Рабочая программа по истории 7-9 кл. школа VIII вида
рабочая программа (7, 8, 9 класс) на тему
Рабочая программа по истории составлена на основе программы "ВЛАДОС" в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 82.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида №13»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании методического объединения на заседании педагогического совета
учителей старших классов протокол №1 от .08.2015г.
протокол №1 от .08.2015г. приказ № от 2015г.
руководитель МО директор МКС(К)ОУ
___________ Фахрутдинова Л.И. «С(К)ОШ – И VIII вида №13» _____________Архипкин В.М.
Рабочая программа
учебного предмета «История Отечества»
( 7 – 9 классы)
Составитель:
Жин О.В., учитель истории
Юрга 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по курсу «История Отечества» составлена на основе:
- Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (приложение к приказу Минобразования РФ от 10.04.2002 г. № 29 – 2065 – п)
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 классы: В 2 сб. / под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб. 1.
- Учебного плана Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 13» на 2015 – 2016 учебный год.
Целью данного курса является коррекция недостатков развития умственно отсталых детей посредствам изучения истории России.
Задачи данного курса:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
2. Общая характеристика учебного предмета
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
В курсе «Истории Отечества» для детей с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.
Курс истории имеет связи с другими учебными дисциплинами, в частности, с
- математикой (меры длины, масштаб, измерение отрезка)
- изобразительным искусством (картины, скульптуры, архитектура)
- географией (поверхность нашей местности, столица, города нашей страны)
- чтением (произведения поэтов и писателей)
- СБО (сфера быта, национальные блюда)
- русский язык (правописание трудных слов)
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках
Основные типы учебных занятий:
урок изучения нового учебного материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
На уроках используются такие формы работы как, урок - игра, урок - викторина, урок – путешествие, уроки с элементами исследования.
Основным типом урока является комбинированный.
Виды и формы организации учебного процесса
Индивидуальная с учетом дифференцированного подхода к обучающемуся;
групповая;
индивидуально – групповая;
коллективная.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «История Отечества» входит в образовательную область «Обществознание» учебного плана МКС(ОУ) «С(К)ОШ-И VIII вида №13» и изучается с 7 по 9 классы.
Рабочая программа рассчитана в 7 классе на 68 ч, 2 ч в неделю, 34 учебные недели
Рабочая программа рассчитана в 8 классе на 68 ч, 2 ч в неделю, 34 учебные недели
Рабочая программа рассчитана в 9 классе на 68 ч, 2 ч в неделю, 34 учебные недели
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение учебного предмета обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты включают индивидуально личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
В ходе изучения предмета обучающиеся получат возможность приобрести следующие личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России;
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временно пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Регулятивные действия:
- учиться высказывать свое предположение, версию, причинно-следственную зависимость
- учиться работать по предложенному плану
- учить самостоятельно давать эмоциональную оценку деятельности на уроке
- объяснять с позиции общечеловеческих ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие
Коммуникативные действия:
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи
- учиться выполнять различные роли в группе ( лидера, критика, исполнителя)
- уметь слышать, слушать и понимать собеседника
- планировать и согласовано выполнять совместную деятельность
- взаимно контролировать действия друг друга
- правильно выражать свои мысли в речи
- уметь вести дискуссию
Предметные результаты
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения курса истории, готовность их применения.
В результате изучения курса истории обучающиеся должны овладеть следующими базовыми учебными действиями:
Минимальный уровень:
знание дат важнейших событий отечественной истории;
знание основных фактов (событий, явлений, процессов);
знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
понимание значения основных терминов понятий;
умение устанавливать по датам последовательность и длительность исторических событий, пользоваться «Лентой времени»;
умение описывать предметы, события, исторических героев с опорой на наглядность, рассказывать о них по вопросам учителя;
умение находить и показывать на исторической карте основные изучаемые объекты и события;
умение объяснять значение основных исторических понятий.
Достаточный уровень:
знание хронологических рамок ключевых процессов, даты важнейших событий отечественной истории;
знание основных фактов (событий, явлений, процессов), их причин, участников, результатов, значения;
знание мест совершения основных исторических событий;
знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
понимание «легенды» исторической карты;
знание основных терминов понятий и их определений;
умение соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий;
умение давать характеристику историческим героям, рассказывать об исторических событиях, делать выводы об их значении;
умение «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»;
умение сравнивать, анализировать, обобщать исторические факты;
умение проводить поиск информации в одном или нескольких источниках; умение устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями.
