Конспект занятия "Почему мы так говорим"
план-конспект занятия (7 класс) на тему
Проблема культуры речи является актуальной для детей школьного возраста. Школьный и подростковый сленг зачастую идут вразрез с нормами русского языка. Помочь детям осознать необходимость говорить правильно поможет это занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_my_tak_govorim_konspekt.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМЭ «Люльпанский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида»
ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ?
(Открытое занятие к внутридомовскому семинару)
Дата проведения: 14.11.2014 г.
Воспитатель I категории
Дмитриева Н.А.
Возраст детей: 7 класс
Количество детей: 8 человек
2014 г.
Цель: Формирование навыков правильной, нормированной устной и письменной речи.
Задачи:
1.Научить детей правильно ставить ударение в словах.
2. Формировать знание по теме «Лишние слова» (Слова-паразиты) в речи современной молодежи.
3. Обогащать словарный запас детей посредством игровых разминок.
4. Развивать умение слышать и слушать свою речь, речь своих товарищей и взрослых.
5. Воспитывать любовь к своему языку, бережное отношение к нему.
Оборудование: Экран, ноутбук, проектор.
Материалы: Мультимедийная презентация, карточки со словами, чистые листы бумаги, ручки.
На экране цитата И.С.Тургенева (слайд №1)
Ход занятия:
Воспит.: - Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы поговорить о культуре и грамотности нашей речи, о том, как беречь и сохранить наш язык от «лишних» слов, то есть, слов-паразитов, жаргонизмов, сленгов. Перед вами, на экране – цитата великого русского писателя, мастера слова И.С.Тургенева. Они обращены к каждому из нас, его потомкам. (Воспитатель читает цитату)
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…Обращайтесь почтительно с этим орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса. (И.С Тургенев)
Воспит.: - Что значит беречь русский язык? В чем смысл этого обращения?
Ответ детей: (Беречь язык – значит соблюдать нормы, не искажать, не портить; правильно, точно употреблять слова, ставить ударения, не засорять свою речь словами «паразитами», знать грамматику, пунктуацию, орфографию; т.е. соблюдать языковые нормы или литературные нормы языка).
Воспит.: - А знаем ли мы эти нормы, хорошо ли мы владеем языком? Я предлагаю провести небольшой эксперимент.
Эксперимент 1. Правильно ли мы ставим ударение.
Воспит.: -Я раздам вам листочки со словами, вам надо будет правильно проставить ударение.
агент досуг
баловать хвоя
бомбардировать завидно
газопровод медикаменты
звонит сверлит
каталог облегчить
озорничать жалюзи
творог досыта
торты
Воспит.: Посмотрите еще раз эти слова на экране и запомните, где ставится ударение. Мы часто говорим звОнит, а надо звонИт, и т.д.
(слайд №2 для сравнения)
Воспит.: Очень часто даже взрослые делают ошибки в постановке ударения. Если мы не знаем, как правильно поставить ударение в слове, можно обратиться к орфографическому или толковому словарю.
Воспит.: Слово – великая сила, словом можно обидеть, даже ранить сильнее, чем оружием, словом можно поддержать и утешить в трудную минуту, словом можно развеять грусть и рассмешить. Научившись владеть словом, можно стать интересным собеседником. Пытается ли кто-нибудь из вас анализировать свою речь?
Ответы детей.
Воспит.: - В обычном разговоре между собой многие не следят за правильностью своей речи. Часто мы не можем грамотно выстроить предложения так, чтобы создался текст; кому-то стоит большого труда произнести несколько фраз, чтобы они звучали культурно, интересно и правильно. Бывает такое, что мы допускаем грубые ошибки даже в простых предложениях.
Я предлагаю вам потренироваться в построении предложений.
Эксперимент 2.
Сейчас раздам листочки, где написаны неправильные предложения. Вам надо будет найти и исправить ошибки.
