Развитие познаватльных процессов у учащихся с особыми образовательными потребностями
материал на тему
Доклад по теме самообразования и презентация по развитию познавательных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_razvitiya_poznavatelnyh_protsessov.pptx | 755.07 КБ |
doklad_samoobrazovanie.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети с особыми образовательными потребностями(ООП): Задержка психического развития. Умственная отсталость.
Задержка психического развития: Выражается в малой целенаправленности умственной деятельности, бедности запаса представлений, недостаточности внимания. Нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу игровых интересов . Классификация по К.С.Лебединской . ЗПР конституционного происхождения , часть таких детей в течение начальной школы могут догнать своих сверстников и в дальнейшем обучаться со всеми. ЗПР соматогенного происхождения ЗПР психогенного происхождения ЗПР церебрально – органического происхождения
Проявление особенностей детей с ЗПР: Низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость Ребенок уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы Не осознает себя учеником и не понимает мотивов учебной деятельности Информацию, идущую от учителя воспринимает замедленно. Так же её перерабатывает Недоступность программы массовой школы
Умственная отсталость: Стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга . Олигофрения Деменция г оворят , когда заболевание, приведшее к ней, началось в возрасте старше 2-3 лет. В детском возрасте Д. может возникнуть в результате органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, вследствие воспалительных заболеваний мозга ( менингоэнцефалитов ), а также вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов). Д. носит прогредиентный характер, т.е. наблюдается медленное прогрессирование болезненного процесса. СТЕПЕНИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ: -Дебильность ( легк.ф . У.о .) («смотрящий сквозь мутное окно»)- умственная отсталость в такой степени, когда ребенок может обучаться по специальным коррекционным образовательным программам во вспомогательной школе, овладевать несложными рабочими профессиями. - Имбицильность (« имбиз » - не может существовать без помощи) умственная отсталость в такой степени, когда ребенок может овладевать речью и усваивать несложные навыки самообслуживания и обслуживающего труда. У детей с И. наблюдаются глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально- волевой сферы. Определенная часть детей с И. может овладеть простейшими навыками чтения, письма, счета. После специального обучения они могут работать в специально организованных мастерских. - Идиотия ( ТУО) (« идиос » - существует сам по себе) самая глубокая степень умственной отсталости. Детям, страдающим И., недоступно осмысление окружающего мира, речь развивается крайне медленно или не развивается вообще. Для таких детей характерно нарушение моторики, координации движений, ориентировки в пространстве. Часто тяжесть нарушений такова, что дети ведут лежачий образ жизни. У детей, страдающих И., крайне трудно формируются элементарные навыки самообслуживания.
Структура урока СКО (рекомендуемая) I. Организационный момент. II . Разминка для ума (коррекционные упражнения, направленные на работоспособность и внимание) III . Проверка домашнего задания . IV. Повторение изученного (актуализация знаний) - Устный счет. - Физ. пауза (офтальмологическая пауза) V . Сообщение новых знаний. VI . Закрепление, систематизация, применение. - Физ. пауза.(подвижные упражнения) V II . Инструктаж по домашнему заданию. VIII . Подведение итогов урока.
Приемы развития познавательных процессов: Память: 1.Зрительная память. -«Запомни слова» ( цифры,буквы , фигуры, картинки), затем ребенок должен их написать, нарисовать и т.п. -Чего не стало? Что изменилось? - Математические раскраски (+,-, :,*). 2.Слуховая память. «Повтори слова» «Пересказ»
Пространственно- временное восприятие: -Лево-право , верх-них, центр-середина ( физминутка -топни левой ногой, помаши правой рукой; повторяй за мной, зекрало ) -Расположи предметы, фигуры, цифры и т.п. на листе по заданию. -Графический диктант. -Времена года, дни недели (порядок, за,после ,перед, последний,первый )
Внимание: «Найди отличие»-по картинке. «Шифровальщик»- закрась все гласные буквы красным цветом: П А Р НЕГШЛДАОРИТТЬБЮ. Найди и справь ошибку: Кот идет под дорожкой. Катя вышла из двери. Собака вылезла в конуры. Таня сидит под стулом. Найди спрятавшиеся слова: дро комната пр машина зло иак слон бпюпшра воробей рп
Мышление: 1.Наглядно-образное мышление: Анаграммы: Образуй слова, переставив буквы: ШКАЛА, СОСНА, БАНКА ( ШАКАл , НАСОС, КАБАН), 2. «Шифровальщик» Шифр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 А Б В К М Н О Л Д Т 2780-- БОЛТ 4756101—КОМНАТА 3.Сюжетная картинка(смысл). 4. Какая картинка лишняя, образуй группы. 5.Найди и подчеркни 3 числа, сумма (-:*) которых равна числу, данному отдельно 8 11 7 10 3 4 =25 2.Словесно-логическое мышление -Исключи лишнее-Иванов, Петров, Васильев, Николай Дерево, ветка, кора, лист, сук. -Смысл произведения. -Сходство и различие на слух. Сравни Причина-следствие
В помощь учителю: О. А. Холодова - «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Данные пособия ориентированы на детей младшего школьного возраста и помогают им освоить программу 1-4 классов общеобразовательной школы . - 3.Мищенкова Л.В. «Курс РПС для массовой школы 5-8кл» 36 занятий будущих отличников. Психодиагностические таблицы. Сайт www.logozavr.ru игры на развитие памяти, мышления. Uchmag.ru покупка специализированной литературы в разделе «Коррекционная педагогика»
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Пионерский»
Доклад
по теме самообразования:
«Развитие познавательных способностей у учащихся с особыми общеобразовательными потребностями».
