Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию "Цветик-семицветик".
методическая разработка на тему

Хлучина Надежда Викторовна

Направленность дополнительной общеразвивающей программы.

Данная дополнительная образовательная программа для детей 1.5 – 3 лет.

Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.

     В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensorika.docx_0.odt50.12 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Направленность дополнительной общеразвивающей программы.

        Данная дополнительная образовательная программа для детей 1.5 – 3 лет.

    Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.

     В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

       Актуальность педагогической проблемы состоит в том, что в работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.

      Новизна программы заключается в том, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

          Педагогическая целесообразность: овладение умениями воспринимать и формировать представления о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п.

      Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.     Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка.

При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста.

       Цель программы – формирование  у детей восприятие отдельных свойств  предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства,  движений, особых свойств.

      Основные задачи:

  • Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
  • Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
  • Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
  • Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
  • Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
  • Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.

   Отличительной особенностью данной программы является то, что к каждой изучаемой теме предлагается перечень ожидаемых результатов работы.

   Возраст обучающихся и их возрастные особенности:

Программа предназначена для детей 1.5 – 3 лет.

Ранний возраст играет особую роль в развитие ребенка: в этот период жизни начинается формирование психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направленно на развитие зрительного, слухового, тактильного и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка.

      Сроки реализации программы – 1 учебный год.

      Формы организации:

     Основными формами работы в объединении является учебно-практическая деятельность.

     В основе обучения лежит фронтальные занятия с группой детей (36 занятий в год ).

Режим занятий 1 раз в неделю, с детьми первой младшей группы (1.5 – 3 лет) – 10 минут.

     Используются следующие формы работы на занятиях:

  • Индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий);
  • Групповая, которая предполагает наличие системы «педагог-группа-воспитанник»;
  • Парная, которая может быть представлена постоянными и сменными парами.

Способы определения результативности программы: опрос, беседа, дидактические игры, самостоятельная работа, игра – соревнование.

Ожидаемый результат:

  • Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
  • Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела ( овал, круг, куб, треугольник, квадрат).
  • Используют сенсорные эталоны (лимон желтый, как солнышко, огурчик зелёный как травка).
  • Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
  • Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

   

  Для первоначальной диагностике используются следующие формы:

  анкетирование;

  наблюдение;

  практическая работа.


Перспективный  план по сенсорно-математическому развитию детей 1 младшей группы

Тема

ЦЕЛИ

Методы работы

Работа с родителями

Актуальность

Ответственный

СЕНТЯБРЬ

Диагностика

1.

«Ладошки-кулачки»

 

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы.

-Развить мелкую моторику пальцев рук и тактильного восприятия посредством специальных пальчиковых игр.

Проводится посредством дидактического материала

Игра : «Постучи кулачком по ладошки»,  «Очки».

Похлопай в ладоши «тихо-громко».

В беседе с родителями выяснить, кто занимался с ребенком дома, какие сенсорные эталоны анализировались. Как сами родители оценивают работу с детьми дома.

Попросить родителей  закрепить изученный материал в домашних условиях.

Диагностика в начале года необходима для определения уровня знаний детей в области сенсорных эталонов с целью дальнейшего развития и планирования индивидуальной работы.

Важно на данном этапе сформировать у дошкольников эмоционально положительный настрой; развитие внимание, произвольной памяти, мышления и мелкой моторики рук.

Тюрьмина Н.Г

Тюрьмина Н.Г

ОКТЯБРЬ

Тема

ЦЕЛИ

Методы работы

Работа с родителями

Актуальность

Ответственный

1.

«Разноцветные шарики».

«Зеленый цвет»

-  Познакомить детей с понятие «зеленый цвет», рассмотреть предметы зеленого цвета, находящиеся в группе.

-  учить отличать

-развивать логическое мышление;

-воспитывать внимание и наблюдательность

Игра: «Что где находится?»

«Найди такой же».

Д/и «Собери в корзину»

С помощью счетных палочек собираем елочку.

Просить родителей закрепить знания детей о «зеленом цвете» дома и поиграть в игру «Где зеленый цвет?»

Подготовить и провести анкетирование на тему «Знания родителей в области формирования сенсорно-математических представлений детей раннего возраста».

