Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию "Цветик-семицветик".
методическая разработка на тему
Направленность дополнительной общеразвивающей программы.
Данная дополнительная образовательная программа для детей 1.5 – 3 лет.
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensorika.docx_0.odt | 50.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеразвивающей программы.
Данная дополнительная образовательная программа для детей 1.5 – 3 лет.
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Актуальность педагогической проблемы состоит в том, что в работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.
Новизна программы заключается в том, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Педагогическая целесообразность: овладение умениями воспринимать и формировать представления о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п.
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка.
При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста.
Цель программы – формирование у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, движений, особых свойств.
Основные задачи:
- Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
- Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
- Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
- Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
- Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
- Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
Отличительной особенностью данной программы является то, что к каждой изучаемой теме предлагается перечень ожидаемых результатов работы.
Возраст обучающихся и их возрастные особенности:
Программа предназначена для детей 1.5 – 3 лет.
Ранний возраст играет особую роль в развитие ребенка: в этот период жизни начинается формирование психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направленно на развитие зрительного, слухового, тактильного и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка.
Сроки реализации программы – 1 учебный год.
Формы организации:
Основными формами работы в объединении является учебно-практическая деятельность.
В основе обучения лежит фронтальные занятия с группой детей (36 занятий в год ).
Режим занятий 1 раз в неделю, с детьми первой младшей группы (1.5 – 3 лет) – 10 минут.
Используются следующие формы работы на занятиях:
- Индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий);
- Групповая, которая предполагает наличие системы «педагог-группа-воспитанник»;
- Парная, которая может быть представлена постоянными и сменными парами.
Способы определения результативности программы: опрос, беседа, дидактические игры, самостоятельная работа, игра – соревнование.
Ожидаемый результат:
- Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
- Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела ( овал, круг, куб, треугольник, квадрат).
- Используют сенсорные эталоны (лимон желтый, как солнышко, огурчик зелёный как травка).
- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
- Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
Для первоначальной диагностике используются следующие формы:
анкетирование;
наблюдение;
практическая работа.
Перспективный план по сенсорно-математическому развитию детей 1 младшей группы
Тема | ЦЕЛИ | Методы работы | Работа с родителями | Актуальность | Ответственный | ||||
СЕНТЯБРЬ | |||||||||
Диагностика 1. «Ладошки-кулачки» |
Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы. -Развить мелкую моторику пальцев рук и тактильного восприятия посредством специальных пальчиковых игр. | Проводится посредством дидактического материала Игра : «Постучи кулачком по ладошки», «Очки». Похлопай в ладоши «тихо-громко». | В беседе с родителями выяснить, кто занимался с ребенком дома, какие сенсорные эталоны анализировались. Как сами родители оценивают работу с детьми дома. Попросить родителей закрепить изученный материал в домашних условиях. | Диагностика в начале года необходима для определения уровня знаний детей в области сенсорных эталонов с целью дальнейшего развития и планирования индивидуальной работы. Важно на данном этапе сформировать у дошкольников эмоционально положительный настрой; развитие внимание, произвольной памяти, мышления и мелкой моторики рук. | Тюрьмина Н.Г Тюрьмина Н.Г | ||||
ОКТЯБРЬ | |||||||||
Тема | ЦЕЛИ | Методы работы | Работа с родителями | Актуальность | Ответственный | ||||
