Тренинги жизненных навыков.
материал для подготовки к егэ (гиа) по психологии (11 класс) по теме
Тренинги для учащихся 10 - 11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_napolni_smyslom_kazhdoe_mgnovene_microsoft_word.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг «Наполни смыслом каждое мгновенье»
средняя школа №22
«Наполни смыслом каждое мгновенье»
Разработала: Украинцева И.А.
Психолог СШ № 22
г. Актобе
Цель:
формирование и развитие навыков перспективного видения, моделирования своего будущего через постановку жизненных целей, оценку возможностей, препятствий и ресурсов для достижения поставленных целей;
расширение взгляда на собственную жизнь, оценка временной перспективы жизни, осознание связанности личной жизни каждого с жизнями других людей.
Оборудование: листы формата А-4, маркеры, свечи по кол-ву участников, музыкальное сопровождение, высказывания о смысле жизни.
Ход тренинга.
Актуализация темы:
Тренер: Одним из важнейших жизненных умений является умение
человека ставить перед собой жизненные цели, правильно оценивать свои способности, соотносить их со своими желаниями. Для полной реализации своего потенциала человек должен знать, чего он хочет, и уметь находить способы достижения желаемого, а также источники помощи и поддержки в окружающем мире. Сегодня у каждого из вас будет возможность соприкоснуться с этим умением, заглянуть внутрь себя и понять, чего же я хочу и что мне необходимо, чтобы этого достичь. о сначала давайте постараемся настроиться на эту работу. Попробуем взглянуть на себя через другого человека.
Упражнение «Контакт»
Тренер: Выберите себе в пару того члена группы, которого знаете меньше всех.
Данное упражнение включает в себя несколько заданий. Каждое из них рассчитано на определенное время. Я буду говорить, что надо делать, следить за временем и сообщать вам, когда оно закончится.
Задание 1. В течении 1 минуты молча смотрим друг на друга.
Задание 2. Каждому из вас дается 1 минута, в течении которой вы должны рассказать своему партнеру, кого вы видите перед собой. Рассказ надо начинать словами: «Я вижу перед собой…» и дальше говорить только о внешнем облике, стараясь не включать в рассказ оценочных понятий (красивый, ужасный…), а так же слов, которые содержат информацию о личностных особенностях человека, (добрые глаза, умный взгляд и т.п.) Сначала один говорит 1 минуту, другой слушает, потом наоборот. Я скажу вам, когда нужно будет поменяться ролями.
Задание 3. Каждому из вас дается 1 минута для того, чтобы рассказать своему партнеру, каким он был, с вашей точки зрения, когда ему было 5 лет. При этом можно говорить не только о внешнем облике, но и об особенностях поведения, характера.
После того как первая минута завершится, тренер предлагает тому участнику, который слушал рассказ о себе, в течении 30 сек сказать рассказчику, что в рассказе было наиболее точным, а что в его жизни было совсем не так.
Далее дается 1 минута для рассказа другому участнику пары, а слушатель в конце рассказа получает 30 сек. для обратной связи.
Задание 4. Каждому из вас дается 1 минута для того, чтобы рассказать своему партнеру, какой он, с вашей точки зрения, человек. Вы можете говорить обо всем, что соответствует ответу на вопрос: «Какой человек мой партнер?»
После выполнения всех четырех заданий участники садятся в круг, и каждый делится своими впечатлениями от этого упражнения.
Упражнение «Метафора»
Тренер: Я вам раздаю фрагменты, треснувших табличек с посланием потомкам. Соберите, что они нам завещали.
« Тот кто ответил на вопрос «Зачем жить?», - сможет вытерпеть любой ответ на вопрос «Как жить?» Фридрих Ницше.
«Смысл человеческой жизни – быть источником света и тепла для других людей» С.Л. Рубинштейн
Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут» Ж.Лабрюйер.
Как вы понимаете эти высказывания. Участники группы объясняют, как они понимают данные строки.
Упражнение «Жизненные цели»
Тренер: Перед вами - список жизненный целей. Этот список отражает то, к чему люди могут стремиться на разных этапах своей жизни. Безусловно, он далеко не полон. Прочтите его внимательно и попробуйте дополнить его теми целями, которых по вашему мнению, здесь не достает. А теперь попытайтесь составить свой, личный список жизненных целей ответив на следующие вопросы: «Чего я хочу достичь в жизни? К чему я стремлюсь и к чему мне хотелось бы стремиться? Что для меня наиболее важно из этого списка?
Жизненные цели:
|
А теперь, когда вы составили свой список ценностей, я прошу желающих представить свои цели нашей группе.
Игра-драматизация «Линия жизни»
Тренер: Пожалуйста, во время этой игры не разговаривайте друг с другом, как вы привыкли с помощью слов и жестов. Все что вам разрешается во время этой игры,- общаться при помощи звуков, издаваемых вашим движением. Во время игры надо как можно активнее двигаться. Отставьте в стороны стулья, чтобы освободилось побольше места. Начните ходить по комнате в любом направлении. Смотрите в пол. (20сек)
А сейчас представьте себе, что вы очень старые люди, что вам около 80-90 лет. Когда вы встретите другого участника – такого же «дряхлого старика», как вы, посмотрите на него и поприветствуйте его кивком головы. (15сек)
Теперь вы стали немного моложе, вам уже 50-60 лет. Приветствуйте проходящих мимо правой рукой. (15сек).