Подготовила: Красноперова Д.К.
учитель-дефектолог
2015г.
В связи с переходом на новые Стандарты и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерпевает изменения и содержательная часть профессиональной деятельности специалиста образовательного учреждения, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья – учителя-дефектолога.
Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагается создание специальных условий в образовательном учреждении для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка.
Деятельность учителя-дефектолога в общеобразовательной школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют пролонгированного наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах (включая ситуации, когда ребенок получал продолжительную специализированную помощь в раннем возрасте и дошкольном периоде).
Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ. К категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в настоящее время относят детей, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.
Цель деятельности специалиста заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении, в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы. Коррекционно-педагогическая работа дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка.
занятий. Учитель-дефектолог не только проводит коррекционные занятия, но и осуществляет целостное коррекционно-педагогическое (дефектологическое) сопровождение в форме наблюдения обучения и воспитания каждого нуждающегося школьника, которое включает динамическое наблюдение за развитием ребенка и усвоением знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, консультативную работу с родителями, педагогами. Коррекционно-педагогическое сопровождение также необходимо и тем учащимся специальных (коррекционных) классов, которые не нуждается в систематических занятиях дефектолога.
Основная деятельность специалиста в общеобразовательной школе направлена на детей с задержкой психического развития (ЗПР), которые продолжают испытывать трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками и в специальных условиях обучения, в том числе и в коррекционных классах. Как правило, это дети с ЗПР церебрально-органического генеза (по классификации К.С. Лебединской), которая обусловлена перенесенным органическим поражением центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза, негативно влияющим на общее развитие ребенка, его интеллектуальную деятельность и характеризуется ограниченными возможностями компенсации нарушения.
Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка с задержкой психического развития в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.
Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависит от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется с учетом работы с ним других специалистов. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражается в типовом классном журнале.
К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:
сенсорное и сенсомоторное развитие;
формирование пространственно-временных отношений;
умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
формирование универсальных учебных действий, нормализация ведущей деятельности возраста;
формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
готовность к восприятию учебного материала;
формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Исходя из особенностей ребенка, выделяется приоритетное направление работы с ним дефектолога (одно или несколько), которое служит основой для построения коррекционной программы.
Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с ЗПР, предоставление учащимся дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс. Важным результатом занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в учебную работу ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ специалиста с программным учебным материалом.
Основное время в коррекционной работе учителя-дефектолога отводится на занятия с детьми младшего школьного возраста. Однако занятия могут проводиться и с учащимися 5–9 классов – с теми школьниками, которые уже посещали занятия дефектолога, но в связи со стойкостью нарушения (выраженная форма ЗПР церебрально-органического генеза) нуждаются в продолжении коррекционной работы. Предпочтение в коррекционной работе отдается формированию приемов умственной деятельности и способов учебной работы учащихся на материале разных учебных дисциплин. Речь идет о формировании «широких» приемов, которые используются на уроке вне зависимости от области знаний и носят межпредметный характер. К ним относятся такие приемы, как рассмотрение объекта с разных точек зрения, логическая обработка текста, выделение основного смысла контекста, сжатый пересказ и др.
Дети с особыми образовательными потребностями:
-Дети с ЗПР.