Важно на данном этапе познакомить детей с одним из основных цветов, важно научить отличать этот цвет от других, уметь находить предметы изучаемого цвета в групповом пространстве. Благодаря указанным играм ребенок научится сравнивать предметы, убирать лишнее, будет учиться ориентироваться в пространстве.  

Тюрьмина Н.Г

2.

«Назови геометрическую фигуру»

«Круг»

- Познакомить детей с плоскостной геометрической фигурой «круг».

- Учить детей узнавать и правильно называть изучаемую фигуру.

- Закреплять знания детей о зеленом цвете.

«Собери яблочки»

Д/и «Найди зеленые мячики».

«Накорми курочку горошком»

Просить родителей закрепить знания детей о «зеленом цвете» и плоскостной геометрической фигуры «круг».

 Разработать памятки для родителей по теме самообразования.

Важно познакомить детей с плоскостной геометрической фигурой «круг».

Особое значение имеет не только изучение выше обозначенных тем, но и постоянное проговаривание, повторение. Только в этом случае материал не только качественно усвоится, но и облегчит процесс восприятия ребенком окружающего мира.

Тюрьмина Н.Г

3.

«Веселые дождинки»

- Познакомить детей со вторым основным цветом «синий».

 - Учить устанавливать общее свойство группы предметов (цвет) и находить лишний предмет.

(1группа–зеленые

2группа-синие)

-

«Найди пару»

«Третий лишний»

Игра малой подвижности «Займи свое место» (Тучки и полянки).

«Выбери шарик нужного цвета»

Проконсультировать родителей детей о том, как дома с детьми на наглядном материале можно закрепить названия цветов и округлую форму предметов и  число «1».

Рекомендовать родителям в повседневной жизни обращать внимание детей на цифру 1 (номер дома, квартиры, маршрута автобуса и т.д.)

Очень важно научить детей сравнивать предметы по форме и цвету, учить устанавливать общее свойство, группировать предметы, все это способствует развитию мышления как одного из важных мыслительных процессов, воображения и логики.

Тюрьмина Н.Г

- Закрепить умение детей выделять одновременно два свойства предметов (форма и цвет).

- Учить   находить в окружающей обстановке предметы округлой формы, зеленого и синего цвета.

- Познакомить с цифрой 1, обозначающей число 1.

На прогулке предложить детям найти предметы похожие на цифру 1 (сучок, сломанная ветка…)

Д/и «Возьми столько же».

4.«Большой – маленький»

«Красный цвет»

- Познакомить детей с понятиями «большой», «маленький»

- Учить детей выделять делить предметы на две группы: большие и маленькие.

- Познакомить детей с красным цветом.

Д/и «Волшебный мешочек»

«Воздушный шарик»

«Найди и покажи» (карточка с изображениями мячей разного размера)

Игра малой подвижности «Карлики – великаны».

«Собери яблочки»

Побеседовать с родителями на тему «Большой – маленький», попросить закрепить изученный материал в домашних условиях.

На данном этапе развития большое значение имеет умение ребенка характеризовать с точки зрения размера и уметь группировать предметы по признаку «размер».

Тюрьмина Н.Г

НОЯБРЬ

Тема

ЦЕЛИ

Методы работы

Работа с родителями

Актуальность

Ответственный

1.

«Квадрат»

- Познакомить детей со второй геометрической фигурой «Квадрат»

- Научить с помощью счетных полочек складывать данную плоскостную геометрическую фигуру.

- Познакомить детей с отличиями «квадрата» и «круга».

- Развивать умение обобщать объекты по двум признакам.

- Познакомить детей с цифрой «2», обозначающей число 2.

- закрепить порядковый счет до 2-х.

- развивать восприятие и мышление.

 - Закрепить навыки счета и умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством предметов.

«Веселый счет»

Предложить некоторым детям карточки с нарисованными предметами, посчитать их и выложить рядом такое же количество предметов.

 «Подбери по форме»

Д/и «Игра с палочками»

Д/и «Возьми столько же».

Рекомендовать родителям обращать внимание детей на форму и цвет предметов в окружающем мире, их количество. (Круглый, квадратный, зеленый, синий, один, два).

Рекомендовать родителям в повседневной жизни обращать внимание детей на цифры 1, 2 (номер дома, квартиры, маршрута автобуса и т.д.)

Предложить родителям дома вместе с ребенком выложить цифры 1 и 2 из веревочки или вылепить из пластилина или теста.

