Дифференциация звуков Л-Р
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
- Произносить (читать) слоги.
ра – ла | ро – ло | ру – лу | ры – лы |
ря – ля | рё – лё | рю – лю | ри – ли |
ре – ле | ла – ра | ло – ро | лу – ру |
лы – ры | ля – ря | лё – рё | лю – рю |
ли – ри | ле – ре |
- Произносить (читать) слоги.
ар – ал | ор – ол | ур – ул | ыр – ыл |
яр – ял | ёр – ёл | юр – юл | ир – ил |
ер – ел | ал – ар | ол – ор | ул – ур |
ыл – ыр | ял – яр | ёл – ёр | юл – юр |
ил – ир | ел – ер |
- Произносить (читать) слова.
Рад – лад, рак – лак, рама – лама, рамка – лавка, Кира – Мила, Юра – юла, Мара – мала, Ира – била, краса – глаза, игра – игла, враг – флаг, грач – плач, парады – палаты, рот – флот, рожь – ложь, рожки – ложки, ров – лов, рос – колос, роза – лоза, Пров – плов, трон – слон, крот – плот, крошка – плошка, Прошка – плошка, пирог – пилот, ручка – лучше, рубка – голубка, шуруп – тулуп.
- Произносить (читать) слова.
Ручей – лучей, прорубь – голубь, беру – пилу, выручать – получать, пруд – плут, рука – Лука, рыбка – улыбка, топоры – столы, комары – малы, серый – белый, горы – скалы, бурый – алый, игры – иглы, добрый – тёплый, укрыть – уплыть, метры – мётлы, моря – поля, моряк – поляк, горят – болят, Боря – Поля, Варя – Валя, варят – валят, крякать – слякоть, тряпка – лямка.
- Произносить (читать) слова.
Пряжка – фляжка, рёва – Лёва, Серёжа – лёжа, ларёк – кулёк, берёт – полёт, верёвка – пелёнка, пузырёк – мотылёк, вперёд – самолёт, варёный – солёный, рёв – клёв, варю – велю, горю – колю, горючий – колючий, трюк – люк, крюк – клюв, брюква – клюква, рис – лис, Марина – малина, перина – Полина, турист – футболист.
- Произносить (читать) слова.
Берись – хвались, варить – валить, дарить – удалить, море – поле, перец – палец, серенький – беленький, дар – дал, бар – бал, пар – пал, жар – жал, вар – вал, стар – спал, пожар – стал, жарко – пожал, парта – палка, картон – балкон, комар – поймал, барка – балка, бор – вол, хор – кол, укор – укол, горка – холка, корка – колко.
- Произносить (читать) слова.
Горит – болит, сорить – солить, говорить – повалить, парить – палить, шарить – шалить, жарить – жалить, речь – лечь, рейка – лейка, речка – колечко, норка – полка, топор – пол, упорный – полный, горчица – волчица, бурка – булка, ковёр – повёл, боксёр – вошёл, призёр – пришёл, костёр – котёл, шахтёр – новосёл.
- Произносить (читать) слова.
Тёрка – тёлка, бирка – вилка, жир – жил, мир – мил, пир – пил, мерка – белка, сер – сел, бел; жарь – жаль, ударь – удаль, угорь – уголь, зорька – полька, гирька – килька, горько – только, перья – колья, пузырь – бутыль, бурьян – тюльпан, богатырь – костыль.
- Произносить (читать) слова.
Ларь, литр, роль, руль, брал, прял, грел, рояль, орёл, апрель, лавры, лагерь, люстра, слесарь, рельсы, грелка, прялка, тарелка, кресло, зритель, рослый, горло, кролик, рыхлый, зеркало, брали, крыло, картофель, ныряли, играли, боролись, прыгали, смотрели, маляр, столяр, рулет, рулон, рассол, ларёк, крыло, стрела, рублю, Лариса, Валерий, Лукерья, форель, карлик, кастрюля.
- Произносить (читать) слова.