Неправильно | Правильный ответ |
Я купил пирожки с повидлой. Дай мне полотенец. Я простынь повесила на веревку. Жаль, сапогов не достала. Скажите, пожалуйста, сколько время? Эта юбка длиньше, чем та. Я не буду убирать евоные вещи. Молодежь в автобусе толкаются и шумят. Я купила две пары носок. | Я купил пирожки с повидлом. Дай мне полотенце. Я простынЮ повесила на веревку. Жаль, сапог не достала. Скажите, пожалуйста, сколько времени? Эта юбка длиннее, чем та. Я не буду убирать его вещи. Молодежь в автобусе толкается и шумит. Я купила две пары носков. |
Правильно ли вы употребляете слова? Исправить грамматические ошибки | |
Неправильно | Правильный ответ |
Кто в очереди крайний? На следующей остановке я схожу. | Кто в очереди последний? На следующей остановке я выхожу. |
Комментарий воспитателя.
В русском языке слово последний многозначно. Основное (первоначальное) его значение — «идущий по следу», а отсюда — «замыкающий, стоящий в конце». Нетрудно понять, что именно это слово точнее всего называет человека в очереди, за которым никого нет, то есть замыкающего, стоящего в конце.
Слово же крайний вообще в данном случае неприменимо, так как крайний - это стоящий с края (крайний слева или справа, крайнее кресло в ряду), а в очереди нет края — есть начало и конец, первый и последний. Вот в чем разница.
Правильнее говорить: последний в очереди.
А как же правильно спросить, чтобы на нужной тебе остановке покинуть автобус или троллейбус?
В трамвае, автобусе, троллейбусе есть вход и выход. Значит, мы можем войти и выйти! Стало быть, уместен вопрос: «Вы выходите?»
Иное дело, если мы плывем на пароходе. Когда пароход причаливает к пристани, кладут сходни. А раз уж положили сходни, придётся по ним сойти, а не выйти.
Подсказкой для нас может быть и предлог: из вагона, из трамвая, из автобуса мы выходим; с поезда, с парохода, с трапа самолёта, с лестницы мы сходим!
Вы можете привести примеры из своей речи. (Примеры детей)
Воспит.: Кроме неправильной постановки ударения и грамматических ошибок, что нам еще мешает красиво говорить? Делает нашу речь не чистой? Ответы детей: (слова-паразиты).
Воспит.: Верно. Назовите слова-паразиты, какие вы знаете.
Ответы детей: («в принципе», «значит», «это самое», «понимаешь», «короче», «ну», «так сказать», «типа», «например», «как бы», «это самое», «собственно», «а именно», «в общем-то», «действительно», «вот»).
Воспит.: - Для чего их используют в речи?
Дети перечисляют: (Кто-то ими заполняет паузу в речи, у кого проблема в выборе слов, то есть бедный словарный запас, когда человек волнуется или торопится, дурная привычка). (слайд №3, №4)
Эксперимент 3.
Воспит.: -Сейчас проведем такой эксперимент. Я прочитаю текст, а вы попробуете его воспроизвести.
«Ну, значит, я стоял на вершине пологого холма; ну, и это самое, передо мною то золотым, то, понимаешь, посеребренным морем раскинулась и пестрела, так сказать, спелая рожь.
Короче, не бегало зыби по этому морю; в принципе, не струился душный воздух: ну, и назревала гроза великая.
Около меня, ну, солнце еще светило – горячо и, это, тускло; но там, понимаешь, за рожью, не слишком далеко, ну и темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой, это самое, половине небосклона.
( ребята попытаются пересказать текст)
-Сложно было?
Ответы детей.
Воспит.: -А так? (Повторное чтение без слов-паразитов).
«Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребренным морем — раскинулась и пестрела спелая рожь.
Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.
Около меня солнце еще светило горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона». (Дети пересказывают текст).
Воспит.: - Почему вы не смогли передать точное содержание первого текста? Почему во втором случае вы более точно воспроизвели текст?
Ответы детей: (Потому, что в первом тексте много слов паразитов, которые мешают пониманию текста, отвлекают слушателя, во втором – речь чистая, доступная, без лишних слов).
Воспит.: -Правильно.
Вывод.: Поэтому, чтобы вас окружающие люди слушали и понимали, постарайтесь говорить, проще, без лишних и ненужных слов. Слова-паразиты – это пустые слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию. Сам человек, говорящий так, их не замечает. Такая речь раздражает собеседника. А слушатель устает.
