программа по сенсорному развитию
рабочая программа ( класс) на тему

индивидуально-ориентированная рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции  «ПРЕОДОЛЕНИЕ»

Утверждено

на заседании методического совета Центра

Протокол №____от «____»_________2013г.

Председатель м/с                        Маркова Л.С.

Индивидуально-ориентированная (рабочая)  программа «Сенсорное воспитание и развитие психических процессов»

(для детей дошкольного возраста с ЗПР)

                             программу составила:

учитель-дефектолог ИКО

Баярунас Ю.А.

2013-14 учебный год

Направление работы

Цель

Методические приёмы

Сенсорное развитие

Развитие восприятия формы.

Закрепление представлений о цвете.

Закрепление знаний о свойстве фигур – величине.

Соотношение предметов по форме. Объединение фигур по одному признаку – форме.

Дидактические игры: «Измени форму», «Что изменилось», «Выложи дорожку», «Выложи узор», «Объедини фигуры по форме».

Учить изменять свойство предметов – цвет.

Дидактические игры: «Измени цвет», «Что изменилось», «Выложи дорожку», «Выложи узор».

Объединение фигур по одному признаку – величине.

Дидактические игры: «Измени величину», «Что изменилось», «Выложи дорожку», «Объедини предметы(по двум признакам: форма и величина, цвет и форма, цвет и величина)», «Составь узор».

Развитие зрительного восприятия

Ориентировка в пространстве

Знакомство с простой схемой-планом

Знакомство с цветовой гаммой природных явлений и предметов

Учить дорисовывать предметы

Формировать умение соотнести геометрические формы с предметами

        Учить воссоздавать целостное изображение предмета по его частям, расположенным в беспорядке

Учить комбинировать несколько геометрических фигур для создания целостного изображения

Закрепление представлений о том, что понятия «высокий - низкий», «длинный – короткий» не могут заменить понятия «большой – маленький», а только дополняют их.

Формирование представлений об относительности величины

Находить предметы, учитывая их расположение в комнате. Ориентироваться на листе бумаги(верх, низ, левая сторона, правая, середина)

Находить отличия 3-4 предметов, картинок, сравнивая их зрительно по памяти: «Найди отличия», «Сравни предметы», «Найди предметы, спрятанные на картинке», «Какая фигура будет следующей».

Составление графического изображения пространственных отношении и моделирование в виде рисунка. Графический диктант.

Дидактическая игра «Где ты живёшь»

Дидактические игры: «Краски времён года», «Разноцветные сказки»

«Что забыл нарисовать художник»

«На какую геометрическую фигуру похож предмет», «Угадай фигуру», «Расположи предметы», «Раскрась фигуры».

«Сложи квадрат», «Собери картинку»,«Почини предмет»

«Помоги Незнайке»

Дидактические игры: «Составь предмет из частей»

«Почини рисунок»

Дидактические игры: «Подбери дорожки», «Засели детей в домик» (большой дом может быть как высоки, так и низким)

Дидактические игры: «Кто выше», «Сравни по величине»(мальчик низкий по отношению к папе, но высокий по отношению к брату)

ФЭКП

Ориентировка во времени

Развивать чувство времени

Формировать понятия «поровну», «больше», «меньше»

Учить пересчитывать предметы в прямом и обратном порядке, в разных направлениях, в любом расположении (по кругу, в квадрате,…), называть следующее и предыдущее число.

Знакомство с получением последующего и предыдущего числа

Понятие «состав числа».

Раскладывание числа на два меньших.

Знакомство с составом числа из единиц.

Знакомство со структурой задачи: условие, вопрос, решение, ответ

Составление и решение задач, используя знаки «+»,«-», «=»;

записывать решение в виде примера.

Закрепление представлений о последовательности дней недели, месяцев в году и времёни года.

Дидактические игры: «Семь братьев», «Назови по - порядку», «Друг за другом», «Угадай месяц», «Что за чем», «Назови правильно», «Назови 5(7,3,9,…) месяц года».

Закрепление частей суток и их последовательности.

Дидактические игры:  «Назови часть суток», «Что после чего», «Когда это едим»

Знакомство с циферблатом, часовой и минутной стрелкой, используя плоскостные часы.

Дидактическая игра: «Сравни(больше на…, меньше на…)

Дидактические игры: «Кто знает, считай дальше», «Посчитай от..до..», «Сколько», «Помоги Незнайке», «Который по порядку», «Цифровые бусы», «Найди место для цифры», «Что за ним», «Какая цифра пропала».

