НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПО ПОВЫШЕНИЮ ИХ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
статья на тему
Статья раздела " Коррекционная педагогика", раскрывающая пути работы с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ по повышению их компетентности в условиях семейного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korobko_o.d._statya_variant2.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПО ПОВЫШЕНИЮ ИХ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Коробко О.Д., Уткина С.В.,
учителя начальных классов
Областного казенного общеобразовательного учреждения
«Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
e-mail: korobko-od@yandex.ru
Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна
без определенного специального образования родителей.
Вся работа учреждения должна быть направлена на то,
чтобы родители из пассивных наблюдателей стали
активными участниками воспитания и обучения своих детей.
А.Р. Маллер
Родители, у которых рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, попадают в трудную жизненную ситуацию. При этом у родителей может возникать или отрицание болезни или, напротив, преувеличение значимости болезни. Одни из родителей испытывают постоянное чувство вины по отношению к ребёнку, применяя попытки «искупить вину» в виде чрезмерного внимания, гиперопеке, другие же не в состоянии адекватно оценить сложившуюся ситуацию и принять своего ребенка таким, каков он есть, с его особенностями в развитии.
Задача семьи – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в детском коллективе и в перспективе к максимальной интеграции в обществе и полезной трудовой и профессиональной деятельности.
Л. С. Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального ребенка во многом определяются его положением в семье. Негативные факторы семейного воспитания способны вызвать задержку психического развития, нарушения поведения и личностного развития в целом. В связи с этим помощь семье со стороны специалистов, государства и общества является составной частью любой коррекционной программы. Эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, зависит от согласованных действий родителей и всех участников образовательного процесса. С первого знакомства с семьёй ребёнка-инвалида необходимо определить готовность родителей к сотрудничеству.
Однако в силу того, что семьи бывают разными по своим воспитательным возможностям, в педагогике употребляется понятие «воспитательный потенциал семьи», сущность которого раскрывается в содержании его основных компонентов: психологической коммуникабельности, нравственной направленности, педагогической культуры родителей. Если все эти три составляющие имеют место в семье и достаточно хорошо проявляются, то можно говорить о высоком воспитательном потенциале конкретной семьи.
Можно определить следующие уровни воспитательного потенциала семьи:
Высокий уровень: в семье полностью удовлетворяются социально-психологические потребности каждого её члена. Во внутрисемейных отношениях доминируют взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения, преобладает положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг. У родителей достаточно высокий уровень педагогической культуры, они владеют системой педагогических знаний, умеют применять их в практике семейного воспитания. В случае критических ситуаций способны обратиться за помощью к различным социальным институтам, в том числе к школе.
Средний уровень воспитательного потенциала: в семье родители стремятся удовлетворить социально-психологические потребности, свойственные ребенку, но сам ребенок не ощущает того, что он любим своими родителями всегда, и в случае сложных жизненных ситуаций получит поддержку и одобрение. Внутрисемейные отношения характеризуются взаимопониманием между родителями, в отношении ребенка часто применяется авторитарный стиль общения. Родители имеют достаточный уровень общей культуры, но не всегда способны трансформировать свой опыт и знания в практику семейного воспитания. В случае критической ситуации семья старается разрешить свои проблемы самостоятельно.
Низкий уровень: в семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности её членов, никто из состава семьи не считает, что он уважаем, ценим, любим и может рассчитывать на дружескую поддержку. В таких семьях ослаблена нравственная и трудовая атмосфера, присутствует постоянная конфликтность, нервозность в отношениях. Родителям свойственен низкий уровень общей и педагогической культуры.
Умение наладить доверительные отношения с родителями – путь успешного взаимодействия специалистов школы с семьей, от которого зависит успех образовательных отношений. Это совместная работа специалистов с семьей и ребенком, направленная на оказание грамотной помощи ребенку с проблемами в развитии, а также членам семьи, стимулирование родителей к активному участию в образовательной деятельности, овладению основными технологиями по воспитанию. Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут педагоги образовательных учреждений и медицинские работники.
Повышение родительской компетенции в условиях организации сопровождения семейного воспитания ведётся в нескольких направлениях:
1. Информационное направление. В ходе этой работы родители получают всю необходимую информацию об организации обучения и воспитания, жизни и быта детей в образовательном учреждении; о льготах и правах детей-инвалидов и их семей, предоставляемых государством и другими организациями, об обязанностях родителей.
2. Педагогическое направление. Родители узнают от учителя-дефектолога о правилах организации речевого режима дома, правилах организации домашних занятий, рекомендации по организации режима дня, приемы активизации, привлечения внимания, способы заполнения рабочих тетрадей и т.п.
3. Психологическое направление. Родителям предоставляется информация об особенностях психической деятельности детей, их поведения. Учитель и психолог знакомит родителей с приемами реагирования на поведенческие проблемы дома и в связи с обучением в школе, с перспективами развития ребенка.
4. Медицинское направление. Родители узнают о причинах и профилактики психоневрологических заболеваний, о недопустимости применения лекарственных препаратов без назначения врача.
5. Социально-правовое направление. В результате работы в этом направлении происходит ознакомление с юридическими обязанностями родителей перед ребенком, правовое сопровождение ребенка при трудоустройстве, решении жилищных и наследственных вопросов, помощь в осуществлении контактов с органами опеки, правоохранительными, муниципальными, юридическими органами, а также сбор информации и составление «социального паспорта» семьи.
Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, информирующие родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье:
-беседы (коллективные и индивидуальные);
-консультации (коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные);
-родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов», «Педагогической гостиной».
В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников и т.д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме того, во время таких встреч как «круглый стол» или «педагогическая гостиная» родители детей с ОВЗ имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.
Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей стимулируют родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
В результате комплексной работы с учителями-дефектологами, психологами, социальными работниками, медицинским персоналом постепенно формируется активная родительская позиция, укрепляется взаимодействие и сотрудничество школы и семьи, повышается родительская компетентность.
Литература
- Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь. Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь, 2008.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитиии. СПб., 2006.
- Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003.
- Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. М.: 1999
- Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта», СПб., 2005
- Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы. М.: Творческий Центр «Сфера», 2007.
- Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития . Пособие для педагогов-психологов. М.: Владос, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество педагогов и родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В последнее время все большую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только детей, страдающих той или иной патологией, но и семьи, в которой они воспитываются. Специалисты образ...
Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации у детей с детским церебральным параличом
Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания(умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками).Нарушения двигатель...
Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться безтактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.Именно с помощью тактил...
Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью
Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствуе...
Статья на тему: «Особенности работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»
Семьи особых детей отличаются от семей нормально развивающихся сверстников, не всегда выполняют свои функции, нуждаются в помощи специалистов в силу психологической травмированности родителей. Р...
Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Рекомендации для родителей, воспитывающих детей сограниченными возможностями здоровья:1.Научите ребёнка играть. Отведите ему специальный уголок, где на коврике расставьте игрушечную мебель, разложите ...
"Родительский клуб", как фактор повышения компетенций родителя, воспитывающего ребенка с ограниченными возможностями здоровья"
В статье рассматривается проблематика поиска путей повышения родительской компетентности в системе построения учебно-воспитательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Фактор...