Рабочая программа по сенсорному развитию для 1 класса 2 вариант
рабочая программа по психологии
Пояснительная записка, содержание программы и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_1_klass_2_variant.docx | 34.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Сенсорное развитие»
1 класс (вариант 2)
Пояснительная записка
Программа «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с уо (ин) и предназначена для обучающихся первого класса. Программа разработана на основе следующих документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273;
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014.
Адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
Цель: обогащение чувственного опыта ребенка через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач:
развитие зрительного, слухового, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
Данная коррекционная программа имеет два основных направления работы: первое направление – формирование знаний сенсорных эталонов;
второе направление – обучение использованию специальных действий,
необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо объекта.
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» включает 5 разделов:
«Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация.
В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса
«Сенсорное развитие»:
-фиксация взгляда на лице человека;
-фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки);
-фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз (выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка); -
-прослеживание взглядом за близко расположенным предметом, движущимся по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад);
-прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом;
-узнавание/различение цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.);
-локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (на уровне плеча, талии);
-прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука; -
-локализация неподвижного удаленного источника звука;
-соотнесение звука с его источником;
-нахождение одинаковых по звучанию объектов;
-адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека;
-адекватная реакция на соприкосновение с материалами различными по температуре, фактуре, вязкости;
-адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов;
-адекватная реакция на давление на поверхность тела;
-адекватная реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела;
-адекватная реакция на изменение положения тела;
- адекватная реакция на положение частей тела;
-адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей;
-различение свойств материалов: холодный, горячий (гладкий, шероховатый; мокрый, сухой; жидкий, густой; адекватная реакция на запахи;
- результат: узнавание/различение объектов по запаху;
- адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий);
-узнавание/различение продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.);
-узнавание/различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие»
Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие» направлено на развитие психомоторной и сенсорной сферы обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития имеет практическую направленность и максимально индивидуализировано.
I. Зрительное восприятие:
-Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека.
-Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете.
-Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете.
- Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом.
-Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом.
-Формирование умения узнавать и различать цвет объектов.
II. Слуховое восприятие:
- Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука.
-Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука (для детей с нарушениями зрения). - Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука.
-Формирование умения соотносить звук с его источником.
-Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты
III. Кинестетическое восприятие:
-Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека.
- Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.
- Формирование адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов. - Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела.
- Формирование адекватной реакции на положение тела.
- Формирование адекватной реакции на изменение положения тела.
- Формирование адекватной реакции на положение частей тела.
- Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.
- Формирование умения различать свойства материалов.
IV. Восприятие запаха:
- Формирование адекватной реакции на запахи.
- Формирование умения узнавать и различать объекты по запаху.
V. Восприятие вкуса:
- Формирование адекватной реакции на продукты.
- Формирование умения узнавать и различать продукты по вкусу.
- Формирование умения узнавать и различать вкусовые качества продуктов.
Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития адаптированной основной общеобразовательной программы по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»
I. Зрительное восприятие:
-Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека.
Ожидаемый результат: фиксация взгляда на лице человека.
-Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете.
Ожидаемый результат: фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки).
-Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете. Ожидаемый результат: фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз (выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка).
-Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом.
Ожидаемый результат: прослеживание взглядом за близко расположенным предметом, движущимся по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад).
-Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом.
Ожидаемый результат: прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.
-Формирование умения узнавать и различать цвет объектов.
Ожидаемый результат: узнавание/различение цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).
II. Слуховое восприятие.
-Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука.
Ожидаемый результат: локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (на уровне плеча, талии).
- Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука (для детей с нарушениями зрения).
Ожидаемый результат: прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.
-Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука.
Ожидаемый результат: локализация неподвижного удаленного источника звука.
-Формирование умения соотносить звук с его источником.
Ожидаемый результат: соотнесение звука с его источником.
-Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты.
Ожидаемый результат: нахождение одинаковых по звучанию объектов.
III. Кинестетическое восприятие.
- Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека.
Ожидаемый результат: адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.
-Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.
Ожидаемый результат: адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).
-Формирование адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов.
Ожидаемый результат: адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов.
-Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела.
Ожидаемый результат: адекватная реакция на давление на поверхность тела.
-Формирование адекватной реакции на положение тела.
Ожидаемый результат: адекватная реакция на горизонтальное
(вертикальное) положение тела.
-Формирование адекватной реакции на изменение положения тела.
Ожидаемый результат: адекватная реакция на изменение положения тела.
-Формирование адекватной реакции на положение частей тела.
Ожидаемый результат: адекватная реакция на положение частей тела.
- Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.
Ожидаемый результат: адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.
-Формирование умения различать свойства материалов.
Ожидаемый результат: различение свойств материалов: холодный, горячий (гладкий, шероховатый; мокрый, сухой; жидкий, густой).
IV. Восприятие запаха.
-Формирование адекватной реакции на запахи.
Ожидаемый результат: адекватная реакция на запахи.
-Формирование умения узнавать и различать объекты по запаху.
Ожидаемый результат: узнавание/различение объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.).
V. Восприятие вкуса.
-Формирование адекватной реакции на продукты.
Ожидаемый результат: адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).
-Формирование умения узнавать и различать продукты по вкусу.
Ожидаемый результат: узнавание/различение продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.).
-Формирование умения узнавать и различать вкусовые качества продуктов.
