Опыт педагогической работы по теме: «Формирование социально-трудовых компетенций учащихся с особыми образовательными потребностями».
статья по технологии на тему

Номоконова Лидия Михайловна

Цель: формирование навыка самостоятельной трудовой деятельности и положительного отношения к труду; накопление положительного социального опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья53.48 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт педагогической работы по теме: 

«Формирование социально-трудовых компетенций учащихся с особыми образовательными потребностями».

Автор: Номоконова Лидия Михайловна

Место работы: ГКГОУ   ШИ 14

Педагогический стаж  работы: 29 лет

Присвоена: Первая квалификационная категория.

Цель: формирование навыка самостоятельной трудовой деятельности и положительного отношения к труду; накопление положительного социального опыта.

Введение

В последние годы, в Российской Федерации, на фоне социально-экономических преобразований продолжается развитие процессов гуманизации и модернизации современного образования, в основе которых находятся вопросы социализации, адаптации и интеграции ребёнка с умственной отсталостью, его социальной защиты, помощи семье в воспитании.

 Ратификация Россией ряда международных документов (Декларация ООН «О правах умственно отсталых» (1971), Всемирная декларация «О правах инвалидов» (1975), Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989), Закон РФ «О социальной защите инвалидов» (1996), требования родителей и изменившееся отношение общества к детям-инвалидам - всё это позволило расширить систему помощи умственно отсталым детям в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом педагогические коллективы специальных (коррекционных) школ VIII вида занимаются формированием жизненно важных компетенций, которые помогут умственно отсталому ребёнку более успешно интегрироваться в окружающую среду.

Ведущая педагогическая идея опыта

Создание системы по формированию социально-трудовых компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках профессионально-трудового обучения, формирование у обучающихся умений обслужить себя,  продуктивно общаться, применять полученные знания в различных жизненных ситуациях, сформировать мотивы, интересы и умения к хозяйственно-бытовой деятельности, адекватную самооценку и оценку своих профессиональных притязаний.

Длительность работы над опытом. Работа над опытом длилась в течение 3 лет.

1 этап –  Теоретический. Была определена область исследования. Проанализировано состояние проблемы исследования в научной и методической литературе, определена цель, задачи деятельности, сформирована ведущая педагогическая идея.

2 этап – Диагностический.

 На втором этапе  проводилась диагностика. На основе результатов, полученных в процессе проведения данной диагностики были внесены изменения в календарно - тематическое планирование, разработана технологическая модель реализации педагогических условий по формированию социально-трудовых компетенций учащихся с особыми образовательными потребностями.

3 этап – Контрольный. На третьем этапе сформулированы основные выводы, отработаны и систематизированы результаты, подведены итоги. Диапазон опыта охватывает систему урочной деятельности учащихся по профессионально-трудовому обучению, профиль швейное дело  в 5-9  классах  направленную на формирование социально-трудовых компетенций детей с ОВЗ.

Теоретическая база опыта: передовой отечественный опыт отражен в трудах К.Д.Ушинского, Л.С. Выготского, В.А.Сухомлинского.

Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 с поправками от 21.07.2014 11-ФКЗ;

Конвенция о правах ребенка;

Федеральный закон «Об образовании» №273 ФЗ от 29.12.2012.

Актуальность опыта.

Трудовое обучение занимает центральное место в обучении, в процессе которого решается главная задача, поставленная перед специальной (коррекционной) школой – подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду.

Социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом- нарушением познавательной деятельности. В отличие от детей в норме, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Личность умственно- отсталого ребенка формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания. Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Они часто меняют место работы, не всегда объективно – обоснованно не удовлетворены заработком; испытывают значительные трудности в установлении контакта с членами коллектива, не участвуют в общественной жизни предприятия. У них возникают проблемы в распределении бюджета, рационально вести домашнее хозяйство. Наблюдаются иждивенческие настроения. Руководители предприятий и учреждений, на которых работают дети с ОВЗ, предъявляют к ним серьёзные претензии. Утверждают, что воспитанники коррекционной школы не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду. А также:

- не умеют продуктивно общаться с людьми;

- не достаточно самостоятельны в выполнении работы;

- требуют постоянного контроля;

- низкий уровень знаний об окружающей среде;

- не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоционально- поведенческих особенностей;

- им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков;

- неспособность учащихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;

- не сформированность мотивов и интересов к хозяйственно- бытовой деятельности;

- завышенная самооценка и уровень притязаний.