7 класс
Минимальный уровень
- что изучает история
- основные события, даты
- кто руководил основными сражениями
- пользоваться «лентой времени»
- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника
- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника
Достаточный уровень
- пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану
- соотносить год с веком
- устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат
Обучающиеся получат возможность научиться:
- правильно и точно употреблять исторические термины и понятия
- пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту
8 класс
Минимальный уровень
- пользоваться «лентой времени»
- основные события, их даты
- великих русских писателей, поэтов, ученых
- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи
Достаточный уровень
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий
- оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой
- понимать «легенду» исторической карты
- читать историческую карту с опорой на «легенду»
9 класс
Минимальный уровень
- основные исторические события: революционные движения, гражданская война, становление Советской власти, I и II Мировые войны, Великая Отечественная война, стройки первых пятилеток
Достаточный уровень
- основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы
- исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев
5. Содержание учебного предмета
7 класс
- Введение 7 часов
Что такое история. Что изучает история Отечества. Вещественные, устные и письменные памятники истории.
Наша Родина Россия. Наша страна на карте. Государственные символы России. Глава нашей страны. История края – часть истории России.
Как изучается родословная людей. Моя родословная. Счет лет в истории. «Лента времени».
- История нашей страны древнейшего периода 10 часов
Появление и расселение людей на территории России. Восточные славяне ― предки русских, украинцев и белорусов. Роды и племена восточных славян.
Славянская семья и славянский поселок. Основные занятия, быт, обычаи и верования восточных славян. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Объединение восточных славян под властью Рюрика.
- Киевская Русь 15 часов
Образование государства восточных славян – Киевской Руси. Формирование княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика.
Крещение Руси при князе Владимире Святославиче: причины и значение.
Социально экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Жизнь и быт людей. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли.
Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древнерусская культура.
- Распад Киевской Руси 8 часов
Причины распада единого государства Киевская Русь. Образование самостоятельных княжеств, особенности их социально политического и культурного развития. Киевское княжество. Владимиро-Суздальское княжество.
Господин Великий Новгород. Культура Руси в веках.
- Борьба Руси с иноземными завоевателями 13 часов
Русь между Востоком и Западом. Монгольские кочевые племена. Сражение на Калке. Нашествие монголов на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя. Героическая оборона русских городов. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Золотая Орда. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.
Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба с рыцарями крестоносцами. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
- Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества 15 часов
Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван Калита и его политика. Расширение территории Московского княжества. Превращение Москвы в духовный центр русской земли.
Князь Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, ее значение.
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Князь Иван. Освобождение от иноземного ига. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Система государственного управления. Культура и быт Руси.
8 класс
- Единая Россия (конец XV – начало XVII века) 21 час
Расширение государства Российского при Василии. Русская православная церковь в Российском государстве. Первый русский царь Иван Грозный. Система государственного управления при Иване Грозном.
Опричнина: причины, сущность, последствия. Внешняя политика Московского государства в веке. Присоединение Поволжья, покорение Сибири. Строительство сибирских городов. Быт простых и знатных людей.
Москва ― столица Российского государства. Строительство Кремля при Иване Грозном. Развитие просвещения, книгопечатания, зодчества, живописи. Быт, нравы, обычаи.
Россия на рубеже веков. Царствование Бориса Годунова. Смутное время. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Подвиг И. Сусанина. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.
Правление первых Романовых. Конец Смутного времени. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Крепостные крестьяне. Крестьянское восстание под предводительством С. Разина. Власть и церковь. Церковный раскол. Внешняя политика России в веке. Культура и быт России в веке.
- Великие преобразования России в XVIII веке 21 час
Начало царствования Петра. Азовские походы. «Великое посольство» Петра. Создание российского флота и борьба за выход к Балтийскому и Черному морям. Начало Северной войны. Строительство Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов. Победа русского флота. Окончание Северной войны. Петр ― первый российский император. Личность Петра Великого. Реформы государственного управления, губернская реформа. Оппозиция реформам Петра, дело царевича Алексея. Экономические преобразования в стране. Нововведения в культуре. Развитие науки и техники. Итоги и цена петровских преобразований.
