Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Защитники отечества»
план-конспект занятия ( класс) по теме
Цель: Активизировать и обогатить словарь по теме «Защитники отечества». Закреплять умения детей образовывать от существительных прилагательные, употреблять существительные в Дательном падеже единственного числа, в Родительном падеже единственного числа, составлять предложения по картинкам и делать схемы предложений с предлогом и без него. Продолжать учить понимать прочитанное. Отвечать полным предложением на поставленный вопрос.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_logopedicheskoy_gruppe.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Защитники отечества»
Цель: Активизировать и обогатить словарь по теме «Защитники отечества». Закреплять умения детей образовывать от существительных прилагательные, употреблять существительные в Дательном падеже единственного числа, в Родительном падеже единственного числа, составлять предложения по картинкам и делать схемы предложений с предлогом и без него. Продолжать учить понимать прочитанное. Отвечать полным предложением на поставленный вопрос.
Оборудование: Картинки: пограничник, моряк, подводник, связист, танкист, летчик, десантник, артиллерист. Схемы предложений. Пилотки летчика и подводника, шлем танкиста, каска артиллериста, берет десантника, фуражка пограничника, бескозырка, рация с наушниками. Мяч. Сюрпризный момент – медальки. Книга А.Митяева «Почему армия всем родная». Флажки. Корабль построенный из конструктора.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Дети построились в шеренгу. Логопед дает команду: «Рота по порядку рассчитайся!» Дети выполняют команду. Логопед: «Рота садись!»
2.Чтение текста А. Митяева «Почему армия всем родная».
Девочка Лена научилась читать. Особенно хорошо она читала слова, написанные крупными буквами.
Однажды зимой на стене дома повесили плакат. С плаката на девочку смотрел молодой солдат в каске. Лена стала читать буквы на плакате и прочла: «Да здравствует родная Российская армия!»
«Армия называется Российской потому, что она в нашей стране России,- думала Лена.- А почему родная? Ведь она не мама, не папа, не бабушка...»
Шел из школы домой мальчик Коля. Он был сосед Лены, и Лена его спросила:
-Коля! Скажи, пожалуйста, тебе армия родная?
-Мне? Конечно, родная,- ответил Коля.- Мой брат уже полгода служит в армии артиллеристом. Брат мне родной. Значит, и армия родная.
Ушел Коля домой. А Лена осталась на улице. Она слепила маленькую, ростом с куклу, снежную бабу. Но ей все равно было грустно. У Лены не было брата, который мог бы пойти в армию и стрелять там из пушек.
Вышла из подъезда соседка тетя Маша - с ковром под мышкой, с веником в руке.
Лена и ее спросила:
-Тетя Маша! Скажите, пожалуйста, ваши родные служат в армии?
-Нет,- ответила тетя Маша.- Не служат. Все дома. Кто на заводе работает, кто в учреждениях.
-Значит, вам армия не родная?
-Как же это не родная!- удивилась тетя Маша.- Я жила в деревне, и началась война. Деревню заняли фашисты. А потом был сильный бой и пришли наши. Мы бежали к ним навстречу, плакали от радости и только говорили: «Родные! Наконец-то пришли, спасли нас от смерти».
-Армия всем родная,- закончила тетя Маша.- И меня, старую, и тебя, такую маленькую, она никому в обиду не даст.
Повеселела девочка. Побежала с улицы домой.
Когда пришел с работы папа, она рассказала ему, как гуляла, как сама прочла надпись на плакате и, что сказали ей Коля и тетя Маша.
-Все же Коле армия роднее!- пожаловалась Лена.
-Ну, это как сказать!- ответил папа.- Принеси-ка мне коробку с документами.
Папа достал из коробки красную книжечку. «Военный билет»- было написано на обложке. На первой странице Лена увидела папину фотографию.
Рядом были отчетливые буквы. Лена стала читать их. Получилось: «Сорокин Иван Васильевич. Танкист. Сержант запаса».
-Это значит,- сказал папа дочке,- что я хотя и работаю на заводе, все равно числюсь в армии.
-А другие папы?