Согласно ФГОС реализуется компетентностный подход к образованию обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Компетентность – эта мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.

Компетентность в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья приобретается и формируется в процессе жизнедеятельности, и представляет собой личностную характеристику, имеющую два аспекта: объективный и субъективный. Объективный аспект – это знания, которые служат фундаментом, основой компетентности, и умения, с помощью которых знания реализуются в деятельности (в нашем случае в трудовой деятельности). Субъективный аспект – характеризуется положительной мотивацией к данной (т.е. трудовой) деятельности, ценностно-смысловыми представлениями о ее содержании и результате, что позволяет принимать решения и действовать не только в типичных, но и проблемных ситуациях.

Компетентность включает ряд компонентов, таких как когнитивный, мотивационный, поведенческий и рефлексивно-оценочный.

Европейский вариант ключевых компетенций включает умение:

  • изучать;
  • искать;
  • думать;
  • сотрудничать;
  • приниматься за дело;
  • адаптироваться.

Отечественные педагоги и психологи предлагают формировать у учащихся следующие компетенции:

  • ценостно-смысловые;
  • учебно-познавательные
  • информационные;
  • коммуникативные;
  • социально-трудовые.

Социальная-трудовая компетенция – это  способности и умения, обеспечивающие человеку эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами и средствами социального взаимодействия, ориентироваться на рынке труда. Мы живём в мире инновационных технологий, и моя задача – сделать так, чтобы учащиеся, выйдя из стен школы, смогли применить знания, которые получили в школе, на практике, в настоящей жизни.

Социально-трудовую компетенцию учащихся можно представить в виде схемы:

  1. умение планировать свою деятельность.
  2. умение самостоятельно (под руководством учителя) выполнять работу для достижения определенного результата.
  3. умение соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы.
  4. умение владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
  5. владение различными способами контроля и оценки деятельности.

Относительно предмета "Профессионально-трудовое обучение" (швейное дело) - это создание определенного изделия, при изготовлении которого ученица самостоятельно (под руководством учителя) применяет знания, умения, навыки.

Технология опыта

При планировании предстоящей работы был изучен теоретический материал по теме.

 Были определены  ожидаемые результаты работы по формированию социально-трудовых компетенций обучащихся:

  1. Готовность обучающихся к самообслуживанию, самообеспечению.
  2. Формирование уровней притязаний обучающихся на адекватные профессии.
  3. Воспитанность, сформированные коммуникативные навыки, расширение кругозора обучающихся.
  4. Формирование элементарной экономической грамотности обучающихся.

А также показатели и критерии оценки успешности педагогических условий по формированию социально – трудовых компетенций учащихся с особыми образовательными потребностями.

  1. Развитие общетрудовых умений.
  2. Развитие речи.
  3. Сформированность мотивационной сферы.
  4. Обученность дополнительным видам индивидуальной трудовой деятельности.
  5. Интеграция учащихся в социум.
  6. Воспитанность.

Следующим этапом  работы является диагностическое обследование. Все данные были занесены  в карту уровня развития по швейному делу. К работе по обследованию привлекались родители и родственники детей и воспитатели.

   ФИ учащейся

5-й класс,

учитель:

6-й класс,

учитель:

7-й класс,

учитель:

8-й класс,

учитель:

9-й класс,

учитель:

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

Моторика

  1. достаточная в пределах физического развития
  2. удовлетворительная
  3. слабая

Включение в работу

  1. быстрое
  2. с «раскачиванием»

3)   с принуждением

Понимание трудового задания

  1. словесно воспроизводит правильно и достаточно полно
  2. воспроизводит по наводящим вопросам
  3. устно воспроизвести не может

Желание работать

  1. относительно высокое в пред. физич. развития
  2. эпизодически работает с охотой
  3. быстрая утомляемость

