Рабочая программа по предмету" Ремесло" для детей со сложной структурой дефекта.
рабочая программа по технологии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Председатель МО _________ Протокол № ___ от «____»________20 ____ г. | «Принята» На педагогическом совете Протокол № ______«____»_______20_____ г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СКОШИ №7 __________ «___»____20_____ г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «Ремесло» (декоративно-прикладное творчество)
для обучающихся 10класса (1 год)
Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой
Составитель:
Сергеева Л.Е.
учитель профессионально- трудового обучения
первой квалификационной категории
Москва, 2012
Паспорт рабочей программы.
Тип программы: программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида (адаптивная, составитель Сергеева Л.Е., одобрена Министерством образования)
Статус программы: рабочая программа учебного курса
Назначение программы:
- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- Категория обучающихся: обучающиеся классов со сложной структурой дефекта ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида №7».
Объем учебного времени: 10 класс - 239 часов
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 10 класс -7часов в неделю
Программа 10 кл
Ремесло (1 год)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Назначение программы.
Программа предназначена для преподавания ремесла как одного из профилей трудового обучения для детей со сложной структурой дефекта. Целью реализации программы является формирование общетрудовых умений на уровне, доступном данному контингенту учащихся, а также обучение учащихся знаниям и умениям необходимым в быту.
Задачами обучения ремеслу являются:
- формирование положительного, эмоционального отношения к
труду;
- развитие интереса к деятельности и её результатам ;
- формирования потребности в отражении действительности дос-
тупными средствами ( аппликация, вышивка, и.т.д.);
- формирование умения соотносить получаемые результаты с реальными объектами, явлениями;
- обучение приёмам и средствам вышивки, аппликации,
лоскутной техники;
- развитие восприятия основных свойств и отношений выполняе-
мых объектов;
- обогощение, уточнение и закрепление представлений о предме-
тах и явлениях окружающего мира;
- совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной
координации, координации движений обеих рук;
- воспитание адекватного отношения к результатам собственной
деятельности и деятельности других, формирование основ само-
оценки.
Условия реализации программы.
Объём учебного материала рассчитан на изучение в течении 1 года (10 класс). Занятия проводятся в специально оборудованных мастерских.
Обучение элементам ремесла ведётся по следующим направлениям:
- работа с нитками;
- работа с тканью;
- мягкая игрушка;
- аппликация;
- вышивание крестом, гладью;
-лоскутная техника.
Исходя из специфики контингента учащихся, педагог оставляет за собой право варьировать количество теоретических и практических часов на занятиях, а также количество часов на выполнение той или иной темы, того или иного изделия.
Методические пояснения.
При работе по настоящей программе важно придерживаться принципа доступности учащимся сложности и объёма учебного материала. Большое внимание учитель должен уделять формиро-ванию и поддержанию мотива учения, выбирая к выполнению изделия занимательные, значимые для учащихся. Учитывая общий уровень групп и личные интересы учащихся, возможно заменять рекомендуемые в программе изделия, сохраняя общий объём сложности конструкции и технологии.
Оценка знаний и умений учащихся по декоративно-прикладному творчеству.
Контингент вспомогательной школы чрезвычайно разнороден. Интеллект у учащихся снижен в различной степени, что само по себе предполагает предъявление дифференцированных требований к успехам. Кроме того, снижение интеллекта почти всегда сопровождается теми или иными нарушениями моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы. Понятно, что выработать общие критерии к уровню усвоения учебного материала практически невозможно.
Таким образом, оценка знаний и умений учащихся зависит прежде всего от уровня их возможностей, определяемого учителем в ходе обучения. В этом случае оценка может основываться на дан-ных в программе дифференцированных требованиях. Но нельзя не учитывать и то продвижение, которое сделала конкретная ученица в отношении своего собственного начального уровня. Промежуточная (четвертные самостоятельные работы) проводятся по критериям, заложенным в стартовые срезы.
