Классный час. "Уроки тренинга жизненных навыков" "Навыки общения".
классный час по теме

Большую часть времени мы проводим с другими людьми, поэтому важно научиться ладить с людьми и уметь себя вести в различных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл navyki_obshcheniya.docx148.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №7"

P5250009

Разработка классного часа

в 5 - 7 классе

"Уроки тренинга жизненных навыков"

"Навыки общения"

Составитель:

Базанова Т.А.,

классный руководитель

5 - 7 класса

МКОУ «СОШ №7»

г. Миасс, 20013

Этот классный час для тех классных руководителей, кого волнует нравственное и физическое здоровье наших детей, их будущее, кто осознанно поставил перед собой цель подготовить их к будущей взрослой жизни - счастливой и радостной, в которой не будет места таким порокам, как табакокурение, наркомания, токсикомания и алкоголизм.

В разработке даны методические рекомендации по проведению классного часа и материалы, которые позволят выработать определенные умения и навыки поведения в обществе у учащихся.

Учителю необходимо, учитывать возрастные особенности детей, расширять их познания в той или иной заявленной теме.

Только при организации целенаправленной и систематической работы по воспитанию у учащихся стремления к ведению здорового образа жизни в обществе, можно преодолеть негативные тенденции в государстве.

Используемы источники: Романова О.Л., Александров А.А “Тренинг жизненных навыков” Абакан 2003

Педагогические заповеди

Педагоги, ведущие курс тренинга жизненных навыков в общеобразовательной школе должны в первую очередь исповедовать следующие педагогические заповеди:

 1. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

 2. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

 3. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

 4. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

 5. Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

 6. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

 7. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

 8. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

 9. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

10. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

Цель урока - Научить подростков эффективно общаться.

Главные задачи урока:

- определить понятие общение

- обсудить вербальное (словесное) и невербальное (без слов) общение

- определить, что такое неправильное понимание или недопонимание

- обсудить, как оно развивается

- обсудить пути преодоления недопонимания

- создать безопасную атмосферу на занятии

Необходимые материалы:

- полоски бумаги с написанными на них различными эмоциями для иллюстрации вербального и невербального общения

Подготовка к уроку:

Приготовьте полоски бумаги для вербальных и невербальных упражнений.

Выберите учеников, которые будут ведущими упражнений по общению.

Введение

Скажите ученикам, что мы большую часть времени проводим вместе с другими людьми. Поэтому важно научиться ладить с людьми и уметь себя вести в различных ситуациях. Некоторые навыки помогают людям более эффективно строить межличностные отношения.

Упражнение: “Испорченный телефон”. Прошепчите соседу на ухо несколько фраз, например: “Футбол в среду, контрольная в четверг, а конец недели в пятницу”. Пусть ученики продолжат игру до конца. Посмотрите, как изменилось ваше сообщение, пока путешествовало по ученикам.

Что такое общение

Задача - дать определение понятию общение.

Попросите учеников дать определение общению.

Общение (коммуникация) - это выражение человеком себя таким способом, при котором он легко и правильно понят.

Задача - дать определение эффективного общения.

Спросите учеников, когда (при каких условиях) можно заключить, что общение эффективно.

Вывод, который необходимо сделать

Общение между двумя людьми эффективно, если получатель сообщения (информации) интерпретирует (понимает) его также, как и предполагал отправитель.

Виды общения

Задача - показать разницу между вербальным и невербальным общением.

Скажите ученикам, что общение может быть словесным (вербальным) и без слов (невербальным). Спросите их, что имеется в виду под вербальным и невербальным общением.

Вербальное общение - это общение с помощью слов и тона голоса. Например: речь, музыка, письмо, кино.

Невербальное общение - это язык тела: манеры, выражение лица, позы тела, жесты рук. Скажите ученикам, что от 65% до 80% всех сообщений, которые они передают окружающим осуществляются на невербальном уровне.