Оценка своей работы

  1. на высоком уровне
  2. удовлетворительная
  3. на низком уровне

Выполнение задания

  1. формируется успешно
  2. ошибки в деталях
  3. с большими отклонениями от эталона

Умение объяснить задание

  1. успешно в пределах программы
  2. может допустить ошибки
  3. не способна

Умение использовать знания в жизненных ситуациях (перенесение)

  1. достаточный
  2. удовлетворительный
  3. низкий

Самопроверка

  1. ошибки находит самостоятельно
  2. привычка к самопроверке недостаточна
  3. отсутствует

Умение рассказать о своей работе

  1. успешно
  2. с пробелами
  3. не могут рассказать

Обследование выявило следующее:

- Среди обучающихся 6 класса 60% на достаточном уровне владеют швейными инструментами; 30% могут планировать предстоящую работу, рассказать о ней и в условиях быта использовать полученные знания и умения; 30% выполняют задания самостоятельно, 30% требуют различных видов помощи, 40% выполняют задания под непосредственным руководством учителя.

- Среди обучающихся 7 класса наблюдается незначительное увеличение показателей.

- Среди обучающихся 8 класса скоординированность движения рук и ног наблюдается у 95% обучающихся; 70% планируют предстоящую работу и могут работать по инструкционным и технологическим картам; 62% выполняют задания самостоятельно, могут рассказать о своей работе и выполнить самооценку; 75% в бытовых условиях могут привести одежду в порядок (мелкий ремонт, чистка, утюжка), помочь взрослым в заботе о младших детях, убрать помещение, помыть посуду; 80% обучающихся реализуют социальные проекты (забота о пожилых людях, поздравления с праздниками, обустройство и уборка жилых помещений пожилых людей); 90% с удовольствием принимают участие в подготовке и проведении школьных праздников и внешкольных мероприятий.

- Среди обучающихся 9 класса 87% обучающихся планируют предстоящую работу и могут работать по инструкционным и технологическим картам или с опорой на наглядность; 92% в бытовых условиях могут привести одежду в порядок (мелкий ремонт, чистка, утюжка), помочь взрослым в заботе о младших детях, убрать помещение, помыть посуду; 95% обучающихся реализуют социальные проекты (забота о пожилых людях, поздравления с праздниками, обустройство и уборка жилых помещений пожилых людей); 100% с удовольствием принимают участие в подготовке и проведении школьных праздников и внешкольных мероприятий.

Обследование выявило: затруднения в планировании предстоящей работы, самооценке, умении рассказать о своей работе и ее результатах. Наблюдается завышенный уровень притязаний в профессиональной сфере и областях дальнейшего обучения и получения профессиональной подготовки. Большинство обучающихся в бытовых условиях могут выполнить работы по самообслуживанию и охотно участвуют в подготовке и проведении предложенных мероприятий, ориентируются в городе и понимают объяснения, где находится нужный объект. В результате опроса обучающихся  было выявлено, что: на начало учебного года только 56 % подростков 8-9 классов выбрали место будущей учебы и  профессию. В конце учебного года это количество увеличилось на 21%, и составило 77%.

При опросе учеников среднего и старшего звена было выявлено, что детям больше всего запомнились праздники, предметные недели, уроки трудового обучения, экскурсии в пекарню, пожарную часть, в Комсомольск, училище.

На основании диагностики и наблюдений была разработана технологическая модель реализации педагогических условий по формированию социально-трудовых компетенций учащихся с особыми образовательными потребностями.

     

        

Все блоки данной модели тесно взаимосвязаны.

Разберем данную модель более подробно.

При планировании уроков, учитывается значимость формируемых компетенций, стремлюсь к тому, чтобы каждый ученик понял, с чем он познакомится сегодня на уроке и где сможет применить полученные знания. На уроках швейного дела учащиеся приобретают навыки, необходимые им в быту. Часто рассказываю детям, как правильно подобрать одежду на себя, как определить размер одежды, как заказать одежду в ателье и подобрать ткань и аксессуары. Учащиеся получают навыки по пошиву различных видов одежды: юбок, халатов, блуз, постельного белья, фартуков, первоначальные навыки работы на бытовой швейной машине, приобретают первичные навыки в раскрое изделий, технологии пошива, моделировании, знакомятся с различными фасонами одежды, ее производстве, особенностях влажно-тепловой обработки ткани. Этому способствует просмотр учебных фильмов, виртуальные и очные экскурсии на производство, посещение предприятий бытового обслуживания населения, встречи с людьми рабочих профессий. Знания, полученные при изучении  тем, используются учащимися в жизни.