Ознакомление с еще одной плоскостной геометрической фигурой расшит кругозор малыша, покажет, что предметы окружающего мира могут иметь разнообразную форму и цвет, которые к тому же можно сосчитать. Благодаря этому одновременно с ознакомлением  развивается и восприятие, и мышление ребенка. Развивается наблюдательность детей, благодаря поиску парных предметов в живой природе и предметном мире.

Тюрьмина Н.Г

 2.

«Сортировка»

- Закрепление раннее изученного материала.

- Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры

«Найди предмет такой же формы».

«Найди предмет такого же цвета».

«Найди предмет такого размера».

Д/игра «Геометрическое лото»

Д/и «Найди похожее».

«Найди, что спрятано»

Порекомендовать некоторые занимательные игры для занятий дома. Распечатать памятки – подсказки.

Поиграть дома с ребенком в игру «Найди, что спрятала» и просить назвать форму, цвет, размер найденного предмета.

Особое значение имеет не только изучение выше обозначенных тем, но и постоянное проговаривание, повторение. Только в этом случае материал не только качественно усвоится, но и облегчит процесс восприятия ребенком окружающего мира.

Тюрьмина Н.Г

3.

«Длинный - короткий»

- Познакомить детей с понятиями «длинный – короткий».

- Упражнять детей в раскладывании предметов в порядке возрастания длины.

- Учить сравнивать предметы по длине.

- Способствовать развитию глазомера

- Развивать восприятие и мышление.

- Продолжать закреплять знание цветов: зеленый и синий.

«Длинный - короткий».

«Дорожки»

«Разноцветные ленточки»

Порекомендовать некоторые занимательные игры для занятий дома.

Просить родителей закрепить изученный материал дома.

Важно научить детей сравнивать предметы по длиннее и использовать в своей речи понятия: «длиннее», «короче». Это позволит расширить понятийный речевой запас ребенка.

Тюрьмина Н.Г

4.«Треугольник»

- Познакомить детей с треугольником.

- Закрепить знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник

- Накапливать сенсорный опыт выделения плоскостных геометрических фигур.

- Закрепить умение находить в окружающей обстановке предметы, похожие на круг.

Д/и «Магазин» учить детей находить предметы определенной формы с использованием геометрических фигур – образцов.

«Чемоданчик»

«Найди, что спрятала»

«Найди по образцу»

Посоветовать дома выполнять задания на сравнение.

Важно познакомить воспитанников с геометрической фигурой «треугольник», учить отличать фигуры по форме. Так же данные виды деятельности способствуют накапливанию сенсорного опыта, расширяет кругозор малыша, речевой запас.

Тюрьмина Н.Г

ДЕКАБРЬ

Тема

ЦЕЛИ

Методы работы

Работа с родителями

Актуальность

Ответственный

1.«Цвет солнца»

- Познакомить детей с желтым цветом.

- Повторить изученные цвета (зеленый и синий).

 - Развивать слуховое внимание.

- Познакомить детей с цифрой «3», обозначающей число 3.

- Закрепить количественный и порядковый счет;

- Учить детей устанавливать соотношения между тремя предметами.

С подгруппой детей поиграть игру «Подойди ко мне». У детей карточки синего, желтого и зеленого цвета. Ко мне подходит тот, у кого карточка зеленого цвета, такая же, как у меня и т.д.

«Летящие ленточки»

«Поймай солнышко»

«Цветные шары»

Чтение сказки «Три медведя». (театрализация сказки).

Порекомендовать некоторые занимательные игры для занятий дома.

Просить родителей закрепить изученный материал дома.

Занятие способствует закреплению 3-х основных цветов: зеленого, синего, желтого. Позволяет развивать слуховое и зрительное внимание ребенка, как одного из главных условий развития всех психических процессов дошкольника, в том числе логического мышления.

Тюрьмина Н.Г

2. «Овал»

- Познакомить детей с овалом;

- Закрепить знание геометрических фигур: круг, квадрат,  треугольник.

- Накапливать сенсорный опыт выделения овала.

- Закрепить умение раскладывать предметы в порядке убывания и возрастания размера.

- Учить детей самостоятельно определять и называть форму предметов; обобщать предметы по признаку формы.