Задача - обсудить с учащимися важность согласования между вербальными и невербальными сообщениями для того, чтобы быть понятыми  в процессе общения. Скажите ученикам, что для того, чтобы эффективно общаться вербальные и невербальные сообщения должны быть одними и теми же. Множество случаев непонимания или недопонимания одного человека другим происходят вследствие того, что между вербальным и невербальным компонентами общения существует разница.

Задача - проиллюстрировать, как невербальное поведение может быть проинтегрировано разными способами.

Упражнения:

- Попросите учеников привести примеры. Например, учитель говорит, что у него всегда есть время поговорить с учениками, но  в то же время посматривает на часы и нервно укладывает свой портфель.

- Пригласите пять учеников изобразить пять разных эмоциональных состояний и говорить одно и то же слово: “Привет!”. Попросите остальных описать сообщение, которое каждый из них передал классу.

- Попросите трех учеников дать по одной карточке каждому ученику с одним из следующих слов на ней - злость, нервозность, комплимент. Попросите каждого ученика изобразить без слов (невербально) эмоцию, которая указана на полученной карточке. Остальные ученики должны угадать эту эмоцию.

- Попросите учеников подобрать из старых журналов картинки с изображением разных вариантов языка тела. Попросите учеников проинтегрировать сообщения каждой из карточек.

Выводы, которые необходимо сделать

Часто мы передаем окружающим сообщения, которые отличаются от того, что мы намерены сказать.

- Часто наши чувства выражаются через невербальное поведение.

- Важно осознавать содержание сообщений, которые мы передаем.

Как можно избежать неправильного понимания

Задача - определить, что такое неправильное понимание или недопонимание. Спросите учеников, что они понимают под словом недопонимание.

Недопонимание - это ситуация, когда получатель сообщения понимает его значение отлично от посылающего сообщение.

Задача - обсудить как недопонимание возникает и как его можно избежать.

Попросите учеников привести примеры недопонимания, которые они испытывали, и как по их мнению недопонимания можно было избежать. Организуйте ролевую игру и покажите примеры недопонимания. Спросите учеников, как можно было избежать недопонимания. Повторите ролевую игру в соответствии с рекомендациями учеников.

Выводы, которые необходимо сделать 

В случае двусмысленного или противоречивого общения можно внести ясность следующими способами:

- Спросить. С  позиции посылающего сообщение: “Ты понимаешь о чем я говорю?” С позиции получающего сообщение: “Ты это имеешь в виду...”.

- Перефразировать сообщение для говорящего или излагать сообщение для говорящего еще раз своими словами, в соответствии с тем, что ты понял. Например, если посылающий говорит: “Не приходи домой слишком поздно”, - то получающий может уточнить: “Я думаю, это значит, что я должен быть дома не позднее 11 вечера?”.

Почему важно задавать вопросы

Задача - обсуждение приемов избегания недопонимания. Попросите одного добровольца описать рисунок с геометрическими фигурками всему классу. Попросите его заранее приготовиться к тому, чтобы описать рисунок классу. Остальным ученикам предложите нарисовать фигурки. Попросите учеников внимательно слушать одноклассника - инструктора и нарисовать то, что он описывает настолько аккуратно, насколько это возможно, и не задавать никаких вопросов. Попросите пару учеников показать их рисунки. Попросите того же самого ученика - инструктора описать тот же самый рисунок геометрических фигурок классу. Пусть ученик придерживается тех же инструкций. Разница состоит в том, что теперь одноклассники могут задавать ему вопросы. Попросите пару учеников показать рисунки классу и сравните с образцом. Это упражнение практически всегда отлично иллюстрирует роль уточняющих вопросов для правильного понимания сообщения.

Выводы урока

Задача - обобщить главные моменты урока.

- Общение  - это процесс, с помощью которого один человек (посылающий сообщение) что-то сообщает другому (получающему сообщение) с намерением получить ответ или передать информацию.

- Вербальное общение включает слова, которые мы произносим, и тон нашего голоса.

- Невербальное общение - это язык тела: выражение лица, позы, жесты.

- Мы должны осознавать собственные невербальные сообщения, т.к. неосознанно можем давать противоречивую информацию.

- Эффективное общение предполагает, что посылающий и получатель сообщения интерпретируют его одинаково.