- Я уверена, что вы знаете, каким образом надо избавляться от слов паразитов.
Ответы детей: (больше читать, обогащать свой словарный запас, наказывать себя, то есть, за каждое произнесенное слово выполнить несколько приседаний, записывать себя на диктофон, затем прослушивать и т.д).
Я думаю, что эти рекомендации помогут вам в общении. (слайд №5)
Воспит:- Среди молодежи распространены жаргонизмы. Редко когда услышишь разговор без употребления жаргона.
- Что же такое жаргон? ( Дети ищут объяснение в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и читают).
Воспит.:- Слово «жаргон» – франц. означает говор, тарабарщина, непонятный язык. Речь определенной группы лиц, которую объединяет место нахождения, интересы или род их деятельности, он отличается от литературного языка. По-другому мы еще их называем сленгом. Жаргон и сленг - почти одно и то же. Оба они социальные диалекты, то есть, языки групп людей, имеющих профессиональную прикрепленность. Например: водительский, врачебный, морской, воровской, тюремный, уличный жаргоны, а сленг закрепился пока только за молодежным и студенческим языком.
Физкультминутка
ИГРА НА СКОРОСТЬ «С РУССКОГО НА РУССКИЙ!»
Я попрошу выйти всех в центр комнаты и образовать круг. Сейчас проведем языковую разминку «Переведи с русского на русский». Я буду бросать вам мяч, называя при этом жаргонные или сленговые слова, а вы будете ловить этот мяч и быстро объяснять значение данных слов.
Мне параллельно – мне безразлично или мне все равно.
Париться – беспокоиться.
Отстой - плохой, старый.
Клевый - хороший, веселый
(Слово очень старое, есть еще у Даля: клевый – хороший, пригожий, красивый. Клевая невеста.)
Крутой – очень хороший, замечательный, иногда «сильный».
Фиолетово (= по фигу, по фене) – все равно.
Стрелка – заранее намеченная встреча, сопровождаемая дракой. Забить стрелку – договориться о встрече.
Липа, липовый – ненастоящий, подложный. Справка-то у тебя о болезни липовая.
Тормоз (глагол тормозить) – человек, который медленно соображает.
Грузить – давать большое количество ненужной информации, иногда намеренно забалтывать. Ты меня своими проблемами не грузи.
Мобила (от мобильный) – телефон, связь.
Глюк (глагол глючить) – ошибка, незавершенность в компьютерной программе. У меня принтер глючит.
Редакционное уточнение
Слово глюк пришло из сленга хиппи, где означает галлюцинацию.
Тусовка (первоначально из криминальной сферы) – сборище людей.
Крыша – защита.
Красава – молодец.
Шмон – проверка , наведение порядка.
Воспит.:- Можете определить, к какому сленгу относятся эти слова? (Ответ детей: к молодежному).
- Скажите, пожалуйста, можно обойтись без этих слов?
Ответ детей: (Не только можно, но и нужно).
- Молодцы, спасибо. Садитесь на свои места, продолжим наше занятие.
Эксперимент 4.
Воспит.: - Перед вами лежат листочки с примерами школьного жаргона и молодежного сленга. Вам надо их расшифровать, т.е. объяснить значение этих слов.
Школьный жаргон расшифровка
«училка» - учительница
«историчка» - учитель по истории
«классуха» - классная руководительница
«контроха» - контрольная работа
«домашка» - домашнее задание
«физра» - физкультура
«ботан» - отличник
«шпора» - шпаргалка
«пара» - двойка
Молодежный сленг
«гаврик» - занудливый человек
«чувиха» - девушка
«чувак» - парень
«дискач» - дискотека
«предки» - родители
«отпадный» - замечательный
«шмотки» - одежда
(Дети работают под тихую музыку. После окончания задания они прочитают слова и сверяют со словами на экране). (слайды №6, №7)
Воспит.: - Сейчас я прочитаю один текст. Вы должны отгадать, откуда этот отрывок и как он правильно звучит.
«Клевая чувиха нацепила кОмель на бубен и похиляла по лесу. Навстречу ей подгребает чувак и начинает клеиться.