Учащиеся должны знать:
- название инструментов, приспособлений для различных видов работ;
- правила техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями;
- виды ручных стежков;
- виды некоторых тканей;
- виды ниток;
- виды ремонта одежды и белья;
- способы закрепления нити в начале и в конце работы;
- виды вышивания гладью;
- отделочные материалы;
- геометрические фигуры;
- чертёжные инструменты.
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в задании и выполнять с помощью учителя;
- применять инструменты по назначению;
- резать ножницами по бумаге и ткани;
- определять лицевую и изнаночную стороны ткани;
- смётывать, стачивать детали кроя, обрабатывать края изделий;
- подбирать иглу и нить в соответствии с видом ткани;
- вдевать нитку в иглу;
- закреплять нить в начале и в конце шитья и вышивки;
- пришивать пуговицы, петли, крючки;
- выполнять заплаты, выметные и воздушные петли;
- вышивать крестом по рисунку;
- вышивать гладью по рисунку;
- применять отделочные материалы;
Темы занятий и их краткое содержание
I четверть.
1. Вводное занятие.
Инструменты и приспособления для ручных швейных работ.
Беседа о разных видах декоративно-прикладного творчества,
демонстрация лучших изделий учащихся старших классов, образцов по
рукоделию. Правила поведения и безопасной работы в мастерской.
Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места.
Распределение мест.
Теоретические сведения. Инструменты и приспособления для ручных
швейных работ. Назначение, применение, основные детали, виды
выполненных работ. Правила безопасности работы ножницами, иглой,
булавками.
Умение. Работа ручными иглами, ножницами, булавками,
измерительными инструментами, наперстком.
Упражнение. Пользование ножницами, иглой, булавками, наперстками,
измерительными инструментами.
Практическая работа. Правильная посадка во время выполнения ручных
работ (положение рук, ног, корпуса). Подготовка инструментов и
приспособлений к работе.
2.Сведения о нитках. Представление о нитках, внешний вид,
применение. Виды и названия ниток.
Умение. Подбор ниток по назначению.
Поделки из ниток. «Девочка, мальчик».
Теоретические сведения. Материалы, инструменты и приспособления.
Умение. Вырезание картона, нарезание нитей одинаковой длины.
Практические работы. Вырезание кольца из картона. Выполнение
пазов в кольце. На нить нанизать пуговицы (глаза и нос). Закрепление
нити в пазах кольца. Нарезание нитей 2-х цветов, одинаковых по
длине. Закрепление нити на кольце. Формирование хвостиков,
туловища и рук.
3. Подготовка к выполнению ручных швейных работ.
Теоретические сведения. Определение длины рабочей нити, приемы
закрепления нити.
Умение. Определение длины нитки для работы, вдевание нити в ушко
иглы, завязывание узелка на конце нитки.
Упражнение. Вдевание нитки в ушко иглы, Завязывание узелка.
Закрепление нитки петлей в начале и в конце работы. Закрепление 2-3
стежками в одно и то же место в начале и в конце работы.
4. Ручные стежки.
Теоретические сведения. Стежки вперёд иголку, стежки вперёд иголку с перевивом, петельные, косые, тамбурный, стебельчатый. Виды работ выполняемые при помощи строчек стежков. Длина стежка.
Умение. Выполнение стежков.
Практические работы. Выполнение строчек стежков на образцах.
5. Футляр для инструментов и приспособлений.
Теоретические сведения. Назначение. Формы. Материалы.
Умение. Вырезание деталей по размерам. Использование ручных стежков по назначению. Выполнение работы с самоклеящейся тканью.
Практическая работа. Вырезание деталей. Складывание футляра. Обработка срезов. Формирование кармашков. Выполнение застёжки.
6.Ремонт одежды.
Теоретические сведения. Определение места ремонта. Подготовка изделия к ремонту.
Умение. Применение видов ремонта по назначению.
Практическая работа. Пришивание пуговиц и фурнитуры. Заплаты. Обработка низа изделий.
7. Самостоятельная работа. Ремонт одежды. Пришивание пуговицы.
8. Практическое повторение.
II четверть
1.Работа с нитками. Игрушка из одного помпона «Гномик». Игрушка из
2-х помпонов «Утёнок».