- Недопонимание - это провал общения.

- Имеется несколько способов попытаться прояснить двусмысленные или противоречивые сообщения. Например: задать вопросы, быть конкретным, перефразировать получаемые сообщения.

Приложение 1

Материалы для учеников

Развитие навыков общения

Почему важно улучшать навыки общения? Поскольку большую часть жизни мы проводим среди других людей, важно уметь общаться с людьми и правильно себя вести в различных социальных ситуациях. Изучение навыков общения может помочь в этом. Что такое общение? Общение - это процесс, с помощью которого человек посылает сообщение другому человеку с целью получения информации или получения ответа.

Виды общения

Большая часть общения включает как вербальное, так и невербальное общение. Для того, чтобы ваше сообщение было правильно понято, нужно, чтобы вербальное и невербальное значения вашего сообщения совпадали. Вербальные сообщения - это наши слова, а также тон и громкость голоса. Невербальное общение - это выражение лица, поза, жесты.

Как избежать недопонимания

Недопонимание - это провал общения. Многие проблемы личной жизни людей - это результат простого недопонимания. Они могут быть совершенно устранены, если вы будете внимательно следить за тем, как говорите. Удостоверьтесь, что ваш собеседник понимает что вы имеете в виду, когда говорите с ней или с ним о чем-либо. Если это не так и ваше сообщение неясное, то человек, с которым вы говорите, может подумать, что вы имеете в виду что-то совсем другое. Имеются простые способы как избежать недопонимания. Тренируйтесь и используйте их на практике.

Посылайте одно и то же сообщение и по вербальному и по невербальному каналу общения. Убедитесь в том, что то, что вы говорите и то, как вы говорите, соответствуют друг другу. Ваш тон голоса, поза, выражение лица посылают собеседнику важную информацию. Если вы скажите что-то (вербальное общение) с несоответствующим выражением лица (невербальное общение), то ваш собеседник может быть сбит с толку. Например, если вы скажите, что сошли с ума, но при этом будете весело улыбаться, собеседник решит, что вы пошутили и не примет информацию всерьез.

Будьте конкретными в высказываниях, говорите точно то, что вы имеете в виду. Не говорите о чем-либо в обобщенном виде. В противном случае (если вы не конкретны), человек может не понять, что вы имеете в виду. Он должен догадаться. Если же вы выражаетесь точно и конкретно, но вашему собеседнику не нужно будет о чем-либо гадать и не останется места для недопонимания. Например, вместо того, чтобы сказать, что вы встретитесь в субботу во второй половине дня, укажите точное время и место встречи, сказав, что встретитесь у вашего дома в 2 часа дня.

Задавайте вопросы. Задавать вопросы вы можете вне зависимости от того, какую роль вы играете в процессе общения: сообщаете ли вы информацию или принимаете её. Задавать вопросы особенно полезно, если вы кому-то объясняете, как надо что-либо делать. После того, как вы кончили объяснения, попросите задать вам вопросы. При этом, если вам говорят что-то, что вам неясно, переспросите для получения более конкретной информации. Скажите, что вы недопоняли и просите пояснить снова. Перефразируйте полученное сообщение. Другой способ убедиться в точности сообщения - это перефразирование (т.е. повторение того же самого, но своими словами). Опять же этот прием работает и для получателя информации и для посылающего её участников общения. Если вы хотите убедиться, что люди, слушающие вас, поняли о чем идет разговор, попросите их пересказать то, что вы им сказали. Если вам кто-то что-то говорит и вы хотите убедиться, что правильно его поняли, вы можете повторить это для него своими словами. Это дает вашему собеседнику шанс дать вам больше информации и объяснить вам что-то еще раз. Например, после того, как вам что-то объяснили скажите: “Хорошо. Дайте мне убедиться, что я вас правильно понял!”. После этого повторите своими словами все то, что он(а) вам сказал(а).