Чтобы учащиеся выполнили работу, мне как учителю необходимо:

  1. Дать определенную сумму знаний.
  2. Идти от простого к сложному.
  3. Создать атмосферу увлеченности.
  4. Провести отбор изделий и дать возможность выбора.
  5. Стремиться к созданию ситуационного успеха.
  6. Много и терпеливо вырабатывать аккуратность, учить видеть красоту.
  7. Готовить не ремесленника, а современного работника, знающего свое дело.
  8. Проводить определенную профориентационную работу. Знакомить с профессиями.

На занятиях в 5 классе работу начинаем со стежков, знакомимся с правилами раскроя, способами перевода линий и т.д. Учимся работать с инструкционно-технологическими картами. Здесь идет формирование технологической компетентности, которая лежит в основе изготовления любого изделия – это способность человека действовать по алгоритму, инструкции, инструкционно-технологической карте.

Затем раскраиваем основу фартука, моделируем. И я стараюсь подвести детей к тому, что по одной основе можно сшить много разных красивых фартуков. После того, как мы их сошьем, то сможем в них готовить, т.е. девочки знают для чего нужен этот фартук. В основе этого этапа работы лежит формирование рефлексивной компетентности – это способность человека действовать в соответствии с позициями:

  • что я делаю?
  • для чего я это делаю?
  • как я буду это делать?
  • что я получу в результате?

Материальные затраты – это основные вопросы, на которые нужно ответить при написании дизайн – спецификации проекта.

 Работая над творческим проектом  мы проводим экономические расчеты:

  • Какое количество ткани необходимо.
  • Цена ткани.
  • Стоимость отделки.
  • Стоимость ниток.
  • Стоимость работы.

Таким образом, мы сравниваем, сколько стоит пижама в магазине, и во сколько обойдется она нам, и делаем вывод: выгодно или нет шить своими руками. Это служит формированию социальной компетентности – это способность использовать ресурсы социума для решения проблем, т.е. ребенок сам видит выгоду для себя и своей семьи. Ставлю вопрос, а можно ли реализовать эту пижаму и где?

В старших классах изучаем более сложные изделия - халат (блузку), которые моделируется и выкраивается по замыслу ученицы. Идет формирование проектной компетентности - это способность к продуктивному решению проблем. Перед детьми ставится проблема: как изменить основу выкройки, чтобы мое изделие было не похоже на изделие подруги. Изучив основы раскроя, моделирования девочки начинают решать проблемы изготовления.

Объяснение нового материала строится так, чтобы каждый ученик понял, как действовать, получая удовлетворение от трудового процесса, чтобы в конце урока каждый мог оценить результат труда, его практическую значимость.

На уроках формируются элементарные навыки культуры труда: рациональная организация индивидуальной и коллективной работы, предварительного планирования работы, умения отобрать необходимые материалы для выполнения задания, бережного отношения к ним, стремления сделать работу аккуратно и своевременно. Часто  создаются жизненные и проблемные ситуации, организуются сюжетно-ролевые игры. Используется элементы проектного метода, коммуникативные технологии, адаптивный метод, проводятся нетрадиционные уроки.

Одной из важных задач, стоящих перед учителем является развитие самостоятельности. С целью формирования самостоятельной трудовой деятельности происходит  взаимодействие учителя с учениками  в следующей последовательности:

  • оценка образовательной ситуации (урока, экскурсии, внеучебной трудовой деятельности);
  • определение компонента трудовой деятельности, который будет акцентироваться в процессе педагогического взаимодействия (рациональная двигательная активность, соблюдение норм безопасности жизнедеятельности, соблюдение норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности, профориентация);
  • выбор технологии швейного производства;
  • реализация технологии, связанной с наличием собственной мотивации к труду и опытом трудовой деятельности

Самообслуживающая, обслуживающая и трудовая деятельность детей строится с учетом социальной значимости ее результата, который зависит как от количества затраченных детьми усилий, так и от наличия у них определённых умений и навыков.

