Рабочая программа по сенсорному развитию для 3 класса 2 вариант
рабочая программа по психологии
Пояснительная записка, содержание и КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_3_kl.2_variant.docx | 31.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие
3 класс (2 вариант)
Пояснительная записка
Рабочая программа «Сенсорное развитие» составлена для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант
Цель рабочей программы: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Основные задачи программы:
- расширять диапазон воспринимаемых ощущений обучающегося;
- стимулировать активность (под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например, эмоциональнодвигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация);
- формировать сенсорно-перцептивные действия (не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию), что в будущем поможет лучше ориентироваться в окружающем мире; формировать способность эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия цвета, звуков, особых свойств предметов.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта обучающихся, то есть от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У обучающихся с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у обучающегося, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий.
Обучающиеся с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Программно-методический материал включает 5 разделов: "Зрительное восприятие", "Слуховое восприятие", "Кинестетическое восприятие", "Восприятие запаха", "Восприятие вкуса".
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений обучающегося, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции обучающегося, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) и водный бассейны, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры.
Содержание коррекционного курса Сенсорное развитие
Зрительное восприятие.
Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив обучающегося (справа, слева от обучающегося). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед или назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный).
Слуховое восприятие.
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Кинестетическое восприятие.
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).
Восприятие запаха.
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе).
Восприятие вкуса.
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Реализация рабочей программы коррекционного курса «Сенсорное развитие» для рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.
Содержание учебного курса «Сенсорное развитие»
- класс
№ | Название раздела | 3 класс |
1. | Обследование | 1 |
2. | «Зрительное восприятие» | 21 |
3. | «Слуховое восприятие» | 17 |
4. | «Кинестетическое восприятие» | 22 |
5. | «Восприятие запаха» | 2 |
6. | «Восприятие вкуса» | 4 |
7. | Итоговое обследование | 1 |
| Итого за год | 68 |
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Сенсорное развитие»
на 2023-2024 учебный год
3 класс (2 вариант)
№ п/п | Название раздела Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
| план | факт | ||
1. | Обследование | 1 | ||
Зрительное восприятие (21 ч.) | ||||
2 | Упражнения на развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Пальчиковая гимнастика. | 2 | ||
3 | Упр. на развитие зрительного восприятия и памяти. Выполнение движений в нужном темпе и ритме. | 2 | ||
4 | Игры-имитации. | 2 | ||
5 | Шнуровка, штриховка, раскрашивание. Закрепление оптических эталонов. | 2 | ||
6 | Сравнение предметов. Игры «Чем похожи», «Чем отличаются». | 2 | ||
7 | Игра «Что бывает такого цвета» | 1 | ||
8 | Упр. на соотнесение зрительного образа со словом. | 1 | ||
9 | Зрительная гимнастика. | 1 | ||
10 | Узнавание и различение цветов объектов: красный, желтый, чёрный, белый, серый, синий, зелёный. | 2 | ||
11 | Игры на зрительное восприятие цвета предметов. | 1 | ||
12 | Игры на составление картинок по частям. | 1 | ||
13 | Нахождение предметов похожей формы (квадрат, круг, треугольник). | 1 | ||
14 | Понятие о величине: «большой», «маленький». Сравнение предметов по величине. | 1 | ||
15 | Игры с конструктором и геометрическим материалом. | 2 | ||
16 | Зрительная гимнастика. | 1 | ||
Слуховое восприятие (17 ч.) | ||||
17 | Музыкально-ритмические упражнения. | 2 | ||
18 | Дидактические игры на определение шумов. | 2 | ||
19 | Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы» с выполнением релаксирующих упражнений. | 2 | ||
20 | Соотнесение различных звуков с их источниками. | 1 | ||
21 | Музыкальные звуки. Прослушивание муз. мелодий. | 2 | ||
22 | Упр. на развитие слухомоторной координации. | 2 | ||
23 | Игры на узнавание голосов, различных звуков. | 2 | ||
24 | Определение направления звука в пространстве. | 2 | ||
25 | Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. | 2 | ||
Кинестетическое восприятие (22 ч.) | ||||
26 | Игры с сенсорным материалом (крупой, макаронами, песком, камушками). | 2 | ||
27 | Упражнения на координацию движений. | 1 | ||
28 | Узнавание материалов по фактуре, на ощупь. | 1 | ||
29 | Игры на развитие пространственных представлений (с прищепками, скрепками, гвоздиками). | 2 | ||
30 | Упражнения с использованием «сенсорной тропы», «массажной тропы». | 2 | ||
31 | Упражнение на развитие графических навыков. | 2 | ||
32 | Музыкально-ритмические упражнения. Упражнения на координацию движений. | 1 | ||
33 | Упражнения пальчиковой гимнастики. | 1 | ||
34 | Упражнения на развитие общей моторики. | 2 | ||
35 | Упражнение на развитие графомоторных навыков. | 2 | ||
36 | Узнавание мелких предметов на ощупь. | 1 | ||
37 | Игры с крупой, макаронами. | 2 | ||
38 | Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные теплые). | 2 | ||
Восприятие запаха (2 ч.) | ||||
39 | Упражнения на сравнение разных запахов. | 1 | ||
40 | Игры «Магазин ароматов», «Определи предмет по запаху». | 1 | ||
Восприятие вкуса (4 ч.) | ||||
41 | Различие продуктов по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый). | 2 | ||
42 | Игры на определение вкусовых ощущений «Угадай предмет по вкусу». | 2 | ||
43 | Итоговое обследование обучающихся. | 1 | ||
Итого за год | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 10-11 класс (вариант для девочек)
Главная цель образовательной области "Технология" - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики....
Аннотация к рабочей программе по технологии 10,11 классы (вариант для девочек)
Аннотация к рабочей программе по технологии10,11 классы (вариант для девочек)Базовым направлением для МОБУ Новобурейской СОШ№3 выбрано «Технология. Обслуживающий труд»Выбранное направление технологиче...
Аннотация к рабочей программе по технологии 5-8 классы (вариант для девочек)
Аннотация к рабочей программе по технологии5-8 классы (вариант для девочек)Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о сос...
Рабочая программа по технологии 6-9 класс, вариант для девочек (по программе В.Д.Симоненко)
Рабочая программа по технологии 6-9 класс, вариант для девочек (по программе В.Д.Симоненко)...
Аннотация к рабочей программе по сенсорному развитию
Аннотация к рабочей программе по сенсорному развитию 5 класс...
Рабочая программа по сенсорному развитию для 1 класса 2 вариант
Пояснительная записка, содержание программы и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по сенсорному развитию для 5 класса 2 вариант
Пояснительная записка, содержание и КТП...