1. «Разноцветные шарики». «Зеленый цвет» | - Познакомить детей с понятие «зеленый цвет», рассмотреть предметы зеленого цвета, находящиеся в группе. - учить отличать -развивать логическое мышление; -воспитывать внимание и наблюдательность | Игра: «Что где находится?» «Найди такой же». Д/и «Собери в корзину» С помощью счетных палочек собираем елочку. | Просить родителей закрепить знания детей о «зеленом цвете» дома и поиграть в игру «Где зеленый цвет?» Подготовить и провести анкетирование на тему «Знания родителей в области формирования сенсорно-математических представлений детей раннего возраста». | Важно на данном этапе познакомить детей с одним из основных цветов, важно научить отличать этот цвет от других, уметь находить предметы изучаемого цвета в групповом пространстве. Благодаря указанным играм ребенок научится сравнивать предметы, убирать лишнее, будет учиться ориентироваться в пространстве. | Тюрьмина Н.Г | ||||
2. «Назови геометрическую фигуру» «Круг» | - Познакомить детей с плоскостной геометрической фигурой «круг». - Учить детей узнавать и правильно называть изучаемую фигуру. - Закреплять знания детей о зеленом цвете. | «Собери яблочки» Д/и «Найди зеленые мячики». «Накорми курочку горошком» | Просить родителей закрепить знания детей о «зеленом цвете» и плоскостной геометрической фигуры «круг». Разработать памятки для родителей по теме самообразования. | Важно познакомить детей с плоскостной геометрической фигурой «круг». Особое значение имеет не только изучение выше обозначенных тем, но и постоянное проговаривание, повторение. Только в этом случае материал не только качественно усвоится, но и облегчит процесс восприятия ребенком окружающего мира. | Тюрьмина Н.Г | ||||
3. «Веселые дождинки» | - Познакомить детей со вторым основным цветом «синий». - Учить устанавливать общее свойство группы предметов (цвет) и находить лишний предмет. (1группа–зеленые 2группа-синие) - | «Найди пару» «Третий лишний» Игра малой подвижности «Займи свое место» (Тучки и полянки). «Выбери шарик нужного цвета» | Проконсультировать родителей детей о том, как дома с детьми на наглядном материале можно закрепить названия цветов и округлую форму предметов и число «1». Рекомендовать родителям в повседневной жизни обращать внимание детей на цифру 1 (номер дома, квартиры, маршрута автобуса и т.д.) | Очень важно научить детей сравнивать предметы по форме и цвету, учить устанавливать общее свойство, группировать предметы, все это способствует развитию мышления как одного из важных мыслительных процессов, воображения и логики. | Тюрьмина Н.Г | ||||
- Закрепить умение детей выделять одновременно два свойства предметов (форма и цвет). - Учить находить в окружающей обстановке предметы округлой формы, зеленого и синего цвета. - Познакомить с цифрой 1, обозначающей число 1. | На прогулке предложить детям найти предметы похожие на цифру 1 (сучок, сломанная ветка…) Д/и «Возьми столько же». | ||||||||
4.«Большой – маленький» «Красный цвет» | - Познакомить детей с понятиями «большой», «маленький» - Учить детей выделять делить предметы на две группы: большие и маленькие. - Познакомить детей с красным цветом. | Д/и «Волшебный мешочек» «Воздушный шарик» «Найди и покажи» (карточка с изображениями мячей разного размера) Игра малой подвижности «Карлики – великаны». «Собери яблочки» | Побеседовать с родителями на тему «Большой – маленький», попросить закрепить изученный материал в домашних условиях. | На данном этапе развития большое значение имеет умение ребенка характеризовать с точки зрения размера и уметь группировать предметы по признаку «размер». | Тюрьмина Н.Г | ||||
НОЯБРЬ | |||||||||
Тема | ЦЕЛИ | Методы работы | Работа с родителями | Актуальность | Ответственный | ||||
1. «Квадрат» | - Познакомить детей со второй геометрической фигурой «Квадрат» - Научить с помощью счетных полочек складывать данную плоскостную геометрическую фигуру. - Познакомить детей с отличиями «квадрата» и «круга». - Развивать умение обобщать объекты по двум признакам. - Познакомить детей с цифрой «2», обозначающей число 2. - закрепить порядковый счет до 2-х. - развивать восприятие и мышление. - Закрепить навыки счета и умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством предметов. | «Веселый счет» Предложить некоторым детям карточки с нарисованными предметами, посчитать их и выложить рядом такое же количество предметов. «Подбери по форме» Д/и «Игра с палочками» Д/и «Возьми столько же». | Рекомендовать родителям обращать внимание детей на форму и цвет предметов в окружающем мире, их количество. (Круглый, квадратный, зеленый, синий, один, два). Рекомендовать родителям в повседневной жизни обращать внимание детей на цифры 1, 2 (номер дома, квартиры, маршрута автобуса и т.