( сосн -сосна). Перестановка букв, слогов ( мотолок ). Слитное написание слов в предложении ( Мыкупались вморе ). Орфографические ошибки при знании правил ( снига , лыжы ). Замена букв (сапка, шираф ). Зеркальное написание букв

Слайд 27

Списывание «В лагере». Это наш лагерь. Около него большая роща. Мы часто ходим в рощу. В роще много грибов. Мы очень любим собирать белые грибы. Диктант «Осень». Серая и холодная осень. Чаще льёт дождь. Уныло в поле воет ветер. Чуткая тишина в осеннем лесу.

Слайд 28

Не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает со всеми, дайте задание на карточке. Постарайтесь сделать так, чтобы он не демонстрировал свою несостоятельность при детях. Такие дети обязательно должны побывать в «ситуации успеха». Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу: положительные эмоции – важный стимул для «питания» функций. Попробуйте оценивать ребёнка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке Рекомендации:

Слайд 29

Выходы: натаскивание отправить к репетитору проигнорировать поиск и изучение специальной литературы овладение логопедическими приемами Какую помощь Вы можете оказать ребенку, допускающему логопедические ошибки?

Слайд 30

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы школьной неуспеваемости.

Неуспеваемость и отставание, как они взаимосвязаны. Как систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности. Причины неуспеваемости. Работа педагогов по устранению неуспеваемости. Упраж...

Проблема школьной неуспеваемости

Рекомендации для родителей в формате брошюры...

Семинар-практикум для педагогов "Учитель и проблемы дисциплины"

Все учителя и воспитатели, в школе и в дошкольных учреждениях, в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Уже после первых...

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ, ТИПОЛОГИЯ

Задержка психического развития - это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в...

Семинар-практикум для МО «учителей-предметников», «учителей начальных классов», «воспитателей ГПД» СПОСОБЫ БЕГЛОГО ИСПРАВЛЕНИЯ ДЕФЕКТОВ

В статье представлены дефекты произношения школьников с проблемами слуха и способы беглого их исправления....

Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО»

Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного я...

Областной семинар-практикум «Современные подходы в деятельности ПМПК Челябинской области проблемы и перспективы».

В ходе пленарной части семинара специалистами обсуждались актуальные и перспективные вопросы деятельности ПМПК:прием иностранных граждан на ПМПК;регламент координации приема несовершеннолетних, а такж...