Как строить отношения с родителями

Умение общаться очень важно для разрешения любого рода проблем и является одним их наиболее ценных жизненных навыков. Общение  можно определить как передачу информации или обмен ею. Однако успех любого общения определяется прежде всего взаимопониманием. Многие личные проблемы возникают вследствие недостатка взаимопонимания между людьми. Несогласия и ссоры усиливаются и осложняются из-за нашей неспособности видеть мир не только глазами, но также умом и сердцем друг друга. Когда нет взаимопонимания, не может быть и доверия. В то же время, хорошо владея искусством общения, мы можем лучше понимать других людей, а им, в свою очередь, будет легче понять нас. Следует подчеркнуть, что истинное общение предполагает обмен не только словами, мыслями и информацией, но и чувствами, эмоциями, переживаниями.

Итак, насколько умело мы можем разрешить возникающие проблемы и конфликты? Стремимся ли мы с самого начала предотвратить их возникновение?

Давайте рассмотрим некоторые способы общения, которые помогут нам так строить свои отношения с родителями, что они смогут по-настоящему понять нас.

Посылка сообщения

Общение состоит из посылки сообщения, когда мы сами высказываем свои мысли, и приема сообщения, когда мы слушаем своего собеседника.

Существуют два способа посылки сообщений - вы-послания и я-послания. В вы-посланиях содержатся возмущение, обида, защита, обвинение; они направлены против другого человека в зависимости от конкретной проблемы или ситуации. В случае получения вы-послания общение прерывается, и легко может возникнуть ссора.

Когда люди чувствуют угрозу нападения, они обычно защищаются, либо отрицая свою вину, либо включаются в спор. Если человек получает вы-послание, в котором говорится: “Это Ваша вина!” или “Вам нельзя доверять!”, то он парирует обвинение, отрицая его: “Я ни в чем не виноват!” или “Мне тоже можно доверять!”. Человек также может реагировать посылкой своего собственного вы-послания: “Это не моя вина, Вы сами виноваты!” или “Я здесь ни при чем, это Вам нельзя доверять!”

Вот пример ссоры между матерью и ее дочерью-подростком, в которой обе стороны использовали вы-послания:

Мать: И где же, интересно, Вы были, юная леди! Время уже после полуночи, и ты опоздала на два часа. Тебе просто нельзя доверять! (Нападение с помощью вы-послания).

Дочь: Прекрасно! В ту же минуту, как я вошла, ты набросилась на меня! Ты никогда не даешь мне возможности объясниться! (Атакует с помощью собственного вы-послания).

Мать: Мне уже надоели твои объяснения. Ты не заботишься ни о ком, кроме себя! (Отрицает вы-послание дочери и отвечает своим собственным посланием).

Дочь: Это ты ни о ком не заботишься. Даже если я умру, ты все равно будешь орать на меня! Ты никогда не даешь мне высказаться! (Отрицает вы-послание своей матери и бросает ей другое вы-послание).

Мать: Не смей со мной так разговаривать! Теперь ты до конца месяца не пойдешь гулять со своими друзьями! (Общение окончательно прервано).

Я-послания позволяют сделать нечто большее, чем просто кричать о нашей собственной “правоте” и “неправоте” родителя.  В этом случае мы стремимся к тому, чтобы родители поняли то, что мы хотим сказать, пытаемся изменить ситуацию, исправить вызвавший конфликт поступок. Я-послания позволяют другому человеку узнать о наших чувствах, они не направлены против личности нашего собеседника, не обвиняют его. Я-послания позволяют другому человеку узнать о наших чувствах, они не направлены против личности нашего собеседника, не обвиняют его. Я-послания способны помочь преодолеть проблему, поскольку в них речь идет лишь о данной ситуации, а не о том, что происходит “всегда” или не происходит “никогда”. Возможно, если бы в выше приведенном случае мама девочки использовало я-послания, все было бы по-другому.

Мать: Я так волновалась! Уже так поздно, а я даже не знала, где ты!

Дочь: Мне очень жаль, что тебе пришлось беспокоиться. Автобус сломался, и мне пришлось ждать другого. Я пыталась позвонить, но единственный автомат не работал. Мне, правда, очень жаль.