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра. Российская Академия наук и деятельность М.В. Ломоносова. И.И. Шувалов – покровитель просвещения, наук и искусства. Основание первого Российского университета и Академии художеств.
Правление Екатерины ― просвещенный абсолютизм. Укрепление императорской власти. Развитие промышленности, торговли, рост городов. «Золотой век дворянства». Положение крепостных крестьян, усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение.
Русско-турецкие войны второй половины века, их итоги. Культура и быт России во второй половине века. Русские изобретатели и умельцы, развитие исторической науки, литературы, различных видов искусства.
- История нашей страны в период XIX века 26 часа
Россия в начале века. Правление Павла. Приход к власти Александра. Внутренняя и внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. Основные этапы и сражения войны. Герои войны (М. И. Кутузов, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.) Причины победы России в Отечественной войне. Народная память о войне 1812 г.
Правление Александра I. Движение декабристов, создание тайных обществ в России, их участники. Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Расправа Николая с декабристами. Значение движения декабристов.
Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного аппарата. Введение военных порядков во все сферы жизни общества. Внешняя политика России. Крымская война 1853 1856 гг. Итоги и последствия войны.
«Золотой век» русской культуры первой половины века. Развитие науки, техники, живописи, архитектуры, литературы, музыки. Выдающиеся деятели культуры (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, М. И. Глинка, В. А. Тропинин, К. И. Росси и др.).
Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Жизнь крестьян после отмены крепостного права. Социально экономическое развитие России. Убийство Александра.
Приход к власти Александра III. Развитие российской промышленности, формирование русской буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление революционных кружков. Жизнь и быт русских купцов. Быт простых россиян в веке.
Наука и культура во второй половине века. Великие имена: И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, В. И. Суриков, П. И. Чайковский и др.
9 класс
- Россия в начале XX века 11 часов
Начало правления Николая II. Промышленное развитие страны. Положение основных групп населения. Стачки и забастовки рабочих.
Русско-японская война 1904-1905 гг.: основные сражения. Причины поражения России в войне. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны.
Первая русская революция 1905 -1907 гг. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. ― начало революции, основные ее события. Поражение революции, ее значение. Реформы П. А. Столыпина и их итоги.
«Серебряный век» русской культуры. Выдающиеся деятели культуры: А. М. Горький, В. А. Серов, Ф. И. Шаляпин, Анна Павлова и др. Появление первых кинофильмов в России.
Первая мировая война и участие в ней России. Героизм и самоотверженность русских солдат. Победы и поражения русской армии в ходе военных действий. Знаменитый прорыв генерала А.А. Брусилова. Подвиг летчика Нестерова. Экономическое положение в стране во время Первой мировой войны. Отношение к войне в обществе.
Революционные события 1917 г. Февральская революция и отречение царя от престола. Временное правительство во главе с А. Ф. Керенским. Создание Петроградского Совета рабочих депутатов. Двоевластие. Обстановка в стране в период двоевластия.
Октябрьское восстание в Петрограде. Захват власти большевиками. Всероссийский съезд Советов.
Образование большевистского правительства ― Совета Народных Комиссаров (СНК) во главе с В. И. Лениным. Принятие первых декретов «О мире» и «О земле».
Установление советской власти в стране и образование нового государства ― Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). Судьба семьи Николая. Экономическая политика советской власти.
- Гражданская война и интервенция 5 часов
Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооруженной борьбы. Борьба между «красными» и «белыми». Положение населения в годы войны. Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны.
Экономическая политика советской власти во время Гражданской войны: «военный коммунизм». Экономический и политический кризис в конце 1920 – начале 1921 г. Массовые выступления против политики власти (крестьянские восстания, мятеж в Кронштадте).
- Переход Советской страны к нэпу 6 часов
Переход к новой экономической политике, положительные и отрицательные результаты нэпа.
Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1924 года. Система государственного управления СССР. Смерть первого главы советского государства ― В. И. Ленина.
Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И. В. Сталина. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. ГУЛаг. Последствия репрессий.
- Индустриализация, коллективизация и их результаты 9 часов
Индустриализация страны, первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск на Амуре и др.). Роль рабочего класса в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество. Советские заключенные на стройках пятилеток.
Коллективизация сельского хозяйства: ее насильственное осуществление, экономические и социальные последствия. Создание колхозов. Раскулачивание. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.