По мере формирования трудовых навыков и умений осуществляется переход от показа к подробным словесным объяснениям, и затем работе с опорой на инструкционные и технологические карты, что способствует закреплению навыков, выработке автоматизма движений, обеспечивает возможность действовать самостоятельно. По мере выполнения работы совместно с детьми оцениваем ее результаты, исправляем ошибки. Этому способствуют большое количество наглядности, метод «оцени друга», рефлексия. При выполнении трудовых заданий от учащихся требуются: слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех.

Привлечение обучающихся к занятиям различными видами трудовой деятельности, включение в процесс обучения практических заданий, упражнений, имеющих как личностный, так и общественный смысл для каждого ученика, позволяет наблюдать у  учащихся установление доступных социальных связей на уровне коллектива класса и школы, развитие социальных навыков взаимодействия с окружающими и как следствие этого успешную социализацию в будущем.

Наиболее оптимальными, для реализации активности учащихся на уроке, являются групповые формы работы. Именно работа в группах, взаимодействие с другими учащимися, является первым опытом социализации. Применяется: работа в группах, работа в парах, в последующем –  работа   бригадным методом. Часто провожу уроки - деловые игры: «Швейная фабрика», «Ателье», «Устройство на работу», соревнования как командные, так и индивидуальные, и в парах. Обучающиеся проводят проверку знаний друг друга, оценивают результат работы, исправляют ошибки, помогают и хвалят друг друга. Такие методы работы находят живой отклик у детей, они чувствуют собственную значимость и учатся общаться по производственным вопросам.

             Для развития познавательных способностей учащихся, обогащения их социального опыта проводятся экскурсии на предприятия, в магазины тканей, в ателье.  

              Экскурсии создают своего рода зону ближайшего интеллектуального и эмоционального развития, так как поток новой информации позволяет обогащать понятийный и речевой запас учащихся.

          На каждом уроке  создаю условия для обучения, которые позволяют обучающимся не навредить своему здоровью. Формирую у  обучающихся основы ЗОЖ. Это и знание правил техники безопасности, и санитарно-гигиенические требования к условиям производства, и требования безопасности в быту.

   Учитель должен помочь ребенку поверить в свои силы, полюбить труд. Этому способствуют Праздники труда, Предметные недели, выставки работ учащихся, конкурсы, ярмарки работ обучающихся, посещение родителями уроков, проведение уроков совместно с родителями, проектная деятельность.

        Являясь неотъемлемой составной частью процесса обучения, предметные недели трудового обучения проводятся у нас ежегодно. Они   помогают активизировать повторение ранее изученного материала, творческую активность обучающихся, закрепить приобретенные знания, умения и навыки, сделать изучение предмета более интересным и привлекательным, способствуют социализации и профессиональному самоопределению, расширяют кругозор.

При подготовке мероприятий и разработке творческих заданий учитываются возрастные особенности детей, используются разнообразные формы работы с обучающимися: внеклассные мероприятия, выставки, викторины, КВН, игры, конкурсы, экскурсии.

Традиционные мероприятия   по социализации обучающихся

мероприятия

уровень

классы

сроки

1

Проведение профильных недель в рамках Месячника трудового обучения

школьный

 5-9

апрель

2

Праздник труда

школьный

 5-9

апрель

3

Выставки работ обучающихся в мастерских

школьный

5-9

апрель

4

Выставки работ обучающихся в Краеведческом музее

муниципальны

5-9

июнь

5

Выставки работ обучающихся в кабинетах и рекриации

школьный

5-9

В течении учебного года

6

Ярмарки в ЦДТ «Темп»

муниципальны

5-9

март

7

Экскурсии на промышленные  предприятия и предприятия бытового обслуживания населения