Мать: Ладно. По крайней мере ты пыталась позвонить. Главное, что ты дома и вне опасности.

На этот раз мать воспользовалась я-высказыванием для выражения своего беспокойства и заботы о дочери. Поскольку дочь не чувствовала обвинений и нападок с ее стороны, она не отрицала свою вину и не атаковала ее своим вы-посланиями; у нее была возможность объясняться, и конфликт был предотвращен. Если бы мать воспользовалась вы-высказываниями, смогла бы дочь предотвратить конфликт с помощью я-высказывания?

Мать: И где же, интересно, Вы были, юная леди! Время уже после полуночи, и ты опоздала на два часа. Тебе просто нельзя доверять! (Использует вы-послание).

Дочь: Можно мне объяснить случившееся? (Не попадается на удочку вы-послания.)

Мать: Нет! С меня достаточно твоих объяснений! Ты не заботишься ни о ком, кроме себя! (Продолжает посылать вы-послание).

Дочь: У меня есть объяснение, но я не могу ничего сказать, пока ты не согласишься выслушать меня. Я очень расстроена. (Дочь остается спокойной и даже посылает я-послание, чем несколько смягчает ситуацию).

Мать: Ну хорошо, расскажи, что случилось.

Дочь: Автобус сломался, и мне пришлось ждать следующего. Я знала, что ты будешь беспокоиться, и пыталась позвонить, но единственный автомат не работал. Мне очень жаль.

Мать: Я думаю, ты сделала все, что было в твоих силах. Извини, что я накричала на тебя, но я так беспокоилась.

Дочь: Прости меня.

Мать: И ты меня тоже.

Используя я-послания вместо вы-посланий, дочь сохранила возможность общения и избежала конфликта. Конечно, нельзя гарантировать, что все пройдет так гладко. Однако у нас появляется существенно больше шансов добиться взаимопонимания, если мы воспользуемся я-посланиями, а не обвинительными вы-посланиями.

Как послать я-сообщения

Существуют три последовательных шага отправки я-сообщения. Хотя нет необходимости всегда использовать все три составляющие, все же их полезно знать.

Первый шаг: Сначала мы описываем ситуацию или поведение, вызвавшее проблемы. Будьте точны и говорите только об одной конкретной ситуации или поведении. Избегайте обвинений и употребления местоимений “ты” или “вы”. Например: “Когда я не могу пойти в поход с ребятами...”, звучит гораздо лучше, чем “Когда вы не разрешаете мне пойти в поход с ребятами...”.

Второй шаг: Затем мы переходим к описанию того, что мы чувствуем в данной ситуации или вследствие данного поведения. “Я так расстраиваюсь, когда не могу пойти в поход с ребятами. У меня совершенно портится настроение, и я становлюсь форменным занудой”. Это звучит лучше, чем: “Вы специально портите мне настроение, не разрешая пойти в поход с ребятами, и делаете из меня зануду”.

Третий шаг: Наконец, объясняет, почему мы испытываем подобные чувства. “Когда я не могу пойти в поход с ребятами, у меня совершенно портится настроение. Мне хочется проводить больше времени со своими друзьями, и к тому же они смеются надо мной из-за того, что мне не разрешают провести ночь вне дома”.

Хотя гарантировать успех невозможно, но в случае подобного течения разговора Вам наверняка удастся добиться большего, чем если бы Вы использовали вы-послания типа “Вы всегда относитесь ко мне как к ребенку”.

Очень важно также и время послания. Если мы обращаемся к родителям с просьбой безотлагательно что-то купить, то мы поступаем опрометчиво. Нам следует направить им я-послание, когда они в хорошем настроении, спокойны, никуда не торопятся и могут оказаться более восприимчивым к нашей просьбе. Конечно, иногда ждать просто невозможно, не все же, если ситуация позволяет, подумайте о более удачном времени.

Правильно ли мы пользуемся языком мимики и жестов? Напрячься, отвернуться, ссутулиться, отвести глаза, указывать пальцем или показывать кулак - все это примеры очень выразительного и всем понятного языка. Важно понимать, как это влияет на наше общение. А каким тоном мы говорим? Если наше доброе я-послание высказано обвинительным тоном, то, скорее всего, оно останется без ответа. Лучше всего направлять я-послания спокойным голосом; это обычно успокаивает собеседника и к тому же помогает ясности мыслей.