д.) Предложить родителям дома вместе с ребенком выложить цифры 1 и 2 из веревочки или вылепить из пластилина или теста. | Ознакомление с еще одной плоскостной геометрической фигурой расшит кругозор малыша, покажет, что предметы окружающего мира могут иметь разнообразную форму и цвет, которые к тому же можно сосчитать. Благодаря этому одновременно с ознакомлением развивается и восприятие, и мышление ребенка. Развивается наблюдательность детей, благодаря поиску парных предметов в живой природе и предметном мире. | Тюрьмина Н.Г | ||||
2. «Сортировка» | - Закрепление раннее изученного материала. - Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры | «Найди предмет такой же формы». «Найди предмет такого же цвета». «Найди предмет такого размера». Д/игра «Геометрическое лото» Д/и «Найди похожее». «Найди, что спрятано» | Порекомендовать некоторые занимательные игры для занятий дома. Распечатать памятки – подсказки. Поиграть дома с ребенком в игру «Найди, что спрятала» и просить назвать форму, цвет, размер найденного предмета. | Особое значение имеет не только изучение выше обозначенных тем, но и постоянное проговаривание, повторение. Только в этом случае материал не только качественно усвоится, но и облегчит процесс восприятия ребенком окружающего мира. | Тюрьмина Н.Г | ||||
3. «Длинный - короткий» | - Познакомить детей с понятиями «длинный – короткий». - Упражнять детей в раскладывании предметов в порядке возрастания длины. - Учить сравнивать предметы по длине. - Способствовать развитию глазомера - Развивать восприятие и мышление. - Продолжать закреплять знание цветов: зеленый и синий. | «Длинный - короткий». «Дорожки» «Разноцветные ленточки» | Порекомендовать некоторые занимательные игры для занятий дома. Просить родителей закрепить изученный материал дома. | Важно научить детей сравнивать предметы по длиннее и использовать в своей речи понятия: «длиннее», «короче». Это позволит расширить понятийный речевой запас ребенка. | Тюрьмина Н.Г | ||||
4.«Треугольник» | - Познакомить детей с треугольником. - Закрепить знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник - Накапливать сенсорный опыт выделения плоскостных геометрических фигур. - Закрепить умение находить в окружающей обстановке предметы, похожие на круг. | Д/и «Магазин» учить детей находить предметы определенной формы с использованием геометрических фигур – образцов. «Чемоданчик» «Найди, что спрятала» «Найди по образцу» | Посоветовать дома выполнять задания на сравнение. | Важно познакомить воспитанников с геометрической фигурой «треугольник», учить отличать фигуры по форме. Так же данные виды деятельности способствуют накапливанию сенсорного опыта, расширяет кругозор малыша, речевой запас. | Тюрьмина Н.Г | ||||
ДЕКАБРЬ | |||||||||
Тема | ЦЕЛИ | Методы работы | Работа с родителями | Актуальность | Ответственный | ||||
1.«Цвет солнца» | - Познакомить детей с желтым цветом. - Повторить изученные цвета (зеленый и синий). - Развивать слуховое внимание. - Познакомить детей с цифрой «3», обозначающей число 3. - Закрепить количественный и порядковый счет; - Учить детей устанавливать соотношения между тремя предметами. | С подгруппой детей поиграть игру «Подойди ко мне». У детей карточки синего, желтого и зеленого цвета. Ко мне подходит тот, у кого карточка зеленого цвета, такая же, как у меня и т.д. «Летящие ленточки» «Поймай солнышко» «Цветные шары» Чтение сказки «Три медведя». (театрализация сказки). | Порекомендовать некоторые занимательные игры для занятий дома. Просить родителей закрепить изученный материал дома. | Занятие способствует закреплению 3-х основных цветов: зеленого, синего, желтого. Позволяет развивать слуховое и зрительное внимание ребенка, как одного из главных условий развития всех психических процессов дошкольника, в том числе логического мышления. | Тюрьмина Н.Г | ||||
