Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Защитники отечества»
план-конспект занятия ( класс) по теме

Доронина Юлия Александровна

Цель: Активизировать и обогатить словарь по теме «Защитники отечества». Закреплять умения детей образовывать от существительных прилагательные, употреблять существительные в Дательном падеже единственного числа, в Родительном падеже единственного числа, составлять предложения по картинкам и делать схемы предложений с предлогом и без него. Продолжать учить понимать прочитанное. Отвечать полным предложением на поставленный вопрос. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Защитники отечества»

Цель: Активизировать и обогатить словарь по теме «Защитники отечества». Закреплять умения детей образовывать от существительных прилагательные, употреблять существительные в Дательном падеже единственного числа, в Родительном падеже единственного числа, составлять предложения по картинкам и делать схемы предложений с предлогом и без него. Продолжать учить понимать прочитанное. Отвечать полным предложением на поставленный вопрос.

Оборудование: Картинки: пограничник, моряк, подводник, связист, танкист, летчик, десантник, артиллерист. Схемы предложений. Пилотки летчика и подводника, шлем танкиста, каска артиллериста, берет десантника, фуражка пограничника, бескозырка, рация с наушниками. Мяч. Сюрпризный момент – медальки. Книга А.Митяева «Почему армия всем родная». Флажки. Корабль построенный из конструктора.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Дети построились в шеренгу. Логопед дает команду: «Рота по порядку рассчитайся!» Дети выполняют команду. Логопед: «Рота садись!»

2.Чтение текста А. Митяева «Почему армия всем родная».

Девочка Лена научилась читать. Особенно хорошо она читала слова, написанные крупными буквами.

Однажды зимой на стене дома повесили плакат. С плаката на девочку смотрел молодой солдат в каске. Лена стала читать буквы на плакате и прочла: «Да здравствует родная Российская армия!»

«Армия называется Российской потому, что она в нашей стране России,- думала Лена.- А почему родная? Ведь она не мама, не папа, не бабушка...»

Шел из школы домой мальчик Коля. Он был сосед Лены, и Лена его спросила:


-Коля! Скажи, пожалуйста, тебе армия родная?

-Мне? Конечно, родная,- ответил Коля.- Мой брат уже полгода служит в армии артиллеристом. Брат мне родной. Значит, и армия родная.

Ушел Коля домой. А Лена осталась на улице. Она слепила маленькую, ростом с куклу, снежную бабу. Но ей все равно было грустно. У Лены не было брата, который мог бы пойти в армию и стрелять там из пушек.

Вышла из подъезда соседка тетя Маша - с ковром под мышкой, с веником в руке.

Лена и ее спросила:

-Тетя Маша! Скажите, пожалуйста, ваши родные служат в армии?

-Нет,- ответила тетя Маша.- Не служат. Все дома. Кто на заводе работает, кто в учреждениях.

-Значит, вам армия не родная?

-Как же это не родная!- удивилась тетя Маша.- Я жила в деревне, и началась война. Деревню заняли фашисты. А потом был сильный бой и пришли наши. Мы бежали к ним навстречу, плакали от радости и только говорили: «Родные! Наконец-то пришли, спасли нас от смерти».

-Армия всем родная,- закончила тетя Маша.- И меня, старую, и тебя, такую маленькую, она никому в обиду не даст.

Повеселела девочка. Побежала с улицы домой.

Когда пришел с работы папа, она рассказала ему, как гуляла, как сама прочла надпись на плакате и, что сказали ей Коля и тетя Маша.

-Все же Коле армия роднее!- пожаловалась Лена.

-Ну, это как сказать!- ответил папа.- Принеси-ка мне коробку с документами.

Папа достал из коробки красную книжечку. «Военный билет»- было написано на обложке. На первой странице Лена увидела папину фотографию.


Рядом были отчетливые буквы. Лена стала читать их. Получилось: «Сорокин Иван Васильевич. Танкист. Сержант запаса».

-Это значит,- сказал папа дочке,- что я  хотя и работаю на заводе, все равно числюсь в армии.

-А другие папы?