Иногда мы посылаем родителям прекрасное я-послание, а они отвечают вы-сообщением. Мы попадаемся на крючок, и вскоре начинается обычная перепалка, перебрасывание вы-сообщениями. Как бы мы ни были рассержены, мы должны употреблять только я-послания. Умение слушать поможет решению этой задачи.

Прием послания

Иногда подростки просто игнорируют слова родителей или при разговоре однозначно дают им понять, что просто вынуждены присутствовать рядом, но на самом деле все равно не слушают их нравоучений. Большинство из нас отлично владеет этим искусством; нам не составляет труда дать понять говорящему, что его слова не заслуживают внимания. Когда же мы, наоборот, внимательно слушаем своего собеседника, то тем самым говорим ему, что он имеет право выражать свое чувство или мнение. Это не означает, что мы должны притворятся, будто соглашаемся с  ним; мы можем считать, например, что точка зрения наших родителей ошибочна. Но, признавая за собой право на собственные чувства и мнения, мы должны согласиться, что у родителей тоже есть право на свою точку зрения. Если мы будем относиться к родителям с пониманием и уважением, то наши отношения с ними станут более ровными.

Итак, что это означает - внимательно слушать своего собеседника?

Первый шаг - пассивное слушание: мы молчим, не перебиваем, спокойно стоим и смотрим на родителей, когда они с нами разговаривают. Пассивное слушание - это просто проявление внимания.

Второй шаг - активное слушание. Кивок головой, простые ответы типа “угу” или “правда?” являются примерами активного слушания. Они подбодрят наших родителей и дадут им понять, что мы их слушаем. Используя простые фразы типа “это интересно” или “никогда бы не подумал”, точно так же, как и короткие вопросы вроде “Что ты имеешь в виду?” или “Что же произошло дальше?” могут помочь беседе и облегчить взаимопонимание.

Третий шаг  называют зеркальным или отражающим слушанием: мы становимся как бы зеркалом, отражая то, что нам говорится. Это означает, что мы отражаем чувства, заключенные в словах. Давайте вернемся к первому примеру.

Мать: И где же, интересно, Вы были, юная леди! Время уже после полуночи, и ты опоздала на два часа. Тебе просто нельзя доверять!

Дочь: У тебя такой голос... Ты, наверное, сильно беспокоилась обо мне? (Понимает чувства, заключенные в словах, и отражает их).

Мать: Конечно, беспокоилась! Я чуть с ума не сошла! Что случилось? (Достаточно успокаивается для того, чтобы задать вопрос).

Дочь: Автобус сломался, и мне пришлось идти на следующую остановку и ждать другого автобуса. Я пыталась позвонить, но единственный автомат поблизости был сломан. Мне очень жаль. (Получает возможность объясниться).

Мать: По крайней мере ты пыталась позвонить. Главное, что ты дома и вне опасности. (Конфликта удалось избежать).

Отражающее слушание лучше всего начинать с фраз типа “Я понимаю, что ты чувствуешь...” или “Ты говоришь, что...”, “Я думаю, ты очень расстроилась...”. Всегда можно найти подходящие слова, которые смогут передать чувства, заключенные в словах Ваших родителей. Вот конкретный пример:

Отец: Ты никогда не хочешь сделать что-нибудь для семьи. Всегда убегаешь со своими друзьями.

Отец рассержен, переживает, что его игнорируют. Возможно, он боится оказаться больше не нужным для сына или дочери, которым неприятно проводить время вместе с семьей. Возможно, он даже ревнует.

Так как люди иногда скрывают свои истинные переживания, мы можем не увидеть истинных чувств и сказать. например: “Похоже, ты сердишься”, хотя на самом деле он просто обижен. Обычно такое непонимание довольно легко разрешить, если отец ответит: “Нет, я не сержусь, просто твое поведение обижает меня”. Но иногда возникают проблемы. Например:

Сын: Похоже, ты сердишься.