2. «Овал» | - Познакомить детей с овалом; - Закрепить знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. - Накапливать сенсорный опыт выделения овала. - Закрепить умение раскладывать предметы в порядке убывания и возрастания размера. - Учить детей самостоятельно определять и называть форму предметов; обобщать предметы по признаку формы. - Закрепить умение находить в окружающей обстановке предметы, похожие на круг, овал, квадрат, треугольник. | Д/и «Найди похожее». Развивать умение находить предметы похожие на овал. Д/и «Найди то, что спрятано». | Посоветовать дома выполнять задания на сравнение. Например, можно расставить кастрюли на столе, положить рядом крышки и попросить ребенка подобрать подходящую крышку к каждой кастрюле. | Важно, что занятие предполагает изучение не только нового материала, но и повторение ранее изученного, позволяет обобщить накопленный опыт, анализировать. Развивает мышление младшего школьника и расширяет его кругозор. | Тюрьмина Н.Г . | ||||
3. «В гости к Машеньке и ее друзьям» | - Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. - Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету, размеру как к важным свойствам предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. - Упражнять детей в раскладывании предметов в порядке возрастания и убывания длины; закрепить умение пользоваться приемами приложения для сравнения длин предметов. | «Пройди по дорожке» (длинные и короткие дорожки) «Поздоровайся с гостями» Игрушки разной величины (зайцы, медведи, корзинки) Д/и «Палочки в ряд». | Порекомендовать некоторые занимательные игры для занятий дома. Просить родителей закрепить изученный материал дома (геометрические фигуры, большой - маленький, длинный – короткий, цифры 1, 2, 3). | Занятие позволяет закрепить группировку предметов, соотнести однородные предметы по величине, формировать у детей отношение цвета и развивать воображение. | . Тюрьмина Н.Г | ||||
4. Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик, цветочки) | - Развивать наблюдательность, внимание, зрительную память. - Закрепить навыки счета и умение соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством. - - развивать мыслительные операции, внимание, речь. - Закрепление изученного материала. | «Что изменилось» «Третий лишний». Д/и «Отгадай, кто это?» Д/и «Стоп». П/и «Раз, два, три – беги» Игры из уголка сенсорики «Развесим белье» | Порекомендовать некоторые занимательные игры для занятий дома. Просить родителей закрепить изученный материал дома (геометрические фигуры, большой - маленький, длинный – короткий, цифры 1, 2, 3). | Важно, что занятие предполагает повторение ранее изученного материала, позволяет обобщить накопленный опыт, анализировать. Развивает сенсорный опыт малыша. Развивает мышление младшего школьника и расширяет его кругозор. | Тюрьмина Н.Г | ||||
ЯНВАРЬ | |||||||||
Тема | ЦЕЛИ | Методы работы | Работа с родителями | Актуальность | Ответственный | ||||
1. «Прямо- угольник» | - Познакомить детей с «Прямоугольником». - Развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность. - Развивать наблюдательность. - Упражнять в порядковом счете (1-3). | Д/и «Найди пару». П/и «Будь внимателен». С помощью палочек предложить составить прямоугольник Искать в группе предметы прямоугольной формы. «Окна в домике» Д/и «Веселый счет». | Рекомендовать родителям искать предметы прямоугольной формы дома. Составить, квадрат, треугольник, прямоугольник с помощью палочек, карандашей. Закреплять счётных умений и знание цифр 1-3. | Занятие позволит познакомить детей с прямоугольником, развивать мышление и сообразительность детей, позволит учить детей различать данную геометрическую фигуру от других ранее изученных. | Тюрьмина Н.Г | ||||
2. «Веселые домики» | - Учить детей строительству домиков по образцу. - собирать картинки по заданному образцу способом «накладывание». - Учить обследовать модели фигур осязательно-двигательным путем. - Продолжать учить детей различать и называть знакомые им геометрические фигуры - Развивать умение анализировать, сравнивать. - Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве. - Учить детей запоминать расположение геометрических фигур. - Развивать внимание. | «Построим дом для зайчика» Д/и «Забор» Д/и «Что изменилось?». | Рекомендовать родителям поиграть дома с детьми в дидактическую игру «Что за форма?». Учить детей различать и называть знакомые им геометрические фигуры. | Актуальность занятия заключается в научении различать и называть знакомые им геометрические фигуры. Позволяет формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве | . Тюрьмина Н.Г | ||||
ФЕВРАЛЬ | |||||||||