Новая Конституция 1936 года. Ее значение. Изменения в системе государственного управления СССР. Образование новых республик и включение их в состав СССР. Политическая жизнь страны в 30 е годы.
Основные направления внешней политики Советского государства в 1920 е годы. Укрепление позиций страны на международной арене.
Культура и духовная жизнь в стране в 1920 е – е гг. «Культурная революция»: задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного образования. Развитие советской науки, выдающиеся научные открытия (И. П. Павлов, К. А. Тимирязев, К. Э. Циолковский и др.)
Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Эмиграция интеллигенции за рубеж. Политика власти в отношении религии и церкви. Жизнь и быт советских людей в 20 е – е годы.
- Советская страна накануне суровых испытаний 6 часов
СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Нападение Японии на СССР в 1938 г. Секретные соглашения между СССР и Германией. Советско-финляндская война 1939-1940 годов, ее итоги.
Приход фашистов к власти в Германии. Начало Второй мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад, подготовка к нападению на СССР.
- Великая Отечественная война Советского Союза 18 часов
Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Первые неудачи Красной армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск.
Битва за Москву, ее историческое значение. Героизм тружеников тыла. «Все для фронта! Все для победы!». Создание новых вооружений советскими военными конструкторами. Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Города герои.
Сталинградская битва. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Зверства фашистов на оккупированной территории, и в концентрационных лагерях. Подвиг генерала Д. М. Карбышева.
Борьба советских людей на оккупированной территории. Партизанское движение. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам. Наука и культура в годы войны.
Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Изгнание захватчиков с советской земли, освобождение народов Европы. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии. Решающий вклад СССР в разгром гитлеровской Германии. Завершение Великой Отечественной войны. День Победы ― 9 мая 1945 года.
Вступление СССР в войну с Японией. Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны. Героические и трагические уроки войны. Причины победы советского народа. Советские полководцы (Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, А. М. Василевский, И. С. Конев и др.), герои войны. Великая Отечественная война 1945 гг. в памяти народа, произведениях искусства.
- Отечественная история 1945-2014 годы 19 часов
Возрождение Советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни. Восстановление разрушенных городов. Возрождение и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в послевоенное время, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий. Голод 1946-1947 гг.
Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Формирование двух военно-политических блоков. Начало «холодной войны». Политика укрепления социалистического лагеря.
Смерть И. В. Сталина. Борьба за власть. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение культа личности и первые реабилитации репрессированных. Реформы Н. С. Хрущева. Освоение целины. Жилищное строительство в на чале 60 х годов. Жизнь советских людей в годы правления Н. С. Хрущева. Выработка новых подходов к внешней политике. Достижения в науке и технике в 50 е годы.
Исследование атомной энергии. Выдающиеся ученые И. В. Курчатов, М. В. Келдыш, А. Д. Сахаров и др. Освоение космоса и полет первого человека. Ю. А. Гагарин. Первая женщина космонавт В. В. Терешкова. Хрущевская «оттепель». Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущева, его отставка.
Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Эпоха «застоя». Экономический спад. Жизнь советских людей в эпоху «застоя». Принятие новой Конституции в 1977 г. Внешняя политика Советского Союза в 70 е годы. Война в Афганистане. Олимпийские Игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и морального климата в стране. Советская культура и интеллигенция в годы «застоя». Высылка из страны и отъезд интеллигенции за границу. Жизнь и быт советских людей в 70 е – начале 80 х годов века.
Борьба за власть после смерти Л. И. Брежнева. Приход к власти М. С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана и Германии. Перестройка государственного управления и реформы в экономике.
Избрание первого президента СССР ― М.С. Горбачева. Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных отношений в стране. Образование новых политических партий и движений.
Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование суверенной России. Первый президент России Б. Н. Ельцин. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР.
Вступление России в новый этап истории. Формирование суверенной российской государственности. Изменения в системе власти. Б.Н. Ельцин. Политический кризис осени 1993 г. Принятие Конституции России (1993 г.). Экономические реформы 1990 х гг., их результаты. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях
Основные направления национальной политики: успехи и просчеты. Нарастание противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской Республике. Внешняя политика России в 1990 е гг. Отношения со странами СНГ и Балтии. Восточное направление внешней политики. Русское зарубежье.