Отец: Не смей так разговаривать со мной! Это ты как всегда разозлился!

К счастью, такое непонимание можно легко преодолеть. Нам просто нужно исправить ошибку: “Видимо, слово “сердишься” тут не подходит. Ты, наверное, обижен”. Если с первого раза мы неверно поняли своих родителей, нужно просто попробовать еще раз.

Более серьезные проблемы возникают, если мы начинаем с отражающего слушания, но затем незаметно для себя переключаемся на вы-послания, и тогда начинается уже знакомая перепалка.

Дочь: Похоже, ты сильно раздражена тем, что я долго висела на телефоне. (Использует отражающее слушание).

Мать: Конечно! Уже два часа я пытаюсь дозвониться домой. Сколько раз я тебе говорила так долго не болтать по телефону!

Дочь: Почему ты не можешь говорить со мной нормально? Ты всегда кричишь на меня из-за любой мелочи! (Забывает об отражающем слушании и начинает использовать вы-высказывания).

Мать: Не смей говорить со мной таким тоном! И чтобы я тебя сегодня больше у телефона не видела!

Если бы дочь продолжала отражающее слушание, все могло бы обернуться иначе.

Дочь: Похоже, ты сильно раздражена тем, что я долго висела на телефоне. (Использует отражающее слушание).

Мать: Конечно! Уже два часа я пытаюсь дозвониться домой. Сколько раз я тебе говорила так долго не болтать по телефону!

Дочь: Должно быть, тебе хочется свернуть мне шею! (Отражает чувства матери).

Мать: Вот уж действительно! С кем ты так долго разговаривала? (Успокаивается в достаточной мере для того, чтобы задать вопрос).

Дочь: Я говорила со Светой. Я не думала, что долго разговариваю. Мы обсуждали задание на завтра. И еще просто болтали.

Мать: Впредь тебе прийдется быть внимательнее, потому что иногда мне просто необходимо дозвониться домой с работы. Я хотела, чтобы ты вытащила курицу из морозилки. Но теперь уже поздно.

Дочь: Может, мы доедим мясной рулет? Я постараюсь больше не болтать так долго по телефону. (Вместо того, чтобы вступать в конфликт, они разрешили проблему).

Что делать, если родители будут отрицать, высмеивать или каким-то другим образом подавлять ваши чувства?

Наверное, почувствовав себя несправедливо обиженным, мы рассердимся, и у нас появится желание выплеснуть этот гнев на своих родителей. И все же в разговоре постарайтесь использовать только я-послания, поскольку вы-послания лишь ухудшат дело. Можно поговорить о данной ситуации еще с кем-нибудь другим, например, со вторым родителем, с дедушкой или бабушкой, старшим братом или сестрой, учителем или знакомым.

Совершенствование навыков общения является делом нелегким, требует усилий, целеустремленности и уважения к собеседнику. Но, улучшая отношения, мы улучшаем как свою жизнь, так и жизнь других людей. Мы учимся искусству общения не только при разговоре с родителями, но и с самыми разными людьми в различных ситуациях. Благодаря практике и упорству навыки общения будут совершенствоваться и постепенно станут естественной частью нашей жизни.

Как сразу расположить к себе

Дейл Карнеги

Философы размышляли о законах человеческих взаимоотношений в течение тысячелетий и вывели одно правило. Иисус суммировал его в единой мысли, едва ли не самой важной в мире. “Поступайте с людьми так, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами”.

Вы хотите получить одобрение у тех, с кем вы вступаете в контакт? Вы хотите, чтобы вас оценили по-настоящему? Вы хотите быть значительным человеком в вашем маленьком мире? Мы все хотим этого.

Итак, будем же повиноваться золотому правилу и давать людям то, что мы хотели бы получить для себя.

Как? Когда? Где? Ответ один: всегда и везде.