Тема | ЦЕЛИ | Методы работы | Работа с родителями | Актуальность | Ответственный | ||||
1. «Орешки для белочки» «один», «много», «ни одного» | - Познакомить детей с понятиями «один», «много», «ни одного». - Учить видеть один и много предметов. - Закрепить умение находить равные по количеству элементов группы предметов, употребляя выражения «один», «много», «ни одного». | Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны. Д/и «Найди по образцу» «Покажи, где много» | Просить родителей закрепить изученную тему дома. Предложить родителям чаще использовать в занятиях с детьми счетные палочки, складывать из палочек геометрические фигуры, с помощью палочек закреплять понятия: «один», «много», «ни одного». | Занятие обеспечит условия дальнейшего развития сенсорного опыта ребенка, позволит познакомить ребенка с понятиями «один», «много», «ни одного». | . Тюрьмина Н.Г | ||||
2. «Сделаем куклам бусы» «Шар» | - Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. - Познакомить детей с понятием «шар». - Дать детям представление о некоторых свойствах шара: устойчивость и неустойчивость, наличие и отсутствие углов; - Учить обследовать модели фигур и тел осязательно-двигательным путем; | Д/и «Бусы для Кати» «Найди шар» «Найди, что покажу» | Просить родителей дома закрепить с детьми понятие «шар». Понадувать воздушные шары дома. Поиграть дома в игру «Найди, что скажу» | Актуальность занятия заключается в том, что дети узнают одну из основных геометрических тел «шар». Будут учиться отличать его от круга. Благодаря Д/и «Бусы для Кати» будут обогащать свой сенсорный опыт. | Тюрьмина Н.Г | ||||
3. «День– Ночь» | - Познакомить детей с контрастными цветами: черный и белый. - Развитие внимания детей. - Расширение кругозора. - Закрепить умение различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. | П/и «День – ночь» «Бегите ко мне» (черные прямоугольники и белые прямоугольники, черные овалы и белые овалы и т.д). | Индивидуальное собеседование с родителями тех детей, которые плохо усваивают пройденный материал по математике. Индивидуальные рекомендации. | Занятие позволит познакомить детей с одновременно двумя контрастными цветами (белым и черным). Также оно рассчитано на закрепление знаний о плоскостных геометрических фигурах (форма, название) и продолжать развивать внимание воспитанников. | Тюрьмина Н.Г | ||||
4. «Высокий – низкий - средний» | Развивать внимание, закрепить понятие «высокий», «низкий». - Закреплять навыки сравнения по высоте. - Продолжать развивать зрительную и слуховую память | Игра малой подвижности «Карлики – великаны». Д/и «Высокий – низкий» | Просить родителей закрепить изученный материал дома, путем игры «Карлики и великаны» | Важность занятия заключено в изучении и закреплении сравнения предметов по высоте, в развитии зрительной и слуховой памяти. | Тюрьмина Н.Г | ||||
МАРТ | |||||||||
Тема | ЦЕЛИ | Методы работы | Работа с родителями | Актуальность | Ответственный | ||||
1. «Куб» | - Познакомить детей с кубом. - Учить строить башенку из кубиков. - Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине - Закреплять представление о том, что разные предметы могут иметь одну и ту же форму | Д/ и «Строим башню для принцессы» Д/и «Собери пирамидку» | С родителями побеседовать о том, как их ребёнок справляется с программными задачами по математике на занятии. . | Важно, что данное занятие предполагает знакомство воспитанников с геометрическим телом «куб». Д/и «Строим башню» (кубики) позволит учить детей сравнивать несколько объектов по величине и даст представления о том, что разные предметы могут иметь одну и туже форму. | Тюрьмина Н.Г | ||||
2. «Дорожки» | - Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине (накладывание) и находишь одинаковые /равные по длине/, приучать пользоваться словами длиннее, короче, одинаковые по длине. - Развивать мелкие мышцы рук, стремление добиться успеха | «Какая дорожка» П/и «В гости в Белочке» «Мостик» | Консультация для родителей «Длиннее- короче» занимательная игра». | Актуальность занятия заключается в практическом повторении и закреплении понятий «длинный» и «короткий». | Тюрьмина Н.Г | ||||
