ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ
статья на тему
Здесь вы найдете полезные статьи для воспитателей и педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Предметно-развивающая среда –
как определяющий фактор
развития и воспитания детей
Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Среда организуется так, чтобы ребенок имел право выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.
Можно выделить несколько компонентов развивающей среды:
1.Социальный компонент (основные характеристики):
- взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями;
- преобладающее позитивное настроение;
- авторитетность руководителей;
- продуктивность взаимоотношений.
2. Пространственно-предметный компонент (главные требования):
- среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;
- среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты;
- среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.
3. Психодидактический компонент (педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка) – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития ребенка.
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому педагоги должны создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам.
Принципы построения развивающей среды.
1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза».
2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды с использованием больших модульных наборов, центров песка и воды, использование стен.
3. Принцип стабильности-динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. В игровой комнате для детей использование сборно-разборной мебели, игрушечной мебели, емкостей для хранения игрушек, мягкие плоскости, подиумы для отдыха.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов –
эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Ведь не секрет, что основную информацию человек получает с помощью зрения, именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды, использовать большие яркие игрушки, элементы образного декора.
6. Принцип «половых и возрастных» различий реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами, надо создавать специализированные игровые зоны.
7. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» - содержать предметы и материалы известные детям, предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого.
Разработка предметно-пространственной среды, помимо возрастного состава групп, должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:
- психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности, наличия лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и т.д.);
- количественного соотношения мальчиков и девочек;
- социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;
- окружающей социальной среды (город, поселок, село).
Умело организованная окружающая среда более чем на 50% снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, снимает синдром тревожности в отсутствии близкого взрослого, дети быстрее адаптируются в коллективе сверстников, у них возникает интерес к детскому саду, желание быть вместе со сверстниками.
Предметная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических игр, материалов, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребёнка. При создании предметно-развивающей среды в группе педагоги должны подобрать те игрушки и материалы, которые предназначены детям двух-трёх летнего возраста, но ещё и следовать принципу опережающего характера. Желательно, чтобы приблизительно 15% материалов в группе было предназначено и ориентировано на детей более старшего возраста, с высоким уровнем развития. Предметы обстановки группы надо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира.
Развивающая среда не должна быть статичной, иначе она перестанет стимулировать развитие, а будет тормозить его. Первоначальный период построения среды — два месяца, а далее её надо насыщать и реорганизовывать. Примерно один раз в два месяца часть материалов и игрушек надо заменить, поддерживая тем самым интерес детей.
Интерьер групповой комнаты должен обеспечивать безопасность ребенка, а комфортность и уют снимать стрессообразующее воздействие общественного учреждения, создать предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития. При создании развивающей среды, необходимо учитывать и уважать мнения самих детей. Представления взрослых об удобстве, уюте, комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребёнка об этом. Воспитатели и сами являются частью развивающей среды группы, всегда должны стараться быть спокойными, естественными, доброжелательными.
Для стимуляции сенсорных функций - зрения, осязания, слуха, обоняния и т. д., надо создать сенсомоторный уголок, который предназначен главным образом для развития мелкой моторики, снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей; создания положительного, эмоционального фона ребёнка; активизации процессов мышления, внимания, восприятия, памяти; повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников. Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и педагогов дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поисково-экспериментальной деятельности детей.
Для развития сенсорных способностей очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. Целесообразно оформить панно на всю стену с изображением, например, дома и сада, которое позволило бы ребенку тренировать осязание – погладить пушистый хвост кота или уши собаки, потрогать их шершавый язычок. На двери дома может быть звонок, замок, крючок, цепочка и т.д. Около дома изобразить деревья, на которые повесить «яблоки, груши, вишни» - мешочки, наполненные разными по величине камушками, песком, крупой.
