Конспект индивидуального занятия для дошкольника старшего возраста
план-конспект по теме
Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на тему «Транспорт. Звук [р]» (индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект индивидуального логопедического занятия | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по теме:
«Транспорт. Звук [р]»
(индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)
Цель: автоматизировать звук [р] в закрытых слогах и в позиции на конце слова.
Задачи:
корекционно-развивающие:
- корригировать произношение;
- корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
- корригировать и развивать слуховое восприятие;
- формировать фонематический слух и восприятие;
- корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
- развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
- корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
образовательные:
- учить составлять предложения с предлогом у;
- развивать межполушарное взаимодействие;
- уточнить и расширить словарь по лексической теме «Транспорт»;
- развивать память, логическое мышление;
- формировать начальные навыки чтения.
воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие);
здоровьесберегающие:
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
- соблюдать правильную посадку ребенка;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- соблюдать режим охраны зрения;
- чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: картинка с изображением различного вида транспорта из пособия Руслановой Н.С.; ватный шарик; игрушки «Трактор», «Кубики», предметные картинки из пособия Коноваленко В.В.
Ход занятия
Этапы занятия | Виды работы на этапе | Деятельность педагога | Деятельность ребенка | Какие задачи решились в ходе выполнения заданий |
| ||||
1.Организационный момент. (традиционный) | Чтение стихотворения. Отгадывание загадок. | Логопед читает ребенку стихотворение и загадывает загадки | Ребенок отгадывает загадки. | Организовать ребенка. Настроить ребенка на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата. |
2. Основной этап | ||||
2.1. Проверка домашнего задания. | Опрос. | Педагог проверяет домашнее задание по теме «Автоматизация звука [р] в конце слова». Просит ребенка произнести слова со звуком [р] в конце слова. | Ребенок отвечает. | Определить уровень усвоения пройденного материала. |
2. 2. Актуализация знаний. | Дидактическая игра «Что изображено на рисунке» (картинка с изображением различного вида транспорта) | Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку и назвать что на ней изображено. Как это все вместе называется? Для чего нужен транспорт? | Ребенок называет что изображено на рисунке, обобщает одним словом «Транспорт», рассказывает для чего он нужен. | Привлечь внимание и вызвать интерес ребенка к занятию. Актуализировать знания по теме занятия. |
2.3. Изучение нового материала. | Сообщение темы занятий. | Педагог сообщает, что сегодня на занятии он мы поговорим о транспорте и поупражняемся в правильном произношении звука [р]. | Ребенок вспоминает, как правильно произносится звук [р]. | Определить уровень осведомленности ребенка о правильном произношении звука [р]. |
Беседа по теме | Педагог рассказывает ребенку, какие бывают виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный) предлагает ребенку соотнести транспортные средства с видами транспорта. | Ребенок повторяет виды транспорта. На картинке показывает и называет конкретные транспортные средства, которые относятся с видами транспорта. | Обогащать словарь по теме занятия. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением. | |
Д/и «Назови части» Дыхательное упражнение «Футболист». | Демонстрирует ребенку картинку с различными транспортными средствами.
Предлагает вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками. | Ребенок определяет из части транспортного средства (у самолета: крыло, кабина, флюзеляж, шасси и т.д.; у автомобиля: колесо, кузов и т.д.)