«Таблица+1», «Таблица-1»

Дидактические игры: «Кто за ним», «Кто перед ним», «Увеличь», «Уменьши»

Дидактические игры: «Сколько в какой руке», «Добавь до..», «Математические ракеты», «Математический цветок», «Листочки», «Составь цветок»

Демонстрационный материал – задачи в картинках

Развитие мышления

Формирование понятий и умения обобщать

Формирование умения объединять предметы по заданному свойству

Группировать предметы по определённым признакам

Дидактические игры: «Игра с мячиком», «Ответь»

Упражнения: «Группировки», «Назови одним словом», «Чем похожи»

Развитие элементов словесно-логического мышления

Развитие навыков анализа и синтеза

Дидактические игры: «Какая картинка подходит к остальным», «Ушки на макушке»(умозаключение)

«Последовательные картинки»

Дидактические игры: «Закончи предложение», «Составь пару слов»

Представление об окружающем мире

Тема «Осень»:

Понятия «ранняя осень», «золотая осень»,

«поздняя осень»; названия осенних месяцев; признаки осени; продолжительность дня; поведение животных; труд людей; изменения погоды и природные явления.

(аналогично – зима, весна, лето)

Т.А.Шорыгина «Месяцы. Какие они?»

Иллюстрированный материал.

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Когда это бывает», «Найди ошибку»

Тема «Овощи»: внешний вид; произрастание; значение овощей для человека

Т.А.Шорыгина «Овощи. Какие они?»

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Тема «Фрукты»: внешний вид; произрастание; значение фруктов для человека; дифференциация овощей и фруктов

Упражнения: «Составь рассказ», «Узнай по описанию», «Что из чего», «Помоги приготовить»

Тема «Деревья»: понятие «хвойные» и «лиственные» деревья; сравнение хвойных и лиственных деревьев; польза для человека

Дидактические игры: «Назови деревья», «Кто знает, тот продолжает», «Угадай по описанию», «Угадай с какого дерева листок», «Сравни ветки»

Тема «Кустарники»: отличия кустарников от деревьев; познакомить с названием цветущих, ягодных, дикорастущих, садовых кустарников

Дидактические игры: «Угадай, где дерево, а где куст», «С какого куста листочек», «Угадай, что за куст»

Тема «Перелётные птицы»: названия, внешний вид, отличительные признаки; польза, приносимая людям; значение птиц в жизни людей.

Дидактические игры: «Угадай птицу», «Угадай по описанию», «Кого не стало»

Составление описательных загадок

Тема «Зимующие птицы»: названия, внешний вид, отличительные признаки(окраска перьев, способ передвижения)

Дидактические игры: : «Угадай птицу», «Угадай по описанию», «Четвёртый лишний», «Кого много зимой в городе(в лесу)»

Тема «Домашние птицы»:внешний вид; где живёт, чем питается; забота о домашних птицах; сравнение домашних и диких птиц

Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?»

Картинный материал.

Дидактические игры: «Чей?  Чья? Чьё?», «Помоги малышам»

Тема «Дикие и домашние животные»: внешний вид, повадки, сравнение жилища диких и домашних животных

Дидактические игры: «Чем отличаются», «Назови сходство и различия», «Узнай по описанию», «Помоги детёнышам», «Составь загадку», «Кто где живёт»

Тема «Насекомые»: внешнее строение; польза и вред насекомых для людей и животных; сравнение насекомых.

Т.А.Шорыгина «Насекомые. Какие они?»

Дидактические игры: «Друг или враг», «Узнай по описанию»

Тема «Моя страна»: мой город; моя улица; достопримечательности г. Москвы

Дидактические игры: «Мой дом»(сколько этажей в доме), «Моя улица», «Назови достопримечательности», «Где ты больше всего любишь бывать»

Составить рассказ о Москве

Тема «Транспорт»: различать наземный, водный, воздушный транспорт; пассажирский, грузовой, специальный транспорт; сравнение транспорта; назвать профессии людей, работающих на транспорте

Дидактические игры: «Угадай вид транспорта», «Что из чего», «Угадай профессию», «Чем похожи и чем отличаются»

Тема «Рыбы»: внешний вид, отличительные признаки; сравнение морских, пресноводных и аквариумных рыб

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Угадай рыбу», «Кто больше рыб назовёт»

Тема «Одежда» («Обувь», «Головные уборы»):название одежды и её деталей в зависимости от времён года; уход за одеждой

Т.А.Шорыгина «Одежда. Какая она?»

«Четвёртый лишний», «Что без чего», «Оденем Ваню и Валю»

Тема «Наш дом»: домашний адрес, количество этажей в доме, части дома

Дидактические игры: «Назови свой адрес», «Что неправильно», «Из какого материала построен»

Тема «Праздники»: («Мамин праздник», «День Защитника Отечества», «Новый год», «День Победы») значение праздников, когда отмечают, отличительный особенности

Стихотворения, посвящённые праздникам.

Иллюстрированный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию "Цветик-семицветик".

Направленность дополнительной общеразвивающей программы.Данная дополнительная образовательная программа для детей 1.5 – 3 лет.Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование ...

Программа по сенсорному развитию для детей от 2-3 лет

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окр...

Аннотация к рабочей программе по сенсорному развитию

Аннотация к рабочей программе по сенсорному развитию 5 класс...

Рабочая программа «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью, с задержкой психического развития.

Рабочая программа «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью, с задержкой психического развития....

Рабочая программа по сенсорному развитию для 1 класса 2 вариант

Пояснительная записка, содержание программы и календарно-тематическое планирование...