 - Закрепить умение находить в окружающей обстановке предметы, похожие на круг, овал, квадрат, треугольник.

Д/и «Найди похожее». Развивать умение находить предметы похожие на овал.

Д/и «Найди то, что спрятано».

Посоветовать дома выполнять задания на сравнение. Например, можно расставить кастрюли на столе, положить рядом крышки и попросить ребенка подобрать подходящую крышку к каждой кастрюле.

Важно, что занятие предполагает изучение не только нового материала, но и повторение ранее изученного, позволяет обобщить накопленный опыт, анализировать. Развивает мышление младшего школьника и расширяет его кругозор.

Тюрьмина Н.Г

.

 3.

 «В гости к Машеньке и ее друзьям»

- Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.

- Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету, размеру как к важным свойствам предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета.

- Упражнять детей в раскладывании предметов в порядке возрастания и убывания длины; закрепить умение пользоваться приемами приложения для сравнения длин предметов.

«Пройди по дорожке»

(длинные и короткие дорожки)

«Поздоровайся с гостями»

Игрушки разной величины (зайцы, медведи, корзинки)

Д/и «Палочки в ряд».

Порекомендовать некоторые занимательные игры для занятий дома.

Просить родителей закрепить изученный материал дома (геометрические фигуры, большой - маленький, длинный – короткий, цифры 1, 2, 3).

Занятие позволяет закрепить группировку предметов, соотнести однородные предметы по величине, формировать у детей отношение цвета и развивать воображение.

. Тюрьмина Н.Г

4.

Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик, цветочки)

- Развивать наблюдательность, внимание, зрительную память.

 - Закрепить навыки счета и умение соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством.

- - развивать мыслительные операции, внимание, речь.

- Закрепление изученного материала.

 «Что изменилось»

 «Третий лишний».

Д/и «Отгадай, кто это?»

Д/и «Стоп».

П/и «Раз, два, три – беги»

Игры из уголка сенсорики

«Развесим белье»

 Порекомендовать некоторые занимательные игры для занятий дома.

Просить родителей закрепить изученный материал дома (геометрические фигуры, большой - маленький, длинный – короткий, цифры 1, 2, 3).

Важно, что занятие предполагает повторение ранее изученного материала, позволяет обобщить накопленный опыт, анализировать. Развивает сенсорный опыт малыша. Развивает мышление младшего школьника и расширяет его кругозор.

Тюрьмина Н.Г

ЯНВАРЬ

Тема

ЦЕЛИ

Методы работы

Работа с родителями

Актуальность

Ответственный

1.

«Прямо-

угольник»

- Познакомить детей с «Прямоугольником».

- Развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.

 - Развивать наблюдательность.

 - Упражнять в порядковом счете (1-3).

Д/и «Найди пару».

П/и «Будь внимателен».

С помощью палочек предложить составить прямоугольник

Искать в группе предметы прямоугольной формы.

«Окна в домике»

Д/и «Веселый счет».

Рекомендовать родителям искать предметы прямоугольной формы дома.

Составить, квадрат, треугольник, прямоугольник с помощью палочек, карандашей.

Закреплять счётных умений и знание цифр 1-3.

Занятие позволит познакомить детей с прямоугольником, развивать мышление и сообразительность детей, позволит учить детей различать данную геометрическую фигуру от других ранее изученных.

Тюрьмина Н.Г

2.

«Веселые домики»

 - Учить детей строительству домиков по образцу.

- собирать картинки по заданному образцу способом «накладывание».

- Учить обследовать модели фигур осязательно-двигательным путем.

 - Продолжать учить детей различать и называть знакомые им геометрические фигуры

- Развивать умение анализировать, сравнивать.

 - Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.

- Учить детей запоминать  расположение геометрических фигур.

- Развивать внимание.

«Построим дом для зайчика»

Д/и «Забор»

Д/и «Что изменилось?».

Рекомендовать родителям поиграть дома с детьми в дидактическую игру «Что за форма?». Учить детей различать и называть знакомые им геометрические фигуры.

Актуальность занятия заключается в научении  различать и называть знакомые им геометрические фигуры.

Позволяет формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве

. Тюрьмина Н.Г

ФЕВРАЛЬ

Тема

ЦЕЛИ

Методы работы

Работа с родителями

Актуальность

Ответственный

1. «Орешки для белочки»

«один», «много»,

«ни одного» 

 - Познакомить детей с понятиями «один», «много», «ни одного».

