Отчет учителя-логопеда Горенской Алины Геннадьевны за 2014-2015 учебный год
методическая разработка на тему
Цель логопедической работы в ДО: устранить дефекты звукопроизношения, создать условия для формирования правильного речевого развития дошкольников. Поэтому основными задачами учителя-логопеда являлись:
- своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников,
- определение их уровня и характера,
- устранение этих нарушений, распространение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников, родителей и вовлечение их в коррекционно-педагогичекий процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_logopeda_gorenskoy_a.g._za_2014-2015.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КВИТОКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
(ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА»)
ОТЧЕТ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
ГОРЕНСКОЙ АЛИНЫ ГЕННАДЬЕВНЫ
ЗА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Квиток, 2015
Основными задачами работы учителя-логопеда на 2014-2015 учебный год являлись:
• своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;
• определение их уровня и характера;
• устранение этих нарушений;
• распространение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников, родителей и вовлечение их в коррекционно – педагогический
процесс.
Вся работа логопедической службы осуществлялась по следующим направлениям:
• диагностическому;
• коррекционно-развивающему;
• консультативно-профилактическому;
• методическому.
Цель логопедической работы: устранить дефекты звукопроизношения, создать условия для формирования правильного речевого развития дошкольников.
В начале учебного года (с 1 по 15 сентября) было обследовано 30 детей из числа воспитанников старшего дошкольного возраста (42 % от общего числа воспитанников ДОУ). Из них 20 детей имеют нарушения речи различной этиологии и степени выраженности дефекта (67 % от числа обследованных). На логопедические занятия были зачислены все 20 детей старшего дошкольного возраста.
Старшая группа - 13 детей.
Подготовительная к школе группа - 7 детей.
По результатам логопедического обследования были сформированы три группы в зависимости от степени тяжести речевого нарушения. Первую группу составили дошкольники, у которых отклонения в речевом развитии касались только дефектов произношения фонем (8 детей с речевым заключением «Фонетические нарушения»). Коррекционное воздействие в этом случае ограничивалось постановкой и автоматизацией звуков. Вторую подгруппу составили дети с фонетико-фонематическим недоразвитием (7 человек). Поэтому в ходе коррекционного обучения решались, следующие задачи:
1. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
2. Развитие артикуляционного аппарата.
3. Формирование правильного произношения фонем.
4. Развитие моторики кистей рук.
5. Развитие звукового анализа и синтеза.
6. Работа по формированию словаря, грамматически правильной речи, развитию связной речи.
Структурирование содержания работы осуществлялось по «Программе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей», Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
К третьей группе были отнесены дети с ОНР 2-3 уровня - 5 человек. С этим детьми коррекционная работа проводилась по следующим направлениям:
1. Подготовка артикуляционного аппарата до уровня минимальной достаточности для постановки звуков:
- артикуляционные упражнения,
- упражнения для развития сильной направленной воздушной струи.
2. Формирование фонетической стороны речи:
- произношение изучаемого звука,
- развитие звукового восприятия, навыков звукового анализа и синтеза,
- работа над слоговой структурой слова.
3. Формирование лексико-грамматических категорий:
- лексико-грамматические игры и упражнения на закрепление общего речевого навыка,
- работа над словом и предложением,
- активизация словаря.
Структурирование содержания работы осуществлялось по «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. Вся коррекционная работа (фронтальные, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2014-2015 учебный год и с учетом графика работы учителя-логопеда - 2 часа в день (0,5 ставки).
В середине и в конце учебного года проводились исследования устной речи воспитанников, посещающих логопедические занятия с целью выяснения динамики речевого развития. При оценке результатов диагностирования устной речи отмечен следующий коэффициент речевого развития:
Речевое развитие | Сентябрь % | Декабрь-январь % | Май % | Рост % |
Формирование словаря | 29 | 48 | 56 | 27 |
Звуковая культура речи | 25 | 33 | 40 | 15 |
Фонематическое восприятие | 19 | 25 | 39 | 20 |
Грамматический строй | 31 | 35 | 43 | 12 |
Связная речь | 27 | 36 | 44 | 17 |
Таким образом, по результатам диагностики на конец 2014-2015 учебного года отмечается положительная динамика устной речи у всех детей.
Итоговая диагностика в конце учебного года для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей.
Количество детей, посещающих логопункт в 2014-2015уч. году | 20 |
Количество детей, выпущенных с чистой речью | 3 |
Количество детей со значительным улучшением речи | 5 |
Количество детей без улучшения речи | - |
Количество детей, оставленных для продолжения коррекционной работы | 12 |
Количество выбывших детей в 2014-2015 уч.году | 8 |
Родителям детей даны необходимые рекомендации для закрепления речевых навыков и предупреждения появления вторичных нарушений.
Результаты диагностики и исправления речи представлены в следующих документах: речевых, диагностических картах, индивидуальных программах коррекционного сопровождения, в журнале обследования речи детей.
Направления деятельности и формы работы учителя-логопеда
1. Диагностическая деятельность:
1) Логопедическое обследование детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии.
2) Объективное логопедическое заключение и составление индивидуальных (подгрупповых) планов коррекционно-развивающей работы на учебный год, составление циклограммы деятельности.