Выражается в малой целенаправленности умственной деятельности, бедности запаса представлений, недостаточности внимания. Нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу игровых интересов.
Классификация по К.С.Лебединской.
=ЗПР конституционного происхождения ,часть таких детей в течение начальной школы могут догнать своих сверстников и в дальнейшем обучаться со всеми.
=ЗПР соматогенного происхождения
=ЗПР психогенного происхождения
= ЗПР церебрально – органического происхождения
-Дети с УО- стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга.
Степени УО:
1. Дебильность
2. Имбицильность.
3. Идиотия
Виды познавательных процессов:
Внимание- это особое состояние активности человека в виде направленной сосредоточенности на каком-то объекте. Внимание является регулирующей подсистемой личности, одной из важных предпосылок всех видов сознательной деятельности, в первую очередь познавательной.
Выделяют непроизвольное (нецеленаправленное) и произвольное (намеренное, целенаправленное) внимание.
Основные характеристики внимания:
Объем внимания – это информационная емкость, т.е. количество одновременно отчетливо осознаваемых при восприятии объектов.
Концентрация и устойчивость внимания – это способность не отклоняться от цели, от направленности психической активности и удерживать сосредоточенность на объекте внимания. Концентрация внимания – важная энергетическая база умственной работоспособности школьника.
Переключение внимания- способность перемещать его с одного объекта на другой, оно лежит в основе перехода от одного вида деятельности к другому.
Противоположное вниманию состояние – рассеянность, которая характеризуется неустойчивостью, отвлекаемостью, несосредоточенностью внимания
Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Отставание мыслительной деятельности у детей с ЗПР проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:
- в дефиците мотивационного компонента, проявляющемся в крайне низкой познавательной активности, избегании интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;
- нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия, искать рациональный способ решения;
- длительной несформированности операционного компонента, т.е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;
Неравномерно развиваются у детей с ЗПР и виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении (оперирующем понятиями, знаками, логическими конструкциями), менее – в наглядно-образном (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное мышление ( связанное с реальным, физическим преобразованием предмета).
Память- психический процесс, обеспечивающий организацию, хранение и повторное использование прошлого опыта. Поскольку память – информационный процесс, постольку её недостатки заметно тормозят, снижают продуктивность познавательной деятельности.
Особенности памяти детей с ЗПР:
-слабость мыслительной деятельности (недостаточная мыслительная переработка информации, т.е. смысловое запоминание);
-механическое заучивание материала;
-плохо воспроизводят словесный материал;
-значительно лучше запоминают наглядно-образную информацию;
Речь – ведущая форма общения и мышления, опосредованная языком. При помощи внутренней речи человек регулирует и контролирует собственную деятельность. Речь- форма существования мысли, поэтому речь тесно связана с мышлением.
Готовность к школьному обучению включает в себя определенный уровень речевого развития:
- правильное звукопроизношение;
- способность опознавать и дифференцировать акустические признаки звуков;
- достаточный для полноценного общения с окружающими уровень сформированности словаря и грамматического строя речи;
- умение логично, связно строить высказывания;
- речевая активность.
В презентации представлены некоторые приемы по развитию познавательных процессов.
- Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль факультативных занятий в развитии творческих способностей у учащихся с особыми образовательными потребностями"
В докладе описывается опыт работы факультатива "Природа и фантазия"...
Обобщение опыта работы по теме : «Разностороннее развитие личностей учащихся с особыми образовательными потребностями на основе индивидуального и дифференцированного подходов с целью успешной социализации в дальнейшей жизни»
Применение индивидуального и дифференцированного подходов на уроках СБО в коррекционой школе VIII вида...
Первые шаги по интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями в общество с применением математических познаний
Материал о работе педагога по формированию ответственного отношения к трудовой деятельности, оценке учениками качества проделанной ими работы с помощью математических методов, совместной деятельности ...
Выступление на региональном семинаре "Особенности социализации учащихся с особыми образовательными потребностями"
Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, посте...
Опыт педагогической работы по теме: «Формирование социально-трудовых компетенций учащихся с особыми образовательными потребностями».
Цель: формирование навыка самостоятельной трудовой деятельности и положительного отношения к труду; накопление положительного социального опыта....
Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры
Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...
Использование комплекса "РАЗВИТИЕ" педагогом-психологом с детьми с особыми образовательными потребностями в ДОУ
В буклете представлен опыт практической деятельности логопеда-дефектолога и педагога-психолога на фестивале-конкурсе методических идей. Целью работы специалиста корр...