Ожидаемый результат: узнавание/различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Учебно-тематический план
по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»
на 2023-2024учебный год
1 класс
№ п/п | Раздел программы | Количество занятий |
1 | Зрительное восприятие | 21 |
2 | Слуховое восприятие | 15 |
3 | Кинестетическое восприятие | 18 |
4 | Восприятие запаха | 3 |
5 | Восприятие вкуса | 5 |
6 | Обследование | 2 |
ИТОГО | 64 |
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Сенсорное развитие»
на 2023-2024 учебный год
1 класс (2 вариант)
№ | Название раздела и темы | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
1. | Обследование | 1 | 5.09 | |
Зрительное восприятие (21 ч.) | ||||
2. | Фиксация взгляда на лице человека. | 1 | 6.09 | |
3. | Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. | 1 | 12.09 | |
4. | Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне, ниже и выше уровня глаз. | 1 | 13.09 | |
5. | Фиксация взгляда на неподвижном предмете светящемся предмете, на предмете, расположенном справа, слева от ребенка: на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз. | 1 | 19.09 | |
6. | Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом: по горизонтали (вправо/влево), по вертикали (вправо/влево), по кругу (против часовой стрелки), вперед/назад. | 1 | 20.09 | |
7. | Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. | 1 | 26.09 | |
8-12 | Дифференциация и узнавание цвета объектов: красный, желтый, чёрный, белый, серый. | 5 | 27.09 3.10 4.10 10.10 11.10 | |
13. | Зрительная гимнастика | 1 | 17.10 | |
14-15 | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). | 2 | 18.10. 24.10 | |
16-17 | Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. | 2 | 25.10 7.11 | |
18-21 | Нахождение отличительных и общих признаков двух и более предметов. | 4 | 8.11 14.11 15.11 21.11 | |
22 | Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | 1 | 22.11 | |
Слуховое восприятие (15 ч.) | ||||
23-24 | Локализация неподвижного близко расположенного источника звука на уровне уха: справа, слева, сзади. | 2 | 28.11 29.11 | |
25-26 | Локализация неподвижного близко расположенного источника звука на уровне плеча: справа, слева, сзади. | 2 | 5.12 6.12 | |
27-28 | Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне талии: справа, слева, сзади. | 2 | 12.12 13.12 | |
29-30 | Локализация неподвижного источника звука на уровне уха, плеча, талии: справа, слева, сзади. | 2 | 19.12 20.12 | |
31 | Локализация неподвижного удалённого источника звука. | 1 | 26.12 | |
32 | Локализация неподвижного близко расположенного и | 1 | 27.12 |
удалённого источника звука. | ||||
33-35 | Соотнесение звука с его источником. Бытовые шумы и звуки природы. | 3 | 9.01 10.01 16.01 | |
36-37 | Музыкальные звуки. Нахождение одинаковых по звучанию объектов: с использованием музыкальных инструментов, «шумящих» коробочек и др. | 2 | 17.01 23.01 | |
Кинестетическое восприятие (18 ч.) | ||||
38 | Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека. | 1 | 24.01 | |
39-40 | Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами различными по температуре: холодный, теплый. Различение материалов по температуре. | 2 | 30.01 31.01 | |
41-42 | Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами, различными по вязкости: густой, жидкий, сыпучий. Различение материалов по вязкости. | 2 | 6.02 7.02 | |
43-44 | Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами, различными по состоянию: мокрый, сухой. Различение материалов по состоянию. | 2 | 20.02 21.02 | |
45 | Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами, различными по фактуре: гладкий, шероховатый. Различение материалов по фактуре. | 1 | 27.02 | |
46 | Формирование адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов (вибрирующие игрушки, массажеры без звука, бытовые приборы и др.) | 1 | 28.02 | |
47-48 | Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела. | 2 | 5.03 6.03 | |
49 | Формирование адекватной реакции на положение тела. | 1 | 12.03 | |
50 | Формирование адекватной реакции на вертикальное положение тела. | 1 | 13.03 | |
51-52 | Формирование адекватной реакции на изменение положения тела с использованием мячей с разными поверхностями, массажеров и др. | 2 | 19.03 20.03 | |
53 | Формирование адекватной реакции на положение частей тела. | 1 | 9.04 | |
54-55 | Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. | 2 | 10.04 16.04 | |
Восприятие запаха (3 ч.) | ||||
56 | Формирование адекватной реакции на запахи. | 1 | 17.04 | |
57-58 | Узнавание объектов по запаху. Различение объектов по запаху. | 2 | 23.04 25.04 | |
Восприятие вкуса (5 ч.) | ||||
59-60 | Формирование адекватной реакции на продукты, различные по вкусовым качествам: горький – сладкий. | 2 | 7.05 8.05 | |
61-62 | Формирование адекватной реакции на продукты, различные по вкусовым качествам: кислый - соленый. | 2 | 14.05 15.05 | |
63 | Формирование умения узнавать продукты питания по вкусу: горький, сладкий, кислый, солёный. | 1 | 21.05 | |
64 | Итоговое обследование | 1 | 22.05 | |
Итого за год | 64 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 10-11 класс (вариант для девочек)
Главная цель образовательной области "Технология" - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики....
Аннотация к рабочей программе по технологии 10,11 классы (вариант для девочек)
Аннотация к рабочей программе по технологии10,11 классы (вариант для девочек)Базовым направлением для МОБУ Новобурейской СОШ№3 выбрано «Технология. Обслуживающий труд»Выбранное направление технологиче...
Аннотация к рабочей программе по технологии 5-8 классы (вариант для девочек)
Аннотация к рабочей программе по технологии5-8 классы (вариант для девочек)Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о сос...
Рабочая программа по технологии 6-9 класс, вариант для девочек (по программе В.Д.Симоненко)
Рабочая программа по технологии 6-9 класс, вариант для девочек (по программе В.Д.Симоненко)...
Аннотация к рабочей программе по сенсорному развитию
Аннотация к рабочей программе по сенсорному развитию 5 класс...
Рабочая программа по сенсорному развитию для 3 класса 2 вариант
Пояснительная записка, содержание и КТП...
Рабочая программа по сенсорному развитию для 5 класса 2 вариант
Пояснительная записка, содержание и КТП...