3. «Золушка» | - Учить детей сортировать предметы (фасоль, макаронные изделия, листики из бумаги, бусинки) по цвету, развивать мелкую моторику рук. - Продолжать закреплять порядковый счет от 1до 3. - Закреплять понятия: «один», ни одного», «мало», «много». - Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность | Д/и «Подбери по цвету» «Накормим зайку» Д/и «Золушка» «Пересыпание ложкой». | Просить родителей поиграть с детьми в игру «Золушка». | Занятие актуально тем, что оно позволяет развивать мелкую моторику рук, благодаря сортировке различных предметов, а также позволяет закреплять сенсорные эталоны, такие как: форма, цвет. | Тюрьмина Н.Г | ||||
4. «Найди предмет такой же формы». | - Закрепить умение различать круг, квадрат, треугольник,куб, овал. - учить группировать предметы по форме, по цвету. - Выкладывать геометрические фигуры из палочек; - Развивать логическое мышление, внимание, память. | «Собери фигуру» (пазлы) «Составь фигуру из палочек» | Провести консультацию с родителями на тему «Взаимосвязь занятий по сенсорике с другими видами деятельности». | Важно, что занятие предполагает повторение ранее изученного, позволяет обобщить накопленный опыт, анализировать. Развивает мышление младшего школьника и расширяет его кругозор. | Тюрьмина Н.Г | ||||
АПРЕЛЬ | |||||||||
Тема | ЦЕЛИ | Методы работы | Работа с родителями | Актуальность | Ответственный | ||||
1. «Шумящие коробочки» | - Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов. | Д/и «Найди пару» | Просить родителей изготовить несколько коробочек и наполнять их различным содержательным материалом. | Занятие позволит развивать слуховое восприятие ребенка, научить самостоятельно наполнять и закрывать коробочки, позволит проявить творчество. | Тюрьмина Н.Г | ||||
2. «Магазин игрушек» | - Учить детей сюжетно-ролевой игре «Магазин» - Учить расставлять игрушки на полках: от маленького до большого. - Закреплять порядковый счет от 1 до 3-х. - Развивать логическое мышление и внимание. | «Магазин» Д/и «расставь по порядку» Беседа с детьми о правилах игры в магазин. | Просить родителей потренировать детей в расстановке предметов от большого до маленького, от маленького до самого большого. | Актуальность занятия заключается в тренировке воспитанников в порядковом счете, в распределении предметов от большого до самого маленького и наоборот, развивает внимание и логическое мышление. | Тюрьмина Н.Г | ||||
3. «Волшебный поднос» | - Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук. - учить детей на ощупь определять предмет (геометрическая фигура, хорошо знакомая игрушка). | Д/и «Волшебный мешочек» Д/и «Что изменилось?» | С родителями побеседовать о том, как их ребёнок справляется с программными задачами по сенсорному развитию на занятиях. На что стоит обратить внимание. | Актуальность занятия в том, что оно развивает внимание ребенка и увеличивает сенсорный опыт воспитанника. | Тюрьмина Н.Г | ||||
4. «Цветные столбики» | - Учить детей определять на глаз предметы, одинаковые по высоте. -Развивать воображение и любознательность. - Развивать глазомер. - Обучать выделять параметр величины предметов. - Закреплять знание сенсорных эталонов. |
«Построй забор» (палочки) «Закрой двери в домиках». Д/и «Группировка палочек по цвету и размеру» | Желающим родителям дать консультацию по интересующим вопросам раздела «сенсорное развитие» | Актуальность занятия заключено в развитии у детей способности определять предметы одинаковой высоты, размера, а так же в развитии логического мышления. | Тюрьмина Н.Г | ||||
МАЙ | |||||||||
Тема | ЦЕЛИ | Методы работы | Работа с родителями | Актуальность | Ответственный | ||||
1. «Вверх – вниз) | - Познакомить детей пространственными обозначениями: «низ», «верх», «внизу», «вверху», «нижний, «верхний». - Развивать умение ориентироваться в пространстве. - Закреплять пространственные обозначения предметов в речи. - упражнять в счете до 3-х. - Развивать воображение и любознательность. | П/и «Карлики и великаны» П/и «Вниз – вверх» Д/и «Найди домик». Д/и «Где спрятались котятки» П/и «Веселый мяч» | Желающим родителям дать консультацию по интересующим вопросам раздела «сенсорное развитие» | Ценность занятия заключается в том, что оно позволяет познакомить детей с пространственными обозначениями: «низ», «верх», «внизу», «вверху», «нижний, «верхний», учит ориентироваться в пространстве, а так же развивает любознательность и воображение. | Тюрьмина Н.Г | ||||