- Другие папы тоже. Кто, как я, танкист, кто летчик, кто разведчик, кто моряк запаса.

На другой день Лена снова гуляла на улице. Было холодно. Дул ветер, падал снег. А она не уходила домой. Ждала, когда из школы придет Коля. Хотела сказать ему про своего папу-танкиста.

 3.Ответы на вопросы по тексту.

-Как звали девочку?

-Какую надпись прочитала Лена на плакате?

-Кого встретила Лена?

-Почему Коля решил, что армия ему родная?

-Кем служил в армии Колин брат?

-Кого потом встретила девочка?

-Почему для тети Маши армия тоже родная?

-С кем беседовала дома Маша?

-Почему и для Маши армия оказалась родной?

-Кем служили папа Лены и отцы других детей?

Логопед: «Сегодня мы будем говорить об армии. И в начале уточним, какие бывают рода войск.

4.Беседа по картинкам. Рода войск. Логопед выставляет на доску картинку и рассказывает, кто на ней нарисован.

-Это моряк. Он служит на флоте. Ходит по морям на корабле. Вступает в морской бой.

-Это пограничник. Он охраняет границу нашей родины. Служит в пограничных войсках.

-Это десантник. Десантные войска самые первые вступают в борьбу с врагами нашей родины.

 -Это танкист. Он защищает родину на танке и служит в танковых войсках.


-Это артиллерист. Его оружие пушка. Служит в артиллеристских войсках.

-Это летчик. Он защищает воздушное пространство нашей родины.

-Это моряк-подводник. Он охраняет наши океаны под водой. Вступает в подводный бой.

-Это связист. Он поддерживает связь между всеми родами войск.

5.Образование прилагательных от существительных.

Игра с мячом.

Логопед бросает детям мяч и задает вопрос. Дети мяч возвращают и отвечают на поставленный вопрос.

-В каких войсках служит пограничник?

                                        десантник?

                                         танкист?

                                       артиллерист?

-В какой бой вступает моряк?

                                   подводник?

6.Составление предложений по картинкам. Дети no-очереди выбирают, из выставленных на доске картинок понравившуюся им, и составляют по ней предложение. Картинку забирают себе.

7.Физкультурная минутка.

Показ слова УРА при помощи морской азбуки.

8.Составление схем предложений.

Все вместе на доске: Моряк плавает на корабле.

Индивидуально: Пограничник охраняет границу.

9.Игра «Кому что нужно?» Употребление существительных в Дательном падеже единственного числа.

Логопед задает вопросы:


-Кому нужна бескозырка?

-Кому нужна черная пилотка?

-Кому нужна фуражка?

-Кому нужен шлем?

-Кому нужна каска?

-Кому нужны наушники и рация?

-Кому нужна синяя пилотка?

-Кому нужен берет?

Дети отвечают на вопрос, в зависимости от того, у кого какая картинка лежит на столе. При правильном ответе получают головной убор.

10.Игра «Чего у тебя нет?» Употребление существительных в Родительном падеже единственного числа.

Логопед забирает у детей головные уборы, задавая вопрос: «Чего теперь у тебя нет?»

11.Итог.

Подведение итогов занятия и награждение детей сюрпризами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Дикие животные».

Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, б...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение  в звуковом ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе тема: «Деревья»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениед.с № 10 «Дубравушка»      Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группетема: «Деревья»...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Наша армия. Защитники отечества."

Расширять и уточнять знания детей о Защитниках Отечества, о Российской армии....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ Тема: Одежда. Обувь. Головные уборы.

Представленная разработка позволяет в игровой форме закрепить у детей представления об одежде и головных уборах, сформировать  умение подбирать и согласовывать глаголы с именами существительными ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе ТИХАЯ ОХОТА

Тема: ТИХАЯ ОХОТА:Цель: расширение словаря детей по теме ГРИБЫ, формирование  основных грамматических категорий, развитие связной речи, развитие памяти, внимания, логического мышления....

конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе по теме ОВОЩИ

 Цель-закрепление у детей псловарного запаса по теме ОВОЩИ, закрепление основных грамматических категорий, развитие связной речи....