Отставка Б. Н. Ельцина; президентские выборы 2000 г. Второй президент России ― В.В. Путин. Его деятельность: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение согласия и единства общества.
Новые государственные символы России. Развитие экономики и социальной сферы. Политические лидеры и общественные деятели современной России.
Культура и духовная жизнь общества в начале века. Русская православная церковь в новой России.
Президентские выборы 2008 г. Президент России ― Д. А. Медведев. Общественно политическое и экономическое развитие страны, культурная жизнь на современном этапе. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале века. Укрепление международного престижа России.
Президентские выборы 2012 г. Президент России ― В.В. Путин. Сегодняшний день России. Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи – 2014.
Родной край ― место, где человек родился и живет. Локализация в пространстве понятия «родной край» (село, город, район, область и т.д.). Название населенного пункта, в котором мы живем, что оно означает. Почему мы хотим изучать свой край. Как можно изучать свой край.
История родного края – часть истории России. Понятия: «краеведение» и «краеведы». Источники краеведения: археологические, этнографические, устные, письменные; памятники архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно прикладного искусства.
Семья как источник краеведения. Музейные фонды и экспозиции – источники краеведения. Памятники родного края – о чем они рассказывают. Бережное отношение к памятникам прошлого. Литература по истории и культуре родного края, как с ней работать.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
7 класс
№ | Тема | Количество часов по темам | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1. | Введение в историю | 7 | Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом. Оформление результатов работы. Постановка цели, выявление и формулировка проблемы, коллективное обсуждение предложенное учителем или возникающее в ходе работы учебных проблем. Обобщение усвоенного на уроке. Пользоваться «лентой времени» Работа с историческими картами Работа с историческими документами |
2. | История нашей страны древнейшего периода | 10 | Работа с раздаточным материалом. Знакомство с новым материалом. Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Работа в парах. Систематизация учебного материала. Оформление результатов работы. С помощью учителя: Планирование последовательности практических действий; осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и конечного результата обобщение (осознание, структурирование и формулирование) нового, что открыто и усвоено на уроке. Анализ таблиц, схем, рисунков Описание по картине исторического события Работа с «лентой времени» Выборочное объяснительное чтение текста учебника |
3. | Киевская Русь | 15 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. Систематизация учебного материала. Оформление результатов работы. Поставка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем. Отработка картографических навыков. Анализ таблиц, схем, рисунков Описание по картине исторического события Работа с «лентой времени» Выборочное объяснительное чтение текста учебника Выполнение заданий по разграничению понятий. |
4. | Распад Киевской Руси | 8 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Оформление результатов работы. Поставка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем. Анализ схем, рисунков, таблиц |
5. | Борьба Руси с иноземными завоевателями | 13 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. Поставка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах Чтение карты с опорой на «легенду» Сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и связи Систематизация учебного материала Работа с «лентой времени» Выборочное объяснительное чтение текста учебника |
6. | Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества | 15 | Выполнение заданий по разграничению понятий. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся Систематизация учебного материала. Оформление результатов работы. Поставка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем. Сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и связи Работа с раздаточным материалом Элементарная ориентировка на исторической карте |
8 класс
№ | Тема | Количество часов по темам | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1. | Единая Россия (конец XV-начало XVII века) | 21 | Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Оформление результатов работы. Поставка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем. Обобщение усвоенного на уроке. Сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и связи Работа с раздаточным материалом Элементарная ориентировка на исторической карте Работа с «лентой времени» Выборочное объяснительное чтение текста учебника Чтение карты с опорой на «легенду» Анализ схем, рисунков, таблиц Описание по картине исторического события Характеристика исторического события Характеристика исторического деятеля Составление таблиц, схем |