Вертолёт, напролёт, рыболов, мармелад, карусель, акварель, уронил, просили, выручали, закрыли, леопард, лекарство, лесоруб, глухарь, словарь, календарь, журнал, бурливый, говорливый, крикливый, правило, верблюд, превратили, Волгоград, Карелия, Урал, иллюстрация, генерал, карнавал, пробел, прогулка, проволока, рубль, корабль, журавль, вермишель, километр, спортзал.
- Произносить (читать) предложения.
Брат надел халат. Мара и Мила пололи огород. Он – отважный верхолаз, в небе он не первый раз. Свалим это сухое дерево, разведём костёр и сварим уху. Я спешу на урок в первый класс. Сегодня за парту сажусь в первый раз. Стебель рос и вырос в колос. Заскрипело в ручке старое перо. Сверкают на морозе у саней полозья. Сохнет светлая роса, звонки птичьи голоса. Разум силу победит.
- Произносить (читать) предложения.
Снесла курочка яичко не простое, а золотое. Испугали друг друга олень и лось. Бегут врозь олень и лось. У Веры ручка лучше, чем у меня. По полям бегут ручьи, на дорогах лужи. Прилетели голуби, сели возле проруби. Не заметил я, как вдруг из кошёлки выпал лук. Зайка летом серый, а зимой белый. Куда ни глянь – везде скалы и горы. Белые бараны били в барабаны.
- Произносить (читать) предложения.
«Вот вам золотая рыбка», – дед сказал с улыбкой. Мыло серо, да моет бело. Просо полоть – руки колоть. Рад бы заплакать, да смех одолел. Горька работа, да хлеб сладок. Что с возу упало, то пропало. Иголка, иголка, ты остра и колка. Суп надо солить, на пол не надо сорить. Суп надо сварить, дерево надо свалить. Дело мастера боится. За морем телушка полушка, да рубль перевоз.
- Произносить (читать) предложения.
Сражайся смело за правое дело. Мал золотник, да дорог. Ворона хоть за море летала, а всё белой не стала. Орёл на горе, перо на орле. Журавли курлыкают: курлы, курлы, курлы. А коты мурлыкают: мурлы, мурлы, мурлы. Толст тот, кто ест торт. Лара у Вали играет на рояле. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Произносить (читать) предложения.
Проворонила ворона воронёнка. Наловил Валерий полведра форели. Угостил форелью Дарью и Лукерью. Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила. Улов у Поликарпа – три карася, три карпа. По небу голубому проехал грохот грома. Среди белых голубей скачет шустрый воробей. Съел Валерик вареник, а Варюшка – ватрушку.
- Произносить (читать) предложения.
Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает. Трус на словах храбр. Пока шёл спор, забрела свинья во двор. Человек не орех, сразу не раскусишь. Апрель с водой, а май с травой. Эй, карась, в лаз не лазь, а то застрянешь в лазе, карась. Летели три вороны черны, пестроголовы. Фадей не робей, робких жизнь не любит. На луну пора слетать! До неё рукой подать.
- Выучить потешки. Читать потешки выразительно и чётко
Ворон на трубе гудел на зелёной липке,
А соловушка запел, заиграл на скрипке.
Ванна, Ваня – простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперёд
И поехал в огород.
- Выучить стихотворение. Читать стихотворение выразительно и чётко.
Говорит слонихе слон:
- С детства я люблю бульон.
Сто кастрюлек съел бы сразу,
Но не пробовал не разу. (В. Нестеров)
- Выучить потешку. Читать потешку выразительно и чётко
Сова, совушка, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В сторону глядела,
Головой вертела.
- Выучить потешку. Читать потешку выразительно и чётко
- Ермил, Ермил,
Чем коня кормил?
- Овсом – серебром,
Белоярым пшеном.
- Выучить скороговорку. Читать скороговорку выразительно и чётко.
Вёз корабль карамель.
Наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
- Выучить стихотворение. Читать стихотворение выразительно и чётко.
Весёлые, проворные,
Из тёплых стран в апреле
Грачи от солнца чёрные,
К нам в гости прилетели. (Т. Золотухина)
- Выучить стихотворения. Читать стихотворения выразительно и чётко.
Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.
А Борис Ларису угостил ирисом. (А. Дрёмин)
Солнце в прорубь провалилось,
Солнце крепко простудилось. (В. Шульжик)
- Выучить загадки.
Пришли мужики без топоров,
Срубили избу без углов. (Муравьи и муравейник)
Кто два раза родился: в первый раз – гладкий,
Во второй мягкий и скоро петь научился? (Петух)
Ныряла, ныряла, и хвост потеряла! (Иголка с ниткой)
Махнула птица крылом, закрыла мир одним пером. (Туча)
- Выучить загадки.
Бел как снег, в чести у всех.
В рот попал, да там и пропал. (Сахар)
Ни корабль, ни лодка, ни вёсел, ни паруса, а плывёт – не тонет. (Плот)
Красное коромысло над рекой повисло. (Радуга)
Круглый, снаружи зелёный, внутри красный, на вкус сладкий. (Арбуз)
- Выучить загадки.
По полю бродит, зерно молотит,
Жнёт, косит – хлеба не просит. (Комбайн)
Он родился в лень дождливый
Под берёзкой молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой тонкой и прямой. (Подберёзовик)
- Выучить загадку.
И не плот и не лёд
Вдоль по речке плывёт.
Льдины с ним поборются
И, как сахар, колются. (Ледокол)
- Выучить загадку.
На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют.
Гусениц мороженых яблоки клюют. (Снегири)
- Выучить стихотворения. Читать стихотворение выразительно и чётко.
Воробей просил ворону.
Вызвать волка к телефону.
Пищит комар:
- Я слаб! Я мал!
Мне ветер крылья обломал!
(С. Питиримов)
Флот плывёт к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
- Выучить считалку. Читать считалку выразительно и чётко.
В электричку Эля села,
Электричка загудела.
Электричка, не гуди,
Кто приехал, выходи!
- Выучить стихотворение. Читать стихотворение выразительно и чётко.
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
Если бы грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его наконец бы отмыло!
- Выучить стихотворение. Читать стихотворение выразительно и чётко.
За посёлком у просёлка
В поле пела перепёлка.
Перепел прилетел,
Перепёлку перепел.
- Выучить стихотворение. Читать стихотворение выразительно и чётко.
Шла дорога на бугор,
На пути стоял забор,
Обошла забор, и вот –
Получился поворот!
- Выучить стихотворение. Читать стихотворение выразительно и чётко.
Петуха я впряг в телегу,
Три горошины везу.
Чуть добрался до ночлега –
Нет гороха на возу! (С. Маршак)
- Выучить стихотворение. Читать стихотворение выразительно и чётко.
Говорю я брату – ох!
С неба сыплется горох!
Засмеялся старший брат –
Твой горох ведь это град!
- Выучить стихотворение. Читать стихотворение выразительно и чётко.
Растянулся в луже Яшка
И чуть – чуть не утонул.
Хорошо, что он рубашкой
Лужу сразу промокнул. (В. Мусатов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация звуков [т] и [д]. Закрепление понятий звонкий/глухой звук
Цель занятия: Сравнение и дифференциация звуков [т] и [д].Задачи: Образовательные: закрепление умения давать характеристику звука (по звонкости – глухости, твёрдости - мягкости), зак...
Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»
Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...
Автоматизация звука «Х» в игровых упражнениях. Дифференциация звуков «С - З».
На индивидуальном занятии ведется работа на дифференциацию звуков «С – З» и автоматизацию звука «Х» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных процессов как: памят...
Индивидуальное занятие по РСВи ФПСР в средней группе детского сада. Тема: Дыхательные упражнения. Речевое дыхание. Автоматизация звука: С. Дифференциация звуков: К-Т. Предметы гигиены.
Конспект будет интересен учителям-дефектологам...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы. Учитель-логопед:Бабанина Н.А «Дифференциация звуков р, л» Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, с
Индивидуальное занятие с ребёнком подг.гр."Дифференциация звуков [р-][л] в слогах, словах, предложениях....