- Куда гребешь, чикса?
-Меня предки послали к своим черепам, ну, к моей бабке, правда она совсем без бабок. Вот несу ей малость пошамать, чтобы с голодухи копыта не откинула. Правда, мне все до фени, но у бабки фазенда не хилая на краю леса.
- Вам в детстве рассказывали такие сказки? Вы бы хотели, чтобы ваши дети росли на таких сказках? На каком языке текст?
Ответы детей: (уличный жаргон)
«Идет Красная Шапочка по лесу, а навстречу ей Серый Волк.
- Куда ты идешь, Красная Шапочка?
- Меня матушка послала к моей бабушке отнести ей пирожков и горшочек масла. Она болеет, чтобы быстрее поправилась. А живет моя бабушка в домике на краю леса».
ОБСУЖДЕНИЕ:
Воспит.: Ребята, а вы употребляете в своей речи такие слова? Можно без них обойтись?
Ответы детей: (да).
Воспит.: А для чего же тогда молодежь употребляет в своей речи жаргонизмы?
Ответы детей: (варианты могут быть разные).
Воспит.: Надеемся, что подобный словесный мусор не засорит ваше общение. Несмотря на то, что молодежный сленг очень популярен и распространен, он все же не повышает уровня культуры и речи человека, а, наоборот, портит язык, и не будет взаимопонимания между людьми.
Воспит.:- Вам было дано задание: исследовать молодежный сленг. Какие сленги вы приготовили?
(Дети зачитывают сленговыми слова, которые они нашли).
Воспит.: В последнее время в разговоре подростков и молодежи часто слышится слово «ЛОХ». Откуда оно пришло и как произошло?
(Исследования детей, читают сами)
Комментарий воспитателя: В «Толково-словообразовательном словаре» Т.Ефремовой «ЛОХ» - это «наивный, доверчивый человек». Известно, что лохи существовали в России с незапамятных времен.
Есть и другое значение слова «лох» - «семга, лосось, облоховившийся по выметке икры: лосось для этого поднимается с моря по речкам, а выметав икру, идет еще выше и становится в омуты, чтобы переболеть; мясо белеет. Блеск из черни проходит в серебристость, подо ртом вырастает хрящевой крюк, вся рыба теряет вес иногда наполовину и называется лохом». В общем, как больного лосося можно брать голыми руками, так и разиню - простака легко провести.
Но есть еще одно значение слова: дикая маслина, кустарник или деревце с узкими серебристыми листьями съедобными ягодами. Тоже есть связь с нашим «лохом»: лоха «кинуть» - все равно, что эту ягодку проглотить, а косточку выплюнуть.
Воспит.: Нельзя требовать от всех, да и невозможно добиться, чтобы все говорили на литературном языке, ведь сленг не может исчезнуть из нашей речи в одночасье. Нам нужно контролировать свою речь, слушать и слышать себя во время разговора, говорить не торопясь.
Подведем итог: В речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, богатство души, отношение к тому, что он говорит, а чтобы речь была грамотной, правильной и соответствовала литературным нормам, необходимо соблюдать правила. Какие? Вспомните, о чем мы говорили сегодня на занятии.
Дети называют правила (много читать, расширять свой словарный запас, учить правила, ставить ударение правильно, слушать себя со стороны, разгадывать кроссворды и т.д.)
Вывод: Вспомните эпиграф «…в руках умелых, они способны совершить чудеса…». Если их умело использовать, правильно, то они изменят нашу жизнь. К нам по-другому будут относиться окружающие, нежели к тем, которые злоупотребляют жаргонизмом, сленгом.
Помните, что речевое поведение – это визитная карточка человека.
Я хочу закончить сегодняшнее занятие хорошим стихотворением.
Улетело сказанное слово,
Как песок сквозь пальцы утекло,
Но оно кого-то укололо
И обиду дальше унесло.
А ведь надо просто научиться
Грамотно использовать слова.
И не постесняться извиниться,
Только грубость вырвется едва,
Пусть слова бегут вперед игриво,
Радуясь, лаская и смеша.
