программа по сенсорному развитию
рабочая программа ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «ПРЕОДОЛЕНИЕ»
Утверждено
на заседании методического совета Центра
Протокол №____от «____»_________2013г.
Председатель м/с Маркова Л.С.
Индивидуально-ориентированная (рабочая) программа «Сенсорное воспитание и развитие психических процессов»
(для детей дошкольного возраста с ЗПР)
программу составила:
учитель-дефектолог ИКО
Баярунас Ю.А.
2013-14 учебный год
Направление работы | Цель | Методические приёмы |
Сенсорное развитие | Развитие восприятия формы. Закрепление представлений о цвете. Закрепление знаний о свойстве фигур – величине. | Соотношение предметов по форме. Объединение фигур по одному признаку – форме. Дидактические игры: «Измени форму», «Что изменилось», «Выложи дорожку», «Выложи узор», «Объедини фигуры по форме». Учить изменять свойство предметов – цвет. Дидактические игры: «Измени цвет», «Что изменилось», «Выложи дорожку», «Выложи узор». Объединение фигур по одному признаку – величине. Дидактические игры: «Измени величину», «Что изменилось», «Выложи дорожку», «Объедини предметы(по двум признакам: форма и величина, цвет и форма, цвет и величина)», «Составь узор». |
Развитие зрительного восприятия | Ориентировка в пространстве Знакомство с простой схемой-планом Знакомство с цветовой гаммой природных явлений и предметов Учить дорисовывать предметы Формировать умение соотнести геометрические формы с предметами Учить воссоздавать целостное изображение предмета по его частям, расположенным в беспорядке Учить комбинировать несколько геометрических фигур для создания целостного изображения Закрепление представлений о том, что понятия «высокий - низкий», «длинный – короткий» не могут заменить понятия «большой – маленький», а только дополняют их. Формирование представлений об относительности величины | Находить предметы, учитывая их расположение в комнате. Ориентироваться на листе бумаги(верх, низ, левая сторона, правая, середина) Находить отличия 3-4 предметов, картинок, сравнивая их зрительно по памяти: «Найди отличия», «Сравни предметы», «Найди предметы, спрятанные на картинке», «Какая фигура будет следующей». Составление графического изображения пространственных отношении и моделирование в виде рисунка. Графический диктант. Дидактическая игра «Где ты живёшь» Дидактические игры: «Краски времён года», «Разноцветные сказки» «Что забыл нарисовать художник» «На какую геометрическую фигуру похож предмет», «Угадай фигуру», «Расположи предметы», «Раскрась фигуры». «Сложи квадрат», «Собери картинку»,«Почини предмет» «Помоги Незнайке» Дидактические игры: «Составь предмет из частей» «Почини рисунок» Дидактические игры: «Подбери дорожки», «Засели детей в домик» (большой дом может быть как высоки, так и низким) Дидактические игры: «Кто выше», «Сравни по величине»(мальчик низкий по отношению к папе, но высокий по отношению к брату) |
ФЭКП | Ориентировка во времени Развивать чувство времени Формировать понятия «поровну», «больше», «меньше» Учить пересчитывать предметы в прямом и обратном порядке, в разных направлениях, в любом расположении (по кругу, в квадрате,…), называть следующее и предыдущее число. Знакомство с получением последующего и предыдущего числа Понятие «состав числа». Раскладывание числа на два меньших. Знакомство с составом числа из единиц. Знакомство со структурой задачи: условие, вопрос, решение, ответ Составление и решение задач, используя знаки «+»,«-», «=»; записывать решение в виде примера. | Закрепление представлений о последовательности дней недели, месяцев в году и времёни года. Дидактические игры: «Семь братьев», «Назови по - порядку», «Друг за другом», «Угадай месяц», «Что за чем», «Назови правильно», «Назови 5(7,3,9,…) месяц года». Закрепление частей суток и их последовательности. Дидактические игры: «Назови часть суток», «Что после чего», «Когда это едим» Знакомство с циферблатом, часовой и минутной стрелкой, используя плоскостные часы. Дидактическая игра: «Сравни(больше на…, меньше на…) Дидактические игры: «Кто знает, считай дальше», «Посчитай от..до..», «Сколько», «Помоги Незнайке», «Который по порядку», «Цифровые бусы», «Найди место для цифры», «Что за ним», «Какая цифра пропала». «Таблица+1», «Таблица-1» Дидактические игры: «Кто за ним», «Кто перед ним», «Увеличь», «Уменьши» Дидактические игры: «Сколько в какой руке», «Добавь до..», «Математические ракеты», «Математический цветок», «Листочки», «Составь цветок» Демонстрационный материал – задачи в картинках |
Развитие мышления | Формирование понятий и умения обобщать Формирование умения объединять предметы по заданному свойству Группировать предметы по определённым признакам | Дидактические игры: «Игра с мячиком», «Ответь» Упражнения: «Группировки», «Назови одним словом», «Чем похожи» |
Развитие элементов словесно-логического мышления | Развитие навыков анализа и синтеза | Дидактические игры: «Какая картинка подходит к остальным», «Ушки на макушке»(умозаключение) «Последовательные картинки» Дидактические игры: «Закончи предложение», «Составь пару слов» |