Вы еще «помолодели». Вы крепкий 40- летний человек. Помашите проходящим левой рукой. (15сек)
Теперь вам 30 лет. Всем проходящим вы дружески кладете руку на плечо.
Вы должны двигаться как полный жизни 20-летний человек. Хлопайте ваших знакомых по плечам.
Сейчас вы стремительный 15-16 летний. Слегка коснитесь каждого проходящего, при этом стараясь не давать им коснуться себя. (15 сек)
А теперь остановитесь и замрите там, где стоите (10сек).
И вот сейчас вы дикие подростки. Вы гоняетесь, друг за другом, прыгаете и хватаете других за левое ухо, стараясь, чтобы они не схватили вас самих (15 сек)
Остановитесь там, где стоите. (10сек).
А теперь вы неутомимые 5-6 летние дети. Вы носитесь туда, сюда. Быстрее, быстрее, избегайте столкновений.
Когда скорость станет предельной: «СТОП!»
Остановитесь и замрите. Останьтесь в таком положении и закройте глаза. Что вы чувствуете? Теперь откройте глаза и вернитесь на свое место в круг.
Обсуждение:
- В каком возрасте вы чувствовали себя лучше всего?
- Что помогало мне чувствовать себя хорошо?
Упражнение «Линия жизни»
Каждый участник получает чистый лист формата А-4, в распоряжении группы имеются карандаши, ручки, фломастеры, линейки.
Тренер: Перед вами – чистый лист бумаги. Мы предлагаем вам изобразить на этом листе траекторию вашей жизни. Жизнь каждого человека начинается с момента его появления на свет.
Сейчас поставьте на вашем листе точку, которая будет символизировать этот момент. Момент своего рождения.
От этой точки проведите линию, которая и будет вашей «линией жизни».
Отмечайте, на ней каждые пять лет, начиная с нуля.
Обозначьте где вы сейчас находитесь, и попробуйте заглянуть в будущее.
А теперь посмотрите на свои жизненные цели и попробуйте распределить их на «линии жизни», в соответствии с тем, когда хотелось бы достичь той или иной цели.
Подумайте над тем, каким образом вы будете достигать этих целей, что можно сделать уже сейчас? Какие препятствия могут вам встретиться, что может помешать в достижении ваших целей? Какие ресурсы у вас есть, что может помочь в достижении ваших целей? Что можно взять из настоящего, прошлого, будущего для достижения целей? Чего не хватает вам сейчас для достижения целей?
(Индивидуальная работа. На выполнение задания отводится 3-5 минут)
Теперь мы предлагаем вам объединиться в группы . В подгруппах обменяться своими жизненными целями и создать групповую линию жизни.
(работа в подгруппах 5-7 минут)
(Презентация микро-группами своих вариантов «Линии жизни»)
Тренер: Что вам удалось узнать из этого упражнения? Что вы думаете о жизненных целях о необходимости их постановки перед собой? Как согласуются ваши цели с целями других людей? Какие не используемые пока еще ресурсы вы увидели в своей жизни?
Триумфальная арка
Тренер: А теперь я предлагаю вам пройти через триумфальную арку.
Каждый участник тренинга проходит через арку, и получает хвалебные
слова в свой адрес.
Рефлексия
«Настрой на позитивное восприятие себя и окружающих»
«Тот кто ответил на вопрос
«Зачем жить?», -
сможет вытерпеть любой ответ
на вопрос «Как жить?»
Фридрих Ницше.
Смысл человеческой жизни –
быть источником света и тепла
для других людей. С.Л. Рубинштейн
Жизнь – это то, что люди больше
всего стремятся сохранить и
меньше всего берегут.
Ж.Лабрюйер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час. "Уроки тренинга жизненных навыков" "Навыки общения".
Большую часть времени мы проводим с другими людьми, поэтому важно научиться ладить с людьми и уметь себя вести в различных ситуациях....
Тренинг жизненных навыков как метод профилактики употребления ПАВ
На этапе планирования содержания курса "Тренинг жизненных навыков" было решено в каком классе вести этот тренинг, как организовать детей на тренинг, какие средства и приёмы использовать, ка...
Тренинг "Жизненные ценности"
Представленый тренинг направлен на оказание помощи в определении целей и приоритетов у подростков....
Тренинг «Жизненые цели»
Цель: создать условия для осознания подростками важности умения планирования своей жизни, принятия ответственности за события своей жизни....
Тренинг «Жизненый путь»
осознание своих жизненных целей , активизация механизмов...
Тренинг "Жизненные ценности"
Тренинг предназначен для пропаганды ЗОЖ среди 7 - 11 классов.Задачи тренинга:1) Познакомить участников с понятием «ценность» и выявить специфику жизненных ценностей.2) Сформировать отношен...
ТРЕНИНГ "Жизненные ценности"
Тренинг...