- Учить видеть один и много предметов.
- учить понимать вопрос «сколько?» 

- Закрепить умение находить равные по количеству элементов группы предметов, употребляя выражения «один», «много», «ни одного».

Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны.

Д/и «Найди по образцу»

«Покажи, где много»

Просить родителей закрепить изученную тему дома.

Предложить родителям чаще использовать в занятиях с детьми счетные палочки, складывать из палочек геометрические фигуры, с помощью палочек закреплять понятия: «один», «много», «ни одного».

Занятие обеспечит условия дальнейшего развития сенсорного опыта ребенка, позволит познакомить ребенка с понятиями «один», «много», «ни одного».

. Тюрьмина Н.Г

2. «Сделаем куклам бусы»

«Шар»

 - Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

- Познакомить детей с понятием «шар».

- Дать детям представление о некоторых свойствах шара: устойчивость и неустойчивость, наличие и отсутствие углов;

- Учить обследовать модели фигур и тел осязательно-двигательным путем;

Д/и «Бусы для Кати»

«Найди шар»

«Найди, что покажу»

Просить родителей дома закрепить с детьми понятие «шар». Понадувать воздушные шары дома.

Поиграть дома в игру «Найди, что скажу»

 Актуальность занятия заключается в том, что дети узнают одну из основных геометрических тел «шар». Будут учиться отличать его от круга. Благодаря Д/и «Бусы для Кати» будут обогащать свой сенсорный опыт.

Тюрьмина Н.Г

3. 

«День– Ночь»

 - Познакомить детей с контрастными цветами: черный и белый.

 - Развитие внимания детей.

- Расширение кругозора.

 - Закрепить умение различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

П/и «День – ночь»

«Бегите ко мне»

(черные прямоугольники и белые прямоугольники, черные овалы и белые овалы и т.д).

Индивидуальное собеседование с родителями тех детей, которые плохо усваивают пройденный материал по математике. Индивидуальные рекомендации.

Занятие позволит познакомить детей с одновременно двумя контрастными цветами (белым и черным).

Также оно рассчитано на закрепление знаний о плоскостных геометрических фигурах (форма, название) и продолжать развивать внимание воспитанников.

Тюрьмина Н.Г

4. 

«Высокий – низкий - средний»

Развивать внимание, закрепить понятие «высокий», «низкий».

- Закреплять навыки сравнения по высоте.

 - Продолжать  развивать зрительную и слуховую память

Игра малой подвижности «Карлики – великаны».

Д/и «Высокий – низкий»

Просить родителей закрепить изученный материал дома, путем игры «Карлики и великаны»

Важность занятия заключено в изучении и закреплении сравнения предметов по высоте, в развитии зрительной и слуховой памяти.

Тюрьмина Н.Г

МАРТ

Тема

ЦЕЛИ

Методы работы

Работа с родителями

Актуальность

Ответственный

1.

«Куб»

- Познакомить детей с кубом.

- Учить строить башенку из кубиков.

- Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине

 - Закреплять представление о том,   что    разные предметы    могут    иметь одну и ту   же   форму

Д/ и «Строим башню для принцессы»

Д/и «Собери пирамидку»

 С родителями побеседовать  о том, как их ребёнок справляется с программными задачами по математике на занятии.

.

Важно, что данное занятие предполагает знакомство воспитанников с геометрическим телом «куб». Д/и «Строим башню» (кубики) позволит учить детей сравнивать несколько объектов по величине и даст представления о том, что разные предметы могут иметь одну и туже форму.

Тюрьмина Н.Г

2.

«Дорожки»

- Продолжать    учить   детей сравнивать предметы по длине (накладывание) и находишь одинаковые /равные по   длине/,  приучать пользоваться словами длиннее, короче, одинаковые по длине.

-  Развивать мелкие мышцы рук, стремление добиться успеха

«Какая дорожка»

П/и «В гости в Белочке»

«Мостик»

Консультация для родителей «Длиннее- короче» занимательная игра».

Актуальность занятия заключается в практическом повторении и закреплении понятий «длинный» и «короткий».

Тюрьмина Н.Г

3.

«Золушка»

- Учить детей сортировать предметы (фасоль, макаронные изделия, листики из бумаги, бусинки) по цвету, развивать мелкую моторику рук.