2 | Великие преобразование России в XVIII веке | 21 | Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом. Сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и связей Описание исторического события по элементарному плану Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Оформление результатов работы. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях Самопроверка и взаимопроверка Анализ таблиц, схем, рисунков Поставка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Планирование последовательности практических действий с помощью учителя. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и конечного результата. Обобщение (осознание, структурирование и формулирование) нового, что открыто и усвоено на уроке. Выполнение простейших исследований (наблюдение, сравнение, сопоставление) Обобщение усвоенного на уроке. Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя Определение форм, приемов работы, наиболее соответствующих поставленной цели и мотиву деятельности. |
3 | История нашей страны в период XIX века | 24 | Работа с раздаточным материалом. Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Систематизация учебного материала. Оформление результатов работы. Поставка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем. Работа с «лентой времени» Выборочное объяснительное чтение текста учебника Чтение карты с опорой на «легенду» Анализ схем, рисунков, таблиц Описание по картине исторического события Характеристика исторического события Характеристика исторического деятеля Составление таблиц, схем Обобщение усвоенного на уроке. |
9 класс
№ | Тема | Количество часов по темам | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1. | Россия в начале XX века | 11 | Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом. Обобщение (осознание, структурирование и формулирование) нового, что открыто и усвоено на уроке. Выполнение простейших исследований (наблюдение, сравнение, сопоставление) . Оформление результатов работы Обобщение усвоенного на уроке. |
2. | Гражданская война и интервенция | 5 | Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Оформление результатов работы. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и конечного результата с помощью учителя. Обобщение (осознание, структурирование и формулирование) нового, что открыто и усвоено на уроке. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях Анализ таблиц, схем, рисунков Описание исторического события по элементарному плану |
3 | Переход Советской страны к нэпу | 6 | Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом. Сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и связи Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Оформление результатов работы. Анализ таблиц, схем, рисунков Поставка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Обобщение усвоенного на уроке. Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя Определение форм, приемов работы, наиболее соответствующих поставленной цели и мотиву деятельности. |
4 | Индустриализация, коллективизация и их результаты | 9 | Обобщение (осознание, структурирование и формулирование) нового, что открыто и усвоено на уроке. Выполнение простейших исследований (наблюдение, сравнение, сопоставление) Слушание и анализ выступлений своих товарищей. |
5 | Советская страна накануне суровых испытаний | 6 | Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и конечного результата. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях Самопроверка и взаимопроверка Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом. Сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и связи |
6 | Великая Отечественная война Советского Союза | 18 | Анализ таблиц, схем, рисунков Поставка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем. Работа с «лентой времени» Выборочное объяснительное чтение текста учебника Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом. Сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и связи Чтение карты с опорой на «легенду» Описание по картине исторического события Характеристика исторического события Характеристика исторического деятеля Составление таблиц, схем |
7 | Отечественная история 1945-2014 годы | 19 | Работа с «лентой времени» Выборочное объяснительное чтение текста учебника Чтение карты с опорой на «легенду» Анализ схем, рисунков, таблиц Описание по картине исторического события Характеристика исторического события Характеристика исторического деятеля Составление таблиц, схем Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом. Сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и связи Обобщение (осознание, структурирование и формулирование) нового, что открыто и усвоено на уроке. Выполнение простейших исследований (наблюдение, сравнение, сопоставление) Работа с историческими документами |
7.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебники:
- Пузанов Б.П. «История России 7 класс» М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
- Пузанов Б.П. «История России 8 класс» М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
- Пузанов Б.П. «История России 9 класс» М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
Рабочие тетради:
- Т.В. Черникова «История России IX – XVII века» 6-7 класс М.: Дрофа, 2000
- А.А. Данилов, Л.Р. Косулина История России с древнейших времен до конца XVII века» 6 класс М.: «Просвещение», 2009
- А.А. Данилов, Л.Р. Косулина История России конец XVI-XVIII века» 7 класс М.: «Просвещение», 2009
- А.А. Данилов, Л.Р. Косулина История России XIX века» 8класс М.: «Просвещение», 2009