школьный

5-9

В течении учебного года

8

Экскурсии в профессиональные учебные заведения

муниципальный

5-9

В течении учебного года

9

Виртуальные экскурсии

школьный

5-9

В течении учебного года

10

Встречи с людьми рабочих профессий и почетными гражданами

школьный

 5-9

В течении учебного года

11

Участие в профессиональных конкурсах:  «Абилимпикс»

краевой

5-9

Сроки устанавливает Мин. Образ. Хаб. края

12

Участие конкурсах ДПИ: «Приамурские узоры», «Мы – это ты страна»,

краевой

5-9

В течении учебного года

13

Участие конкурсах ДПИ: «Помоги зимующим птицам», «Ёлка фантазёрка»

муниципальных

 5-9

В течении учебного года

14

Социальный проект «Копилка добрых дел»

школьный

5-9

В течении учебного года

15

Социальные акции: «День пожилого человека», «Поздравляем с Новым годом», «Поздравляем с 8 марта», «День Победы»

школьный

 5-9

В течении учебного года

    С целью профессионального самоопределения  организуются встречи для учащихся школы с  людьми различных профессий, работающих в школе, а также с работающими родителями, с представителями профессиональных училищ города. Во время экскурсий в профессиональные училища учащиеся могут  оценить возможности обучения в данном учреждении, получить исчерпывающую информацию о выбранной профессии. Такие мероприятия не только знакомят детей с рабочими профессиями, но и помогают воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к результатам труда других людей, в целом вызывают интерес к трудовой деятельности взрослых.

На своих уроках я активно применяю проектный метод. Реализуем и защищаем с детьми творческие, социальные, учебные проекты.

Проект - это итоговая творческая самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

Цель проектов: способствовать самостоятельному (под руководством учителя) формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности.

Проектные методы обучения ориентируют учащихся на решение реальных жизненных проблем и нацеливают на усвоение системы жизненно важной деятельности, т.е. формируют условия для последующей социализации учащихся. Занимаясь проектной деятельностью ребенок учится самостоятельно планировать рабочий процесс, подбирать изделие, инструменты, материалы, технологию реализации, отслеживает ход выполнения работы на каждом этапе. За последние три года были реализованы учебные проекты: «Развивающие пособия для детей начального звена», «Развивающие книжки для первоклассников к 80-летию Хабаровского края», «Объемная вышивка», «Фартуки для работников столовой», «Оформление детского уголка»; социальные проекты: «Копилка добрых дел», «Дари добро»; исследовательский проект «В мире современных тканей».

Таким образом, уроки профессионально-трудового обучения (швейное дело) решают задачи социализации, способствуют совершенствованию личности, профессиональному самоопределению, начинается формирование социально-трудовой компетенции.

Результативность опыта отслеживалась в течение трех лет посредством мониторинга. Его результаты свидетельствует о положительной динамике в формировании социально-трудовых компетенций обучающихся. Активная деятельность  учащихся  на уроках  способствует воспитанию творческой инициативы  их самостоятельности. 95% обучающихся принимают участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня.  

Для того, чтобы ученик хотел общаться и создавать объективно и субъективно значимые изделия я руководствуюсь следующими правилами:

  1. Независимо от успеваемости ученика предлагаю участвовать в творческих конкурсах.
  2. Всегда предлагаю ученику свою помощь, даю совет.
  3. Хвалю ученика даже за малые достижения, и сравниваю его с самим собой.

Литература

  1. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. М.: 1999.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 2006.
  3. Ямбург Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель. М,: 1996.

  1. Лубовский В.Г. Проблема интеграции лиц с глубокими и множественными дефектами в общем и специальном образовании. //Дефектология. - 1982 , №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые шаги по интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями в общество с применением математических познаний

Материал о работе педагога по формированию ответственного отношения к трудовой деятельности, оценке учениками качества проделанной ими работы с помощью математических методов, совместной деятельности ...

Развитие познаватльных процессов у учащихся с особыми образовательными потребностями

Доклад по теме самообразования и презентация по развитию познавательных процессов....

Коррекционная работа на уроках русского языка как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями.

 На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования и воспитания в соответствии с перспектив...

Доклад на тему: « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»

Доклад на тему:« Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»...

Сообщение на МО « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями» 2024 год

laquo; Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»...