- Продолжать закреплять порядковый счет от 1до 3.

- Закреплять понятия: «один», ни одного», «мало», «много».

- Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность

Д/и «Подбери по цвету»

«Накормим зайку»

Д/и «Золушка»

«Пересыпание ложкой».

Просить родителей поиграть с детьми в игру «Золушка».

Занятие актуально тем, что оно позволяет развивать мелкую моторику рук, благодаря сортировке различных предметов, а также позволяет закреплять сенсорные эталоны, такие как: форма, цвет.

Тюрьмина Н.Г

4.

«Найди предмет такой же формы».

- Закрепить умение различать круг, квадрат, треугольник,куб, овал.

- учить группировать предметы по форме, по цвету.

 - Выкладывать геометрические фигуры из палочек;

- Развивать логическое мышление, внимание, память.

«Собери фигуру»

(пазлы)

«Составь фигуру из палочек»

Провести консультацию с родителями на тему «Взаимосвязь занятий по сенсорике с другими видами деятельности».

Важно, что занятие предполагает повторение ранее изученного, позволяет обобщить накопленный опыт, анализировать. Развивает мышление младшего школьника и расширяет его кругозор.

Тюрьмина Н.Г

АПРЕЛЬ

Тема

ЦЕЛИ

Методы работы

Работа с родителями

Актуальность

Ответственный

1.

«Шумящие коробочки»

 - Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов.

Д/и «Найди пару»

Просить родителей изготовить несколько коробочек и наполнять их различным содержательным материалом.

Занятие позволит развивать слуховое восприятие ребенка, научить самостоятельно наполнять и закрывать коробочки, позволит проявить творчество.

Тюрьмина Н.Г

2.

«Магазин игрушек»

- Учить детей сюжетно-ролевой игре «Магазин»

- Учить расставлять игрушки на полках: от маленького до большого.

- Закреплять порядковый счет от 1 до 3-х.

- Развивать логическое мышление и внимание.

«Магазин»

Д/и «расставь по порядку»

Беседа с детьми о правилах игры в магазин.

Просить родителей потренировать детей в расстановке предметов от большого до маленького, от маленького до самого большого.

Актуальность занятия заключается в тренировке воспитанников в порядковом счете, в распределении предметов от большого до самого маленького и наоборот, развивает внимание и логическое мышление.

Тюрьмина Н.Г

3.

«Волшебный поднос»

- Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук.

- учить детей на ощупь определять предмет (геометрическая фигура, хорошо знакомая игрушка).

Д/и «Волшебный мешочек»

Д/и «Что изменилось?»

С родителями побеседовать  о том, как их ребёнок справляется с программными задачами по сенсорному развитию на занятиях. На что стоит обратить внимание.

Актуальность занятия в том, что оно развивает внимание ребенка и увеличивает сенсорный опыт воспитанника.

Тюрьмина Н.Г

4.

«Цветные столбики»

- Учить детей определять на глаз предметы, одинаковые по высоте.

 -Развивать воображение и любознательность.

 - Развивать глазомер.

- Обучать выделять параметр величины предметов.

 - Закреплять знание сенсорных эталонов.

 

«Построй забор»

(палочки)

«Закрой двери в домиках».

Д/и «Группировка палочек по цвету и размеру»

Желающим родителям дать консультацию по интересующим вопросам раздела «сенсорное развитие»

Актуальность занятия заключено в развитии у детей способности определять предметы одинаковой высоты, размера, а так же в развитии логического мышления.

Тюрьмина Н.Г

МАЙ

Тема

ЦЕЛИ

Методы работы

Работа с родителями

Актуальность

Ответственный

1.

«Вверх – вниз)

 - Познакомить детей пространственными обозначениями: «низ», «верх», «внизу», «вверху», «нижний, «верхний».

 - Развивать умение ориентироваться в пространстве.

 - Закреплять пространственные обозначения предметов в речи.

 - упражнять в счете до 3-х.

 - Развивать воображение и любознательность.

П/и «Карлики и великаны»

П/и «Вниз – вверх»

Д/и  «Найди домик».