- А.А. Данилов, Л.Р. Косулина История России XX- начало XXI века» 9 класс М.: «Просвещение», 2009
- В.В. Артемов «Рабочая тетрадь по истории Отечества» 6 класс М.: Просвещение, 2001
- М.В. Короткова «История России XIX века» М.: Дрофа, 2001
- Е.В. Саплина, А.И. Саплин «Введение в историю. Тетрадь творческих заданий» 4 класс М.: Дрофа, 2001
Атласы
1. Отечественная история XIX век
2. Отечественная история XX век
Литература для учителя
- Пузанов Б.П. «Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида» учебно-методическое пособие М.: Гуманит. издат. Центр ВЛАДОС, 2003
- Пузанов Б.П. «Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида» учебно-методическое пособие М.: Гуманит. издат. Центр ВЛАДОС, 2003
- Пузанов Б.П. «Уроки истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида» учебно-методическое пособие М.: Гуманит. издат. Центр ВЛАДОС, 2003
- История России 6 класс. Повторение и контроль знаний. Интерактивные дидактические материалы. М.: «Планета», 2011
- Все предметы школьной программы в схемах и таблицах. История. М.: Издательство «Олимп», 1997
- Закон Российской Федерации об образовании
- Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы», М.: издательство «АРКТИ», 2003
- Ю.А. Конаржевский «Анализ урока» М.: Центр «Педагогический поиск», 2000
- Н.П. Новолокова «Практическая педагогика», Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2014
- Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе
- А.П. Чернявская «Педагогическая техника в работе учителя», М.: центр «Педагогический поиск», 2001
- Праздники России. М.: ВАКО, 2009
- Рассказы начальной русской летописи. Новосибирское книжное издательство, 1991
- Правители России. Великие князья. Санкт-Петербург.: издательский дом «Литера», 2008
- Г.А. Кулагина «Сто игр по истории», М.: Просвещение, 1983
- А.М. Моисеева «Культура России. Смысл. Символы. Ценности» Томск.: издательство Томского университета, 1996
- Е.В. Сизова, Н.В. Харитонова «Самостоятельные и проверочные работы к учебнику «Мое Отечество»
- Е. Классен «Древнейшая история славян», Ленинградское издательство, 2011
- Л.Н. Гумилев «Древняя Русь и Великая Степь», Ленинградское издательство, 2008
- В.И. Даль «Русский народ. Пословицы. Поговорки и присловья», М.: издательство «Эксмо», 2005
- В.И. Даль «Русский народ. Поверья, суеверия и предрассудки», М.: издательство «Эксмо», 2005
- И.П. Калинский «Русский народ. Церковно-народный месяцеслов», М.: издательство «Эксмо», 2005
- «Велесова книга. Славянские веды»
- В.Н. Демин, Н.А. Ионина «Тайны мировой культуры», М.: Вече, 2007
- А.Ю. Низовский «Тайны человека и эволюции» М.: Вече, 2007
- Н.Н. Непомнящий «Загадки истории» М.: «Вече», 2007
- «Во славу Отечества Российского. Петр Великий. Суворов-Задунайский. Суворов-Рымникский. М.:2000
- П.Н. Полевой «Третьяковская галерея», 2003
- О.Н. Тихомиров «На страже Руси», Донецк.: «Донбасс», 1986
- «Легенды и мифы народов мира», М.: «Литература», 2006
- В.Д. Иванов «Повести древних лет. Хроники IX века», Екатеринбург, «Каменный пояс, 1993
- «Государственный Эрмитаж»
- Большая серия знаний, М.: «Современная педагогика», 2006
- Древний мир. Средневековье
- Новейшая и новая история
- Мировая литература
- Изобразительное искусство
- Мифы народов мира
КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
- Древняя Русь. Удельная Русь. Московская Русь
- Государственные символы Российской Федерации
- Россия в начале XX века
- Гражданская война и иностранная интервенция
- Великая Отечественная война 1941 – 1945гг.
- Россия после реформы (развитие капитализма с 1861 по 1900гг.)
- Российская империя в XVIII в. / Российская империя в первой половине XVIII в.
- Древнерусское государство – Киевская Русь в IX-нач.XII вв.
- Территориальные изменения в Европе после Второй мировой войны
- Образование и расширение Российского государства в XIV – XVI вв.
- Становление Советской России 1917-1922 гг. / Первая мировая война 1914-1918 гг.
- Борьба русского народа против иноземных захватчиков в XIII в.
- Русские княжества
- Коренной перелом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. / Отечественная война 1812г.
Мультимедийные средства обучения
- История России (с середины XVI – до конца XVII века)
- Большая энциклопедия России
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
Звуковые пособия
«Карта России» звуковой плакат
«Государственные символы Российской Федерации» звуковой плакат
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Телевизор
8. Планируемые результаты
В результате изучения курса «История Отечества» выпускник научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "ИЗО" 4 класс школа VIII вида
рабочая программа и календарно-тематическое планирование...
Пояснительная записка к рабочей программе по математике для специальных коррекционных школ VIII вида
Пояснительная записка к рабочей программе по математике для специальных коррекционных школ VIII вида...
Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...
Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 7 класс
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 8 класс
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 9 класс
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 6 класс 6 класс
Данный материал содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, календарно-урочное планирование по математике 6 кл. (для школы 8 вида)....