Теоретические сведения. Техника наматывания помпона. Перевязывание нитей. Связывание 2-х помпонов. Выполнение основы из картона разных размеров.
Умение. Вырезание основы из картона. Равномерное наматывание ниток.
Практическая работа. Вырезание 2-х кругов из картона. Подготовка ниток. Вырезание и приклеивание глаз, рта. Изготовление бантика. Соединение 2-х помпонов между собой. Вырезание лапок, клюва, глаз. Приклеивание. Оформление игрушки.
2.Работа с тканью. Выполнение строчки украшающих стежков. Платочек с инициалами.
Теоретические сведения. Ткань. Виды ткани. Закрепление нитки. Выполнение тамбурных стежков.
Умение. Соотнесение названия, графического изображения и натуральных строчек. Работа по образцу.
Практические работы. Подготовка ткани. Нанесение рисунка на ткань. Закрепление ткани на пяльцах. Вышивание по контуру тамбурными стежками. Обработка срезов петельными стежками. Проглаживание утюгом.
3. Объёмная, мягкая игрушка. Флорик, домовёнок.
Теоретические сведения. Материалы. Детали кроя. Применяемые стежки.
Умения. Раскрой деталей по шаблонам.
Практические работы. Подбор ткани 2-х оттенков, ниток. Раскрой игрушки по шаблонам. Смётывание и сшивание деталей головы, набивка ватой. Сшивание ушей, пришивание к голове. Изготовление носа, губ и их пришивание. Смётывание и сшивание туловища, рук, ног. Соединение деталей в игрушку. Выполнение глаз, веснушек и их приклеивание. Украшение головы цветами.
4.Самостоятельная работа. Вышивание ручными стежками.
5. Практическое повторение.
III четверть
1. Подушка- игрушка « Львёнок».
Теоретические сведения. Назначение. Используемые материалы. Виды отделок, застёжек.
Умение. Расположение деталей на основе.
Практические работы. Подготовка ткани. Вырезание 2-х деталей внутренней подушки, 2-х деталей игрушки, дополнительных деталей. Смётывание и сшивание 2-х деталей подушки. Набивание подушки ватой. Расположение и примётывание глаз, носа, усов на игрушку. Пришивание деталей ручными стежками. Соединение 2-х частей игрушки ручными стежками, оставляя место для застёжки. Пришивание кнопок. Изготовление и пришивание гривы из ниток. В. т. о. отдельных деталей и готового изделия. Соединение игрушки и подушки.
2. Вышивка. Комплект салфеток.
Теоретические сведения. Назначение салфеток. Используемые материалы. Отделка салфеток. Обработка срезов салфетки.
Умение. Выбор рисунка и подбор ниток.
Практические работы. Разметка на ткани 11 большой салфетки и 4 маленьких. Перевод рисунков. Вышивание гладью (по выбору). Раскрой салфеток по намеченным линиям. Обработка краев салфеток. Подравнивание срезов для обработки швом в подгибку. Выдергивание нитей для мережки. Заметывание подгиба. Выполнение мережки «кисточка», одновременно закрепляя подгиб. На другой стороне кисточку расколоть иглой пополам. Получится мережка и раскрой. В.т.о вышивки, подгибов, мережки и готовых изделий.
3. Комплект кухни (грелка на чайник, прихватки, салфетки под чайник).
Теоретические сведения. Используемые ткани. Подбор ниток мулине. Детали комплекта.
Умение. Использование различных видов вышивки .
Практические работы. Разметка и раскрой деталей грелки на чайник. Вышивка, перенос рисунка на грелке тамбурными стежками. Сметывание деталей грелки. Соединение деталей петельными стежками. Разметка и раскрой прихваток (рукавичка и круглая). Перенос рисунка. Вышивка на прихватках. Сметывание деталей прихваток. Соединение деталей петельными стежками. Разметка круглой салфетки под чайник. Нанесение рисунков вышивки. Вышивка гладью (контурной). В.т.о отдельных деталей, вышивка и готовых изделий.
4.Самостоятельная работа. Пришивание аппликации.
5.Практическое повторение.