Как приятно говорить красиво,
Сленгом в разговоре не греша.
- Спасибо вам, ребята, за вашу работу. Я надеюсь, что сказанное сегодня не пройдет даром. И помните слова И.Тургенева «Наш язык, наш прекрасный русский язык…».
А чтобы вы научились красиво и правильно говорить, я вам раздам памятку «Как развить грамотность речи».
Правила
Как развить грамотность речи?
- Расширяйте свой словарный запас. Чем больше слов у Вас в запасе, тем больше вероятности, что в любой ситуации Вы сможете подобрать нужные слова. Люди по-разному воспринимают одни и те же слова, а если Вы одно то же сможете объяснить разными словами, то и поймут Вас быстрее и лучше. Читайте больше книг и высказывайте одну мысль несколькими фразами.
- Ставьте ударения правильно. Неправильные ударения сразу выдают безграмотность. А в русском языке есть много таких слов, как “красивее”, “позвонит”, “жалюзи”, при произнесении которых невольно задумываешься, где же поставить ударение. Здесь два выхода — или стараетесь избегать таких слов, или открываете словарь и запоминаете.
- Сохраняйте доброжелательный и позитивный тон речи. Однообразная интонация в речи вызывает скуку и требует большого напряжения и внимания, властный тон отталкивает, приказной - раздражает. Приятно слушать речь богатую интонациями, говорящий через интонации передаёт свои эмоции слушателю. И жизнь мы ощущаем через эмоции. Чтобы обогатить свою тональность и интонации читайте детские сказки с выражением. Хорошо, если рядом будут маленькие дети, они сразу покажут Вам своим интересом, на сколько много интонаций Вы можете передавать.
- Слушайте себя со стороны. Очень полезно записать на диктофон свой разговор или снять видео перед важной встречей или просто ради эксперимента, а затем прослушать и посмотреть результат. На аудио Вы услышите свой голос со стороны, заметите, где можно усилить интонацию, а где, наоборот смягчить. Проанализируйте темп речи, где сбавить, а где нужно ускорить. На видео, Вы ещё увидите свои невербальные движения, мимику лица. Обратите внимание на то, что Вам не нравиться и тренируйтесь, пока не получиться так, как надо.
- Разгадывайте кроссворды. Это занятие помогает не только запоминать новые слова, но и правильное их написание и описание. Сейчас существует множество видов различных кроссвордов — это и классические кроссворды, и сканворды, и антикроссворды, и ключворды, и филворды. А можно ещё взять толковый словарь и играть с друзьями или на отгадывание слов. Один читает описание, а все остальные разгадывают слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Научим Хрюшу правильно говорить"
Занятие для детей старшей группы по подготовке к обучению грамоте....
Конспект урока по теме "В чём состоит главная ценность в человека? Почему мы можем говорить об актуальности проблемы, заключённой в произведении И.С.Тургенева "Отцы и дети", как о проблеме 21 века?"
Извечная тема - отцы и дети. Перед обучающимися стоит проблема, которую нужно разрешить, опираясь на жизненый опыт героев произведения. Понять на чём строится счастье и несчастливая судьба героя...
Конспект внеклассного занятия по ПДД. Тема: О чём говорят знаки.
Конспект занятия по правилам дорожного движения, проведённого в классе для детей с умеренной умственной отсталостью. Тема: О чём говорят знаки.Цель занятия: Закрепить знания правил дорожного движения....
Конспект занятия с элементами тренинга «Учимся говорить «нет»
Занятие напрвлено на формирование у учащихся навыков противостояния давлению, "культуры отказа", развитие умения принимать ответственность за свою жизнь....
Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА» Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»
Занятие по профилактике наркомании среди учащихся«Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»Проблема: все ли я знаю о наркотиках?Цель: формировать у учащихся навыки ЗОЖ.Задачи: - позна...
Конспект урока по английскому языку во 2 классе.Тема: "Учимся говорить, где находятся игрушки".
Цель урока: познакомить с новой лексикой по теме «Учимся говорить, где находятся игрушки». С учетом ФГОС....
Приложение к конспекту урока О чем говорит рисунок
Задания, слайды презентации...