3) Индивидуальное логопедическое обследование и консультирование.
4) Психолого-педагогический и логопедический мониторинг (выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе воспитанников, занимающихся на логопункте); отражение его результатов в речевых картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Вывод детей из состава логопункта.
2. Коррекционно-развивающая деятельность:
Проведение индивидуальных (подгрупповых) логопедических занятий по:
а) формированию правильного звукопроизношения:
б) формированию фонематических процессов;
в) формированию лексико-грамматических категорий и связной речи.
Все логопедические занятия строились в соответствии с планом, конспектами занятий. Важное место в работе с детьми отводилось формированию потребности в речевом общении, развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию всех психических процессов.
3. Консультативно-профилактическая деятельность проводилась в течение года:
1) систематические консультации и индивидуальные беседы с родителями и педагогами;
2) помощь родителям в подборе речевого и наглядного материала для закрепления правильных произносительных навыков с детьми дома;
3) размещение информации в родительских уголках по особенностям речевого развития детей дошкольного возраста, профилактике и преодолению речевых проблем (стенды «Логопед советует», «Говорим правильно»).
4) предоставление информационных буклетов с заданиями по развитию лексико-грамматических категорий, мелкой и артикуляционной моторики для занятий с детьми в домашних условиях (буклеты «Ум на кончиках пальцев», «Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики» в рамках тематической недели).
5) размещение информации на личном сайте и на сайте ДО.
Для воспитателей были организованы следующие мероприятия:
Сообщение: «Культура речи педагога ДОУ».
Консультации: «Мямлики, или замедленные дети».
Деловая игра: «Моделирование - эффективная технология в работе с детьми, имеющими нарушения речи».
Для родителей:
Родительские собрания в старшей смешанной группе ДО:
1) «Давайте знакомиться», «Особенности работы логопункта при ДО».
2) «Итоги за первое полугодие».
3) «Как автоматизировать поставленные звуки в домашних условиях»
4) «Результаты совместной деятельности за год», «Трудности обучения письму детей дошкольного возраста с патологией речи».
4. Методическая деятельность.
1. Посещение методических объединений учителей-логопедов района и города.
2. Выступление на методическом объединении учителей-логопедов по теме: 1) «Игровые технологии в логопедической работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения» - март, 2015г.
2) Проект «Необычная буква» - август, 2015г.
3) Участие в конкурсах:
- Всероссийский творческий конкурс «Талантоха», работа: проектная деятельность «Логопед и родители вместе» - диплом лауреата, октябрь, 2014.
- Международный конкурс «Мой логопедический кабинет» - диплом I степени, май, 2015г.
- Международный конкурс «Развивающие игры в индивидуальной работе с детьми с нарушениями речи» - диплом I степени, июнь, 2015г.
- Сертификат, прослушала семинар на тему: «Диагноз-дизартрия», июнь, 2015г.
- Всероссийский конкурс «Логопедический калейдоскоп» - диплом I степени, конкурсная работа: «Развивающая среда логопедического кабинета», июль, 2015г.
В течение всего учебного года проводилась работа по повышению квалификации: изучались новинки методической литературы, знакомство с инновационными технологиями, работа по самообразованию на тему: «Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей, имеющих нарушения речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений», обновлялась развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета.
Вывод:
Коррекционное воздействие осуществлялось на основе четко запланированной работы учителя-логопеда. Проанализировав коррекционно-логопедическую работу и результаты диагностики детей за 2014-2015 учебный год, можно сделать вывод: задачи, поставленные в начале учебного года, решены, намеченные цели достигнуты.
В совместной работе с педагогами и родителями необходимо достичь большей взаимопомощи при выполнении заданий и рекомендаций учителя-логопеда. А также, при наличии результатов заключений ПМПК необходима работа специалиста педагога-психолога и невропатолога. Обращение родителей к специалистам позволит своевременно оказать помощь детям, нуждающимся в лечении. Тем самым результаты коррекционной работы будут более эффективны и результативны, т.к. помощь будет комплексной.
Учитель-логопед: А.Г. Горенская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет о проведении недели естественных наук в 2014-2015 учебном году
Основные цели и задачи1. Дать ученику возможность реализовать свои творческие способности, имеющиеся знания и умения в других областях деятельности при выполнении работы.2....
ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 2014-2015 УЧЕБНОМ ГОДУ
Краткий отчет по неделе английского языка...
Отчет о деятельности волонтерского отряда "Улыбка" в 2014-2015 учебном году
В 2014-2015 учебном году в МОУ гимназии №1 продолжил работу волонтерский отряд "Улыбка", созданный в апреле прошлого учебного года. В отчете анализируются некоторые направления деятельности воло...
Отчет о проделанной работы в 7б за 2014-2015 учебный год
Отчет о проделанной работы в 7 б классе за 2014-2015 учебный год...
Отчет учителя – логопеда за учебный год
Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития учащихся нашей школы. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей способствует развитию мысли...
Отчет о выполнении плана внеурочной деятельности за 2014-2015 учебный год
Отчет о выполнении плана внеурочной деятельности 1 класса за 2014 - 2015 учебный год...