Представление об окружающем мире | Тема «Осень»: Понятия «ранняя осень», «золотая осень», «поздняя осень»; названия осенних месяцев; признаки осени; продолжительность дня; поведение животных; труд людей; изменения погоды и природные явления. (аналогично – зима, весна, лето) | Т.А.Шорыгина «Месяцы. Какие они?» Иллюстрированный материал. Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Когда это бывает», «Найди ошибку» |
Тема «Овощи»: внешний вид; произрастание; значение овощей для человека | Т.А.Шорыгина «Овощи. Какие они?» Дидактическая игра «Узнай по описанию» | |
Тема «Фрукты»: внешний вид; произрастание; значение фруктов для человека; дифференциация овощей и фруктов | Упражнения: «Составь рассказ», «Узнай по описанию», «Что из чего», «Помоги приготовить» | |
Тема «Деревья»: понятие «хвойные» и «лиственные» деревья; сравнение хвойных и лиственных деревьев; польза для человека | Дидактические игры: «Назови деревья», «Кто знает, тот продолжает», «Угадай по описанию», «Угадай с какого дерева листок», «Сравни ветки» | |
Тема «Кустарники»: отличия кустарников от деревьев; познакомить с названием цветущих, ягодных, дикорастущих, садовых кустарников | Дидактические игры: «Угадай, где дерево, а где куст», «С какого куста листочек», «Угадай, что за куст» | |
Тема «Перелётные птицы»: названия, внешний вид, отличительные признаки; польза, приносимая людям; значение птиц в жизни людей. | Дидактические игры: «Угадай птицу», «Угадай по описанию», «Кого не стало» Составление описательных загадок | |
Тема «Зимующие птицы»: названия, внешний вид, отличительные признаки(окраска перьев, способ передвижения) | Дидактические игры: : «Угадай птицу», «Угадай по описанию», «Четвёртый лишний», «Кого много зимой в городе(в лесу)» | |
Тема «Домашние птицы»:внешний вид; где живёт, чем питается; забота о домашних птицах; сравнение домашних и диких птиц | Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» Картинный материал. Дидактические игры: «Чей? Чья? Чьё?», «Помоги малышам» | |
Тема «Дикие и домашние животные»: внешний вид, повадки, сравнение жилища диких и домашних животных | Дидактические игры: «Чем отличаются», «Назови сходство и различия», «Узнай по описанию», «Помоги детёнышам», «Составь загадку», «Кто где живёт» | |
Тема «Насекомые»: внешнее строение; польза и вред насекомых для людей и животных; сравнение насекомых. | Т.А.Шорыгина «Насекомые. Какие они?» Дидактические игры: «Друг или враг», «Узнай по описанию» | |
Тема «Моя страна»: мой город; моя улица; достопримечательности г. Москвы | Дидактические игры: «Мой дом»(сколько этажей в доме), «Моя улица», «Назови достопримечательности», «Где ты больше всего любишь бывать» Составить рассказ о Москве | |
Тема «Транспорт»: различать наземный, водный, воздушный транспорт; пассажирский, грузовой, специальный транспорт; сравнение транспорта; назвать профессии людей, работающих на транспорте | Дидактические игры: «Угадай вид транспорта», «Что из чего», «Угадай профессию», «Чем похожи и чем отличаются» | |
Тема «Рыбы»: внешний вид, отличительные признаки; сравнение морских, пресноводных и аквариумных рыб | Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Угадай рыбу», «Кто больше рыб назовёт» | |
Тема «Одежда» («Обувь», «Головные уборы»):название одежды и её деталей в зависимости от времён года; уход за одеждой | Т.А.Шорыгина «Одежда. Какая она?» «Четвёртый лишний», «Что без чего», «Оденем Ваню и Валю» | |
Тема «Наш дом»: домашний адрес, количество этажей в доме, части дома | Дидактические игры: «Назови свой адрес», «Что неправильно», «Из какого материала построен» | |
Тема «Праздники»: («Мамин праздник», «День Защитника Отечества», «Новый год», «День Победы») значение праздников, когда отмечают, отличительный особенности | Стихотворения, посвящённые праздникам. Иллюстрированный материал. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию "Цветик-семицветик".
Направленность дополнительной общеразвивающей программы.Данная дополнительная образовательная программа для детей 1.5 – 3 лет.Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование ...
Программа по сенсорному развитию для детей от 2-3 лет
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окр...
Аннотация к рабочей программе по сенсорному развитию
Аннотация к рабочей программе по сенсорному развитию 5 класс...
Рабочая программа «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью, с задержкой психического развития.
Рабочая программа «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью, с задержкой психического развития....
Рабочая программа по сенсорному развитию для 1 класса 2 вариант
Пояснительная записка, содержание программы и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по сенсорному развитию для 3 класса 2 вариант
Пояснительная записка, содержание и КТП...
Рабочая программа по сенсорному развитию для 5 класса 2 вариант
Пояснительная записка, содержание и КТП...