Если, например, официантка принесет нам картофельное пюре вместо заказанного жареного картофеля, давайте скажем: “Простите за беспокойство”, “Не будете ли вы так добры...”, “Не угодно ли вам...” - эти маленькие любезности подобно маслу смазывают шестеренки монотонно работающего механизма ежедневной жизни и, кроме всего прочего, являются признаком хорошего воспитания...

Неоспоримой истиной является то, что каждый встречный человек в чем-то ощущает свое превосходство над вами. И самый верный путь к его сердцу - это тонко дать ему понять, что вы признаете его значительность в его маленьком мире и признаете это искренне. Вспомните слова Эмерсона: “Каждый человек, которого я встречаю, в какой-нибудь области превосходит меня; и здесь я готов у него учиться”.

Но грустная сторона этого явления заключается в том, что обыкновенные люди, имеющие менее всего права испытывать превосходство над кем-либо, всячески стараются разжигать в себе чувство несовместимости с теми, кого они считают ниже себя, делая вид, что они глубоко оскорблены фактом общения с низшими и что их прямо тошнит от этого.

Где же нам с вами следует испытать силу волшебного камня признания прежде всего? А почему бы не начать прямо у себя дома? Не знаю другого такого места, где бы в этом было больше нужды и где бы этим больше всего пренебрегали. Должны же ваши родители знать о том, что вы их очень любите.

Итак, чтобы располагать к себе людей, придерживайтесь следующих правил:

- Проявляйте искренний интерес к другим людям.

- Улыбайтесь!

- Помните, что для человека звук его имени - самый сладкий и самый важный звук человеческой речи.

- Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать вам о себе.

- Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника.

- Давайте людям почувствовать их значительность и делайте это искренне.

Материалы для родителей

Памятка родителю от ребенка

- Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно давать мне все, что я требую. Я просто испытываю вас.

- Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

- Не полагайтесь на применение силы в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.

- Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

- Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это может поколебать мою веру в вас.

- Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только за тем, чтобы просто расстроить вас. А то я попытаюсь достичь еще больших “побед”.

- Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю “Я вас ненавижу”. Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

- Не  заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став “плаксой” и “нытиком”.

- Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам, а то у меня войдет в привычку использовать вас в качестве прислуги.

- Не обращайте внимания на мои “дурные привычки”. Это меня портит.

- Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

- Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание действовать с вами заодно пропадает. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги позднее.

- Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо, и что такое плохо.

- Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки - смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущать, что я ни на что не годен.

- Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

- Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так и не иначе.

- Не подвергайтесь слишком большому испытанию мою честность. Когда я запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

- Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

- Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

- Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от  плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания.

- Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы вообще и буду искать информацию где-то на стороне.

- Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вы вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.

- Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

- Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

- Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе, я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

- Не забывайте то, что я не могу успешно развиваться без понимания и ободрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.

- Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что меня больше учит не критика, а примеры для подражания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг по развитию навыков общения

Развитие навыков общения у учащихся . План занятия....

Особенности работы классного руководителя по развитию навыков межличностного общения

Выступление на городской конференции по теме "Роль классного руководителя во нравственном  воспитании учащихся" (опыт работы с учащимися 6 класса...

Программа психологического тренинга для коллектива "Навыки общения"

Цель:Повышение эффективности взаимодействия  коллективаЗадачи:установить контакт между участниками;сплотить и раскрепостить участников;формирование способности к сотрудничеству;развитие нав...

Тренинги жизненных навыков.

Тренинги для учащихся 10 - 11 классов....

Тренинг жизненных навыков как метод профилактики употребления ПАВ

На этапе планирования содержания курса "Тренинг жизненных навыков"  было решено в каком классе вести этот тренинг, как организовать детей на тренинг, какие средства и приёмы использовать, ка...

Классный час. Урок-тренинг Психология семейных отношений

Классный час. Урок-тренинг Психология семейных отношений...

УРОК -ТРЕНИНГ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЗАКОНЫ ОБЩЕНИЯ. МАСТЕРСТВО КОММУНИКАЦИИ".

Наши учащиеся теряют навыки общения, владения языком как средством коммуникации. Тревожная тенденция свидетельствуют о том, что учащиеся школ слабо владеют связной монологической речью. Поэтому сегодн...