IV четверть
1. Вводное занятие. Трудовое законодательство.
2.Вышивка крестом (самостоятельный выбор рисунка, миниатюры)
Теоретические сведения. Чтение схем вышивки. Подбор ниток.
Умение. Определение начала работы. Расположение вышивки на канве.
Практические работы. Нахождение середины вышивки и канвы. Вышивание центральной части миниатюры. Вышивание правой и левой стороны миниатюры. Контурная вышивка. Выбор бордюра. Вышивание бордюра. В.т.о готовой вышивки.
3. Косметичка (чехол для телефона, ключница).
Теоретические сведения. Виды отделки (оригами из ткани, аппликация, вышивка). Разновидности застёжек.
Умение. Выполнение оригами из ткани. Вырезание деталей по размеру.
Практические работы. Подготовка ткани. Вырезание деталей косметички, отделки. Смётывание деталей. Соединение деталей. Выполнение застёжки. Сшивание заготовок для оригами. Выполнение оригами. Украшение косметички.
4. Самостоятельная работа. Вышивание крестом.
5. Экскурсия в ателье, на малое предприятие.
6. Практическое повторение.
Тематическое планирование по «Ремеслу». 10 класс (1год) 2012 -2013уч.год Учитель: Сергеева Л.Е | ||
I четверть | ||
1-5 | Вводное занятие. Инструменты и приспособления для ручных, швейных работ. | 5 |
6-17 | Работа с нитками. Поделка из ниток (Девочка, мальчик). | 12 |
18-28 | Ручные стежки | 11 |
29-42 | Футляр для инструментов и приспособлений. | 14 |
43-56 | Ремонт одежды. | 14 |
57-61 | Самостоятельная работа. Ремонт одежды. | 5 |
62-63 | Практическое повторение. | 2 |
Итого: за I четверть | 63 | |
II четверть | ||
64-77 | Вводное занятие. Работа с нитками. Игрушки из помпонов (Утёнок. Гномик.) | 14 |
78-91 | Работа с тканью. Платочек с вышивкой. | 14 |
92-105 | Мягкая игрушка «Флорик». | 14 |
106-110 | Самостоятельная работа. Вышивание ручными стежками. | 5 |
110-112 | Практическое повторение. | 2 |
Итого: за II четверть | 49 | |
III четверть | ||
113-133 | Вводное занятие. Подушка – игрушка «Львёнок». | 21 |
134-152 | Комплект салфеток с вышивкой. | 19 |
153-171 | Комплект для кухни с аппликацией. | 19 |
172-178 | Самостоятельная работа. Пришивание аппликации. | 7 |
179-180 | Практическое повторение. | 2 |
Итого: за III четверть | 67 |
IV четверть | ||
181-187 | Вводное занятие. Трудовое законодательство. | 7 |
188-208 | Вышивание крестом. | 21 |
209-228 | Косметичка (чехол для телефона, ключница). | 20 |
229-232 | Экскурсия в ателье. | 4 |
233-237 | Самостоятельная работа. Вышивание крестом. | 5 |
238-239 | Практическое повторение. | 2 |
Итого: за IV четверть | 59 | |
ВСЕГО за год: | 239 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочие программы по обучению детей со сложной структурой дефекта
программы : счет,рисование и лепка,живой мир,грамота 2-ой год обучения...
Рабочая программа по устной речи для детей со сложной структурой дефекта
Программа создана для детей с системным недоразвитие речи, вызванным умственной осталостью в выраженной степени....
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)
Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...
Рабочая программа по чтению 2 класс со сложной структурой дефекта.
Данная программа составлена для детей с умеренными нарушениями интеллекта со сложной структурой дефекта....
Рабочая программа по письму 2 класс со сложной структурой дефекта.
Данная программа составлена для учеников с умеренным нарушением интеллекта со сложной структурой дефекта....
Рабочая программа по математике 2 класс со сложной структурой дефекта.
Данная программа составлена для обучения детей со сложной структурой дефекта....
Рабочая программа по самообслуживанию 2 класс со сложной структурой дефекта.
Данная программа составлена для обучения детей со сложной структурой дефекта....