Мир маленького ребенка это мир отдельных реальных предметов и объектов. Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. Игрушки служат основным дидактическим материалом, для эмоционального, познавательного, речевого, сенсорного развития детей раннего возраста. Игрушки должны быть контрастные по одним признакам и сходные по другим (белочки одинакового цвета, но разные по величине; зайчики, разные по цвету, но одинаковые по величине; рыбки, разные и по цвету и по величине и т.д.). Если ребенок будет действовать с подобранными таким образом игрушками, у него начнет развиваться способность различать и находить сходство признаков предметов, обобщать однородные предметы и т.д. Манипулирование с предметами и экспериментирование с ними обычно сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями ребенка: огорчением, разочарованием и даже слезами при «неудачах», весельем, смехом — в моменты радости, удивлением, опасением при столкновении с новым и необычным.
Основная задача педагогов — помочь детям раннего возраста справиться с трудностями привыкания к новой среде. Поэтому, прежде всего, надо стараться организовать окружающее пространство группы так, чтобы у детей формировалось положительное отношение к детскому саду.
Условно предметно-развивающую среду можно разделить на зоны:
1.Зона развивающих игр. В нем должен обязательно присутствовать
дидактический стол. Дидактический стол является частью центра развивающих игр. Работа с дидактическим столом организуется в группе по двум направлениям:
- проведение игр-занятий с небольшой группой детей и индивидуально.
- побуждение детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, при необходимости оказывает помощь, хвалит.
Комплектация дидактического стола стандартная, включающая дидактические игрушки для развития мелкой моторики рук: специальные пирамидки, вкладыши разного типа, разноцветные счеты, горки для катания предметов, набор объемных геометрических форм, матрёшки, шнуровки и т.д. Кроме этого в центре развивающих игр должны быть:
- дидактические игры на определение формы, цвета, величины предметов;
- наборы «Собери бусы»;
- игры-вкладыши;
- разнообразные лото;
- парные картинки;
- разные виды мозаики и конструкторов;
- блоки Дьенеша;
- палочки Кюизенера.
2. Зона двигательной активности призвана удовлетворить потребность детей в движении. Для этого необходимы:
- пособия для подвижных игр (шапочки, флажки, ленточки и т.д.)
- мячи разного размера;
- крупные игровые мягкие модули;
- деревянные лошадки, мостики;
- игрушки-качалки;
- массажные дорожки и коврики;
-горка;
- сухой бассейн.
3.Зона музыкальных игрушек. Поскольку раннее детство – период, благоприятный для развития слухового восприятия, необходимо создать условия для экспериментирования ребенка со звуками. В группе должны быть:
- детские музыкальные инструменты – металлофон, гармошка, барабан, дудочка, колокольчики;
- шумовые инструменты – погремушки, бубны, шумелки;
- музыкальные игрушки – музыкальная шкатулка, волчок, шарманка, неваляшка, игрушки с фиксированной мелодией. Игры и специальные занятия с этими игрушками развивают у малышей умение прислушиваться, различать на слух различные звуки.
4. Зона театрализованных игр включает
- пальчиковый театр;
- театр игрушки;
- настольный театр;
- уголок ряжения. Театрализованные игры развлекают, воспитывают детей, развивают их фантазию, учат сопереживать происходящему, раскрепощают ребенка.
5. Зона игр-экспериментов. Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности. Для развертывания этой деятельности необходимы:
- различные виды бумаги, перышки;
- ветрячки;
- песок, камушки. Дети могут изучать свойства песка, закапывать и находить
в нем мелкие игрушки, для этого понадобятся совочки, ведерки, лейки,
формочки;
- вода. Дети могут лить воду на мельницы, переливать из бутылочки,
пускать в ней лодочки, рыбок, а если им дать небольшие деревянные
предметы, то определять, что тонет, что не тонет.
6. Зона «Книжный уголок» размещают таким образом, чтобы дети могли самостоятельно брать книги для рассматривания и убирать их на место. В группе должен быть уголок изобразительной деятельности, в котором дети закрепляют способы работы с художественным материалом – бумагой, карандашами, фломастерами.
Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную, уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Деятельность в условиях обогащенной развивающей среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. Ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности. Трехлетний малыш все еще действует по принципу «Что вижу, с чем манипулирую, то и познаю»
Предварительный просмотр:
ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ – НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА РЕЧЕВОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Мир ребенка, как и взрослый мир, имеет свою культуру которая не возникает сама по себе, а передается из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений. Но детей интересует ни только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению — как между собой, так и с окружающими взрослыми. Чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый. Именно взрослый может и должен создать для детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения. К этим условиям, во-первых, можно отнести обогащение детей впечатлениями об окружающем мире; во-вторых, привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, обсуждение событий из жизни, организация наблюдений, совместное чтение, просмотр и т.д.); в-третьих, активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего в совместной.
Освоение мира взрослых, принятие и непринятие их педагогических установок и отношения к жизни происходит у детей дошкольного возраста в ходе совместной предметной и предметно-игровой деятельности. Для развития полноценного игрового общения используют такую форму работы с детьми, как игровые обучающие ситуации (ИОС). Известно четыре вида таких ситуаций: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы и ситуации-оценки. В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации
используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
Наряду с ситуациями-иллюстрациями мы успешно используем в образовательном процессе ситуации-упражнения. Теперь у нас ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Использовать такой вид игровых обучающих ситуаций начинается со средней группы.
Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций. В подготовительной к школе группе начинается использование в работе с детьми ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.
Как уже показала образовательная практика, все положительные качества и знания у детей формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в нее педагогом.
Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения ИОС: это разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.
Разрабатывая сценарии активизирующего общения, мы решаем важные задачи — коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми, то есть детской языковой и коммуникативной самодеятельности. В целях оптимизации образовательного процесса воспитатели конкретизируют эти задачи, выделяя обучающие, развивающие и воспитательные.
В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Такой подход позволяет педагогам успешно реализовать на практике «золотое правило» дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались». Это дает возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимообогащающими развитие ребенка. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.
Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы, а при необходимости — уходить от неприятных ситуаций.
Игровые обучающие ситуации позволяют нам успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка ребенка, развитие связной речи. Но чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, воспитатели при составлении сценариев активизирующего общения стараются подбирать «конкретный языковой материал», специальные игровые задания, проблемные ситуации разной степени сложности.
Таким образом, те специальные речевые занятия, которые решали задачи языкового развития, преобразуются так, чтобы одновременно и параллельно решать задачу формирования у детей навыков эффективного (результативного) общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ по коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.
Формы взаимодействия учителя-логопеда со специалистами ДОУ §Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время§Взаимопосещения занятий§Заседания «Логопедической гостино黧Пла...
Перспективный план работы учителя-логопеда с воспитателями и специалистами МДОУ
Перспективное планирование работы учителя-логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ...
Взаимодействие воспитателей и специалистов детского сада по сопровождению детей с ОВЗ в группах общеразвивающей и комбинированной направленности.
В докладе говорится об опыте работы "Детского сада №145" по сопровождению детей с ОВЗ....
Перспективное планирование совместной деятельности педагога доп.образвания (хореографа) с воспитателями, узкими специалистами
Совместная работа всех специалистов ДОУ...
Перспективное планирование работы учителя - логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ
В плане представлено перспективное планирование работы учителя-логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ.Целью перспективного планирования является: создание образовательного прост...
Взаимодействие воспитателей и специалистов по сопровождению детей с особенностями в развитии
Взаимодействие воспитателей и специалистов по сопровождению детей с особенностями в развитии...
Работа с подростками с девиантным поведением (доклад на методическом объединении воспитателей и специалистов СПС)
Преодоление трудновоспитуемости - совокупность методов воспитания, самовоспитания и перевоспитания, которая обеспечивает устранение отрицательного и развитие положительного в личностной системе подрос...