2. Право – влево» | Познакомить детей пространственными обозначениями: «право», «влево», «правый», «левый», «справа, «слева». - Развивать умение ориентироваться в пространстве. - Закреплять пространственные обозначения предметов в речи.. - Развивать воображение и любознательность. | Д/и «На плоту». «Справа - слева» П/и «Жук» «Слушай команды» «Найди, что попрошу» | Индивидуальная консультация родителей на тему «Наши результаты». Побеседовать с родителями о слабо закрепленных ребенком темах. Подготовить памятки с играми. | Ценность занятия заключается в том, что оно позволяет познакомить детей с пространственными обозначениями: «право», «лево», «правый», «левый», «справа, «слева». учит ориентироваться в пространстве, а так же развивает любознательность и воображение. | Тюрьмина Н.Г | ||||
3. Диагностика «Калейдоскоп игр» | - Развивать воображение и любознательность. - Выкладывать геометрические фигуры из палочек. -- Закреплять умение группировать предметы по цвету. - Формировать пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу. - Упражнять в порядковом счете от 1 до 3-х. | «Найди по образцу» «Составь фигуру» «Скажи, сколько?» «Бегите ко мне» с использование дидактического материала. И др. | Индивидуальная консультация родителей на тему «Наши результаты» | Тюрьмина Н.Г | |||||
4. Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, размер, посредством дидактического материала на конец года. | Игрушки из уголка сенсорики. методическая копилка | Позволит выявить уровень знаний детей в области сенсорных эталонов. | Тюрьмина Н.Г |
Диагностические таблицы
Восприятие формы
Дата обследования __________________________________________________
№ п/п | Ф.И. Ребенка | Геометрические фигуры | ||||
Круг | Квадрат | Треугольник | Прямоугольник | |||
Показывает Называет | Показывает Называет | Показывает Называет | Показывает Называет | |||
1 | ||||||
2 |
Восприятие формы
Дата обследования __________________________________________________
№ п/п | Ф.И. Ребенка | Геометрические тела | |
Шар | Куб | ||
Показывает Называет | Показывает Называет | ||
1 | |||
2 |
Восприятие величины
Дата обследования __________________________________________________
№ п/п | Ф.И. Ребенка | Величина предметов | |||
Длина | Высота | Большой | Маленький | ||
Методом наложения | Визуально | Визуально | Визуально | ||
1 | |||||
2 |
Ориентировка в пространстве
Дата обследования __________________________________________________
№ п/п | Ф.И. Ребенка | Ориентировка в пространстве | |||
Вверху | Внизу | Справа | |||
1 | |||||
2 |
ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
Дата обследования __________________________________________________
Ф.И. ребенка | Наименование цвета | |||||
Зеленый | Синий | Красный | Желтый | Черный | ||
Показывает Называет | Показывает Называет | Показывает Называет | Показывает Называет | Показывает Называет | ||
Анкета «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорно - математического развития детей 2-3 лет» |
Уважаемые родители! В рамках изучения темы самообразования «Формирование сенсорно-математических представлений детей раннего возраста (2–3 года)» нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы нашей анкеты. |
1.Имеете ли вы представление, что такое сенсорно-математическое развитие ребенка:
|
2.Как вы оцениваете необходимость сенсорно-математического развития:
|
3.Созданы ли в ДОУ условия для сенсорно-математического развития детей:
|
4.Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка :
|
Список использованной литературы:
- Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
- Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
- Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
- Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
- Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
- Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст). Выпуск 2; Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"
N 03-83 от 08 февраля 2011 г. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования О рекомендациях по аттестации педагогических ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Дополнительная образовательная программа «Сказка» по формированию адаптационных возможностей детей 2-3 лет в условиях сенсорной комнаты
Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни с...
Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»
Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...
Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ
Данная методическая разработка содержит основные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, нормативно-правовые основы проектирования ДООП....