- Другие папы тоже. Кто, как я, танкист, кто летчик, кто разведчик, кто моряк запаса.
На другой день Лена снова гуляла на улице. Было холодно. Дул ветер, падал снег. А она не уходила домой. Ждала, когда из школы придет Коля. Хотела сказать ему про своего папу-танкиста.
3.Ответы на вопросы по тексту.
-Как звали девочку?
-Какую надпись прочитала Лена на плакате?
-Кого встретила Лена?
-Почему Коля решил, что армия ему родная?
-Кем служил в армии Колин брат?
-Кого потом встретила девочка?
-Почему для тети Маши армия тоже родная?
-С кем беседовала дома Маша?
-Почему и для Маши армия оказалась родной?
-Кем служили папа Лены и отцы других детей?
Логопед: «Сегодня мы будем говорить об армии. И в начале уточним, какие бывают рода войск.
4.Беседа по картинкам. Рода войск. Логопед выставляет на доску картинку и рассказывает, кто на ней нарисован.
-Это моряк. Он служит на флоте. Ходит по морям на корабле. Вступает в морской бой.
-Это пограничник. Он охраняет границу нашей родины. Служит в пограничных войсках.
-Это десантник. Десантные войска самые первые вступают в борьбу с врагами нашей родины.
-Это танкист. Он защищает родину на танке и служит в танковых войсках.
-Это артиллерист. Его оружие пушка. Служит в артиллеристских войсках.
-Это летчик. Он защищает воздушное пространство нашей родины.
-Это моряк-подводник. Он охраняет наши океаны под водой. Вступает в подводный бой.
-Это связист. Он поддерживает связь между всеми родами войск.
5.Образование прилагательных от существительных.
Игра с мячом.
Логопед бросает детям мяч и задает вопрос. Дети мяч возвращают и отвечают на поставленный вопрос.
-В каких войсках служит пограничник?
десантник?
танкист?
артиллерист?
-В какой бой вступает моряк?
подводник?
6.Составление предложений по картинкам. Дети no-очереди выбирают, из выставленных на доске картинок понравившуюся им, и составляют по ней предложение. Картинку забирают себе.
7.Физкультурная минутка.
Показ слова УРА при помощи морской азбуки.
8.Составление схем предложений.
Все вместе на доске: Моряк плавает на корабле.
Индивидуально: Пограничник охраняет границу.
9.Игра «Кому что нужно?» Употребление существительных в Дательном падеже единственного числа.
Логопед задает вопросы:
-Кому нужна бескозырка?
-Кому нужна черная пилотка?
-Кому нужна фуражка?
-Кому нужен шлем?
-Кому нужна каска?
-Кому нужны наушники и рация?
-Кому нужна синяя пилотка?
-Кому нужен берет?
Дети отвечают на вопрос, в зависимости от того, у кого какая картинка лежит на столе. При правильном ответе получают головной убор.
10.Игра «Чего у тебя нет?» Употребление существительных в Родительном падеже единственного числа.
Логопед забирает у детей головные уборы, задавая вопрос: «Чего теперь у тебя нет?»
11.Итог.
Подведение итогов занятия и награждение детей сюрпризами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Дикие животные».
Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, б...
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.
Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение в звуковом ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе тема: «Деревья»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениед.с № 10 «Дубравушка» Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группетема: «Деревья»...
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Наша армия. Защитники отечества."
Расширять и уточнять знания детей о Защитниках Отечества, о Российской армии....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ Тема: Одежда. Обувь. Головные уборы.
Представленная разработка позволяет в игровой форме закрепить у детей представления об одежде и головных уборах, сформировать умение подбирать и согласовывать глаголы с именами существительными ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе ТИХАЯ ОХОТА
Тема: ТИХАЯ ОХОТА:Цель: расширение словаря детей по теме ГРИБЫ, формирование основных грамматических категорий, развитие связной речи, развитие памяти, внимания, логического мышления....
конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе по теме ОВОЩИ
Цель-закрепление у детей псловарного запаса по теме ОВОЩИ, закрепление основных грамматических категорий, развитие связной речи....