Д/и «Где спрятались котятки»

 П/и «Веселый мяч»

Желающим родителям дать консультацию по интересующим вопросам раздела «сенсорное развитие»

Ценность занятия заключается в том, что оно позволяет познакомить детей с пространственными обозначениями: «низ», «верх», «внизу», «вверху», «нижний, «верхний», учит ориентироваться в пространстве, а так же развивает любознательность и воображение.

Тюрьмина Н.Г

2.

Право – влево»

Познакомить детей пространственными обозначениями: «право», «влево», «правый», «левый», «справа, «слева».

 - Развивать умение ориентироваться в пространстве.

 - Закреплять пространственные обозначения предметов в речи..

 - Развивать воображение и любознательность.

Д/и «На плоту».

«Справа  - слева»

П/и «Жук»

«Слушай команды»

«Найди, что попрошу»

Индивидуальная консультация родителей на тему «Наши результаты».

Побеседовать с родителями о слабо закрепленных ребенком темах.

Подготовить памятки с играми.

Ценность занятия заключается в том, что оно позволяет познакомить детей с пространственными обозначениями: «право», «лево», «правый», «левый», «справа, «слева». учит ориентироваться в пространстве, а так же развивает любознательность и воображение.

Тюрьмина Н.Г

3.

Диагностика

«Калейдоскоп игр»

- Развивать воображение и любознательность.

 - Выкладывать геометрические фигуры из палочек.

 -- Закреплять умение группировать предметы по цвету.

 - Формировать пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу.

 - Упражнять в порядковом счете от 1 до 3-х.

«Найди по образцу»

«Составь фигуру»

«Скажи, сколько?»

 «Бегите ко мне» с использование дидактического материала.

И др.

Индивидуальная консультация родителей на тему «Наши результаты»

Тюрьмина Н.Г

4.

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, размер, посредством дидактического материала на конец года.

Игрушки  из уголка сенсорики. методическая копилка

Позволит выявить уровень знаний детей в области сенсорных эталонов.

Тюрьмина Н.Г


Диагностические таблицы

Восприятие формы

Дата обследования __________________________________________________

п/п

Ф.И.

Ребенка

Геометрические фигуры

Круг

Квадрат

Треугольник

Прямоугольник

Показывает

Называет

Показывает

Называет

Показывает

Называет

Показывает

Называет

1

2

Восприятие формы

Дата обследования __________________________________________________

п/п

Ф.И.

Ребенка

Геометрические тела

Шар

Куб

Показывает

Называет

Показывает

Называет

1

2

Восприятие величины

Дата обследования __________________________________________________

п/п

Ф.И.

Ребенка

Величина предметов

Длина

Высота

Большой

Маленький

Методом наложения

Визуально

Визуально

Визуально

1

2

Ориентировка в пространстве

Дата обследования __________________________________________________

п/п

Ф.И.

Ребенка

Ориентировка в пространстве

Вверху

Внизу

Справа

1

2

ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА

Дата обследования __________________________________________________

Ф.И. ребенка

Наименование цвета

Зеленый

Синий

Красный

Желтый

Черный

Показывает

Называет

Показывает

Называет

Показывает

Называет

Показывает

Называет

Показывает

Называет


Анкета

«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорно - математического развития детей 2-3 лет»

Уважаемые родители!

В рамках изучения темы самообразования «Формирование сенсорно-математических представлений детей раннего возраста (2–3 года)» нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы нашей анкеты.

1.Имеете ли вы представление, что такое сенсорно-математическое развитие ребенка:

  • Да;
  • Нет;
  • Не знаю.

2.Как вы оцениваете необходимость сенсорно-математического развития:

  • Считаю нужным;
  • Не считаю нужным
  • Затрудняюсь ответить.

3.Созданы ли в ДОУ условия для сенсорно-математического развития детей:

  • Да;
  • Нет;
  • Не знаю.

4.Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка :

  • Высокий;    средний;  низкий.


Список использованной литературы:

  1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
  4. Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
  5. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
  6. Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера,  2008. – 96 с.
  7. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст). Выпуск 2; Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. – 96с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"

N 03-83 от 08 февраля 2011 г.  Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования  О рекомендациях по аттестации педагогических ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная образовательная программа «Сказка» по формированию адаптационных возможностей детей 2-3 лет в условиях сенсорной комнаты

Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни с...

Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»

Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...

Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ

Данная методическая разработка содержит основные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, нормативно-правовые основы проектирования ДООП....