Ребенок выполняет упражнения. | Употребление предлога у. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. | |
2.4. Закрепление изученного материала. | Д/и «Ответы на вопросы» | Логопед просит ребенка подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: Самолет какой? - ... Автомобиль какой? - ... Колесо какое? - ... и т.д. | Ребенок отвечает на вопросы по картинкам. | Формировать относительные прилагательные. Расширять активный и пассивный словарь. Развивать связную устную речь. |
Пальчиковая гимнастика «Транспорт». | Логопед показывает ребенку упражнения пальчиковой гимнастики и выполняет их вместе с ребенком. Будем пальчики сгибать — Автомобиль и вертолет. Трамвай, метро и самолет. Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого. | Ребенок выполняет упражнения. | Развивать мелкую моторику. | |
Динамическая пауза | Речедвигательная ритмика «Поиграем с трактором». | Логопед предлагает ребенку выполнить движения со звуками и слогами. Отрабатывается изолированное произношение звуков А, О, У, Ы, Р, слогов АР, ОР, УР, ЫР. | Ребенок выполняет упражнения с логопедом. | Закрепить правильное произнесение звука [р] в обратных слогах. Развивать ФВ, общую моторику, координировать речь с движением. |
2. 4. Закрепление изученного материала. | Знакомство с буквой Р. Чтение обратных слогов. | Педагог демонстрирует игрушку «Трактор» и сообщает, что трактор привез в своем ковше букву, которая обозначает звук занятия и с которой начинается его название. Это буква Р. Затем логопед предлагает ребенку прочитать слоги с данной буквой, вписанные в колеса (на доске). | Ребенок знакомится с буквой, затем читает обратные слоги АР, ОР, УР, ЫР. | Закрепить правильное произношение звука [р] в позиции на конце слова. Развивать мелкую моторику. |
Автоматизация произношения звука [р] в конце слова. | Логопед предлагает трактору ковшом погрузить кубики в машину. Кубик можно положить в кузов машины только, если правильно произнесешь слово со звуком [р]. | Ребенок повторяет слова за логопедом (веер, пир, мир, сапер, вентилятор, самовар) и загружает кубики в кузов машины. | Учить соотносить звук с буквой. Формировать навык чтения. Закреплять правильное произношение звука в процессе чтения. | |
Зрительная гимнастика. | Д/и «Колесо». | Логопед просит ребенка проследить взглядом за указкой – «катится колесо». | Ребенок следит за указкой логопеда, описывая взглядом различные фигуры. | Соблюдать режим охраны зрения. |
2.5. Контроль знаний и умений. | Д/и «Подбери картинки». | Педагог просит ребенка помочь найти картинки с изображением транспортных средств, в названии которых есть звук [р] и правильно их назвать. | Ребенок выбирает из стопки картинок только те, в названии которых есть звук [р] и называет их. | Проверить навык сформированности правильного произношения звука [р] в позиции на конце слова. |
3. Итог занятия | ||||
3. 1 Подведение итогов Оценка деятельности ребенка. | Педагог предлагает ребенку вспомнить, о чем мы говорили занятии и какой звук он учился произносить сегодня. Затем оценивает работу ребенка и дарит ему букву Р, обозначающую звук, который отрабатывался на занятии. | Ребенок называет звук, уточняет правильную артикуляцию звука. | Обобщить тему занятия. Развивать память. | |
3.2. Домашнее задание. | Педагог предлагает ребенку домашнее задание по пройденной теме. | Ребенок получает домашнее задание. | Закрепить пройденную тему во время домашних занятий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для дошкольников старшего возраста "Про себя и про ребят: хотим быть здоровыми"
Конспект занятия может быть использован воспитателями детских садов и педагогами дополнительного образования на учебных занятиях, классных часах, игровых и воспитательных мероприятиях, посвященн...
КОНСПЕКТ КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ» СТАРШИЙ ВОЗРАСТ Коррекционная группа
1. Расширять и активизировать словарный запас по теме «Зимние забавы»:a) уточнить знания о временах...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ для дошкольников старшего возраста студии "Малышок" «ССОРИТЬСЯ НЕ БУДЕМ»
Конспект занятия по теме "Ссориться не будем" подготовлен для дошкольников старшего возраста студии "Малышок" . Цель занятия: формирование представления детей о дружбе и друге. Зад...
Конспект занятия по теме: « Звук Л в закрытых слогах и в позиции на конце слова» (индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)
Отражён комплексный подход при коррекции звукопроизношения : включены упражненияпо развитию слухового восприятия, речевого дыхания, ручной умелости,по авктивизации процессов внимания, памяти и л...
Конспект индивидуального занятия для дошкольников с применением развивающих компьютерных программ. Занятие 2.
Занятие составленно с применением развивающей компьютерной программы "Комплексная прграмма развития интеллекта". Используются задания направленные на развитие сенсомоторики детей с ОНР...
Коррекционно - развивающее занятие с дошкольниками старшего возраста
Группа ЗПР. В группе присутствует ребенок с РДА. Тема «Дикие животные»...
Конспект индивидуального занятия с воспитанником дошкольного возраста с ДЦП по ознакомлению с окружающим «Осенняя одежда»
Знакомить ребенка с предметами одежды, ориентируясь на особенности времени года....